12. Образование Гоминьдан
.docxВ конце XIX века китайскому народу было ясно, что цинская династия неспособна обеспечить защиту от внешней экспансии и решать социально-экономические вопросы. Символом консерватизма в Китае тогда считалась система экзаменов на замещение чиновничьей должности. Люди, сдавшие экзамены по древним текстам, но ничего не знающие о политике и экономике, приносили вред на государственных постах. С изменением жизни в Китае росло непринятие экзаменов. В начале ХХ века они были отменены цинским правительством.
В китайском обществе было немало людей, выступавших за серьезные внутренние реформы, которые преобразили бы страну. Такими людьми являлись реформаторы (низшие и средние чиновники, например, Кан Ювей, Тань Сытун) и радикально настроенные образованные люди, в основном молодежь. Из последних вышли организаторы и члены буржуазной партии Гоминьдан и коммунистической партии Китая. Центром формирования радикально настроенной молодежи был Южный Китай, где ранее всего были созданы условия для модернизации (миссионерские школы, колледжи). Часть образованной молодежи училась за границей. В Китае того времени образованная молодежь, а не цинское правительство, являлась критерием наличия политической жизни в стране.
На политической сцене Китая тогда наиболее заметен был Сунь Ятсен (1866 – 1925). Первая революционная организация – «Союз возрождения Китая», от которой отчитывает свою историю Гоминьдан, была создана Сунь Ятсеном на Гаваях в 1894 году. Цели организации в общем виде выглядели так: критика бездарного цинского правительства, необходимость борьбы с Цинами, восстановление суверенитета Китая и учреждение республики.
Летом 1905 года в Японии путем объединения революционных организаций был образован «Китайский революционный союз». В Токио, в квартире последовательницы Сунь Ятсена Хэ Сяннин, несколько раз в неделю созывались совещания. На них под руководством Сунь Ятсена разрабатывались планы революционной работы в Китае. Все новые и новые люди вступали в ряды его организации. В августе 1905 года она насчитывала несколько сот членов, через год более 10 тысяч человек входило в ее состав. С 1906 года Сунь Ятсен и его сторонники начинают критиковать реформаторов и сторонников конституционной монархии.
После начала Синьхайской революции (началась 10 октября 1911 года, закончилась в августе 1913 года) Сунь Ятсен решил преобразовать «Китайский революционный союз» в «Китайскую национальную партию» (Чжунго гоминьдан). Данный шаг был необходим в связи с намечавшимися на конец 1912 – начало 1913 годов выборами в китайский парламент. Присутствие Гоминьдана в парламенте дало бы возможность еще больше увеличить влияние партии в обществе.
Члены организаций Сунь Ятсена, сам он, были республиканцами американского толка. В 1896 году Сунь Ятсеном была сформулирована идея о «трех народных принципах»: «национализм», «демократизм» и «народное благоденствие». Опубликована она была в 1905 году (стала программой «Китайского революционного союза»). «Национализм» понимался Сунь Ятсеном как свержение инородной по своему происхождению цинской династии и восстановление китайского правления. «Демократизм» подразумевал установление в Китае демократической республики. «Народное благоденствие» это решение острого аграрного вопроса путем установления единого государственного налога на землю в зависимости от ее рыночной цены. В таком случае, считал Сунь Ятсен, дифференциальная рента оказалась бы в руках государства, которое обратило бы ее на благо общества. Если говорить кратко о содержании «трех народных принципов», то речь шла о том, что на их основе предлагалось китайскому народу объединиться.
Среди «трех народных принципов» «национализм» был главной идеей Сунь Ятсена. Если взять его внешнеполитические взгляды, то идея о «национализме» означала то, что Китай выступает за равноправие народов в мире. Поэтому Сунь Ятсен ратовал за отмену всех неравноправных договоров, навязанных в свое время Китаю. Он считал, что китайский народ должен помогать восстанавливать суверенитет угнетаемым народам. В 1912 году в декларации при вступлении на пост временного президента Китайской Республики Сунь Ятсен говорил: «Мы будем придерживаться принципа сохранения мира и укрепления уз дружбы с доброжелательными к нам государствами. Следуя этим путем, мы сможем добиться уважения к Китаю на международной арене и способствовать продвижению всего мира к великому единению». Он обращал внимание на то, что успех внешней политики это результат верного проведения внутренней политики.
