Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
прошлых лет / Госы нормативка.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
15.06.2024
Размер:
606.01 Кб
Скачать

2. Правило бремени доказывания;

Следующее правило регулирует положение обвиняемого (подозреваемого) относительно доказывания. Оно содержит следующие условия:

— обвиняемый (подозреваемый) не обязан доказывать свою невиновность

— бремя доказывания лежит на стороне обвинения.

Обвиняемый имеет право участвовать в доказывании по делу, однако он может занять пассивную позицию, отказаться от дачи показаний, от помощи следствию. В то же время, активно пользуясь правом отстаивать свои интересы, он может принять участие в доказывании своей версии (о собственной невиновности, например). Отказ от участия в доказывании не должен влечь для обвиняемого негативных последствий ни в части признания его виновным, ни в части определения вида и меры наказания.

Что касается бремени доказывания, то доводы и утверждения обвиняемого (подозреваемого) должны быть тщательно проверены дознавателем, следователем и судом. В отличие от обвиняемого, сторона обвинения не имеет права занимать пассивную позицию относительно доказывания.

3. правило толкования сомнений. Правило толкования неустранимых сомнений в пользу обвиняемого является логическим продолжением предыдущих положений. Не устраненные при расследовании или рассмотрении дела в суде сомнения в виновности обвиняемого оставляют предположение (презумпцию) о его невиновности неопровергнутым. Это значит, что позиция обвинения имеет свои слабые стороны, неразрешенные противоречия, которые невозможно устранить. Таким образом, не все сомнения должны толковаться в пользу обвиняемого, а толь-

ко неустранимые.

Неустранимыми сомнения признаются в случаях, когда:

— собранные доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности обвиняемого;

— предоставленные законом средства и способы доказывания исчерпаны.

— когда при возможном существовании доказательств органы расследования и прокурор не принимают мер к их получению.

4. правило обвинительного приговора. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. Если существуют неустраненные сомнения в виновности обвиняемого, толковаться они должны как доказанная невиновность и влечь единственное законное решение — оправдательный приговор.

(если вдруг кому-то будет не понятно, что написано у балакшина, вот тут более менее понятно http://www.bibliotekar.ru/ugolovnoe-pravo-6/74.htm )

116. Виды уголовного преследования. Бремя доказывания в уголовном процессе.

П. 55 ст. 5 УПК РФ уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;

Балакшин: Уголовное преследование - это государственно-властная, публичная, организующая процессуальную деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по установлению события преустпления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, а также по установлению иных фактических обстоятельств дела, их юридической оценке и вынесении соответствующих актов уголовного судопроизвосдвта, содержащих формулировку обвинения, адресованных конкретным участникам уголовного судопроизводства и обоснование его перед судом.

Виды уголовного преследования: Балакшин

Законодатель в УПК РФ разграничил виды уголовного преследования в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления:

- публичное;

– частное,

– частно-публичное.

Эти виды обозначают определенный законом порядок процессуальной деятельности, а значит, и основные правила, последовательность действий и характер решений на разных стадиях уголовного судопроизводства. Каждый отдельный вид уголовного преследования определяет зависимость данной процессуальной деятельности от волеизъявления сторон.

По степени такой зависимости выделяют три категории дел: дела публичного, частного и частно-публичного обвинения.

Производство по подавляющему большинству уголовных дел осуществляется в публичном порядке. При этом в большей мере проявляется независимость уголовного преследования от позиции сторон.

В случае обнаружения признаков преступления РСО, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело и осуществляют уголовное преследование от имени государства независимо от желания потерпевшего.

Потерпевший, его законный представитель или представитель могут участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, но самостоятельное решение по делу они принимать не вправе (ст. 22 УПК).

Публичный порядок уголовного преследования наиболее соответствует основным целям и характеристике уголовного судопроизводства — его объективности и независимости от частных лиц. Законодатель определяет данный порядок как общий (ч. 1 ст. 147 УПК). При этом к категории публичного обвинения относятся абсолютное большинство дел об особо тяжких и тяжких преступлениях, а также — с небольшим изъятием — дела о преступлениях небольшой и средней тяжести . Исключение из публичного порядка уголовного преследования представляют дела о коммерческих преступлениях. Они не относятся к категориям частного и частно-публичного обвинения. Тем не менее, ст. 23 УПК РФ содержит положение, по которому уголовное дело о преступлении, причинившем вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, возбуждается по заявлению руководителя этой организации или с его согласия. Эти составы перечислены в гл. 23 УК РФ и касаются только коммерческой деятельности. Данное положение учитывает гражданско-правовой принцип невмешательства государства, предоставляющий коммерческому предприятию полную свободу действий в распоряжении своими средствами, пока эти действия не причинили вреда интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства.

