- •Понятие и признаки коррупции
- •Виды коррупции
- •Причины коррупции
- •Условия коррупции
- •Правовые основы противодействия коррупции
- •Источники права о противодействии коррупции (модельное представление)
- •Организационные основы противодействия коррупции
- •Меры противодействия коррупции: понятие, виды
- •Меры по профилактике коррупции: понятие, характеристика
- •Меры по борьбе с коррупцией: понятие, характеристика
- •Меры по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений: понятие, характеристика
- •Антикоррупционные стандарты: понятие, содержание
- •Антикоррупционные технологии: понятие, виды
- •Антикоррупционное декларирование: понятие, порядок реализации, значение
- •Антикоррупционная экспертиза
- •Антикоррупционное уведомление: понятие, порядок реализации, значение
- •Юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений: понятие, основания, виды
- •Проблемы противодействия коррупции
- •Урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: понятие, порядок реализации, значение
- •Коррупционные риски и коррупциогенные факторы: понятие, сравнительная характеристика
- •Принципы противодействия коррупции
- •Субъекты, осуществляющие противодействие коррупции
- •Понятие и виды коррупционного правонарушения
Виды коррупции
Коррупционное поведение принято классифицировать по различным основаниям.
Так, по сфере распространения коррупцию можно подразделить на:
- совершаемую в частной сфере (коммерческая, бытовая коррупция);
- совершаемую в публичной сфере (коррупция муниципальных и государственных чиновников).
По уровню распространения коррупции:
- низовая коррупция (связанная с деятельностью отдельных организаций, наделенных властными полномочиями);
- верхушечная коррупция (связанная с деятельностью государственных органов власти);
- международная коррупция (в сфере международных хозяйственных отношений).
По степени регулярности коррупционных связей:
- эпизодическая коррупция;
- систематическая (институциональная) коррупция;
- клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).
По видам публичной деятельности:
- коррупция в сфере муниципальных и государственных закупок;
- в судебной и правоохранительной системах;
- в сфере лицензирования;
- при операциях с земельными участками.
- при назначении на государственные должности и должности государственной службы и др.
По типу выгоды:
- получение прибыли;
- уменьшение расходов;
- получение нематериальной выгоды.
По инициатору коррупционных отношений:
- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица;
- подкуп по инициативе просителя.
По лицу, являющегося взяткодателем:
- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);
- предпринимательская взятка (со стороны легитимной фирмы);
- криминальный подкуп (со стороны криминальных структур).
По форме выгоды:
- денежные взятки;
- обмен услугами (патронаж («помощь»), непотизм (привилегии для «своих»).
По цели и времени взяток:
- ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы);
- тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности);
- взятка - подкуп;
- взятка - благодарность.
По виду правонарушений:
Административные коррупционные правонарушения;
Коррупционные преступления;
Дисциплинарные коррупционные проступки;
Гражданско-правовые деликты как результат коррупционного правонарушения.
По составу преступления: - злоупотребление служебным положением; - дача взятки, получение взятки; - злоупотребление полномочиями; - коммерческий подкуп; - иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения и др.
Причины коррупции
Под причинами коррупции понимаются социально-психологические детерминанты (основания, причинные единицы), которые непосредственно порождают, воспроизводят коррупцию как свое закономерное следствие.
Причины коррупции можно условно поделить на две группы: 1) социально-экономические; 2) духовные.
Социально-экономические причины коррупции довольно разнообразны и многочисленны, но вместе с тем могут быть описаны в терминах кризиса культуры и экономики. И речь здесь в основном идет не о дефиците ресурсов, росте цен, бедности, безработице и т.д., так как данные феномены сами по себе не детерминируют коррупцию. Представляется верным отметить, что среди социально-экономических причин коррупции особое значение имеют следующие: а) низкий культурный уровень населения и неудовлетворительное качество воспитательно-образовательного компонента; б) в массе – «стандартизация» человека, утратившего или так и не приобретшего личность; в) тотальная коммерциализация всех видов деятельности, общественных и межличностных отношений. К примеру, можно говорить о том, что даже отношения любви, дружбы, помощи приобрели во многом характер сделки, оцениваются в терминах меновой стоимости, полезности, выгодности. А если уж эти отношения складываются и существуют в русле коммерческого проекта, то сфера публично-значимой деятельности для множества субъектов становится источником безусловной выгоды, а не сферой ответственности и выполнения нравственного долга. Именно с вопроса о том, что это может дать, или какая от этого будет выгода, и ответа на него начинается коррупция в ее чистой, неюридизированной форме.
Разговор о духовных причинах коррупции имеет сложный, многоплановый характер, однако его некоторым упрощением может стать обращение к категории порока (греха), выходящей далеко за рамки религиозного мировоззрения.
И здесь требуются разъяснения, которые лучшим образом можно осуществить на примерах. В частности, с детства нас никто не учит лениться, отлынивать от учебы и помощи родителям, лгать и т.д. Но в большинстве своём мы овладеваем названным в совершенстве. Так и коррупционера никто не учит злоупотреблять полномочиями или положением, брать взятки, другим коррупционным деяниям, но коррупция существует и это факт.
Предпосылки коррупционного поведения мы можем наблюдать, к примеру, стоя в очереди у гардероба, где, вместо того чтобы стойко ожидать в порядке очередности, некоторые студенты передают жетончики-номерки своим товарищам, дабы ускорить процесс получения той или иной вещи. То же самое наблюдается в столовой: увидел впереди стоящего знакомого – пошёл к нему, минуя столпотворение.
