Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
прошлых лет / Госы нормативка.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
15.06.2024
Размер:
606.01 Кб
Скачать

112. Понятие, назначение и задачи уголовного процесса. Публично-правовой характер уголовного процесса. Уголовный процесс и правосудие.

Давлетов: Под уголовным процессом понимается, прежде всего, УПД государственных органов по возбуждению уголовных дел, их расследованию и судебному рассмотрению (уголовное судопроизводство). Другими словами, это – следственная и судебная практика; то, что делают в рамках своих должностных правомочий дознаватель, следователь, прокурор, судья (суд), а также иные участвующие лица: обвиняемый, его защитник, потерпевший, эксперт и др. по конкретному уголовному делу.

Уголовный процесс во втором значении выступает в качестве УПП, т. е. совокупности норм (правил поведения людей), регулирующих общественные отношения, возникающие в ходе УПД. Субъектом УПП является законодатель, который принимает законы, образующие эту отрасль права.

Третье значение уголовного судопроизводства – уголовно-процессуальная наука, представляющая собой систему учений, взглядов, мнений, точек зрения авторов-исследователей. Проще говоря, это теория

уголовного процесса. Она изучает живую уголовно-процессуальную практику, нормы УПП, историю того и другого, а также уголовное судопроизводство в других странах. Субъектом уголовно-процессуальной науки выступает исследователь, ученый.

И наконец, в-четвертых, уголовный процесс есть учебная дисциплина, изучаемая во всех образовательных организациях, где готовят юристов. Вся юридическая деятельность основана на гражданском праве, гражданском процессе, уголовном праве и уголовном процессе. Поэтому уголовное судопроизводство является одной из фундаментальных дисциплин подготовки квалифицированного юриста-правоведа. Субъектами уголовного процесса в данном смысле выступают педагогические работники, а также студенты и курсанты.

Организация любой деятельности начинается с целеполагания, т. е. процесса выбора, обоснования и формулирования цели. УПК РФ в ст. 6 Кодекса закрепил «назначение уголовного судопроизводства», которое видится в

защите: а) лиц и организаций, потерпевших от преступлений; б) личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Кроме того, в ч. 2 ст. 6 указано, что назначение уголовного судопроизводства состоит как в справедливом наказании виновного, так и в непривлечении к ответственности и реабилитации невиновного.

«Назначение» определяет социальную ценность предмета, его способность удовлетворять ту или иную потребность человека и общества. Необходимость уголовно-процессуальной деятельности обусловлена наличием такого социального явления, как преступления. Государство добровольно принимает на себя обязательство противодействия преступности, в частности, посредством уголовного судопроизводства. Но «назначение» ни к чему не обязывает, оно лишь информирует о том, для чего создан уголовный процесс. В самой же деятельности нужны конкретные установки,

мобилизующие и организующие правоприменителя. В качестве таковых выступают цель и задачи уголовного судопроизводства.

Цель уголовно-процессуальной деятельности определяется назначением данной области практики. Поскольку уголовное судопроизводство предназначено для защиты прав и законных интересов лиц и организаций, то его целью является осуществление этой защиты по конкретному уголовному делу.

Система задач уголовного процесса обусловлена направленностью двух отраслей права, используемых в уголовном судопроизводстве: материального и процессуального. По любому уголовному делу необходимо, прежде всего, решить вопросы о преступлении и наказании: было ли деяние, кто его совершил, виновен ли он, если виновен, то какого наказания заслуживает. Это – базовые, постоянные и единые задачи, присущие уголовному судопроизводству любой страны, в любой период его развития.

В соответствии с содержанием и логикой уголовно-процессуальной деятельности можно вывести следующую систему задач современного уголовного судопроизводства России.

1. своевременное реагирование на каждое сообщение о преступлении путем возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела.

2. С начала предварительного расследования, прежде всего, встает задача всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. Это означает, что следователь, дознаватель, а затем суд должны установить все обстоятельства дела в соответствии с действительностью, т. е. стремиться к объективной истине. Если данная задача не будет реализована, то о законном, обоснованном и справедливом разрешении уголовного дела не может быть и речи.

