Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник уголовное право общ и особен часть / Уголовное право. Общая и Особенная части_под ред Кадникова Н.Г_Учебник_2006 -911с.pdf
Скачиваний:
305
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
7.06 Mб
Скачать

и еще на две категории лиц: уже отбывающих наказание и отбывших наказание, но имеющих судимость.

Таким образом, если уголовный закон улучшает положение лиц, совершивших преступление, в том числе лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость, то приговоры судов и другие судебные акты о применении иных мер уголовно-правового характера подлежат пересмотру судом по месту отбывания наказания осужденным. При этом лица, освобождаемые от отбывания наказания, а также лица, ранее отбывшие наказание или освобожденные условно-досрочно, если они были осуждены за деяния, которые согласно УК РФ 1996 г. не признаются преступлениями, считаются не имеющими судимости.

В отличие от рассмотренных вариантов распространения действия уголовно-правовых норм на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления их в силу, ч. 1 ст. 10 УК РФ формулирует общее правило: уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Такой закон до вступления его в силу, ни при каких условиях не может применяться к лицам, совершившим надлежащие деяния. Например, ФЗ от 20 мая 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» были введены новые редакции статей: 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц), 198 (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды) и 199 (уклонение от уплаты налога или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций), и одновременно усилено наказание за названные преступления. Естественно, что указанные правовые нормы обратной силы не имеют.

§ 5. Действие уголовного закона в пространстве

Действие уголовного закона в пространстве определяется пятью основными принципами: 1) территориальным, 2) гражданства, 3) реальным, 4) универсальным и 5) международным принципом о выдаче преступников. На указанных принципах основываются положения ст. 11, 12 и 13 УК РФ, а международно-правовой принцип выдачи преступников, кроме того, получил закрепление в ст. 63 Конституции РФ.

39

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве получил детальную и развернутую регламентацию в положениях ст. 11, принципы гражданства, реальный и универсальный — в ст. 12, а принцип выдачи преступников — в ст. 13 УК РФ.

Статья 11 УК РФ определяет действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ.

Под «лицом, совершившим преступление», уголовный закон понимает граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан. Закон РФ «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г. устанавливает, что гражданами Российской Федерации являются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу этого закона, если в течение одного года после этого дня не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР. Названный закон определяет также основания и порядок приобретения гражданства, приема и восстановления в гражданстве, прекращения гражданства Российской Федерации. Лицом без гражданства признается лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным гражданином является лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

Территориальный принцип действия УК РФ в пространстве устанавливает, что лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству.

В связи с действием уголовного закона в пространстве в соответствии с территориальным принципом важное значение приобретает понятие «государственная территория Российской Федерации». К ней относятся сухопутная территория, водная территория, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы РФ. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. определяет государственную границу как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы государственной территории РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Отсюда следует, что линия вертикальной поверхности охватывает собой все недра земли и воздушное пространство в пределах сухопутной и водной территории РФ, включая в себя, естественно, и территориальное море (прибрежные морские воды в пределах определенной удаленности от линии наибольшего отлива морских или океанских вод).

40

Ктерритории России относится территориальное море РФ, которое составляют прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с общепризнанными нормами международного права, законодательством РФ и международным договором РФ с другими государствами. По общему правилу, 12-мильная ширина территориальных вод отсчитывается от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты, утверждаемые Правительством РФ.

Ктерритории РФ относятся не только реки, пруды, озера, водохранилища, иные водоемы, расположенные непосредственно на ее суше, но и другие объекты внутренних вод, а именно: а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ; б) воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов: в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей, исторически принадлежащих РФ; д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ.

Уголовный закон регламентирует, что его действие распространяется на преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ. Впервые

вистории российского уголовного законодательства ст. 11 УК РФ непосредственно в норме права устанавливает положение, что действие нашего уголовного закона распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в 200-мильной исключительной экономической зоне РФ.

Уголовная юрисдикция распространяется также на лиц, совершивших преступления на морских и речных судах, на военно-морских кораблях, воздушных аппаратах и запущенных в космос российских космических объектах при определенных условиях, регламентированных ч. 3 ст. 11 УК РФ. В частности, уголовный закон устанавливает, что лицо, совершившее преступление на гражданском, пассажирском или грузовом судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по

41

российскому уголовному закону, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В отношении преступлений, совершенных на указанных транспортных средствах, но находящихся в пределах территориальных вод иностранного государства, действуют несколько другие правила ответственности за их совершение, регламентированные ст. 12 УК РФ.

