Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник уголовное право общ и особен часть / Уголовное право. Общая и Особенная части_под ред Кадникова Н.Г_Учебник_2006 -911с.pdf
Скачиваний:
305
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
7.06 Mб
Скачать

вопрос об уголовной ответственности за приготовление возникает только при подготовке к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления. Наказание будет назначаться в пределах санкции статьи УК РФ, но с учетом положений ст. 66 УК РФ.

§4. Покушение на преступление

Всоответствии с ч.3 ст. 30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Таким образом, суть данной стадии заключается в начале непосредственного совершения преступления, в посягательстве на охраняемый уголовным законом объект. Иными словами, на стадии покушения лицо приступает к выполнению объективной стороны конкретного состава преступления, предусмотренного в статье Особенной части УК РФ. Исходя из смысла ч. 3 ст. 30 УК РФ, можно выделить следующие объективные признаки покушения: а) деяние непосредственно направлено на совершение преступления; б) его совершение прервано; в) прервано по независящим от виновного обстоятельствам.

Покушение, так же как и приготовление, является разновидностью неоконченного преступления, так как при покушении объективная сторона выполняется лишь частично. Названный признак позволяет отграничить покушение от оконченного преступления. При покушении, так же как и при приготовлении, преступление не доводится до конца по обстоятельствам, независящим от воли виновного.

Необходимо иметь в виду, что признание тех или иных действий покушением на преступление зависит от направленности умысла виновного. Так, проникновение в квартиру с целью убийства хозяина квартиры следует признать приготовлением в виде иного создания условий. То же действие, но совершенное с целью хищения, следует оценить как покушение на хищение ввиду того, что оно непосредственно направлено на совершение преступления. Таким образом, вопрос о направленности умысла лица имеет первостепенное значение для правильной правовой оценки совершенного виновным деяния.

Внауке уголовного права покушение принято дифференцировать на оконченное и неоконченное. Критериями такого разделения можно выделить следующие: степень

182

завершенности действий, непосредственно направленных на совершение преступления, и степень их пригодности.

Оконченное покушение предполагает выполнение виновным всех действий (бездействия), которое он считал необходимым для доведения преступления до конца, однако оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Например, виновный стреляет в потерпевшего с целью причинения смерти, но пистолет дает осечку. При неоконченном покушении виновный не успел выполнить действия, которые он считал необходимыми для завершения преступления, т.е. речь идет о частичном выполнении объективной стороны конкретного состава преступления, причем по причинам, не зависящим от воли виновного. Например, виновный был задержан в момент проникновения в помещение с целью последующего совершения хищения.

По степени пригодности покушение можно разделить на годное и негодное. Критерием для выделения данных видов покушения является фактическая ошибка, допускаемая или не допускаемая виновным. Годное покушение предполагает факт недопущения виновным фактических ошибок в процессе его совершения. В уголовно-правовой литературе негодное покушение принято делить на покушение на негодный объект и покушение с негодными средствами (орудиями).

Покушение на негодный объект представляет собой ошибки лица относительно свойств объекта преступления, касающиеся характера самого объекта посягательства, потерпевшего, предмета посягательства. Так, в п. 13 постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 12 марта 2002 г. «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» указывалось: «Если лицо похитило непригодные к функциональному использованию огнестрельное оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, заблуждаясь относительно их качества и полагая, что они исправны, содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств». В других случаях ошибка может допускаться относительно потерпевшего (намереваясь причинить смерть сотруднику милиции, убил своего соседа, ошибочно приняв его в темноте за сотрудника милиции).

183

Покушение с негодными средствами предполагает ошибку виновного относительно орудий, средств, способов совершения преступления. В учебной литературе принято различать абсолютно негодные и относительно негодные орудия, средства или способы совершения преступления. Абсолютно негодными могут быть признаны те из них, которые неспособны привести субъекта к желаемому результату ни при каких условиях (в целях причинения смерти потерпевшему вводят в организм по ошибке лекарство, которое ранее применялось как слабительное). Относительно негодные те из них, которые не могут привести к желаемому результату лишь в конкретном случае (выстрел из неисправного пистолета).

Субъективная сторона покушения характеризуется только прямым умыслом, наличие которого подчеркивается и в разъяснениях Верховного Суда РФ. Так, в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» указывалось: «Покушение на убийство возможно лишь с прямым умыслом, то есть когда содеянное свидетельствовало о том, что виновный сознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления, но смертельный исход не наступил по не зависящим от него обстоятельствам (ввиду активного сопротивления жертвы, вмешательства других лиц, своевременного оказания потерпевшему медицинской помощи и др.)». На стадии покушения виновный сознает, что начатое преступление им еще не завершено. Это обстоятельство также позволяет провести отграничение между покушением и оконченным преступлением в том случае, когда в результате действий покушающегося все-таки причинен какой-либо вред. Например, причинение вреда здоровью потерпевшего при направленности умысла на причинение смерти. В этой связи особенность субъективной стороны покушения заключается в том, что умыслом виновного охватываются все элементы конкретного состава преступления, но лицо понимает, что его умысел реализуется еще не полностью.