3. В результате правильного установления обстоятельств уголовного дела решается главный вопрос уголовного судопроизводства – о виновности лица, совершившего преступление, и его наказании. Здесь выступают две взаимосвязанные задачи: а) привлечения виновного к уголовной ответственности и справедливого наказания; б) непривлечения невиновного к уголовной ответственности, реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

4. В уголовное дело вовлекается множество лиц: потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые, адвокаты, свидетели, эксперты, понятые и др. Для достижения цели уголовно-процессуальной деятельности их права могут существенно ограничиваться посредством привода, подписки о невыезде, заключения под стражу, отстранения от должности и иными мерами процессуального принуждения. Конституция РФ гарантирует современный уровень обеспечения прав и свобод личности, исключающий произвол и незаконные репрессии со стороны государственных органов. Согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Поэтому одной из важнейших задач уголовного судопроизводства является обеспечение прав, свобод и законных интересов любого лица, вовлеченного в уголовно-процессуальную деятельность.

5. одной из важных задач уголовного судопроизводства является выяснение причин и условий совершения преступления и принятие мер к их устранению (ч. 2 ст. 73, ст. 158 УПК РФ).

6. Преступление причиняет ущерб государству, физическим и юридическим лицам. Потерпевшим наносится физический, материальный вред, причиняются моральные страдания. Для восстановления справедливости необходимо не только наказать преступника, но и возместить нанесенный ущерб. Поэтому органы предварительного расследования и суд обязаны по каждому делу установить «характер и размер вреда, причиненного преступлением» (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ), а также принять меры по обеспечению возмещения вреда (ст. 115, 230 УПК РФ). В данных нормах выражена задача установления ущерба, причиненного преступлением, и принятия мер к его возмещению. В связи с этим гражданский иск в уголовном процессе рассматривается заодно с преступлением, а гражданский истец и гражданский ответчик являются участниками уголовного судопроизводства.

7. Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в предусмотренной законом форме, порядке. Указанные выше задачи могут успешно решаться лишь в том случае, если органы уголовного преследования и суд строго следуют законному порядку, поскольку всякое отступление от процессуальной формы негативно сказывается на содержании деятельности. Этот аспект уголовного процесса разрешается задачей соблюдения установленного законом порядка уголовного судопроизводства.

Указанные задачи в УПК РФ прямо не сформулированы и не закреплены. Но фактически они стоят перед правоприменителем, т. к. вытекают из действующего уголовно-процессуального права и потому разрешаются по каждому уголовному делу. Их реализация обеспечивает защиту общества и человека от преступлений, что означает достижение цели уголовного судопроизводства. Целеполагание (единство задач и цели) есть программа уголовно-процессуальной деятельности, ее концентрирование выражение. Постановка и реализация данной программы является первоочередным условием эффективной работы всех участников уголовного судопроизводства.

Из интернета:

Публично-правовой характер уголовного процесса. Публично-правовая природа уголовного процесса обусловлена тем, что существо уголовного дела представляет собой вопрос о совершении преступления, т.е. деяния, признаваемого правом общественно опасным. Иными словами, любое уголовно наказуемое деяние даже тогда, когда оно внешне выглядит как посягательство исключительно на интересы частного лица (кража, нанесение телесных повреждений и т.п.), на самом деле наносит вред интересам общества в целом, поскольку подрывает охраняемые государством под страхом наказания общественный порядок и общественное спокойствие. Любой находящийся в здравом уме гражданин не желает быть обокраденным, избитым, убитым и т.п., поэтому вправе воспринимать преступление, совершенное в отношении иного лица, как посягательство на свои собственные интересы, которые государство обязано защищать, в том числе с помощью механизмов уголовной юстиции.

