Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 2 - Древний каменный век.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
13.08.2024
Размер:
139.95 Кб
Скачать

Мустье (120 - 100 000 – 40 000 лет тому назад)

В настоящее время намечается тенденция к пересмотру хронологических рамок этой эпохи, что объясняется более древним появлением на исторической арене «человека разумного» (см. раздел «Антропогенез») и накоплением нового обширного археологического материала. Наиболее дискуссионна проблема перехода от мустье к верхнему палеолиту. Однако, так как многие вопросы очень далеки от своего разрешения, характеристика мустьерской эпохи излагается в соответствии с наиболее широко распространенными на сегодняшний день взглядами.

Природные условия мустье. Археологическая эпоха мустье совпадает с двумя периодами плейстоцена: теплого и влажного рисс-вюрмского (микулинского для Восточной Европы) межледниковья и первой половине вюрмского (валдайского) оледенения. Наиболее вероятная дата этого межледниковья от 120-110 000 до 75-70 000 лет назад. Основные черты рельефа того времени были близки современным, однако площади и береговая линия морей, особенно внутренних, имели существенные отличия, так как моря переживали фазу трансгрессии (подъема уровня) и затопляли ранее сухие области. Фаза наиболее теплой поры межледниковья характеризовалась, возможно самой большой облесенностью за весь период плейстоцена, тундровой зоны на Русской равнине не было. Среднегодовые температуры были на 4-6 градусов выше современных, главным образом за счет относительно теплых зим. Для Сибири это межледниковье - также теплая и наименее континентальная эпоха плейстоцена. Палеоботанические данные указывают на широкое распространение лесных, особенно темнохвойных, ландшафтов.

Вторая половина мустье (75 000-70 000 – 40 000 лет тому назад) соответствует первой половине вюрмского (ранневалдайского, для Восточной Европы - калининского, для Сибири – зырянского) оледенения. С увеличением ледникового покрова и роста похолодания происходит деградация лесной растительности, ландшафты представлены на севере лесотундрой, а южнее - достаточно холодными, редкотравными перигляциальными степями. Климат становится суровым, развивается многолетняя мерзлота, достигающая 49-50 градусов сев.широты. Фауна млекопитающих ранневалдайского времени известна в основном по материалам мустьерских стоянок, в ее составе присутствуют животные тундровой, лесной и степной ландшафтных зон. Характерными видами являются: мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, пещерная гиена, тигролев, северный олень, дикая лошадь, бизон, осел, сайга, овцебык, песец (см. рис. "Животные позднего плейстоцена").

Расселение человека в мустьерское время.

Эта эпоха представлена большим количеством разнообразных памятников, распространённых значи­тельно шире, чем в ашельское время; мустьерские стоянки известны во всем Старом свете, а самые северные пересекают границу Северного Полярного круга.

В России и на прилегающих территориях известно более 150 мустьерских памятников. Большая часть из них представлена материалами, которые не имеют четкого стратиграфического положения, и, поэтому называются переотложенными. Однако имеются стоянки с хорошо стратифицированными богатыми культурными слоями, например - крымские гроты Киик-Коба, Староселье, Заскальное 1-5, стоянки Молодова 1-7 на Днестре, Рожок в Приазовье, пещеры Кударо 1-3, Цона на Кавказе, пещеры Мезмайская, Треугольная, Матузка, Мыштулагты-лагат и Монашеская, стоянка Ильская на Северном Кавказе, Сухая Мечетка на Волге, пещеры Денисова, Страшная, Усть-Канская, Кара-Бом и другие на Алтае. Наиболее северные памятники, такие как Хотылево на Десне, Пещерный лог и другие стоянки бассейна Камы, Бызовая и Крутая Гора на Печоре показывают возросшую способность людей в присоблении к новым природным условиям. Широкое расселение человека в мустье обусловлено развитием каменной индустрии и домостроительства.

В наиболее изученных районах учёными выделены мустьерские археологические культуры: например стинковская и молодовская на Днестре, кударская, хостинская на Центральном Кавказе.

