Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник уголовное право общ и особен часть / Уголовное право. Общая и Особенная части_под ред Кадникова Н.Г_Учебник_2006 -911с.pdf
Скачиваний:
305
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
7.06 Mб
Скачать

Глава 12

СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

§1. Понятие стадий совершения преступления

Вцелях охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя России, обеспечения мира и безопасности человечества от преступных посягательств возникает необходимость привлекать виновных к уголовной ответственности даже тогда, когда умышленное общественно опасное деяние еще находится на этапе непосредственного его осуществления, а в целом ряде случаев и тогда, когда лицо еще только готовится его совершить. Такие деяния также являются общественно опасными, а потому преступными.

Под стадией в русском языке понимается ступень или период, этап в развитии чеголибо, имеющие свои качественные особенности. Стадии совершения преступления отражают реально существующие в объективной действительности этапы в развитии общественно опасного деяния. Разграничение проходит на основании объективно существующих между ними границ. Иными словами, стадии совершения преступления различаются между собой по объективным признакам — по моменту прекращения преступной деятельности и по характеру совершенных действий.

Стадии совершения преступления — это определенные периоды развития преступной деятельности, качественно различающиеся между собой по характеру совершения общественно опасных действий, отражающих различную степень реализации виновным преступного умысла. По уголовному праву можно говорить о стадии осуществления преступной деятельности только в тех случаях, когда имеется акт внешнего поведения. Без этого акта вообще не может быть речи об установлении тех или иных процессов, протекающих в сознании человека.

Человек, обладая способностью мыслить, сознательно ставит себе определенные цели, подчиняя им свою волю, способ и характер своего поведения. Психический процесс развития преступной воли может иногда длиться более или менее значительное время:

171

промелькнувшее желание должно установиться, окрепнуть; иногда задумавший преступное деяние должен подробно вникнуть в конкретные условия деятельности, чтобы его воля получила действительно опасный для общества характер, а не оставалась в области мечтаний. Для возбуждения вопроса об уголовной ответственности необходимо, чтобы формирующийся или сформировавшийся умысел чем-либо проявил или обнаружил себя вовне. Таким обнаружением могут быть самые разнообразные действия.

Статья 14 УК РФ определяет, что преступлением признается лишь виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Обнаружение же умысла подобными признаками не обладает: оно не представляет какого-либо этапа в совершении преступления, не приближает субъекта к достижению преступного результата или к завершению намеченных им действий. При обнаружении умысла не только не осуществляется преступление, но даже и не создаются условия для его совершения.

Уголовное законодательство никогда не устанавливало признаки подобной стадии и даже не упоминало о ней. Не знает такой стадии и судебная практика. По уголовному закону карается не только причинение вреда определенным объектам, но в ряде случаев даже поставление объекта в опасность причинения такого вреда. Однако обнаружение умысла по уголовному праву ненаказуемо. Ненаказуемость умысла самого по себе является одной из важных правовых гарантий личности.

Не является специальным видом обнаружения умысла угроза совершить какое-либо преступление. В таких случаях наказывается не обнаружение умысла совершить какоелибо преступление, а уже иное самостоятельное преступление. Если при обнаружении умысла третьим лицам становится известно о намерении субъекта совершить преступление, то угроза представляет собой психическое насилие над жертвой с целью изменения ее поведения в интересах угрожающего.

При угрозе речь идет не о первоначальном этапе какого-то последующего развития преступления (например, об угрозе убийством как первом этапе последующего причинения смерти), а о самостоятельном составе, имеющем лишь специфическую конструкцию. При этом его объективная сторона в своем полном и законченном развитии состоит именно в угрозе, т.е. в особой форме психического воздействия на потерпевшего. В данном случае налицо значительная общественная опасность, которая отсутствует при

172

обнаружении умысла. Независимо от того, была ли угроза впоследствии осуществлена, виновный может подлежать уголовной ответственности.

Таким образом, процесс реализации преступного умысла проходит ряд стадий. В соответствии со ст. 29 УК РФ выделяют оконченное преступление, т.е. если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления; приготовление к преступлению и покушение на преступление. Процесс реализации преступного умысла до момента его полного осуществления может быть назван предварительной преступной деятельностью. В Уголовном кодексе он получил название неоконченного преступления (ч. 2 ст. 29 УК).