Осознание данного феномена привело в свое время к обособлению уголовного права и процесса от гражданского, развитию в материально-правовом смысле учения об общественной опасности преступления и выделению специальных государственных органов, призванных по долгу службы (ex officio) реагировать на преступления как общественно опасные деяния (прокуратура и др.). Такие органы всегда обязаны действовать исходя из публичных (общественных) интересов на основании должностных обязанностей, что исключает даже гипотетическую возможность применения к ним частноправовой логики и полностью подчиняет их деятельность публично-правовым началам. Более того, деятельность государственных органов в сфере уголовного процесса не может по общему правилу «управляться» волей отдельных частных лиц, даже потерпевших от преступления. Во-первых, такого рода зависимость государственных органов от воли частных лиц противоречит интересам остальных граждан, имеющих право требовать адекватного реагирования на преступления, которые завтра могут совершиться в их отношении. Во-вторых, любой государственный орган финансируется из государственного бюджета, формируемого за счет налоговых отчислений всеми членами общества, что исключает превращение соответствующего государственного органа, выполняющего публично-правовые функции, в «инструмент», управляемый волей отдельного лица без учета общественного интереса.

Таким образом, современный уголовный процесс подчинен действию принципа публичности, который для данного вида процесса является системообразующим. В западной литературе данный принцип часто именуют принципом ex officio или принципом официальности (нем. Offizialprinzip), что подчеркивает обязанность государственных органов «преследовать преступление независимо от наличия или отсутствия желания потерпевшего», исключает право потерпевшего «отозвать заявление», не допускает по общему правилу возможность заключения в уголовном процессе мировых соглашений и т.д.

В целом принцип публичности можно определить как один из основополагающих уголовно-процессуальных принципов, в соответствии с которым субъекты, ведущие производство по уголовному делу, обязаны совершать процессуальные действия и принимать процессуальные решения в силу возложенных на них должностных полномочий, независимо от усмотрения отдельных лиц и организаций, самостоятельно обеспечивая возникновение уголовного дела, его развитие и разрешение по существу, действуя от имени государства и общества в публичных интересах достижения юридико-технических задач и социального предназначения уголовного судопроизводства, определенных уголовно-процессуальным законодательством.

В действующем российском законодательстве принцип публичности в наиболее полном виде сформулирован в ч. 1 и особенно ч. 2 ст. 21 УПК РФ. Однако его прямое или косвенное воплощение можно обнаружить и во многих других статьях Кодекса. Достаточно сказать, что признание лица потерпевшим по уголовному делу производится решением дознавателя, следователя или суда независимо от волеизъявления самого потерпевшего (ст. 42 УПК РФ).

Соотношение правосудия и уголовного судопроизводства=уголовный процесс

Уголовный процесс и правосудие теснейшим образом связаны между собой, но не равнозначны по содержанию.

По задачам, предмету деятельности правосудие шире уголов­ного процесса, поскольку судебная власть осуществляется не только посредством уголовного судопроизводства (ст. 118 Консти­туции РФ).

 

По кругу органов, осуществляющих производство по делу, уголовный процесс шире правосудия. Правосудие исчерпывается деятельностью суда (ст. 118 Конституции), тогда как уголовный процесс включает деятельность органов дознания, предваритель­ного следствия и прокуратуры. Даже в судебных стадиях право­судие и уголовный процесс не сливаются. Понятием уголовного процесса охватывается деятельность всех участвующих в этих стадиях субъектов, понятием правосудия — только деятельность суда. Осуществление правосудия по уголовным делам входит в качестве основной части в уголовный процесс, но весь уголовный процесс не может быть сведен только к осуществлению правосудия по уголовному делу.  

  

В судопроизводстве, кроме суда, участвуют различные государственные органы и должностные лица, чья деятельность имеет важное значение для выполнения задач уго­ловного процесса. Сложность выполнения этих задач обусловли­вает то, что производство по делу, его «продвижение» проходит определенные этапы (части), именуемые стадиями уголовного процесса. Закон устанавливает такой порядок прохождения, про­движения, производства по уголовному делу до суда и в судебных стадиях, который должен содержать оптимальные условия для реализации задач этой деятельности.