Сунь Ятсен подчеркивал в книге «Учение Сунь Вэня» (одна из трех книг труда «Программа строительства государства», к написанию которого он приступил в 1919 году), что Япония единственное азиатское государство, добившееся независимости от держав и вставшее на путь промышленного развития. Рассматривая положение Китая, он указывал в качестве примера обретения государством подобающей роли в мире Японию. Это должно было стать для китайских республиканцев стратегической задачей в политике.
Окончание Первой мировой войны, в которую был вовлечен и Китай, с новой остротой выявило основные противоречия китайского общества и прежде всего его полуколониальное положение. Национальному возрождению страны мешала ее раздробленность. В первые месяцы после окончания войны предпринимаются попытки объединения Севера и Юга. В феврале 1919 г. в Шанхае организуется встреча представителей пекинского и гуанчжоуского правительств, на которой обсуждались пути прекращения военных действий между Севером и Югом и меры, необходимые для воссоздания единства страны. Противоречивые милитаристские интересы не позволили конференции добиться конструктивных результатов, прерванная в мае 1919 г. она больше не возобновила работу.
В начале 1919 г. внимание китайской общественности было привлечено к открывшейся в январе в Париже мирной конференции, на которой Китай предполагал существенно улучшить свои международные позиции. Отражая возросшее общественное давление, китайская объединенная правительственная делегация потребовала ликвидации позорного японо-китайского соглашения от 9 Мая 1915 г. («21 требование») и сфер влияния, возвращения Китаю концессий и таможенной автономии, вывода иностранных войск и т.п. Но прежде всего китайская делегация надеялась на возвращение Китаю всех прав и владений Германии в пров. Шаньдун, фактически захваченных в годы войны Японией. Союзники отказались вообще рассматривать вопрос о восстановлении суверенитета Китая; все особые права Германии на Шаньдунский полуостров были переданы Японии.
Версальского договора вызвали в Китае массовые демонстрации протеста. Возмущение вылилось в так называемое «движение 4 мая». В этот день в 1919 г. студенты вышли на демонстрацию протеста с требованием аннулировать уступки Японии («21 требование»). Попытки японофильского правительства Дуань Цижуя силой подавить молодежное движение протеста вызвало лишь новую и более широкую волну антияпонских и антиправительственных выступлений уже не только в Пекине, но и в Тяньцзине, Шанхае, Нанкине, Чанша и других городах. В патриотическом движении протеста участвовало примерно 60 тыс. шанхайских рабочих, а затем и рабочие других городов, которые объявили забастовку, что стало новым явлением в политической жизни страны.
Массовая кампания протеста заставила правительство отказаться от подписания Версальского мирного договора, уволить японофильских министров, прекратить репрессии против участников патриотического движения. События мая-июня 1919 г. свидетельствовали о растущем национальном и националистическом потенциале Китая. Еще одним важным следствием «движения 4 мая» стала консолидация китайского рабочего класса, что нашло выражение в его первых организованных выступлениях и забастовках. Все это стало началом нового этапа в революционном процессе Китая, причем революция 1917 г. в России оказала немалое воздействие на формы, которые это движение стало приобретать. В первую очередь это сказалось на оформлении партии Гоминьдан.
Национальный подъем оказал влияние на трансформацию идеологии Сунь Ятсена. Он пришел в выводу о том, что победа Синьхайской революции не привела пока еще к реализации ни принципа национализма, ни принципа народовластия. Реализация этих принципов возможна только при полной победе «национальной революции», направленной против колониальной зависимости, и «политической революции», направленной против милитаризма и раздробленности. Для реализации этих целей Сунь Ятсен заявил о необходимости превращения Гоминьдана в ведущую политическую силу национальной революции.