Поскольку стадии осуществления преступления выражают различные степени реализации преступного намерения, наличие той или иной стадии осуществления преступления в большинстве случаев отражается на характере и степени общественной опасности совершенного деяния, а это в свою очередь отражается и на характере ответственности и меры наказания. По общему правилу и это вытекает из положений ст. 66 УК РФ более поздняя стадия характеризует большую степень общественной опасности деяния, чем более ранняя стадия. Это обстоятельство существенно сказывается на применении наказания. Установление наказуемости за предварительную преступную деятельность является реализацией положения о неотвратимости наказания, а также играет важную роль при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности и наказания в случае, например, добровольного отказа. Точное установление вида стадии имеет значение и для дифференциации ответственности соучастников.

Необходимо иметь в виду, что совершение каждого преступления отнюдь не проходит все указанные стадии. Подчас умысел лица реализуется, минуя стадию приготовления к совершению преступления.

Поскольку стадии совершения преступления представляют собой целенаправленную деятельность лица по подготовке и совершению преступления, то различные этапы реализации преступного умысла, установление стадий возможно лишь в умышленных преступлениях. Законодателем установлено, что как приготовление, так и покушение могут быть совершены только умышленно. Более того, здесь необходимо говорить лишь о наличии прямого умысла. Приготовление и покушение не могут иметь место при совершении неосторожных преступлений.

173

Стадии возможны почти во всех умышленных преступлениях с материальным составом. Приготовление и покушение невозможны в тех случаях, когда уголовная ответственность наступает лишь при наличии определенных, указанных в законе общественно опасных последствий, которые описаны с помощью оценочных признаков (например, ст. 285, 286 и др. УК РФ). Если подобные последствия не наступили, то совершенное деяние не является преступлением, поэтому речь может идти не об уголовной, а об административной, гражданской или дисциплинарной ответственности.

Приготовление и покушение невозможны и в преступлениях, суть которых состоит в создании опасности причинения вреда. Так, например, само нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 1 ст. 217 УК РФ), уже считается оконченным преступлением.

В литературе широко распространено мнение о том, что приготовление и покушение невозможны при формальных преступлениях, совершаемых путем бездействия (например, ст. 125 УК РФ), а также в тех формальных преступлениях, в которых уже первый акт деятельности представляет собой полное выполнение состава данного преступления (например, ст. 169 УК РФ). Это мнение аргументируется тем, что если наступило время исполнения действий, которые субъект должен и может совершить, то их невыполнение уже образует состав оконченного преступления.

Стадия приготовления возможна почти для всех формальных составов, выполняемых путем бездействия. Покушение же возможно лишь в тех составах преступлений, объективная сторона которых представлена следующими моментами. Во-первых, если деяние характеризуется определенной продолжительностью его совершения и между началом и окончанием преступного действия возможен разрыв во времени. Например, виновный внес в документ, который еще не приобрел статус официального, заведомо ложные сведения. Или лицо опустило в почтовый ящик конверт с письмом, в котором содержатся заведомо ложные сведения о совершении преступления. На возможность наличия стадии покушения в таких составах преступлений обращено внимание и в разъяснениях Верховного Суда РФ. Так, в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указывалось: «В случае, когда должностное лицо или лицо,

174

осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, взяткодатель или лицо, передающее предмет коммерческого подкупа, несет уголовную ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ или соответствующей частью статьи 204 УК РФ».

Определенный интерес представляет вопрос о возможности стадий при бандитизме. Как известно, бандитизм (ч. 1 ст. 209 УК РФ) считается оконченным преступлением уже с момента создания банды. В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства ответственности за бандитизм», создание банды представляет собой совершение любых действий, результатом которых стало образование организованной устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан либо организации. Однако для достижения такого результата — создание банды, возможна определенная подготовительная деятельность, выразившаяся в подборе соучастников, сговоре между ними и т.п., которую можно назвать приготовлением к созданию банды. В связи с этим, если приготовление к бандитизму может иметь место, то покушение на бандитизм, по нашему мнению, невозможно. Примеров покушения на бандитизм не знает и судебная практика.

На практике иногда возникает вопрос о том, возможно ли применение норм о покушении по делам о преступлениях, совершаемых в состоянии аффекта, и, в частности, при убийстве (ст. 107 УК РФ) и причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 113 УК РФ). Приготовление к совершению подобных действий невозможно ввиду того, что совершается такое преступление внезапно для самого виновного: поводом для его совершения в этих случаях является противоправное поведение самого потерпевшего. Тогда как покушение следует признать возможным. Так, например, находясь в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, субъект, намереваясь совершить убийство потерпевшего, не доводит начатое действие до конца вследствие его задержания подоспевшими прохожими.

175