Следующий пример гораздо сложнее, но не менее красноречив и показателен. Вот мы поступили в юридический вуз, мечтая по выпуску из него стать государственными служащими, прокурорами, следователями, сотрудниками полиции и т.п. Теперь сидим и скучаем на лекции, не желая задать себе вопроса: а готовы ли мы всю свою жизнь развиваться и повышать уровень квалификации, работать без перерывов за достаточно скромный заработок и добросовестно исполнять возложенные на нас обязанности, отдыхая в лучшем случае где-то за чертой города, но в его близи, передвигаясь на недорогом автомобиле, и при этом не обращать внимания на знакомых с BMW, недвижимостью класса «люкс», демонстрирующих в социальных сетях очередное роскошное место отпуска на недосягаемых для нас островах в каком-нибудь экваториальном море?
Отрицательный ответ на такой сложносоставной вопрос в целом показывает, что нам здесь делать нечего. И законодатель, судя по всему, настаивает на аналогичной точке зрения (об этом свидетельствуют и предъявляемые повышенные требования к государственным служащим, в том числе этического характера). Но отрицательный ответ на поставленный вопрос мало кто даст. Почему? Страх. Страшно признать, что не соответствуешь требованиям. А меняться не хочется. Лень. Вот и два фундаментальных греха.
Сказанное и позволяет нам оперировать категорией порока (греха), видеть в ней причины коррупционных правонарушений притом на строгих научных основаниях.
Итак, к духовным причинам коррупции относятся грехи, помимо вышеупомянутых страха и лени: а) сребролюбие (жадность); б) гордыня (высокомерие); в) тщеславие (показуха); г) зависть (раздражение благополучием другого человека); д) невежество (нежелание знать, малоумие).
Говоря о грехе сребролюбия, то есть алчности (жажды) до богатств, архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «сребролюбец хватается за деньги, как за спасительный круг в водоворотах жизни, как за панацею от всех болезней и несчастий. Он верит, что с деньгами за пазухой будет безопасен во всех обстоятельствах, как человек, укрывшийся от врагов за крепостной стеной. Он считает, что богатство – единственный друг, на которого можно положиться, а остальные, на самом деле, – только посягатели на его имущество… Оставленное расти сребролюбие, переходит в страсть: человек собирает деньги ради денег; из-за них он готов пожертвовать не только чужой, но и своей жизнью».
Можно сказать иначе: в общественно значимой деятельности жадный человек стремится не к исполнению своего долга (публичного, гражданского, личного), обеспечению законности, прав и свобод граждан и организаций, а использует свое служебное положение ради получения дохода, в том числе незаконного и необоснованного, что и обусловливает коррупционный характер его поведения.
О грехе гордыни читаем в Притчах Соломона, который смирение противопоставляет гордыне, то есть высокомерию. Речь идет о непомерной гордости, заносчивости, необоснованно завышенной самооценке, нетерпении к любой критике извне, вытекающих в жажду властвования по собственному усмотрению, а не на основе имеющихся законов. Злоупотребление властью (служебным, должностным положением, полномочиями) зачастую выступает проявлением гордыни.
Связанное с грехом гордыни тщеславие проявляется в бахвальстве, желании казаться лучше других, показном характере быта, жизни, любых форм поведения. В молодежной среде, к примеру, есть такое слово, которые ёмко описывает тщеславие, такой своеобразные сленговый синоним: «выпендриваться». Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Иоанна Богослова» так характеризует тщеславие: «человек, увлекаемый славою, неспособен мыслить что-либо великое и благородное; он необходимо становится постыдным, низким, бесчестным, ничтожным». В публичной деятельности различных должностных лиц тщеславие проявляется в демонстрации дорогих и модных предметов одежды, аксессуаров, автомобилей, а также в желании угодить конъюнктуре, подстроиться под чужие предпочтения и выкусы. Поскольку тщеславие человеку обходится дорого, постольку оно склоняет его к преумножению доходов и вещей, зачастую необоснованному (отсюда и корыстная заинтересованность лица, занимающего ту или иную должность, вытекающая в получение взяток, предметов коммерческого подкупа).
Зависть, по словам Аристотеля, является тоской по чужому счастью. При этом никакой белой зависти не существует. В публично значимой сфере потенциальный коррупционер, видя действительное или мнимое благополучие других, стремится к подобному порядку вещей, порой используя неправомерные средства и способы для достижения цели по обретению равновеликих по отношению к другим лицам благ (имущественных или неимущественных).
Наконец, невежество, проявляющееся, по словам протоиерея Андрея Ткачева, в отсутствии вкуса к приобретению знаний и нежелании знать, основная причина некомпетентности служащих, которые в силу отсутствия необходимых знаний, умений, навыков порой совершают правонарушения, в том числе преступления, которые имеют коррупционную окраску: превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица, халатность и др. Более того, как указывается в решениях Верховного Суда РФ, личная заинтересованность коррупционера может проявляться и в стремлении скрыть свою некомпетентность, то есть собственное невежество.
Таким образом, учитывая изначально неюридический характер самого феномена коррупции, можно сказать, что коррупция – это не о деньгах или незаконном использовании власти, коррупция – это, прежде всего, о человеческих грехах.
