- •1. Предмет синтаксиса как раздела грамматики. Основные синтаксические единицы. Их характеристика.
- •2. Основные признаки словосочетания. Классификация словосочетаний по лексико-морфологической природе главного слова; по степени семантической спаянности компонентов; по структуре.
- •3. Типы связи слов в словосочетании.
- •4. Синтаксически неделимые словосочетания. Их структурно-семантические разновидности.
- •5. Типы предложений по цели высказывания.
- •6. Подлежащее. Способы его выражения.
- •7. Сказуемое как главный член двусоставного предложения. Структурно-семантические типы сказуемого.
- •8. Простое глагольное сказуемое. Его осложнённые формы.
- •9. Составное глагольное сказуемое как главный член двусоставного предложения. Специфика его семантики и структуры.
- •10. Составное именное сказуемое как главный член двусоставного предложения. Специфика его семантики и структуры.
- •11. Предикативная связь главных членов двусоставного предложения; её виды.
- •12. Безличные предложения. Их структурные и семантические разновидности
- •13. Определённо-личные и неопределённо-личные односоставные предложения.
- •14. Обобщённо-личные односоставные предложения.
- •15. Инфинитивные односоставные предложения.
- •16. Субстантивные односоставные предложения.
- •17. Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения.
- •18. Определение как второстепенный член предложения. Разновидности определений и способы их выражения.
- •19. Дополнение как второстепенный член предложения. Разновидности дополнений и способы выражения.
- •20. Приложение как второстепенный член предложения.
- •21. Приемы осложнения. Разновидности осложненных предложений
- •25. Уточняющие члены предложения; присоединительные члены.
- •28. Предложения с обращением. Основная и дополнительная функции обращения. Выражение обращения в современном русском языке. Система обращений, принятая в русской культуре.
- •29. Сложное предложение как синтаксическая единица. Грамматическое значение и структура сложного предложения.
- •30. Сложное предложение и его отличия от простого предложения.
- •31. Интонационные особенности сложного предложения.
- •32. Классификация сложных предложений по функциональной направленности (цели высказывания) и эмоциональной окраске.
- •33. Особенности внутреннего строения предикативных единиц сложного предложения.
- •34. Средства связи предикативных частей сложного предложения.
- •39. Сложносочиненные предложения с противительными отношениями.
- •40. Сложносочиненные предложения с разделительными отношениями.
- •41. Сложносочиненные предложения с сопоставительными отношениями.
- •49. Вопрос о членении речи на отрезки больше предложения. Вопрос о сложном синтаксическом целом как единице синтаксиса.
13. Определённо-личные и неопределённо-личные односоставные предложения.
Определенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражается личной формой глагола, указывающей на определенное лицо. Глагол в таком случае не нуждается в наличии местоимения, так как значение конкретного лица передается его личным окончанием. Например: Перечитываю длинный указатель названий. Никакой легочницы нет. Нахожу медуницу (Сол.).
Главный член в определенно-личных предложениях может быть выражен глаголом в форме первого или второго лица единственного числа изъявительного наклонения: Стою один среди равнины голой (Ес.); Видишь, Алешин, справа огонь? (Бонд.); глаголом в форме второго лица множественного числа изъявительного наклонения (при обращении к собеседнику): Что скажете, Иванов?; реже — глаголом в форме первого лица множественного числа изъявительного наклонения: Будем прорываться к орудиям (Бонд.); глаголом повелительного наклонения в форме второго лица единственного и множественного числа и — реже — в форме первого лица множественного числа (со значением побуждения к совместному действию): Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши, и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши! (Н.); Грянь над пучиною моря, в поле, в лесу засвищи, чашу вселенского горя всю расплещи! (Н.); Славьте, молот и стих, землю молодости (М.); Начнем, пожалуй! (П.); Пойдем, старик! (Т.). Все эти формы четко передают значение конкретного лица (или лиц), так как эти значения заключены в окончаниях глагола. Именно определенность значений этих форм позволяет включить подобные предложения в разряд односоставных, а не считать их неполными двусоставными с опущенным подлежащим — личным местоимением, так как это личное местоимение не требуется для полноты высказывания, а если и используется (в двусоставном предложении), то является дополнительным средством передачи того же значения.
Не случайно, что в определенно-личных предложениях сказуемое не может быть в форме третьего лица. Эта форма сама по себе не указывает на конкретное действующее лицо. Ср.: Еду в поезде (я).— Едет в поезде (он? она? оно?). Точно так же формы прошедшего времени глагола не могут быть сказуемым определенно-личных односоставных предложений, поскольку не выявляют определенного лица. Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Ч.) — только контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу. Такие предложения относятся к двусоставным неполным.
Обычно определенно-личные односоставные предложения синонимичны двусоставным с подлежащим — местоимением (Поеду в город. — Я поеду в город), однако такие параллельные конструкции возможны не всегда, например, в строе некоторых сложных предложений с противительными отношениями отсутствие местоимения немыслимо: Ты сходи домой, а я посижу здесь.
