Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник уголовное право общ и особен часть / Уголовное право. Общая и Особенная части_под ред Кадникова Н.Г_Учебник_2006 -911с.pdf
Скачиваний:
305
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
7.06 Mб
Скачать

связанным с арестом, ограничением или лишением свободы проводится в медицинских учреждениях Министерства здравоохранения и социального развития. Время пребывания осужденных в стационарных лечебных заведениях в данном случае засчитывается в срок отбывания наказания. Продолжительность лечения определяется медицинским учреждением.

§2. Виды принудительных мер медицинского характера

Взависимости от характера психического расстройства и степени общественной опасности совершенного деяния суд в соответствии со ст. 99 УК РФ может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; б) принудительное лечение в стационаре общего типа; в) принудительное лечение в стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Специфика каждого из этих, установленных законом видов принудительных мер медицинского характера, определяется содержанием лечения, его интенсивностью, особенностями системы обеспечения безопасности больных и окружающих их граждан.

Наименее жесткий вид принудительных мер медицинского характера — амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Этот вид принудительного лечения назначается, в случаях, когда лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (ст. 100 УК РФ). В основном амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

При этом судом учитываются характер и степень психического расстройства лица, общественная опасность деяния, реальная возможность в конкретном регионе обеспечить амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра.

Одна из важнейших составляющих амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра — диспансерное наблюдение, включающее в себя регулярные осмотры врача-психиатра. При этом для таких осмотров вовсе не обязательно согласие

349

больного или его родственников. Диспансерное наблюдение предполагает также применение психофармокологических, психотерапевтических и социальнореабилитационных средств. В настоящее время, когда процесс преодоления кризисных явлений в области здравоохранения только начинается, трудно рассчитывать на высокую эффективность амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Тем не менее положительных моментов тут несравненно больше. Лечение психических расстройств в привычной для больного обстановке, а тем более завершение лечения, проведенного в стационаре, практически всегда оказывается эффективнее в амбулаторных условиях.

Своеобразием отличается реализация амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра в отношении лиц, осужденных за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающихся в лечении психических расстройств (ч. 2 ст. 99 УК РФ). Это своеобразие определяется главным образом местом принудительного наблюдения и лечения (исправительное учреждение). В соответствии со ст. 18 УИК РФ и ч. 1 ст. 104 УК РФ в зависимости от характера заболеваний и их протекания, принудительные меры медицинского характера к осужденным к лишению свободы применяются либо в условиях медико-санитарной части исправительного учреждения, либо в исправительном учреждении. Что касается осужденных к иным видам наказаний (не связанных с лишением свободы), то в отношении их принудительные меры медицинского характера исполняются в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

Более жесткий, по сравнению с амбулаторным принудительным наблюдением и лечением у психиатра, вид принудительных мер медицинского характера — принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа. Это лечение может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч. 2 ст. 101 УК РФ). Особенностью психиатрического стационара общего типа является то, что этот стационар специально не рассчитан для применения принудительных мер медицинского характера. Это, как правило, обычная психиатрическая больница, где нет специальных мер безопасности, стационарный режим соответствует типовым психиатрическим лечебным учреждениям. В этих учреждениях лица, которым назначено

350

принудительное медицинское лечение, находятся в одинаковых условиях с другими пациентами, поступившими в стационар общего типа на общих основаниях.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа назначается судом с учетом результатов судебно-психиатрической экспертизы. При этом учитывается то обстоятельство, что у больного, совершившего общественно опасное деяние, к моменту принятия решения о виде принудительных мер медицинского характера отсутствуют явно выраженные тенденции к грубым нарушениям больничного режима. В то же время вероятность повторения психоза сохраняется.

Особой спецификой обладает принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. В соответствии с законом (ч. 3 ст. 101 УК РФ) принудительное лечение в стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения.

Необходимость постоянного наблюдения прежде всего связана с тем, что больные, которым определен такой вид принудительных мер медицинского характера с учетом характера совершенного деяния и психического состояния проявляют (могут проявлять) активную агрессивность по отношению к окружающим. Медико-юридические особенности таких больных не позволяют оставить их без присмотра. Для них характерна склонность к повторному совершению общественно опасного деяния. Кроме того, поведение больного нередко оказывается опасным для себя (аутоагрессивное поведение), и тут без посторонней помощи обойтись невозможно.

Постоянное наблюдение касается практически всего процесса пребывания больного в психиатрическом стационаре специализированного типа. Это и стадия медикаментозного лечения и трудотерапия и социальная адаптация в стадии общения с окружающими и т.п.

В психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением (таких стационаров на территории РФ только семь) направляются лица, которые по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя или других лиц и требуют постоянного и интенсивного наблюдения. Эти лица, по мнению суда, продолжают представлять особую опасность для себя и окружающих (отказываются от лечения, проявляют агрессию в отношении медицинского персонала и других пациентов, готовятся к побегу, предпринимают попытки к самоубийству и т.п.)

351

В таком стационаре обеспечение режима осуществляется надлежаще обученным персоналом. Допустимо и применение мер физического стеснения (фиксация пациента с помощью специальной одежды). Чтобы избежать случаев злоупотреблений подобного рода средствами сдерживания агрессии, о формах и времени применения мер физического стеснения в обязательном порядке делается письменная запись в соответствующих медицинских документах.

§ 3. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера

Суд, назначая принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их сроков, поскольку достижение целей применения этих мер (ст. 98 УК РФ) зависит от ряда факторов, которые заранее невозможно учесть и оценить (характер и ход психического расстройства, конкретные возможности его лечения, личностные особенности больного и т.п.).

Вместе с тем гарантии прав и свобод граждан обеспечиваются подробной регламентацией в ведомственных нормативных актах порядка продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера. Лица, находящиеся на принудительном лечении, подлежат освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев. Это освидетельствование проводится для решения вопроса судебными органами о наличии оснований для прекращения применения или об изменении такой меры. Инициаторами проведения освидетельствования могут быть лечащий врач, само лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, его законный представитель и (или) близкий родственник. Ходатайство об освидетельствовании подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от того, когда проводилось последнее освидетельствование. Если комиссия не найдет оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера, администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение о продлении принудительного лечения. Первое продление может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала принудительного лечения. В последующем продление принудительного лечения судом производится ежегодно. При этом суд может

352

не согласиться с мнением комиссии врачей-психиатров. В случае возникновения сомнения в выводах медицинского заключения о психическом состоянии лица, суд вправе по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании (прокурор, адвокат, представитель лица, к которому применена принудительная мера, представитель администрации психиатрического стационара), либо по собственной инициативе назначить судебную экспертизу, истребовать дополнительные документы, а также допросить лицо, в отношении которого решается вопрос о прекращении, об изменении или о продлении применения принудительной меры медицинского характера. Конечно, при решении этого вопроса учитывается психическое состояние совершившего общественно опасное деяние.

По результатам рассмотрения вопроса о прекращении, изменении или продлении принудительной меры медицинского характера, суд выносит одно из следующих постановлений: о прекращении принудительной меры медицинского характера, если вследствие выздоровления лица, либо такого изменения его психического состояния, отпадает необходимость в дальнейшем применении ранее назначенной меры; об изменении применения принудительной меры медицинского характера, если в связи с улучшением или ухудшением психического состояния лица возникает необходимость в назначении ему иной формы применения принудительной меры медицинского характера на следующие шесть месяцев, если отсутствуют основания для прекращения или изменения данной меры вследствие отсутствия изменения психического состояния лица, что вызывает необходимость продления судом применения к этому лицу принудительного лечения; об отказе в прекращении, изменении или продлении применения принудительной меры медицинского характера, если психическое состояние и степень общественной опасности такого лица исключает возможность удовлетворения возбужденного ходатайства. В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре (ст. 101 УК РФ) суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находящегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения. Этот вид лечения не является принудительным.

В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в

353

психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы. Сама возможность возобновления производства по установленному делу в данном случае основано на том, что применение принудительной меры медицинского характера в отношении лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, не освобождает его от уголовной ответственности.

354

Глава 23

ПОНЯТИЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

И СИСТЕМА. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

§1. Понятие Особенной части уголовного права,

еезначение и система

Уголовное законодательство, будучи целостной и единой отраслью российского права, неотъемлемым составным компонентом правовой системы государства, четко распадается на две относительно самостоятельные в рамках указанного единства части: на Общую и Особенную части.

Общая часть содержит в себе рассмотренные нами выше правовые нормы-принципы (их пять), дефинитивные нормы, определяющие основные понятия (законодательные дефиниции) уголовного права, например, преступления, вины, невменяемости, соучастия, наказания и т.д., нормы, устанавливающие условия и основания уголовной ответственности, освобождения от нее и от наказания, меры уголовно-правового характера, а также нормы, которые регламентируют иные институты данной отрасли права — действие уголовного закона во времени и в пространстве, необходимую оборону, крайнюю необходимость, обоснованный риск, амнистию, помилование, судимость и др. Нормы и институты Общей части уголовного права имеют то отличительное свойство, что они обладают несравненно более широкой областью действия и распространяются по существу на всю сферу уголовно-правового регулирования и охраны, им придается определяющее значение относительно любых институтов и норм Особенной части, с которыми они находятся в определенной взаимной корреспонденции и соподчиненности.

