- •Тема 2. Особенности неклассической науки
- •1. Предпосылки формирования неклассической науки
- •2.Становление неклассической науки и новой квантово-релятивистской картины мира.
- •3.Название «неклассическая наука», ее характеристика и временные рамки
- •2. Особенности эксперимента неклассической науки.
- •3. Картина мира неклассической науки.
2. Особенности эксперимента неклассической науки.
Для нас важны два вопроса:
во-первых, в чем отличие неклассического эксперимента от эксперимента классической науки;
во-вторых, присущ ли эксперимент новой разновидности всем основным подсистемам неклассической науки.
События в физике могут быть взяты за ту модель, с которой можно сопоставлять и сравнивать ситуацию в других науках.
С физической точки зрения, своеобразие неклассического эксперимента заключается в том, что
если в классической физике прибор лишь определяет состояние измеряемого объекта,
то в квантовой физике прибор участвует в создании самого состояния микрочастицы, придавая ему либо пространственно-временной, либо энергетический смысл.
С гносеологической, т.е. с точки зрения философии познания, вопрос связан с соотношением субъекта и объекта и, соответственно, субъективного и объективного в эксперименте старой и новой физики.
В квантовой физике подрывается принцип независимости результатов исследований объекта от влияния субъекта.
В экспериментах атомной физики невозможно четко разграничить наблюдателя (субъекта познаниа) и наблюдаемую систему (объекта познаниа). Граница между наблюдателем и наблюдаемой системой стирается — она признается условной.
При использовании одного класса приборов проявляются пространственно-временные характеристики микрообъектов, а при использовании другого класса — их энергетические характеристики.
На этой двойственности неклассического эксперимента основан боровский принцип дополнительности, открытого одним из создателей квантовой физики Нильсом Бором.
Зависимость наблюдаемой системы от наблюдателя в квантовой физике ставит под сомнение главное предназначение эксперимента — связывать науку с реальностью.
Но если всякий раз, используя технологию экспериментатора, мы воспроизводим одно и то же, то наличие инвариантов в наблюдениях и есть показатель реальности.
Таким образом, главным отличием неклассического эксперимента от классического является принципиальная неустранимость субъекта исследования из результатов эксперимента.
Присущ ли эксперимент новой разновидности всем основным подсистемам неклассической науки?
В психологии психоанализ придал эксперименту новые черты. Психоанализ заставил принципиально по-новому относиться к больному как объекту исследования. Это проявилось в заинтересованном отношении врача-исследователя к пациенту как к объекту исследования и было связано с полным погружением психоаналитика в ситуацию, которая спровоцировала состояние больного. Поэтому и возникает представление о субъективности всей психоаналитической процедуры. Психоаналитик не может отстраненно, сугубо объективистски устанавливать причины болезни и находить пути их лечения.
Биология в первые десятилетия XX в. становится преимущественно экспериментальной наукой благодаря возникновению экспериментальной генетики, которая становится ядром биологии. Своеобразие биологических исследований, какой бы степени теоретичности они ни достигали, заключается в том, что они неизбежно привязаны к жизненным и практическим запросам человека и уже изначально носят прикладной характер. И это является свидетельством неустранимости субъекта из процедур формирования объекта исследования и механизмов его изучения. Объект исследования создается с учетом практических интересов и потребностей субъекта, поэтому, например, генетика разветвляется на медицинскую генетику, генетику растений, животных и др.
М. Блок отстаивает активную роль субъекта в историческом исследовании, когда замечает, что историк не должен склоняться перед фактами, поставляемыми источниками. По его мнению, исследователь «провоцирует опыт». И вся его аргументация направлена на признание активной роли субъекта в историческом исследовании.
