
экзаменшорников / 45.Лавров
.docx45. На протяжении большей части 1860-х годов, в эпоху нигилизма, народнические идеи были отодвинуты на задний план. На переломе 1860-х-1870-х годов, когда нигилизм как общественное течение явно исчерпал себя, народничество снова начинает привлекать внимание революционно настроенной части русского общества. Идеи Герцена и Чернышевского подхватывают и развивают их продолжатели – М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.
Петр Лаврович Лавров (1823–1900)в своих работах "Исторические письма", "Государственный элемент в будущем обществе", "История социализма и русское движение", "Задачи понимания истории" и других пытался обосновать свое понимание исторического процесса, эволюцию человеческой мысли, в том числе политической. При этом он применял так называемый "субъективный метод" в анализе общественных явлений. В центре данного анализа мыслится человек с его сознанием и волей. Внешний общественный мир, в том числе разного рода политические явления, рассматривается как результат деятельности "критически мыслящих личностей" в соответствии с их потребностями, интересами, целями и идеалами. Ко всем общественным явлениям, по словам Лаврова, "приходится прилагать субъективную оценку", чтобы выяснить, насколько они соответствуют тем или иным интересам и идеалам людей, и, исходя из этого, определять их историческую значимость. В осуществлении соответствующих нравственных идеалов он видел "единственный смысл истории".
В изучении политической и других сфер жизни общества особое внимание П. Л. Лавров уделял побудительным мотивам деятельности личностей, обусловленным потребностями, интересами и идеалами. При этом первостепенное значение он придавал "солидарным", как он писал, действиям людей, направляемым их общими интересами. Отсюда задача – понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм общежития. Солидарные политические действия людей – основной способ достижения ими политической свободы. Об этом часто говорил Лавров, указывая на то, что солидарность формируется на основе общих политических интересов и целей, в которых живет "неуничтожимое сознание свободы".
П. Л. Лавров постоянно писал о справедливости как исходном принципе взаимоотношений людей, поясняя при этом, что она проявляется в "равном праве на достоинство всех людей", в их равноправии. Однако, по его словам, в прежнем и современном обществе много несправедливости. Существует эксплуатация одних классов другими, угнетение слабых в экономическом и политическом отношениях наций более сильными, социальное неравенство и неравноправие различных групп людей и отдельных личностей. Лавров говорил об экономической основе классовой борьбы пролетариата и буржуазии, о том, что эта борьба неизбежно ведет к борьбе за политическую власть, наконец, о том, что цель пролетариата в этой борьбе – "передать все орудия труда в руки коллективности рабочих и прекратить в корне всякий незаработанный доход". В этом, по его мнению, заключается реализация важнейших элементов "идеала справедливого общежития".
Данному идеалу больше всего соответствует общество, основанное на коллективном труде, социальном равенстве, политической и нравственной солидарности, – социалистическое общество. На пути к нему, заявлял Лавров, необходимо свергнуть эксплуататорские классы и уничтожить буржуазное государство. Сделать это должны поднявшиеся на революционную борьбу народные массы. Но для этого их надо просветить относительно сущности общественного строя России, развернувшейся в ней классовой борьбы, а также основных политических институтов, прежде всего государства. А это уже задача интеллигенции. Сами же идеологи народничества стремились вооружить российскую интеллигенцию и через ее просветительскую деятельность широкие народные массы пониманием указанных выше проблем.
Так, например, П. Л. Лавров в работе "Исторические письма" обосновал концепцию государства как института социально-политического и правового насилия. Согласно этой концепции, государство возникает в результате договора между собой меньшинства наиболее влиятельных членов общества. Это меньшинство заставляет всех остальных членов общества исполнять данный договор. Государственные требования могут исходить от отдельного лица, от государственного учреждения или от выборного совета. Если эти требования не выполняются добровольно, их выполнение обеспечивается принудительной силой государственных органов.
