Различия и сходства гения и психического больного
.docxРазличия и сходства гения и психического больного
Вороная В., клин.псих., 5 курс
Введение
Вопрос природы гениальности и ее связи с психическими заболеваниями (болезнями, помешательствами, одержимостью и пр.) остается открытым еще с античности. Проводя «исторический экскурс» в историю взаимосвязи гениальности и расстройств, авторы (Дикая, Дикий, 2016; Шалаева, 2007) отталкиваются от патографий выдающихся деятелей искусства или приводят для ознакомления идеи Ч. Ломброзо. Исторически возникало представление, будто гениальность – «форма психического расстройства, творческий приступ –эквивалент эпилептического приступа», а энтузиазм – священный огонь, посланный Богом своим избранникам. В патографиях находятся доказательства связи гениальности и психических расстройств – например, в сопоставлении маниакальных фаз Хуго Вольфа и его творчества (Дикая, Дикий, 2016); в идеях Ломброзо получается отыскать общие для гения и психически больного черты, среди которых страсть к перемене мест, алкоголизм, эмоциональная холодность и одиночество длиной на всю жизни.
Творческий процесс действительно сложный, происходящие в коре и глубинных структурах мозга процессы все еще изучаются. Творчество связано с процессами возбуждения и торможения, с взаимодействием нейромедиаторов; и иногда творческий человек, находясь «в потоке», может демонстрировать поведение, похожее на маниакальное или шизофреническое, а его энцефалограмма – как будто он переживает галлюцинации. В этой работе я постараюсь предоставить краткую сводку: что все-таки общего у творческого гения, креативно выполняющего свою работу, и у человека с психическим заболеванием?
Различия и сходства гения и психического больного
Сходства
Говоря о сходствах, авторы (Kaufman, 2021; Дикая, Дикий, 2016) отсылаются на «shared vulnerability model», предложенную Carson (2011). В этой модели выделены три общие черты:
Когнитивная расторможенность (cognitive disinhibition);
Расторможенность включает в себя «неспособность отфильтровывать и выкидывать ненужные идеи или образы из сознания» (Дикая, Дикий, 2016). Небольшие факты, которые могут быть проигнорированы большинством людей, гениальный мозг «схватит» и обработает – и этот небольшой факт сможет послужить началом гениальной идеи, плодородного творчества. Но, с другой стороны, будет накапливаться большое количество таких фактов – что в случае психопатологии повлияет на развитие бредовых мыслей и спутанности сознания. Расторможенность связана с низким латентным торможением – то есть механизм, который «защищает» человека от сенсорной перегрузки, работает слабее, чем у большинства людей, что также влияет на творческую способность связывать факты и продуцировать оригинальные их комбинации.
Открытость новому опыту и его предпочтение;
Тенденция к повышенной познавательной активности может быть ассоциирована со склонностью к фантазированию, способностью «погружаться» в деятельность, связывать между собой то, что раньше не связывалось. Это полезно для творческого процесса. Однако, с другой стороны, повышение познавательной активности связывают с выраженностью шизотипии и формированием бредовых идей (Kaufman, 2021).
«Гиперсвязанность»;
Отмечается (Kaufman, 2021), что у творческих людей наблюдаются высокие связи между полушариями и различными областями мозга, что может приводить в том числе к синестезиям.
Можно сказать, что творческие люди имеют общий паттерн когнитивной уязвимости (включающий когнитивную расторможенность, предпочтение новизны и гиперсвязанность), который также может встречаться при психопатологиях. Уязвимость здесь заключается в увеличенном объеме поступающей информации и возможной сенсорной перегрузке, которая может пойти по «двум полюсам»: при наличии защитных факторов – по полюсу гениальности; при их отсутствии – психопатологии.
Защитные факторы обеспечивают более эффективную, облегченную обработку большого потока информации. Это:
Сильная рабочая память;
Высокий интеллект и когнитивная гибкость.
В сочетании с высоким уровнем интеллекта и хорошей памятью когнитивная расторможенность может здорово помочь в творчестве: у человека сформируется способность «видеть то, что не видят другие» (Дикая, Дикий, 2016) и строить на этом оригинальные выводы, формировать удивительные идеи. И низкие показатели интеллекта, дефицит рабочей памяти и когнитивная ригидность в тяжелых формах психических расстройств значимо снижают креативность (Carson, 2011). Сочетание открытости новому опыту и высокого интеллекта помогает поддерживать стойкий уровень познавательной активности, что важно для поддержания высокого уровня творчества (Дикая, Дикий, 2016).