Все это обусловлено тем, что Общая и Особенная части российского уголовного права находятся относительно друг друга в неразрывном внутреннем единстве, каждая из которых является необходимой составляющей названной отрасли права в целом. Взаимосвязь и органическое единство указанных частей столь прочны, столь тесно взаимодействуют, что ни одна из них не может существовать раздельно, изолированно

355

друг от друга. Более того, ни одна норма Особенной части не может быть применена на практике без соответствующих установлений, содержащихся в нормах Общей части УК.

Особенная часть российского уголовного права есть совокупность уголовно-правовых норм, устанавливающих исчерпывающий и строго систематизированный перечень и юридические признаки общественно опасных деяний, признанных законом преступлениями, а также виды и размеры наказаний, применяемых за их совершение. Особенной части уголовного права присущи те же предмет, метод, функции и задачи, которые свойственны данной фундаментальной отрасли права в целом как составной части правовой системы государства.

Система норм Особенной части построена, как отмечалось, по принципиально новой схеме «личность — общество — государство». Особенная часть Уголовного кодекса РФ открывается разделом VII «Преступления против личности», который в свою очередь распадается на 5 самостоятельных глав, уяснение содержания которых убедительно свидетельствует, что все без исключения сколько-нибудь значимые личные неотъемлемые блага, свободы, права и законные интересы человека и гражданина взяты под надежную охрану уголовного закона. Это главы 16 «Преступления против жизни и здоровья», 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» и 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Это самое крупное системно-нормативное образование УК РФ 1996 г., полностью соответствующее важности объекта уголовно-правовой охраны, значимости и социальной ценности личности.

Научно обоснованная систематизация уголовно-правовых норм требует сконструировать и новую классификацию объектов уголовно-правовой охраны по степени их обобщения, которая наиболее точно соответствует и, следовательно, отражает структуру Особенной части УК РФ:

1. Надгрупповой, интегрированный, условно его можно обозначить как комплексный объект. Он соответствует всем составам преступлений, сконструированных и расположенных в самостоятельных разделах Особенной части УК РФ. Таким образом, мы выделяем шесть крупномасштабных сфер (блоков) общественных отношений, составляющих содержание надлежащих объектов уголовно-правовой охраны: 1) личность;

356

2) экономику;

3) общественную

безопасность

и

общественный

порядок;

4)государственную власть; 5) военную службу; 6) мир и безопасность человечества.

2.Родовой (групповой, специальный) объект правовой охраны. Он соответствует составам преступлений, объединенных в той или иной обособленной главе Особенной части УК РФ. Например, жизнь и здоровье человека (гл. 16); свобода, честь и достоинство личности (гл. 17), половая неприкосновенность и половая свобода личности (гл. 18); конституционные права и свободы человека и гражданина (гл. 19) и т.д.

3.Видовой (подгрупповой) объект правовой охраны. Он соответствует отдельному виду преступления, например, краже, получению взятки, бандитизму или подгруппе однородных преступлений — убийствам, причинению вреда здоровью человека, всем формам хищения чужого имущества.

4.Непосредственный (конкретный) объект уголовно-правовой охраны — это индивидуально определенное общественное отношение, нарушенное отдельно взятым преступлением, например, совершенным в такое-то время, в таком-то месте и при совершенно определенных обстоятельствах.

Следует обратить внимание еще на одну немаловажную деталь Особенной части нового УК РФ. Речь идет о том, что законодатель, руководствуясь принципами справедливости и гуманизма, во многих случаях предоставляет гражданам, преступившим запреты уголовного закона и совершившим преступления, избежать уголовной ответственности, если ими будут выполнены определенные, законом предписанные условия и требования. В этих целях законодатель сопровождает ряд статей Особенной части УК «специальными примечаниями». Они предусматривают определенные условия и требования, при выполнении которых лицо, виновное в совершении преступления, освобождается от уголовной ответственности. Таким образом, можно говорить о том, что Особенная часть УК РФ содержит определенную систему привилегированных норм.

В содержании Особенной части УК РФ достаточно полно реализуются специальные принципы уголовного права дифференциации ответственности и индивидуализации

наказания. Первый из названных принципов получил, в частности, воплощение в конструкциях и типах диспозиций уголовно-правовых норм, подавляющее большинство которых являются описательными, раскрывающими признаки соответствующих составов преступлений.

357