- •Возрождение казачества в ссср на рубеже 1980 – 1990-х гг.
- •Оглавление
- •Введение
- •1. Самоорганизация и сохранение культурных традиций казачества
- •2. Формирование казачьих военно-общественных организаций
- •3. Участие казаков в Молдо-Приднестровском конфликте
- •Заключение
- •Список источников и литературы Источники
- •Исследования
- •Обобщающие, справочные, энциклопедические и учебные издания
1. Самоорганизация и сохранение культурных традиций казачества
Состояние казачества СССР в период перед его распадом характеризовалось упадком всех традиционных сфер деятельности казаков, как в центральных, так и окраинных регионах страны. На Кавказе исчезает Сунженская казачья линия, также под угрозой развала оказывается Терское казачье войско. Кроме этого присутствует ряд проблем связанных с внутренней организацией казаков. Продолжаются постоянные разногласия и выяснение отношений среди лидеров казачества, буксует создание полноценных экономических структур, а также формирование казачьих подразделений в силовых ведомствах. Все эти процессы внутри российского казачества, безусловно связаны с кризисом в самой стране, который тормозил процессы самоорганизации и консолидации казаков17.
Однако, не смотря на, все вышеперечисленное казачьи объединения продолжали сохранять потенциал. Несмотря на разногласия, многие лидеры казаков видели путь сохранения казачества во входе их организаций в государственный реестр Российской Федерации.
Наибольшим потенциалом для консолидации казаков обладали регионы страны, в которых присутствовала серьезная напряженность, связанная с бандитизмом и терроризмом. Например, события 90-х гг. в Буденновске18, Первомайском и т.п. вызвали ряд резких заявлений со стороны лидеров местного казачества, однако они не повлекли за собой конкретных действий. Но, следует сказать, что эти события повлекли за собой обнародование решений о статусе казачества в структуре российской государственности, а также стимулировали работу над новым пакетом документов по казачеству.
Процесс возрождения и становления казачества упирался в наличие политической воли самих казаков. Пробуждение этой воли могло дать реальный толчок для обозначения и укрепления статуса казаков в стране, однако процесс развития этой воли протекал медленно и неоднозначно.
Перемены в общественно-политической жизни страны, которые угрожали целостности государства, стали отправной точкой движения по возрождению российского казачества. Казачьи общины были возрождены по инициативе казаков в начале 90-х гг. прошлого столетия на Дону, Кубани, Тереке и других регионах.
Состоявшийся в Москве 28-30 июня 1990 г. Учредительный казачий Круг Союза казаков стал началом организационному объединению возрождающегося казачества, как в России, так и за ее пределами.
На начальном этапе преобладали вопросы, связанные с культурологией. Среди приоритетных задач выделялись необходимость обращения к духовным и культурным ценностям. Началась просветительская деятельность: переиздавалась литература, связанная с казачеством, начался выпуск своих газет и журналов, а также было принято решение создать «Казачью энциклопедию».
В российском образовании появляется феномен казачьих школ, образовательных учреждений, направленных не только на преподавание истории и культуры казачества, но и на воспроизводство казачьей культуры через воссоздание ряда ее компонентов в образовательном процессе. Развитие казачьих образовательных учреждений было связано, прежде всего, с процессом возрождения казачества, который уходил своим началом в 80-е гг.
В рамках этого процесса обозначилась потребность его участников в возрождении и сохранении казачьей культуры, а также воспроизводство казачьей идентичности19. По-мнению участников возрождения, выступавших на казачьих форумах, создание системы казачьего образования и воспитания позволило бы сохранить казачью культуру, и способствовало бы ее передаче молодому поколению20.
Помимо всего прочего в образовательную программу был добавлен региональный компонент, который также был призван реализовывать потребности развития этнонационального образования, спрос на которое повысился в конце 80-х гг. Это должно было способствовать сохранению и развитию многообразия этнических культур в России. Таким образом, система казачьего образования являлась частью процесса развития этнокультурного образования и возрождению казачества.