В других случаях предложения с местоимениями и без них различаются лишь стилистически. Так, например, местоимение употребляется при уговаривании: Вы не волнуйтесь, успокойтесь; при пренебрежительном высказывании: Уходи ты отсюда!; при логическом выделении, подчеркивании лица: Это я тебе говорю, слышишь — я! (а не кто-либо другой).
Употребление определенно-личных односоставных предложений сообщает повествованию большую динамичность, энергичность, делает его более лаконичным, тогда как предложения с местоимениями являют собой «речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную»1. Вот примеры определенно-личных односоставных и двусоставных предложений, ср.: Я люблю от прилета зябликов, когда еще не трогался снег в лесу, ходить на кряж и чего-то ждать (Пришв.); Славлю перец — в зерне и в пыльце, всякий: черный — в багряном борще, как бесенок в багряном плаще; красно-огненный — в красном словце... Славлю перец во всем вообще (Н. Матв.); Я не одобряю ваших теорий (Грин); Я красной розы лепестки не оскорблю оттенками. Пускай немыслимо просты цветы недвуименные: пойду на битву за цветы, как за цвета знаменные (Н. Матв.).
В других случаях односоставные определенно-личные предложения помогают избежать словесного повторения: Да и ты ведь такая, ты тоже ведь плакать не будешь, только старый будильник приучишься ставить на семь. Станешь вдвое работать... Решивши забыть, — позабудешь. Позабывши, не вспомнишь, не вспомнив, — забудешь совсем (Сим.).
Неопределенно-личными называются предложения, главный член которых выражен глаголом в форме третьего лица множественного числа или в форме прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными или необозначенными лицами. Например: На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (Купр.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты (Ч.); А в чугунную доску били без устали (Ч.); Возле этой осинки летом стог поставили (Пришв.).
В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Действующее лицо остается либо необозначенным, так как указание на него, с точки зрения говорящего, несущественно, либо оно неопределенно или неизвестно, и потому указание на него невозможно. В любом случае предложение лишено грамматического подлежащего.
Значение неопределенности лица отнюдь не влечет за собой снижения его активности как производителя действия, только сам по себе этот производитель действия не имеет значения, важно лишь производимое им действие. Такова специфика выражения мысли в неопределенно-личных предложениях.
Сведения о действующем лице (или лицах) обычно черпаются из контекста или подсказываются ситуацией. Например: 21 июня, днем, меня вызвали в Радиокомитет и попросили две антифашистские песни (Сим.); Вот кругом него собрался народ из. крепости — он ничего не замечал; постояли, потолковали и пошли назад (Л.). Однако косвенное указание на субъект действия может заключаться и в самом неопределенно-личном предложении1: Хорошо в деревнях хлеб пекут (М. Г.); В семье много пели, играли на рояле (Пауст.). Обстоятельственные словоформы в деревнях, в семье не только указывают на субъект, но и в той или иной мере ограничивают круг действующих лиц: в семье — члены семьи; в деревнях — живущие в деревне. Субъектное значение может быть обнаружено и в обстоятельствах времени: Тогда не особенно следили за очисткой крыш (Гиляр.) — круг действующих лиц ограничен здесь временем.
Действие, обозначаемое глаголом в форме третьего лица или формой прошедшего времени, как правило, относится к неопределенному множеству лиц: На селе поговаривают, будто она совсем его не родственница (Г.); Кричали далеко, но крик оглушал, вызывая шум в голове (М. Г.); Теперь в лесах везде косят (Пришв.). Иногда оно может быть отнесено и к одному лицу, хотя глагол имеет форму множественного числа. Это лицо может быть как неопределенным, так и вполне конкретным, но оно не называется в силу разных причин, в частности из-за отсутствия необходимости в этих сведениях. Например: Но вот прошло четыре года. В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо (Ч.); И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только тогда Иван Иванович приступил к рассказу (Ч.); Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата (Ч.).
Иногда в качестве действующего лица выступает сам говорящий: — Диспозиция! — желчно вскрикнул Кутузов, — а это вам кто сказал? Извольте делать, что вам приказывают (Л. Т.)
Таким образом, основным значением глагольной формы в неопределенно-личных предложениях является именно неопределенность, а не множественность субъекта, хотя последнее и является наиболее часто встречающимся. Данный тип предложений распространен в разговорном стиле и менее употребителен или почти неупотребителен в стилях книжных, особенно научном и деловом, необходимым качеством которых является предельная ясность и определенность изложения.
Широкое распространение неопределенно-личных предложений в разговорном стиле связано с необходимостью в раде случаев акцентировать внимание на действии, а не на его производителе (хотя он или они вполне известны): Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с подобными штуками (Сим.); Наверное, здесь, в им [Б. Шоу] осмеянном мире, такими глаза его видят не часто! (Сим.); Уже в горах ему сказали, что путь на Сен-Готард закрыт (Сим.); На рассвете его разбудили настойчивым стуком в окно (Кат.).
В других случаях действующее лицо не называется из-за его неопределенности: Валялась тряпка — выцветший кусок от старенького платья. Должно быть, ею уж не первый год стирали пыль и вытирали туфли (Сим.).
Наконец, действующее лицо может быть просто неизвестно: Это стихотворение в прозе. Со временем к нему напишут музыку (М.Г.).
