Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник уголовное право общ и особен часть / Уголовное право. Общая и Особенная части_под ред Кадникова Н.Г_Учебник_2006 -911с.pdf
Скачиваний:
305
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
7.06 Mб
Скачать

Глава 22

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

§ 1. Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера

В ряде жизненных ситуаций выполнение задач по защите государственных и общественных интересов по охране прав и свобод человека и гражданина связано с необходимостью применения к лицам, страдающим психическими расстройствами, принудительных мер медицинского характера.

Принудительные меры медицинского характера являются особой, специфической формой государственного принуждения, содержание которого заключается в применении лечебно-реабилитационных средств в отношении психически больных лиц, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством и нуждающихся по своему психическому состоянию в принудительном лечении и реабилитации.

Институт принудительных мер медицинского характера в нашей стране имеет давнюю историю. Уже в Соборном Уложении 1649 г. указывалось, что юродивый, совершивший убийство, считался невиновным. Он принудительно изолировался и помещался «для изгнания бесовства» в монастырь. При Екатерине II в соответствии с Указом Сената от 1 ноября 1766 г. «О помещении безумных» душевнобольные из Тайного приказа направлялись в специальные изоляторы, расположенные на территории монастырей. Ввиду все более увеличивающейся распространенности подобного рода деяний Святейший Синод стал оказывать противодействие светской власти по этому вопросу и душевнобольных лиц, опасных для окружающих, стали направлять на принудительное лечение в обычные тюрьмы, где основным лечением было «взятие на цепь».

По мере развития государственно-правовых институтов вопросы о принудительных мерах медицинского характера стали решаться в более цивилизованных формах, в рамках специальных правовых и медицинских предписаний.

344

В настоящее время в Российской Федерации содержание принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения, методы диагностики, место и сроки лечения, строго регламентируются международными конвенциями, федеральным законодательством РФ, ведомственными нормативными актами. Это в первую очередь УК РФ (гл. 15), УПК РФ (гл. 51), УИК РФ (ст. 18), Закон РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Международная классификация болезней (МКБ-10), Постановление Пленума Верховного суда СССР от 26 апреля 1984 г. № 4 «О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского характера» (с изменениями от 1 ноября 1985 г.).

Оценивая юридическую природу принудительных мер медицинского характера, важно иметь в виду, что, являясь средством защиты от общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, эти меры не являются наказанием, хотя и имеют с ним ряд общих черт. В частности, и наказание, и принудительные меры медицинского характера являются мерами государственного принуждения и обеспечиваются принудительной силой государства. Кроме того, наказание и принудительные меры медицинского характера назначаются судом только в случае совершения гражданином общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом. И, наконец, самое главное, объединяющее наказание и принудительные меры медицинского характера, заключается в том, что в обоих случаях ограничиваются, но только в разных масштабах, некоторые права и свободы граждан, совершивших названные деяния.

Отличия принудительных мер медицинского характера от наказания проявляются в особенностях содержания этих правовых категорий, а также в специфике целей, оснований и порядка их применения. Так, главное в содержании принудительных мер медицинского характера — это лечение больного, совершившего деяние, предусмотренное Уголовным кодексом.

Принудительные меры медицинского характера, в отличие от наказания, не являются карой. Их содержание и формы исполнения определены только особенностями заболевания. Это же касается и порядка определения сроков лечения. Если срок отбывания наказания точно определен в приговоре, то в постановлении суда о применении мер

345

медицинского характера таких указаний нет, и все зависит от психического состояния больного.

