
экзаменшорников / 42. Война с горцами А.И.Ермолов и Шамиль
.docx42. Война с горцами А.И.Ермолов и Шамиль
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817– 1864, принятое в сов. историч. литературе обозначение воен. действий российских войск на Сев. Кавказе в ходе присоединения региона к Рос. империи.
Активизация рос. войск произошла после приезда на Кавказ назначенного в апреле 1816 командиром Отдельным Грузинским (с 1820 – Кавказским) корпусом генерал-лейтенант А. П. Ермолова, перед которым была поставлена задача усмирения горских народов и утверждения в регионе фактической власти рос. администрации. Повышенное внимание к Кавказу, кроме того, определялось его геополитическим и стратегическим значением, необходимостью обеспечения устойчивой связи с недавно присоединённым Закавказьем и возможностью военно-политического давления на Османскую империю и Персию. Император и высшее командование в С.-Петербурге полагали, что поставленные задачи могут быть выполнены в сжатые сроки, с минимальными людскими и финансовыми потерями. Однако после непосредственного ознакомления с ситуацией на Кавказе Ермолов пришёл к выводу, что в этом регионе можно победить только с помощью длительных военных действий осадного характера, в частности сооружая военной линии, состоявшие из цепи крепостей и укреплённых пунктов.
Для защиты рус. населения и давления на горцев А. П. Ермолов перенёс левый фланг Кавказской укреплённой линии с Терека на Сунжу. В 1817–1819 были построены укрепление Преградный Стан, крепости Грозная и Внезапная (Сунженская укреплённая линия), что позволило взять под рос. контроль долину р. Сунжа. Для обороны Военно-Грузинской дороги, связывавшей Закавказье с Центральной Россией, создан др. кордон – от Моздокской крепости до Дарьяльского ущелья. В 1821 построена крепость Бурная (рядом с совр. Махачкалой), прикрывавшая юж. районы и каспийское побережье Дагестана. Несколько дагестанских и чеченских обществ во главе с местными феодалами предприняли нападения на Сунженскую линию, но потерпели неудачу. В ответ на набеги горцев Ермолов провёл воен. экспедиции в Чечню, Кабарду, Закубанье. В 1825 в Чечне началось выступление горцев под предводительством Бей-Булата, подавленное рос. войсками. Ликвидация некоторых ханств и феодальных образований не привела к умиротворению региона, став, наоборот, одним из катализаторов развития мюридизма – движения с явной антироссийской направленностью. Его возглавил Гази-Магомед, провозглашённый в 1829/30 имамом Чечни и Дагестана и выдвинувший понятные и простые политические лозунги всеобщего равенства, истребления ханов (убито св. 30 влиятельных беков) и всякой наследств. власти, объединения правоверных для священной войны против неверных – газавата. При нём начала формироваться структура мусульм. государства на Сев. Кавказе – Имамата.
Собрав горское войско (ок. 10 тыс. чел.), Гази-Магомед в 1830 начал «священную войну» против русских и их сторонников – местных феодалов. В том же году командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал И. Ф. Паскевич, сменивший в 1827 А. П. Ермолова, обратился с «Прокламацией к населению Дагестана и кавказских гор», в которой обвинил имама в «возмущении спокойствия», и в ответ объявил ему войну (этот момент совр. историки считают непосредственным началом К. в.). Гази-Магомед предпринял неудачный поход на Хунзах (1830), столицу Авар. ханства. В 1831 его войска заняли селения Параул (резиденцию шамхала Тарковского) и Тарки, но потерпели неудачу при штурме крепости Бурная (её гарнизон понёс тяжёлые потери), совершили набеги на города Дербент и Кизляр (разграблен горцами). В 1832 Гази-Магомед потерпел поражение под Владикавказом и Назранью, в результате чего популярность имама среди горских обществ упала, что заставило его отойти в нагорную часть Дагестана. В октябое 1832 он со своими мюридами был блокирован в ауле Гимры отрядом рос. армии, возглавляемым назначенным в 1831 вместо Паскевича командиром Отдельным Кавказским корпусом генералом Г. В. Розеном, и в результате ожесточённого штурма убит (из его приближённых спасся только Шамиль).