Лавров показывал, что государственное принуждение, основанное на договоре меньшей части общества и направленное против большей его части, заведомо несправедливо и, следовательно, "противоречит понятию о прогрессе".
Однако теоретически можно представить ситуацию, в которой "государство все более принимает характер союза лиц, заключающих свободный договор и свободно его изменяющих". В этом случае принудительность государственного договора уменьшается, а государственный союз, основанный на нем, все более "приближается к общественному". Но это лишь в идеале и скорее всего утопическом. В действительности же, по словам Лаврова, "нельзя ничего ожидать иного от современного строя, кроме обязательного подчинения большинства условиям, установленным меньшинством". Поэтому остается один выход – борьба против государственного деспотизма за демократизацию всей общественно-политической жизни общества, расширение политических прав и свобод каждого человека, создание условий, "допускающих действительное участие в политической деятельности почти всех взрослых личностей". Необходимо также добиваться смягчения принудительности закона, ибо от пресса этой принудительности страдают народ и более всего представители интеллигенции, критически мыслящие личности.
П. Л. Лавров писал также о необходимости повышения "научности общегосударственных законов", которые должны быть направлены главным образом на осуществление жизненных интересов общества и каждой личности.
Все это привело бы к тому, что государственный договор сделался бы, с одной стороны, свободным договором личностей, с другой – результатом науки. Государственная связь перешла бы почти вполне в связь свободного общества.
В работе "Государственный элемент в будущем обществе", вышедшей через несколько лет после "Исторических писем" и, судя по всему, написанной под определенным влиянием марксизма, Лавров в какой-то мере отошел от прежних умозрительных формулировок относительно сущности государства и высказывался об этом более определенно. Он прямо заявлял, что буржуазное государство враждебно народу, служит эксплуататорам, сохранению буржуазного экономического и политического строя. Поэтому трудящиеся массы, борясь за социализм, должны "разрушить современное государство и создать нечто новое". В этих высказываниях революционного народника П. Л. Лаврова заключались как важное для народных масс разъяснение сущности буржуазного государства, так и один из главных пунктов программы их революционной борьбы.
Не менее важным было разъяснение Лавровым характера перехода России к социалистическому общественному строю. Он подвергал критике идеологов русского либерализма, которые, по его мнению, не шли дальше провозглашения лозунгов свободы и демократии, были очень непоследовательны в практической борьбе за осуществление этих лозунгов. По словам Лаврова, либерализм "оказался ниже своей задачи" во многих отношениях, прежде всего в своем доктринерстве и соглашательской политической тактике. В отличие от либералов он считал, что история в своем многовековом течении выдвинула социализм как современный способ решения задач прогрессивного человечества.
Будучи в эмиграции, Лавров в своем ответе группе офицеров из России писал: "Я надеюсь, удастся приблизить час победы социализма и час политического переворота в России".
В статье "Русской социально-революционной молодежи" он высказался столь же определенно: "Единственный путь спасения нашей Родины – путь народной социальной революции".
Как подчеркивал Лавров, народная социальная революция не ограничивается захватом власти и устранением старого правительства, т.е. решением чисто политических задач. Она означает изменение всего общественного строя и прежде всего его экономических основ, ликвидацию эксплуатации человека человеком и установление социального равенства. И как вывод: "...революция есть один из необходимых элементов прогресса". По мнению Лаврова, движущими силами народной социальной революции должны быть крестьяне, составляющие большинство народных масс России, революционная интеллигенция и нарождающийся "рабочий пролетариат". Руководящая роль в ней должна принадлежать революционной интеллигенции, основная задача которой – просвещение народных масс и организация их на борьбу за свои права и политическую власть.
П. Л. Лавров писал, что настоящая революция наступает тогда, когда в среде масс вырабатывается интеллигенция, способная дать народному движению организацию, которая могла бы устоять против организации их притеснителей. Он считал, что для лучшей организации революционного движения народных масс необходимо создание революционной партии, выражающей их экономические, политические и духовные интересы.