Идея формирования в рамках возрожденческого процесса системы казачьего образования и воспитания получила поддержку региональных властей. В сентябре 1993 г. Ростовский областной совет народных депутатов одобрил программу возрождения казачества в Ростовской области, один из разделов которой посвящался возрождению культуры, обычаев и традиций донского казачества. В нем, в частности, затрагивались вопросы разработки и чтения курсов по истории и культуре казачества, программ и методического материала для школ, гимназий, кадетских корпусов, введение в школах курсов по изучению истории казачества и т.д21.
Схожий процесс происходил на Кубани, там местным СНД была разработана краевая комплексная программа возрождения Кубанского казачества22. Один из ее разделов посвящался определению направлений возрождения культуры, обычаев и традиций кубанского казачества. В качестве приоритетных действий в этом направлении признавались создание учебных заведений, подготовка и издание учебных пособий, материалов по краеведению, истории и культуре казачества и православию, разработка программ и введение их в средних учебных заведениях края в дополнение к базовым программам.
«Казачий компонент» в программах учебных заведений начал внедрятся повсеместно. Он присутствовал в программах по краеведению, истории и культуре казачества. Помимо всего вышеперечисленного, начали формироваться военно-патриотические клубы, воскресные школы, кадетские казачьи классы. Первым казачьим образовательным учреждением стал Донской императора Александра III кадетский корпус. Он открылся в 1991 г. Ряд положений его устава предполагал историческую преемственность организационных форм и целей деятельности с его историческими дореволюционными предшественниками23.
В 1997 г. вышло распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)»24. Распоряжение не предусматривало для данных образовательных учреждений этнической специфики, профессиональная специализация также не имела четкого определения. В нем говорилось, что главными целями кадетской школы являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие воспитанников, их подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Кроме просветительской деятельности, казачьи объединения начинают играть определённую политическую роль в стране. Различные политические силы делают попытки привлечь казаков на свою сторону. Это вызывает разногласия в кругу самих казаков.
Особенно сильно политические разногласия казаков проявились во время выборов в V и VI Государственные думы в 1991 г. и 1993 г., а также на выборах в президенты в 1996 г.
Здесь были зафиксированы неудачные попытки казаков повести за собой избирателей в регионах, но в большинстве случаев, казачьи организации дистанцировались от политической жизни общества. Однако разные позиции вызывали жаркие споры о роли казачества в политической жизни страны, что неминуемо вело казаков к расколу. Дополнение, о том, что Союз казаков имеет право участвовать в политической жизни общества, а также сотрудничать с органами государственной власти, в уставе «Союза казаков» было закреплено в 1993 г25.
В 1992-1995 гг. шла разработка нормативно правовой базы, определялся порядок организационного оформления казачества. В 1995 году был принят ряд документов формулирующих государственную политику по отношению к казачеству. Основным был Указ Президента Российской Федерации «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации»26, главным было воссоздание реестровых казачьих войск, подчинённых главе государства, с учетом реалий XX в.
Подготовка любых документов по казачеству начинал жесткое противоборство интересов. Нормативные акты принимались длительно и сложно. Проект «Закона о казачестве» составлялся более 6 лет, по инстанциям циркулировало более десяти различных проектов от казаков и чиновников. Также требовалось обсудить данный закон с субъектами РФ и заинтересованными министерствами и ведомствами. У многих этот закон вызывал негатив, так как по нему казаки являлись воинским формированием, одной из задач которого являлось усмирение непокорных субъектов РФ27. В итоге законопроект был отклонен Государственной думой.
Таким образом, следует отметить, что казачество обладало достаточной силой и жизнеспособностью для влияния на общественные сферы жизни страны. Однако оно не имело конкретной программы действий для реализации своих целей. Потенциал казачества был огромен, но не востребован обществом28. Однако даже в условиях, когда государство не может определиться с отношением к казачеству, условий и путей для развития казачества было достаточно.