В отличие от приготовления уголовная ответственность за покушение наступает независимо от категории преступления. Такая позиция законодателя основана на том, что покушение по сравнению с приготовлением обладает большей степенью общественной опасности.

184

§ 5. Добровольный отказ от преступления

Любая деятельность человека сопровождается чувственными процессами (эмоциями), происходящими в психике человека, которые могут по-разному влиять на такую деятельность. При совершении приготовления или деятельности непосредственно направленной на совершение преступления, могут появиться различные факторы, которые первоначальные побуждения человека, направленные на совершение преступления, сводят на нет, и такое лицо отказывается от продолжения предварительно начатой преступной деятельности, осознавая при этом возможность доведения ее до конца. В уголовном законе такие действия предусмотрены институтом добровольного отказа от совершения преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 31 УК РФ добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленного на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.

Добровольный отказ характеризуется следующими признаками. Добровольность, которая означает, что лицо сознательно, по собственной воле прекращает начатое преступление независимо от мотивов такого прекращения. Мотивы отказа могут быть разнообразными (страх перед наказанием, раскаяние и т.п.). Нельзя исключать добровольность и в случае, когда его инициаторами являются, например, родные, близкие друзья. Если, отказываясь от прекращения начатой преступной деятельности, лицо не связано со свободой выбора такого решения и у него отсутствует убежденность в возможности окончания преступного посягательства, то отказ нельзя признать добровольным. Например, П., пытаясь проникнуть в помещение кассы, был обнаружен работниками милиции, которым добровольно сдался. В этом случае прекращение начатого преступления не связано со свободой выбора виновного, а потому является вынужденным. Отказ от продолжения начатого преступления можно признать вынужденным, если лицо осознает невозможность совершения начатых преступных действий. В таких случаях речь идет о парализации воли субъекта вследствие влияния обстоятельств от него не зависящих. Такие действия подлежат оценке как неоконченное преступление на стадии приготовления или покушения.

Отказываясь добровольно от совершения начатого преступления, лицо сознает, что ему не препятствуют никакие обстоятельства для доведения преступления до конца.

185

Необходимым признаком добровольного отказа является и его окончательность, которая означает отказ от продолжения начатого преступления навсегда, а не на некоторое время. Если лицо лишь приостанавливает продолжение совершения преступления по каким-либо соображениям, чтобы через некоторое время довести его до конца, то такой перерыв нельзя признать добровольным отказом.

Формы проявления добровольного отказа могут быть самыми разнообразными. Так, например, лицо может прекратить начатое преступление или уничтожить предварительно приготовленные орудия совершения преступления. В первом случае речь идет о пассивной форме поведения, которая выражается в прекращении начатой преступной деятельности. Во втором случае — об активной форме, которая связана с действием по уничтожению заранее приготовленных орудий совершения преступления.

Добровольный отказ от совершения преступления возможен лишь до момента окончания преступления. На стадии приготовления отказ возможен во всех случаях и может выражаться как в форме действия, так и путем бездействия. Судебно-следственная практика показывает, что, как правило, факты добровольного отказа на этой стадии редко, когда становятся известны органам следствия и суда.

Добровольный отказ на стадии покушения имеет некоторые особенности, которые связаны с видом покушения в зависимости от степени завершенности действий. Так, на стадии неоконченного покушения добровольный отказ возможен во всех случаях и может выражаться как в форме действия, так и бездействия. На стадии оконченного покушения добровольный отказ, по мнению большинства ученых-криминалистов, невозможен. Лицо выполняет все необходимые действия в полном объеме, но последствия не наступают ввиду того, что были вовремя приняты меры.

Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления (ч. 3 ст. 31 УК РФ).

В УК РФ законодатель впервые регламентирует добровольный отказ соучастников преступления: организатор преступления и подстрекатель к преступлению не подлежат уголовной ответственности, если эти лица своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца. Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если он

186

предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления. Таким образом, добровольный отказ этих соучастников тесным образом связан с предотвращением действий исполнителя, который является центральной фигурой в процессе совершения преступления. Для того чтобы исполнитель не совершил начатое преступление, организатор, пособник и подстрекатель должны предпринять активные действия и предотвратить готовящееся преступление. Эти действия по форме своего проявления могут быть самыми разнообразными.

Существенное значение для практики применения нормы о добровольном отказе имеет отграничение его от деятельного раскаяния. Под деятельным раскаянием принято понимать действия виновного для предотвращения преступных последствий или уменьшения их объема, или возмещение вреда и т.п. Основное отличие между ними заключается в том, что добровольный отказ возможен лишь при неоконченном преступлении, тогда как деятельное раскаяние — после окончания преступления. Формами проявления добровольного отказа могут быть как действия, так и бездействие. При деятельном раскаянии лицо совершает лишь активные действия. Деятельное раскаяние не устраняет уголовной ответственности за совершенное преступление, оно учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства (ст. 61 УК РФ), а в ряде случаев является основанием для освобождения от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ). При добровольном отказе лицо в силу ч. 2 ст. 31 УК РФ уголовной ответственности не подлежит.

187