Рис. 10. Распространение мустьерских памятников в Северной Евразии

Как уже говорилось выше, мустьерские памятники известны почти во всех странах Старого света. Каменный инвентарь их очень разнообразен. Мустьерская материальная культура неоднородна, в ней можно выделять различия разного уровня. С одной стороны, выделяют так называемые «варианты» или «пути развития», которые отражают общие закономерности развития различных технологий обработки камня и не связаны с определённой территорией, примером могут служить такие «варианты» как зубчатое мустье, мустье-леваллуа, классическое мустье и пр. С другой стороны, внутри этих «вариантов» выделяются небольшие локальные группировки сходных памятников - археологические культуры. Внутри археологических культур по различиям в составе инвентаря и характеру культурного слоя можно прослеживать памятники разных хозяйственных типов.

Прямую связь между памятниками ашеля и мустье, позволяющую говорить об их генетической преемственности и связывать определённые варианты ашеля с вариантами и культурами мустье удается проследить лишь в редких случаях: например, во Франции выделяется вариант мустье с ашельской традицией

Орудия и техника их изготовления

Для эпохи в целом характерно совершенствование техники расщепления камня: мустьерские нуклеусы очень разнообразны. Наиболее распро­странённые типы нуклеусов — дисковидные или черепаховидные (леваллуазские), аморфные, протопризматические. Основные виды заготовок, получаемых при расщеплении нуклеусов – отщепы и пластины.

Совершенствование техники расщепления привело к появлению новых и к дальнейшему развитию уже существовавших форм орудий. Мустье отличается значительно большей выдержанностью и устойчивостью форм орудий, большим числом орудий на отщепах и пластинах. Рубила либо исчезают, либо встречаются их более миниатюрные и изящные формы. Вторичная обработка, с помощью которой заготовки превращались в изделия, представлена оббивкой и разными типами ретуши.

Происходит расшире­ние набора каменных изделий, количество которых насчитывает около 100 типов. Начинается довольно широкое использование кости в качестве сырья для изготовле­ния орудий. Основные группы изделий эпохи мустье: разнообразные скребла, остроконечники, скребки, ножи, проколки, свёрла, рубильца, разнообразные острия, ретушёры и пр. Из кости изготовлялись ретушеры, шилья, острия. Анализ следов сработанности на мустьерских орудиях позволяет говорить об их полифункциональности и о существовании таких трудовых операций, как резание, строгание, сверление, обработка дерева и шкур.

Рис. 11. Орудия мустье

Остроконечники и скребла – самые многочисленные и разнообразные категории орудий в мустьерском инвентаре.

Остроконечники – массивные каменные изделия миндалевидной или треугольной формы с прямыми или слегка выпуклыми обработанными ретушью краями. Они могли служить частью составных орудий – тяжелых охотничьих копий с деревянным древком, с которыми охотились на мамонтов, слонов, носорогов, бизонов, медведей и других крупных животных, а также могли использоваться и для других работ.

Такими же предметами охотничьего вооружения, вероятно, были листовидные острия. Листовидные острия имели форму древесного листа и обрабатывались с одной или обеих поверхностей, а по краям дополнительно – ретушью. Листовидные острия могли служить наконечниками копий и дротиков.

Скребло - достаточно крупное изделие, часто асимметричное в плане, с одним или несколькими рабочими краями. Скребла очень разнообразны из-за того, что количество, форма и расположение рабочих лезвий широко варьируют. Скребла могли использоваться для обработки шкур и кожи, дерева.

Разнообразные изделия на отщепах и пластинах, такие как скобели, зубчато-выемчатые орудия, отщепы и пластины с ретушью также полифункциональны: они предназначались для обработки дерева и кости, выделки шкур животных и других хозяйственных нужд.

Жилища.

Стоянки мустьерцев располагаются как в пещерах и гротах, так и на открытых пространствах. Это или долговременные поселения (базовые стоянки – Молодово 1-5), или кратковременные (охотничьи лагеря - пещера Кударо 1, 3 - мустьерские слои). Нередко мастерские по добыче и первичной обработке каменного сырья располагаются у его выходов на поверхность.

Наиболее характерной формой жилищ на стоянках под открытым небом были округлые или овальные наземные жилища с внутренними очагами. Основным строительным материалом для их создания их каркаса были крупные кости животных и дерево, сверху он мог покрываться шкурами, и другими органическими материалами. Наиболее ярко жилища представлены на стоянках Молодово 1-5, относящихся к молодовской мустьерской культуре в Поднестровье. Площадь каждого из них ок. 50 кв. м., внутри располагалось несколько очагов, у которых размещались различные производственные центры.

