
экзаменшорников / 46. Ткачев
.docxНа протяжении большей части 1860-х годов, в эпоху нигилизма, народнические идеи были отодвинуты на задний план. На переломе 1860-х-1870-х годов, когда нигилизм как общественное течение явно исчерпал себя, народничество снова начинает привлекать внимание революционно настроенной части русского общества. Идеи Герцена и Чернышевского подхватывают и развивают их продолжатели – М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.
Еще одно направление революционного народничества связано с именем Петра Никитича Ткачева (1844–1885). На формирование его политических взглядов оказали влияние разные мыслители, прежде всего русские революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. В то же время он находился и под сильным влиянием идей французского революционера Луи Огюста Бланки (1805–1881), называл себя его учеником. Пытался учиться у Бланки "великому искусству заговора", относился к нему как к своему "признанному вождю". Ткачев проповедовал бланкистские идеи захвата государственной власти революционным меньшинством и установления диктатуры этого меньшинства.
Однако Ткачев не во всем следовал идеям Бланки. В отличие от него, придававшего решающее значение в развитии общества сознанию людей, Ткачев стоял на материалистических позициях и даже называл себя сторонником Маркса.
Развитие политических явлений он рассматривал в их зависимости от сложившихся в обществе экономических отношений, указывал на экономические предпосылки классовой борьбы, вскрывал в ней роль экономических интересов классов и других социальных групп. Данные интересы он характеризовал как "начало, своеобразно выражающееся в праве и политике". Писал, что "юридическая и политическая жизнь есть зеркало, в котором отражается экономический быт народа". В целом же политические воззрения Ткачева были непоследовательны и эклектичны, соединяли в себе представления и идеи из разных учений.
Ткачев призывал к скорейшей социальной революции против "ничтожной кучки автократов", завладевших государственным аппаратом. "Это сегодня. Но что будет завтра? Не надейтесь слишком на глупость наших врагов. Пользуйтесь минутой. Такие минуты не часты в истории. Пропустить их – значит добровольно отсрочить возможность социальной революции надолго, может быть, навсегда".
Основной движущей силой революции Ткачев считал русское крестьянство, которое в отличие от западного сохранило способность к революционным действиям и всегда готово к революции, ибо оно "не заражено еще тем буржуазным духом, который свойственен крестьянству западному". По его мнению, проникновению "буржуазного духа" в русское национальное самосознание мешало, в частности, то, что "у русского парода сохранился давно погибший на Западе общинный строй крестьянского землевладения". Ткачев утверждал, что русский народ является "коммунистом по инстинкту".