В апреле 1921 г. в Гуанчжоу по инициативе Сунь Ятсена собрался старый (1913-го г.) республиканский парламент и избрал Сунь Ятсена чрезвычайным президентом Китайской республики. На этом посту Сунь Ятсен стремился сделать провинцию Гуандун базой революционных сил страны, оплотом военного объединительного похода на Север. Как президент Сунь Ятсен стремился расширить социальную базу своей власти, в частности поддерживая забастовщиков в Гонконге, привлекая в свое правительство коммунистов, расширяя и укрепляя Гоминьдан. Однако эта деятельность встретила сопротивление милитаристов, который в июне 1922 г. совершил военный переворот и изгнал Сунь Ятсена. Это привело к тому, что Сунь Ятсен понял о необходимости избавиться от зависимости от милитаристов и для этого завершить создание хорошо организованной партии, опирающейся на собственную партийную революционную армию и на поддержку народных масс.
В союзе с советской Россией он увидел важный фактор укрепления своих политических позиций внутри и вне Китая. С одной стороны, Москва вела переговоры с Пекином о возобновлении дипломатических отношений, подчеркивая свое уважение к Китайской республике. С другой — Москва готова была поддержать те политические силы в Китае, которые противостояли пекинскому правительству и с которыми можно было связывать перспективы революционного преобразования Китая. Сотрудничество с советской Россией и коммунистами, опыт русской революции стали важными факторами в деле реорганизации Гоминьдана. В августе 1923 г. Сунь Ятсен посылает в Москву военно-политическую делегацию во главе с Чан Кайши. В течение нескольких месяцев делегация знакомилась с постановкой партийной, государственной, военной работы, встречалась с руководителями советского государства и Коминтерна. Делегация провела переговоры, результатом которых стало предоставление военной, финансовой, технической помощи Гоминьдану для реорганизации партии, создания новой армии, укрепления госаппарата.
В процессе реорганизации Гоминдана возник вопрос о форме и характере сотрудничества с коммунистами. Требовалось создание единого антиимпериалистического фронта. Важнейшим этапом реорганизации Гоминьдана и складывания единого фронта стал I конгресс Гоминьдана, проходивший в Гуанчжоу с 20 по 30 января 1924 г. Программа нового, реорганизованного Гоминьдана сформулирована в основном документе конгресса — манифесте. Он содержал обновленную трактовку «трех народных принципов», причем на первый план выдвигалась задача реализации принципа национализма в его новой формулировке, акцентирующей внимание на борьбе против мирового империализма и китайского милитаризма. Трактуя принцип народовластия, манифест рассматривает будущее конституционное устройство на основе конституции «пяти властей» — законодательной, судебной, исполнительной, экзаменационной и контрольной. Традиционно излагается принцип народного благоденствия, включавший прежде всего уравнение прав на землю и идею ограничения капитала. Таким образом, идейно-теоретическим знаменем единого фронта развивавшегося национально-освободительного движения стала суньятсеновская программа возрождения и освобождения Китая, его «три народных принципа».
Реорганизация Гоминьдана способствовала созданию революционной армии, которая была необходима для борьбы с милитаристскими группировками. В начале 1924 г. при помощи Советского Союза на о-ве Вампу была создана военная школа для подготовки офицерских кадров для партийной армии.
Расширение и упрочение влияния гоминьдановского правительства создавали благоприятные легальные условия для развития рабочего и крестьянского движения, которое, в свою очередь, делалось важным фактором укрепления революционной базы и увеличения влияния Гоминьдана в национально-освободительном движении. Рабочий отдел ЦИК Гоминьдана, в котором активную роль играли коммунисты, вел значительную деятельность в Гуанчжоу и Гуандуне по организации рабочего класса, по восстановлению профсоюзного движения.
Укреплению революционной базы в Гуандуне благоприятствовала подписанию 31 мая 1924 г. соглашение между Пекином и СССР об установлении дипломатических отношений, отказе СССР от «специальных прав и привилегий», от русской части «боксерской контрибуции». КВЖД объявлялась чисто коммерческим предприятием и управлялась на паритетных началах СССР и Китаем.