Рис. 12. План жилища на мустьерской стоянке Молодово I

Охота. Основным источником для добывания пищи была охота. Люди охотились на самых разных животных, судя по костным остаткам, найденным на стоянках, добычей могли стать и самые крупные (мамонт, пещерный медведь, шерстистый носорог), и относительно мелкие (сайга, дикий осел, баран). В южных областях, например на Кавказе, существовало рыболовство. Иногда прослеживается некоторая специализация по добыче определенного животного: на стоянках, расположенных близко друг от друга и существовавших примерно в одно время, преобладают кости разных животных. Например, в Староселье (Крым) преобладают кости дикого осла (98,4 %), а в Заскальной 4-5 (Крым) - кости сайги. В пещерах Черноморского побережья Кавказа больше всего костей пещерного медведя, а на Ильской стоянке (Сев. Кавказ) – до 87% костей бизона.

Охота на разных животных требовала особых навыков и вооружения. Для палеолита, как правило, реконструируют коллективные облавные охоты на пересеченной местности, но, при этом, несомненно, могли использоваться ловчие ямы и другие ловушки. Бесспорно, охота дополнялась собирательством, о чем говорят находки терочных камней, служивших для растирания плодов и кореньев.

Духовная жизнь, погребения.

От мустьерской эпохи сохранились и первые свидетельства о наличии мировоззренческих представлений, выраженные в появлении погребений, зачатков искусства и зоолатрии (культа животных). Погребения мустьерского времени известны в Западной и Южной Европе, Крыму, на Ближнем Востоке, в Средней Азии. На территории современной России известно одно погребение ребенка в пещере Мейзмайская на Северном Кавказе.

Первые в истории человечества погребения людей обнаружены на мустьерских открытых стоянках и в обитаемых пещерах и гротах. Для них свойственны все признаки, позволяющие характеризовать погребения как явление материальной и духовной культуры: создание погребального сооружения, придание покойному определенной позы, наличие сопровождающего инвентаря. Погребальные сооружения имели различные формы: известны ямы прямоугольной формы, специально вырубленные в скальном дне жилых пещер и гротов. Такие объекты прослежены в пещере Киик-Коба (Крым), пещере Ля Шапель-о-Сен, гроте Ле–Мустье (Франция), гроте Ля-Ферраси (Италия). Эти ямы имеют значительную глубину (до 70 см), на их стенках видны следы тешущих орудий, после совершения погребения они специально перекрывались каменными плитами. Все это позволяет с полной уверенностью говорить о том, что подобные сооружения создавались преднамеренно. В некоторых случаях погребальные ямы рылись в грунте, что известно по материалам гротов Тешик-Таш в Средней Азии и Шанидар в Ираке, а также на ряде мустьерских памятников Переднего Востока. В некоторых случаях над погребениями создавались искусственные насыпи, что известно по материалам гротов Ле–Мустье, Ля-Ферраси, Регурду (Франция), пещеры Треугольной на Северном Кавказе, или каменные ящики, сложенные из отдельных плит – грот Регурду. Известны специальные оградки вокруг погребения - грот Тешик-Таш.

Позы погребенных также варьируют: от вытянутых - до скорченных и сидячих. Сопутствующий инвентарь не богат, но разнообразен: каменные орудия и отщепы, комочки охры, кости животных, которые могут быть истолкованы, как напутственная пища или как некие ритуально значимые предметы. Кроме того, встречаются и экзотические предметы, такие, например, как яйцо страуса, которое «прижимал» к груди один из сидящих погребенных в пещере Схул ( Ирак).

Наблюдаются разнообразные черты погребального обряда, подчеркивающие его своеобразие, - так в погребении подростка из Шанидара (Ирак) обнаружено огромное количество пыльцы водных цветов и растений, не росших поблизости; оградка погребения мальчика из Тешик-Таша (Узбекистан) состояла из семи пар скрещенных рогов безоарового козла, погребение молодой женщины в Регурду (Франция) в каменном ящике сопровождалось погребением костей конечностей медведя в другом каменном ящике меньшего размера, стоящем на первом.