По УК РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне, но, в отличие от рассмотренного случая, в независимости от места их нахождения. Таким образом, военные корабли и военные воздушные суда РФ в соответствии с общепринятыми международными нормами и принципами и прямым указанием ч. 3 ст. 11 УК РФ признаются территорией РФ, где бы они ни находились в момент совершения на их борту преступления.

В исключении из общих правил ответственности всех лиц, совершивших преступление на территории РФ по ее уголовным законам, ч. 4 ст. 11 УК РФ устанавливает, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, т.е. неприкосновенностью, основанной на международно-правовом принципе экстерриториальности, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

К данной категории относятся в соответствии с нормами международного права (Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.) и Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории РФ: главы посольств и дипломатических миссий в ранге посла, посланника или поверенного в делах, советники и секретари всех степеней (первой, второй и третьей), военные, военно-воздушные и военно-морские атташе, их заместители и помощники, атташе по другим вопросам, например, культуры, связи с прессой, секретари-архивисты, а также члены их семей, не являющиеся гражданами РФ и проживающие совместно с ними, некоторые иные представители дипломатического персонала дипломатических представительств иностранных государств в РФ. Право экстерриториальности (неприкосновенности) распространяется не только на указанную

42

категорию иностранных граждан, но и на служебные здания посольств, миссий, представительств, их жилые помещения, транспортные средства передвижения, например служебные и личные автомобили.

Дипломатическая неприкосновенность распространяется также на торговых представителей и их заместителей, глав и членов иностранных правительственных и парламентских делегаций, а также членов их семей, которые их сопровождают и не являются гражданами России.

Сотрудники представительств международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Международного Красного Креста и др.) из числа иностранных граждан пользуются правом дипломатического иммунитета на основании соответствующих международных договоров, участником которых является РФ.

Консульские ответственные должностные лица, например, генеральные консулы, вицеконсулы пользуются правом дипломатической неприкосновенности лишь в той части, которая касается их служебной деятельности, а на дипломатических курьеров распространяется только право личной неприкосновенности при исполнении ими служебных обязанностей.

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случаях совершения этими лицами преступления на территории РФ, как устанавливает ч. 4 ст. 11 УК РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права. Согласно сложившейся международной практике в подобных случаях правительство страны их пребывания объявляет их нежелательными лицами (persona non grata) и высылает за пределы страны.

Территориальный принцип, поскольку он не охватывает все возможные варианты ответственности российских граждан и лиц без гражданства, а также в отдельных случаях и иностранных граждан за уголовно-противоправные действия по УК РФ, дополняется принципом гражданства, а также реальным и универсальным принципами в пространстве. Положения, раскрывающие указанные принципы, изложены в ст. 12 УК РФ.

Принцип гражданства состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в ней лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному закону, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было

43

совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении этих лиц в России назначенное наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление (ч. 1 ст. 12 УК РФ).

Принцип гражданства распространяется и на военнослужащих воинских частей Российской Федерации, совершивших преступление за пределами России, например, в Таджикистане, Молдавии, Грузинской Республике, Армянской Республике, в которых на основе двухсторонних договоров расквартированы российские воинские подразделения, выполняющие миротворческую миссию. Часть 2 ст. 12 УК РФ устанавливает, что указанные лица в подобных случаях несут ответственность по российским уголовным законам, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Уголовная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, за преступления, совершенные ими вне пределов России, определяется в соответствии с реальным и универсальным принципами действия уголовного закона в пространстве.

Согласно ч. 3 ст. 12 УК РФ в указанных случаях иностранные граждане и лица без гражданства подлежат уголовной ответственности по российским уголовным законам, если их преступления направлены против интересов Российской Федерации (реальный принцип), например, приготовление к вооруженному мятежу (ст. 279), проведению диверсионных актов (ст. 281 УК РФ) на территории РФ, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ (универсальный принцип), в частности, по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, различными злоупотреблениями с наркотическими средствами и др.

Разумеется, соответствующие составы преступлений предусматриваются УК РФ, статьи которого применяются при привлечении указанных выше лиц к уголовной ответственности на территории РФ за совершение ими так называемых международных преступлений за ее пределами, если они не были осуждены в любом другом иностранном государстве. Последнее условие — императивное требование ч. 3 ст. 12 УК РФ, ибо в противном случае нарушался бы принцип справедливости и, в частности, его положение о том, что «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление» (ст. 50 Конституции РФ, ст. 6 УК РФ).

44