
2.межд.методы исследования
.docxИзменились и расширились …задачи историко-демографических исследований. В первой половине ХХ в. их главным предметом было размещение и движение населения; во второй половине ХХ века их главный предмет – взаимосвязь демографических явлений и социальных процессов и их связь с социальной эволюцией в целом» (2 – 105, 106).
Фактически демография превратилась в новое научное направление в рамках истории, одно из направлений «исторического синтеза» Одна из актуальных проблем демографии при изучении нового и новейшего времени – проблема «демографического перехода», или «демографической революции»…Под демографическим переходом понимают происходящее в период промышленного переворота (и неразрывно связанное с его социальным содержанием) качественное изменение интенсивности всех основных демографических процессов, и, в частности, сокращение рождаемости на основе внутрисемейного планирования. Так во Франции на рубеже ХYIII-XIXвв. обнаружилось резкое (почти в 1,5 раза) сокращение смертности. Примерно тогда же стала сокращаться (почти в такой же пропорции) и рождаемость…Такой же демографический переход характерен вXIXв. для всех стран Запада. В европейской части СССР апогей демографического перехода падает на период индустриализации…» (2 – 107-108).
«Социальная значимость демографического перехода огромна: во-первых, он свидетельствует о качественном росте самосознания индивида: ведь свобода его поведения распространяется на самую заповедную сферу в человеческой жизни – сферу секса и продления рода. Во-вторых, он создает предпосылки для наиболее экономного и гуманного режима воспроизводства населения. Ведь вместо бесконечного расходования физических и материальных ресурсов семьи и общества на рождение и выхаживание многих детей, из которых выживает лишь малая часть, отныне становится возможным сосредоточить физические и материальные силы на выхаживании и более качественном воспитании немногих. В-третьих, демографический переход создает предпосылки для превращения женщины из «рождающей машины» в полноправного члена общества…Вместе с рядом других факторов это ведет к катастрофическому сокращению числа полных семей и соответствующему росту бессемейных людей, за счет которых нередко усиливается влияние асоциальных элементов» (2 – 109).
«Вторая актуальная проблема – проблема «демографического поведения». Данное понятие введено в науку в 1970-е годы,…, под ним подразумевается система массовых представлений и соответствующих массовых действий, непосредственно определяющих режим воспроизводства населения. Демографическое поведение в этом истолковании охватывает модель и тип брачного поведения, модель и тип репродуктивного поведения, модель и тип витального поведения. Соответственно демографическое поведение в той или иной мере характеризует принятые в данном социуме отношения к браку, разводу, брачному возрасту, к женщине, к ребенку, семье и родне, к старости, болезни, смерти.
Нетрудно заметить, что изучение демографического поведения во многом совпадает с изучением картины мира, какой она виделась людям прошлого. В этом смысле изучение демографического поведения смыкается в историко-демографическим подходом к изучению истории» (2 – 110,111).
«Еще одна из проблем исторической демографии, заслуживающая особого внимания, - взаимосвязь демографической динамики (и в первую очередь роста населения) с социальным развитием…История исторической демографии показала непреходящую значимость не только постановки Мальтусом вопроса о необходимости регулировать в разумных пределах численность населения, но и его догадки о том, что это регулирование может осуществляться на основе внутрисемейного планирования…Однако пути практического регулирования роста населения во многом неясны науке и сегодня» (2 – 112).
«…Прогресс исторической демографии во второй половине ХХ в. был во многом связан с широким использованием в ней методов и подходов самой демографии, социальной психологии, исторической антропологии, «новой исторической науки»…В результате использования этих методов и подходов произошло не только простое расширение исследовательского поля исторической демографии: изменился самый предмет исторической демографии» (2 – 114).