Осуществление уголовного преследования в частном порядке основано на диспозитивном начале, означающем наибольшее влияние позиции сторон на окончательное решение по делу. По общему правилу (ч. 2 ст. 20 УПК) дела частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя. Производство по таким делам прекращается также по воле потерпевшего, примирившегося с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Можно выделить основные критерии, характеризующие дела частного обвинения:

— объектом посягательства являются неотъемлемые свойства личности (здоровье, честь, достоинство);

— причина — межличностный конфликт (неприязненные отношения между потерпевшим и обвиняемым);

— максимально причиненный ущерб — легкий вред здоровью;

— субъективно-оценочное начало (оценка самим потерпевшим совершенного в отношения него деяния);

— уголовное преследование осуществляется потерпевшим и полностью зависит от его волеизъявления: он сам выдвигает и поддерживает обвинение (ст. 22 УПК).

Перечисленные критерии определили частный порядок уголовного преследования: оно осуществляется самим потерпевшим, который, являясь частным обвинителем, самостоятельно выдвигает и поддерживает обвинение в суде (ст. 318 УПК).Исключение составляют случаи, когда:

— преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом или беспомощном состоянии (ч. 4 ст. 20 УПК);

— потерпевший в силу иных причин не может защищать свои права и законные интересы, в том числе, если преступление совершено лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20 УПК);

— заявление подано в отношении лица, принадлежащего к отдельной категории лиц (депутаты, судьи, прокуроры и т. д.), перечиленных в ст. 447 УПК РФ и подвергающихся уголовному преследованию в особом порядке (ч. 1.2, 4.1 ст. 319 УПК).При этом следователь и с согласия прокурора дознаватель вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего. Уголовное преследование по таким делам будет осуществляться в публичном порядке, что не лишает стороны права на примирение. Тем не менее, прекращение уголовного дела в таком случае будет осуществляться в ином порядке, присущем производству по делам публичного обвинения (ч. 5 ст. 319 УПК РФ).

Дела частно-публичного обвинения перечислены в ч. 3 ст. 20 УПК РФ. В перечень включены составы преступлений без отягчающих обстоятельств, ответственность за которые предусмотрена УК РФ:— ч. 1 ст. 131 (изнасилование),

— ч. 1 ст. 132 (насильственные действия сексуального характера),

— ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни),

— ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений),— ч. 1 ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища),

— ст. 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины,

имеющей детей в возрасте до трех лет),— ч. 1 ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав),

— ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав).

Возбуждаются дела данной категории только по заявлению потерпевшего, но прекращению за примирением его с обвиняемым не подлежат.

Лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести возможно прекращение возбужденного уголовного дела в порядке ст. 25 УПК РФ. Таким образом, при производстве по делам частно-публичного обвинения диспозитивность представлена лишь на первой стадии уголовного процесса. Потерпевший, как и по делу частного обвинения, сам должен решить, насколько серьезно нарушены его интересы и следует ли ему обращаться за защитой к государству.

Критерии, характеризующие категорию дел частно-публичного обвинения:

— объект посягательства отчуждаем, но индивидуален (интеллектуальная собственность); либо объект носит интимный характер (половая неприкосновенность);

— в частном порядке определяется наличие основания для возбуждения уголовного дела (размер ущерба может быть опрделен лишь настоящим собственником; волевой момент определяется потерпевшей);

— уголовное преследование зависит от воли потерпевшего только на стадии возбуждения уголовного дела.

Из перечисленных отчетливо различаются между собой только два вида уголовного преследования — частный и публичный. В уголовном процессе они не смешиваются и никакого нового вида не образуют. Частно-публичный порядок лишь подразумевает определенную процессуальную границу перехода одного вида в другой. Такой границей является решение о возбуждении уголовного дела

БРЕМЯ ДОКАЗЫВАНИЯ: (Консультант)

Часть 1 ст. 86 УПК РФ устанавливает, что собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч. 2 ст. 86 УПК РФ).

Часть 1 ст. 49 Конституции РФ закрепляет, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

В ч. 2 ст. 14 УПК РФ уточняется, что подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

Изъятий из указанного предписания нет.

Процессуальная наука сходится во мнении, что частное лицо, обвиняемое в совершении преступления, не обязано доказывать суду свою невиновность и считается невиновным до тех пор, пока презумпция невиновности не будет преодолена стороной обвинения, вина не будет доказана в установленном процессуальном порядке и не будет признана приговором суда, вступившим в законную силу

УПК РФ Статья 235. Ходатайство об исключении доказательства

4. При рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований настоящего Кодекса, бремя опровержения доводов, представленных стороной защиты, лежит на прокуроре. В остальных случаях бремя доказывания лежит на стороне, заявившей ходатайство.