
Экзамен восток в новейнее время / 19_Vnutrennyaya_politika_Irana_v_80-gg_20_veka__nachale_21_veka_A_Khamenei
.docx19.Внутренняя политика Ирана в 80-гг 20 века – начале 21 века А. Хаменеи
Наиболее сложным периодом для ИРИ оказалась восьмилетняя война с Ираком (1980-1988гг.), где в целом Иран выстоял. Только внезапное и массированное применение Ираком против Ирана созданных им в тайне от остального мира ракет средней дальности и химического оружия, а также истощение ресурсов самого Ирана склонили Хомейни к принятию решения о прекращении войны и примирении с Ираком.
С апреля по июнь 1988г. почти все оккупированные ранее иранцами территории были освобождены иракцами. 16-18 июля, после дискуссии между сторонниками продолжения военных действий и теми, кто выступал за немедленное прекращение огня, члены Высшего Совета Обороны ИРИ единогласно принял решение обратиться к Хомейни с просьбой принять резолюцию 598 Совета Безопасности ООН. Эта резолюция касалась условий прекращения огня между Ираном и Ираком, предложение было принято. Существенное значение в развязывании ирако-иранской войны имел нефтяной фактор. Эта война в значительной мере стала результатом политики подстрекательства сверхдержав и нефтяных монополий Запада. Ирако-иранское столкновение привело к ослаблению позиций стран ОПЕК. Существенно сократились добыча и экспорт нефти из двух стран. Это означало, что фактически Западу удалось усилить своё влияние на мировом рынке нефти.
К началу 90-х гг. произошло разделение правящих верхов на два течения: «прагматиков» и «ортодоксов».
Представители ортодоксального крыла выступали за жестко централизованную, находящуюся под контролем государства экономику, ограничение крупного частного капитала, экономическую автаркию и самоизоляцию от внешнего, особенно западного мира (таухидная экономика), исламизацию всех сторон жизни, борьбу всеми средствами и способами против «мирового империализма».
«Прагматики» предлагали провести широкую приватизацию, создать благоприятные условия для развития частного капитала, расширить связи с внешним миром, в том числе и с западным, смягчить исламские «строгости» с целью формирования более привлекательного имиджа страны на мировой арене, либерализовать общественно-политические структуры. Кроме того, «прагматики» осознавали, что сохранение прежней политико-экономической системы в неизменном виде ведет к застою общества, чреватому социальным взрывом, к тому же признаки начали слабо проявляться.
Незадолго до своей смерти в 1989 г. Хомейни согласился пересмотреть взаимоотношения между Наблюдательным советом и кабинетом министров в сторону увеличения самостоятельности действия правительства, повышения статуса президента. Также произошел пересмотр экономической политики. Либерализация цен, отказ от дотаций убыточным госпредприятиям, приватизация части государственных компаний, организация свободных экономических зон, привлечение иностранных капиталов, либерализация валютной политики и переход к единому валютному курсу, смягчение контроля над импортно-экспортными операциями — однозначно свидетельствуют о стремлении Ирана перейти к рыночной модели развития. Изменения произошли в отношениях Ирана с внешним миром. Избранный в 1997г. президент М. Хатами выдвинул новую формулу о необходимости «диалога цивилизаций» вместо «экспорта исламской революции». После смерти Р.Хомейни руководителем ИРИ был избран Али Хаменеи.
Административная политика Исламской Республики характеризуется, в основном, тоталитарным подходом. Каждая государственная или полугосударственная экономическая организация обязана иметь в своём руководящем органе представителя духовенства; в каждом министерстве, бюро есть исламский комитет; все основные профсоюзы руководятся советом исламских рабочих.
Администрация президента Клинтона считала, что нормализации отношений с Ираном препятствуют действия и политика тегеранского правительства (согласно позиции Вашингтона - Иран предпринимает меры с целью создания атомного оружия, остаётся спонсором международного терроризма; выступает против арабо-израильского мирного процесса; добивается низвержения дружественных США режимов на Среднем Востоке и частично в Африке и т.д.). Сокращение технико-экономического сотрудничества и торгового обмена между ИРИ и США оказали сильное влияние на изменение политики Тегерана в отношении Российской Федерации.