Возраст погребенных варьирует от 10, или менее, до 70 лет, что серьезно противоречит общепринятым представлениям о необычайно короткой продолжительности жизни людей каменного века. Палеоантропологические материалы говорят о том, что хоронили представителей практически всех половозрастных групп (дети, подростки, молодые и пожилые люди), но формы и обряды погребального ритуала, по-видимому, сильно различались. Почти все погребения мусьтьерского времени, известные сейчас, обнаружены на стоянках, но какие-то группы людей могли быть погребены и вне жилых мест. Видимо по этому известно непропорционально мало погребений по отношению к численности первобытных коллективов. Кроме того, следует учитывать, что степень сохранности таких объектов зависит от множества причин, и они просто могут не доживать до современности.

Рис. 13. Схематический план расположения костей скелета в погребениях Ля Шапель-о-Сен (1) и Киик-Коба (2).

Возможно, что кроме наличия представлений общемировоззренческого порядка, таких как понятия «жизнь - смерть», «смерть - новая жизнь» и пр., погребения свидетельствуют и об осознании древним коллективом своей общности. Так в одном из погребений в пещере Шанидар в Ираке (Шанидар 1) был обнаружен скелет неандертальца–калеки, лишившегося руки задолго до смерти и жившего после этого, видимо, лишь благодаря заботе окружающих. При этом нельзя не сказать, что на мустьерских стоянках встречаются и следы каннибализма, возможно ритуального - пещера Крапина ( Югославия).

Все чаще и чаще на мустьерских памятниках встречаются находки предметов, которые позволяют говорить о появлении деятельности, не связанной с какими-либо утилитарными потребностями, т.е. о возникновении зачатков изобразительного искусства. Это - фрагменты костяных или каменных пластинок с ритмическими нарезками, имеющими орнаментальный характер. Кроме того на стоянках и в пещерах встречаются остатки красной минеральной краски охры – в виде красных пятен окрашенного культурного слоя, комочков или стерженьков, сточенных наподобие карандашей. Очень редко находятся предметы, которые можно называть мелкой пластикой, несмотря на грубоватый архаизм исполнения, это вполне опознаваемые антропоморфные и зооморфные изображения. Кроме того, известен ряд находок украшений в виде бус или подвесок.

К мустьерской эпохе относится и зарождение зоолатрии – культа животных, наиболее ярко представленного в так называемых «медвежьих пещерах». В этих пещерах найдены особые комплексы костей из черепов и конечностей пещерного медведя, имеющие неутилитарный, то есть не связанный с хозяйственно-бытовой деятельностью человека, характер. «Медвежьи пещеры» распространены от Испании до Кавказа. Наиболее известны швейцарские пещеры Драхенлох и Петерсгеле, где были открыты специальные конструкции - каменные ящики, в которых находились кости конечностей и черепов медведей. Ряд таких пещер известен и на Кавказе - например, Верхняя пещера Цуцхватского пещерного комплекса в Грузии. Зачастую в ритуальных комплексах « медвежьих пещер» сохраняются кости и других животных, чаще всего копытных. И хотя медведь занимал исключительное место во всем мировоззрении древнего человека как самый крупный наземный хищник и основной соперник в борьбе за пещеры, нельзя утверждать, что другие животные не почитались. Вероятно, это явление показывает появление ранних анимистических и тотемистических представлений.

Все вышеперечисленные данные свидетельствуют о развитии материальной культуры в эпоху мустье, формировании мировоззренческих представлений, выразившихся в создании погребальных и ритуальных комплексов, появлении первых образцов изобразительного искусства. Все это вместе говорит о дальнейшем усложнении социальной организации древних человеческих коллективов, а увеличение мощности культурных слоев и большое количество остатков охотничьей добычи на памятниках свидетельствуют о дальнейшем развитии хозяйственной деятельности и возрастающей оседлости. Ряд исследователей предполагает, что уже в эту эпоху происходит становление родового общества. Исходя из этого, можно допускать, что разнообразие кремневого инвентаря мустье отражает существование определенных традиций в изготовлении каменных и костяных орудий, присущих отдельным коллективам людей.