Креативность и психопатология
Говоря о связи гениальности и психопатологии авторы во многом концентрируются на креативности – способности создавать что-то новое/новаторское и уместное/полезное в определенном социокультурном контексте (Zhao et al., 2022). Отмечаются (Ourtani, 2021) факторы, которые могут быть важны для проявления креативности, и среди них встречаются как факторы, способствующие творческому проявлению, так и факторы, формирующие уязвимость к психическим заболеваниям. Например, некоторые факторы – «склонность к психотическим эпизодам, снижение латерализации функций мозга, устойчивость внимания и хорошая рабочая память». Важный фактор креативности – способность к ассоциациям идей. И скачка идей при гипомании (особенно в совокупности с эмоциональным «подъемом»), ассоциирование при шизофрении тоже могут носить креативный характер. Основываясь на этих данных, авторы приходят к выводу, что некоторые формы психических расстройств действительно могут повышать креативность; однако, творческие способности снижаются в случае тяжелых клинических психопатологий (в реабилитации которых, кстати, можно использовать методы повышения креативности) (Ourtani, 2021).
«Творческий мозг» и психопатология (по результатам обзора (Дикая, Дикий, 2016))
Креативность и шизотипия могут одинаково проявлять себя на уровне функционирования мозга (снижается деактивация в правой теменной области и предклинье);
Оригинальность в творческом процессе и шизотипические расстройства могут быть связаны со схожими паттернами функциональной активности мозга (активацией правой префронтальной коры);
У респондентов, которые подвержены психозу (включающему бред, галлюцинации, дезорганизующие мысли), по исследованиям выявляются повышенные показатели уровня креативности;
У писателей в сравнении с контрольной группой выявлен более высокий уровень расстройств настроения (включающий биполярное расстройство);
Некоторые познавательные стили, обусловленные атипичной латерализацией мозга, сходны при творческом и психотическом мышлении;
Различия
Основные различия при психопатологии и гениальности (если исключить тяжелые, дезорганизующие формы психопатологий) – в факторах индивидуального профиля и социальной адаптации.
На развитие креативности или появление патологии будут влиять различные индивидуальные факторы – те же самые высокий интеллект и хорошая рабочая память, которые предотвращают сенсорную перегрузку и переход когнитивных особенностей в психопатологию. Отмечается и роль онтогенетического развития – наличия травм в детстве, эмоционально травмирующих событий, гипоопеки или гиперопеки и т.п. Многогранная взаимосвязь индивидуальных факторов и особенностей онтогенеза во многом определяет, «будет ли человек гением или сумасшедшим». Более того, повлияет и отношение человека к своей болезни: будет она бременем или источником вдохновения (Шалаева, 2007).
Гениальный человек, в отличие от человека с психопатологией, не утратит своих связей с реальностью и социальной средой (Шалаева, 2007). В работе (Дикая, Дикий, 2016) указано, что возможная причина раннего проявления гениальности и «снижения» ее с годами – это подстройка гения под общественные, «нормальные» стандарты.
Заключение
Поиск сходств и различий гения и психически больного – один «старейших, наиболее противоречивых и наиболее часто обсуждаемых» вопросов в области исследований творчества (Zhao et al., 2022). Можно сойтись на выводе, что связи между психопатологией и творчеством многосторонние. Психопатология может возникать из-за напряженной творческой деятельности, может мотивировать к ней или наоборот, снижать любую способность к креативности (Шалаева, 2007). В любом случае – грань остается тонкой и дискуссионной.
Список использованной литературы
Carson, S. H. (2011). Creativity and psychopathology: a shared vulnerability model. Canadian journal of psychiatry. Revue canadienne de psychiatrie, 56(3), 144–153. https://doi.org/10.1177/070674371105600304
Kaufman, J. C. (2021). Creativity and mental illness: So many studies, so many wrong conclusions. In Creativity and innovation. Routledge.
Ourtani, T. (2021). The relationship between creativity and mental illness: a systematic review. ScienceOpen Preprints.
Zhao, R., Tang, Z., Lu, F., Xing, Q., & Shen, W. (2022). An updated evaluation of the dichotomous link between creativity and mental health. Frontiers in Psychiatry, 12, 781961.
Дикая, Л. А., Дикий, И. С. (2016). Психофизиологические корреляты творчества в норме и при психопатологии. Издательство ЮФУ.
Шалаева, М. В. (2007). Проблема взаимосвязи гениальности и безумия в современной науке. Вестник Томского государственного университета, (304), 86-89.