Жестокое подавление коммунистического и всего левого течения в Иране сопровождалось усилением антисоветизма. На этот процесс заметное воздействие оказывало присутствие советских оккупационных войск в Афганистане изменения политики Москвы по отношению к Ираку. В начале ирако-иранской войны Советский Союз приостановил поставки Ираку оружия и военной техники. Но вскоре Тегеран проявил желание развивать дипломатические связи с СССР. В Москве возобновила работу советско-иранская торговая палата. В Тегеране были подписаны соглашения о взаимовыгодных проектах сотрудничества.
Новым этапом в развитии межгосударственных отношений стал официальный визит в Москву в 1989г. Али-Акбара Рафсаджани, на котором вместе с Горбачёвым была подписана Декларация о принципах отношений и дружественного сотрудничества между СССР и ИРИ.
Стабильными и более масштабными были технико-экономические контакты ИРИ с Россией после распада СССР. Важнейшее место в ирано-российских отношениях с начала 90-х г. стало сотрудничество в области мирного атома.
Экономическая либерализация общества усилила требования по демократизации социально-политической жизни, прорыва в отношениях с мировым сообществом. Результатом стало избрание на пост президента в 1997. ходжат-оль-эслама Мохаммеда Хатами – сторонника реформ и улучшения отношений с Западом. М.Хатами выдвинул концепцию «диалога цивилизаций», последовательно проводя политику налаживания отношений Ирана с мировым сообществом. Политика Хатами, ставшего лидером реформаторских сил, нашла поддержку среди населения страны, большинство избранных в меджлис 6 созыв (в 2000) составили реформаторы. В 2001 Хатами вновь был переизбран на пост президента В период деятельности Хатами заметно активизировалась партийная жизнь, более независимой стала пресса. Общественная жизнь принимала все более демократические и цивилизованные формы. В быт, трудовую этику, культуру, экономические отношения все больше стали проникать европейские заимствования.
В своей внешней политике правительство Хатами придерживалось общепринятых норм, в отношении антитеррористических военных операций в Афганистане и Ираке заняло нейтральную позицию, но выступает против пребывания иностранных войск в соседних с ним странах.
В Иране продолжается борьба различных партий и группировок по вопросам путей как политического, так и экономического развития. Одни из пришедших к власти в меджлисе нео-реформаторы заявляют о перспективности для Ирана японской модели, другие – китайской модели. Иран находится в переломный период исторического развития, в котором главным является не столько выбор экономической модели, сколько установление такого соотношения светских и религиозных начал в политической системе общества, которое обеспечит возможность полномасштабной модернизации страны.
После объявления результатов президентских выборов, прошедших в Иране 12 июня 2009, сторонники проигравшего лидера оппозиции Мирхоссейна Мусави обвинили власти в подтасовке результатов голосования и потребовали их отмены. В результате вспыхнувших массовых беспорядков в Тегеране погибли 27 человек, около тысячи были арестованы.
14 июня 2013 на выборах президента страны иранцы большинством голосов поддержали кандидатуру Хасана Рухани. За него было отдано более 50% голосов. Придерживающемуся умеренных взглядов Рухани удалось в первом же туре оставить позади своих соперников и избежать второго тура голосования.
Хасан Рухани выглядит фигурой, приемлемой как для всех умеренных политических сил, так и для аятоллы Хаменеи, поскольку Рухани пока не обладает сильным влиянием в политической сфере. Он участвовал в антишахском движении, был соратником Хомейни. Рухани занимал пост секретаря Высшего совета национальной безопасности при президентах Рафсанджани и Хатами; возглавлял Центр стратегических исследований Ирана; руководил делегацией Ирана на переговорах 2003–2005 по ядерной программе, пытаясь найти компромисс с Западом по вопросу о сохранении права Ирана на «мирный атом».
Необходимо отметить, что Иран по-прежнему слишком лакомый кусок для Запада по многим показателям: запасам стратегического сырья, промышленному потенциалу и инфраструктуре, геостратегическому положению и др. Именно поэтому самостоятельный, независимый политический курс этой страны вызывает на себя огонь критики, экономических и иных санкций, угроз и т.п.