Преемник Гази-Магомеда – Гамзат-бек (второй имам) – продолжил его политику по распространению шариата, следуя тактике стремительных набегов на земли сельских общин и местных феодалов. В 1833–34 он силой подчинил большинство районов Аварии; продолжил истребление горской знати с одновременной конфискацией их имущества. Летом 1834 овладел Хунзахом, уничтожив всю ханскую семью. На территории Сев.-Зап. Дагестана и Юж. Чечни Гамзат-бек продолжил создание самостоятельные государства – Имамата, столицей которого был объявлен Хунзах. При нём окончательно сформировалась структура управления горскими территориями, состоявшая из разветвлённой сети его заместителей – наибов (наместников имама и его полномочных представителей в каждом районе). Жестокость Гамзат-бека вызвала недовольство среди аварцев, в первую очередь среди жителей Хунзаха, и он был убит в результате заговора, во главе которого стоял Хаджи-Мурат.
Наиболее интенсивный период Кавказской войны (1834–1859) связан с деятельностью преемника Гамзат-бека – Шамиля, третьего имама Чечни и Дагестана. В 1834 рос. войска взяли штурмом аул Гоцатль и вынудили Шамиля покинуть Аварию. Полагая, что авторитету нового лидера горцев нанесён сокрушит. удар, Г. В. Розен в течение 2 лет не вёл активных воен. действий против Шамиля. Внимание рос. командования было обращено на Сев.-Зап. Кавказ (т. к. император Николай I полагал, что военное утверждение России в Черкесии «несравненно важнее», чем в др. районах), территория которого отошла к Рос. империи по Адрианопольскому миру 1829. В ответ на нападения горцев, совершавших набеги на рус. поселения, Розен организовывал воен. экспедиции против отдельных племён и аулов. В 1834–1837 командующий российскими войсками на Кавказской укреплённой линии генерал А. А. Вельяминов с целью устройства Черноморской береговой линии провёл 4 воен. экспедиции, в результате которых были сооружены Геленджикская укреплённая линия, Абинское и Николаевское укрепления, проложено неск. воен. дорог. Передышка позволила Шамилю укрепиться на Сев.-Вост. Кавказе и значительно увеличить свои вооруж. силы. Летом 1837 после тяжёлых боёв рос. войск под командованием генерала К. К. Фези с отрядами Шамиля в аулах Ашильта, Ахульго и Тилитль было заключено перемирие, фактически означавшее моральную и дипломатич. победу имама, авторитет которого среди горцев вырос. Осенью 1837 в ходе подготовки поездки императора на Кавказ рос. командование с помощью генерала. Ф. К. Клюки фон Клюгенау вело переговоры с Шамилем (ему было предложено встретиться с Николаем I и принять рос. подданство), которые закончились безрезультатно.
После пребывания осенью 1837 на Кавказе император Николай I, недовольный действиями рос. военных и гражданских властей в регионе, сместил Г. В. Розена и назначил на его место генерала. Е. А. Головина, который продолжил возведение укреплений от устья р. Кубань до Мегрелии (к кон. 1839 были построены укрепления Св. Духа, Новотроицкое, Михайловское, Навагинское, Вельяминовское, Тенгинское, Новороссийское, Головинское и Лазаревское). В 1839 началось наступление на Сев.-Вост. Кавказе: Дагестанский отряд под командованием Головина занял Аргун и разбил войска Шамиля в бою на Аджиахурских высотах, а Чеченский отряд под команд. генерала П. Х. Граббе провёл Ахульго штурм 1839, имам с горсткой своих сторонников прорвался в Чечню. Победы рос. войск в 1840 в боях в Гехинском лесу и на р. Валерик имели локальное значение. В мае 1841 Головин во главе Чеченского и Дагестанского отрядов вытеснил Шамиля с Хубарских высот и занял аул Черкей, что позволило восстановить связь Кавказской укреплённой линии с Дагестаном. Наиболее крупная операция рос. войск в 1842 – Ичкерийская экспедиция Граббе – закончилась неудачей. Имам в течение 1840–1843 взял под контроль весь Дагестан и бóльшую часть Чечни. Одновременно усилилось давление на рос. гарнизоны Черноморской береговой линии: черкесы захватили и уничтожили 4 укрепления (Лазаревское, Вельяминовское, Михайловское и Николаевское).