Немаловажное отличие наказания от принудительных мер медицинского характера проявляется и в процедуре реализации принудительных мер медицинского характера. В целях исключения возможных злоупотреблений эта процедура обстоятельно регламентирована в федеральном российском законодательстве (гл. 51 УПК РФ). Так, например, принудительность лечения обеспечивается особой процедурой принятия судом решения о применении к лицу, совершившему деяние, предусмотренное УК РФ, таких мер. По этому поводу суд выносит постановление (а не приговор, которым определяется наказание). В постановлении, выносимом судом в совещательной комнате (дополнительная гарантия обеспечения прав и свобод гражданина), суд должен ответить на следующие вопросы: имело ли место деяние, запрещенное уголовным законом; совершено ли это деяние лицом в состоянии невменяемости; наступило ли у данного лица после совершения преступления психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение; представляет ли психическое расстройство лица опасность для него или других лиц либо возможно ли причинение данным лицом иного существенного вреда; подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера, и какая именно (ст. 442 УПК РФ). Только после оценки ответов на эти вопросы суд выносит соответствующее постановление: а) об освобождении от уголовной ответственности и применении меры медицинского характера в отношении лица, совершившего деяние, запрещенное уголовным законом, в состоянии невменяемости, б) об освобождении от наказания и применении принудительной меры медицинского характера в отношении лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение; в) о прекращении дела и об отказе в применении принудительной меры медицинского характера, в случаях, когда лицо не представляет общественной опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, а также при нахождении одного из оснований, предусмотренных ст. 2428 УПК РФ, независимо от наличия и характера заболевания лица.

346

Постановление о применении мер медицинского характера выносится судом при наличии достаточных к тому оснований. Эти основания строго определены уголовным законом (ст. 97 УК РФ) и могут быть назначены судом лицам:

а) при совершении деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным наказание или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

Общими для всех этих групп лиц признаками являются: наличие психического расстройства, затрудняющего выбор той или иной формы поведения в уголовно-значимой ситуации; совершение лицом деяния, предусмотренного УК РФ; угроза совершения нового общественного деяния под влиянием психического расстройства.

Наиболее распространенным основанием применения принудительных мер медицинского характера является совершение деяния, предусмотренного УК РФ, в состоянии невменяемости (свыше 80%). Состояние невменяемости означает, что лицо не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики (ст. 21 УК РФ)

Довольно редки в практике случаи применения п. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ, предусматривающего назначение принудительных мер медицинского характера лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания. Это психическое расстройство может носить устойчивый или временный характер. При устойчивом психическом расстройстве принудительное лечение назначается в том же порядке, как и лицу, совершившему общественно опасное деяние в состоянии невменяемости.

При временном психическом расстройстве (алкогольный психоз, реактивное состояние в связи с возбуждением уголовного дела, угрозой наказания и т.п.) уголовное дело приостанавливается и только в случаях затяжного характера заболевания суд назначает принудительные меры медицинского характера.

347

В п. «в» ч. 1 ст. 97 предусматривается применение принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, которые не исключают вменяемости. Эта категория лиц относится к числу ограниченно вменяемых (ст. 22 УК РФ) по причине наличия у них психических аномалий как наследственных, так и приобретенных (наркоманы, алкоголики). Лицо, страдающее психическим расстройством, не исключающим вменяемости, подлежит уголовной ответственности наряду с вменяемыми лицами. Однако это обстоятельство учитывается судом и может служить основанием для назначения наказания принудительных мер медицинского характера.

Решение вопроса о применении принудительных мер медицинского характера связано с возможностью причинения лицами, страдающими психическими расстройствами, иного общественного вреда (уже после ранее причиненного либо с опасностью для себя и других лиц). В иных ситуациях в отношении лиц, указанных в части первой ст. 97 УК РФ и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения Министерства здравоохранения и социального развития. Соответственно этот вид лечения не является принудительным, но его цели такие же, что и при применении принудительных мер медицинского характера, а именно излечение лиц, страдающих психическими расстройствами или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, запрещенных уголовным законом. Аналогичным образом следует оценивать и правовую природу стационарного лечения осужденных, чье психическое состояние изменилось в стадии исполнения наказания. В соответствии с ч. 2 ст. 104 УК РФ при изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, помещение осужденного в психиатрический стационар или иное лечебное заведение производится не на основании судебного решения, а в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ о здравоохранении.

В этой ситуации осужденные к наказанию, связанному с арестом, ограничением или лишением свободы, помещаются в стационарные лечебные учреждения мест лишения свободы или другие больницы системы Министерства юстиции РФ за пределами этого исправительного учреждения. Стационарное лечение осужденных к наказаниям, не

348