Неудачи на Черноморском побережье, в Чечне и Дагестане привели к отзыву в 1842 Е. А. Головина с Кавказа; его место занял генерал А. И. Нейдгардт. Численность рос. войск на Кавказе была увеличена, однако это не исправило ситуацию. В 1843 Шамиль осадил Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), но взять не смог. Встревоженный потерями рос. войск в регионе, имп. Николай I в 1844 назначил командующим Отдельным Кавказским корпусом генерал М. С. Воронцова, наделив его широкими полномочиями. После Даргинской экспедиции 1845 Воронцов, прекратив малоуспешные воен. походы в глубь территории Имамата и вернувшись к ермоловской тактике фронтального продвижения и прочного закрепления на покорённой территории (рубка лесов для свободного доступа к аулам вместе с постройкой новых укреплений и постепенным выдавливанием противника), сумел добиться перелома в ходе Кавказской войны в 1846 имам во главе 10-тысячного отряда пробился через Сунженскую линию и вторгся в Кабарду, однако поход окончился неудачей, вылившись в разграбление мирных населённых пунктов. Осенью 1846 при вторжении в Акушу он потерпел поражение от Дагестанского отряда генерала В. О. Бебутова при селении Кутиши. В 1847 Шамиль после кровопролитного штурма потерял аул Салты, в 1848 – аул Гергебиль, стратегич. укреплённый пункт в Дагестане. В 1849 рос. войска отразили нападение отрядов Шамиля в Кахети и нанесли поражение при штурме Темир-Хан-Шуры.
В течение 1849–1852 рос. войска одержали ряд побед в Чечне. Был занят и полностью уничтожен возведённый Шамилем Шалинский окоп, прикрывавший вход к одному из крупнейших чеч. аулов – Шали. В начале 1851 командир левым флангом Кавказской укреплённой линии генерал. А. И. Барятинский разгромил горцев на р. Бас, а летом ген.-м. Н. П. Слепцов разбил гехинцев в Малой Чечне. Одновременно крупное поражение было нанесено ген.-л. Н. И. Евдокимовым наибу Шамиля Мухаммеду-Эмину у р. Уруп на Сев.-Зап. Кавказе. В зиму 1851/52 рос. войска под команд. Барятинского нанесли ряд стремительных ударов по территории Большой Чечни, в результате которых были взяты аулы Автуры, Гельдыген, Сейд-Юрт, а также захвачены мн. андийские хутора с большими запасами хлеба и сена. В результате этих экспедиций часть горцев Чечни перешла на российскую сторону, включая чеч. наиба Бату. В 1852 рос. войска уничтожили аулы Герменчук и Автуры с окрестностями – наиболее населённую и важную для Шамиля часть Чечни. В феврале 1853 войска Барятинского разбили главные силы (ок. 20 тыс. чел.) Шамиля на р. Мичик.
Крымская война 1853–1856 спасла Шамиля от разгрома, продлив существование Имамата на неск. лет. В 1854 его 15-тысячный отряд прорвал Лезгинскую укреплённую линию, однако развить этот успех не удалось. В 1854 командиром Отдельным Кавказским корпусом был назначен генерал Н. Н. Муравьёв (см. Муравьёв-Карский), при котором рос. войска активных боевых действий против горцев не вели, т. к. основные силы корпуса сражались против войск Османской империи.
В 1856 начался последний этап Кавказской войны, когда командиром Отд. Кавк. корпусом (с 1857 – Кавк. армия) был назначен А. И. Барятинский. В течение 1857–1858 рос. войска взяли под контроль всю территорию Чечни, в феврале 1859 отряд Н. И. Евдокимова осадил столицу Имамата – Ведено. Шамиль с остатками своих сил вынужден был отойти в нагорный Дагестан, в высокогорное селение Гуниб, где в августе был блокирован рос. войсками. В ходе Гуниба штурма 1859 имам сдался в плен, Имамат прекратил своё существование. В ноябре 1859, под воздействием известия о сдаче Шамиля, сложили оружие абадзехи во главе с наибом Мухаммедом-Эмином. В 1862–1864 рос. войска заняли всю территорию по сев. склону Кавказского хребта, а в мае 1864 взяли штурмом урочище Кбаада (ныне Красная Поляна) – последний очаг сопротивления горцев. Воен. парад рос. войск, состоявшийся там 21 мая (2 июня), принято считать моментом окончания Кавказской войны.
Завершение Кавказской вйны означало фактич. включение территории Сев. Кавказа в состав Рос. империи и начало его интеграции в общероссийскую адм. систему.