- •Вопросы начиная с №35 по списку
- •112. Государственный обвинитель в уголовном процессе: понятие, назначение полномочия.
- •113. Прокурор как лицо, осуществляющее надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия: понятие, назначение, полномочия.
- •114. Процессуальные способы информирования прокурора о ходе и результатах досудебного производства.
- •115. Назначение и функции прокурора в уголовном процессе.
- •116. Приказы Генерального прокурора рф, регулирующие деятельность прокурора в уголовном процессе.
- •117. Действия прокурора при избрании меры пресечения по судебному решению.
- •118. Участие прокурора в рассмотрении судом жалоб в порядке ст. 125 упк рф.
- •119. Участие прокурора в рассмотрении судом ходатайств следователя о производстве следственных действий.
- •120. Постановление прокурора как повод для возбуждения уголовного дела.
- •121. Надзор прокурора за законностью приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.
- •122. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания.
- •123. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов пс.
- •124. Деятельность прокурора по приему и рассмотрению жалоб участников уголовного процесса.
- •125. Согласие и утверждение как процессуальные формы надзора прокурора над предварительным расследованием.
- •126. Полномочия прокурора при проверке уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением.
- •127. Полномочия прокурора при проверке уголовного дела, поступившего с обвинительным актом и обвинительным постановлением.
- •128. Прокурор как участник досудебного соглашения о сотрудничестве.
- •129. Функция уголовного преследования в деятельности прокурора. Изменение и отказ прокурора от обвинения.
- •130. Особенности деятельности прокурора – государственного обвинителя в суде с участием присяжных заседателей.
- •132.Особенности деятельности прокурора по уголовным делам частного обвинения.
129. Функция уголовного преследования в деятельности прокурора. Изменение и отказ прокурора от обвинения.
Уголовное преследование – это деятельность, осуществляемая прокурором и другими субъектами со стороны обвинения с целью изобличения на основе собранных доказательств обвиняемого в совершении преступления как в суде, так и в досудебный период.
Выполнение функции уголовного преследования состоит в совершении комплекса процессуальных и организационных действий, направленных на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования и доказывание вины подсудимого в суде как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда. Прокурор в уголовном деле выступает как орган, уполномоченный от имени государства выполнять функцию уголовного преследования на всем протяжении уголовного процесса.
Уголовное преследование осуществляется в ходе всего досудебного производства по делу, включая доследственную проверку оснований для возбуждения уголовного дела: любые оперативно-разыскные мероприятия, проверочные действия, осуществляемые правоохранительными органами с целью выявления признаков преступления и лиц, их совершивших, относятся уголовному преследованию.
Надзор и руководство со стороны уполномоченного прокурора этого рода уголовным преследованием является способом выполнения им функции уголовного преследования.
Выполнение прокурором функции уголовного преследования должно быть под общественным контролем; гражданское общество должно иметь возможность через механизм судебного контроля влиять на публичное уголовное преследование.
Изменение / отказ от обвинения
Согласно ч.7 и 8 ст. 246 УПК РФ, если прокурор придёт к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа. До удаления суда в совещательную комнату прокурор вправе изменить обвинение в сторону смягчения путём:
Исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;
Исключения из обвинения ссылки на какую – либо норму УК РФ, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;
Изменения квалификации деяния в соответствии с нормой УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание.
Изменение обвинения в определенной мере тоже является отказом от части обвинения состоящей в квалифицирующих признаках, отягчающих вину обстоятельствах.
Существует мнение, что отказ прокурора от обвинения следует оформлять в письменной форме. И хотя прокурору, участвующему в судебном разбирательстве, не представлено право вынесения постановлений, содержащих властные волеизъявления, нельзя не отметить особый характер этого решения, изменяющий правоотношение между участниками судебного разбирательства.
Так, в приказе Генерального прокурора постоянно указывается, что отказ прокурора от обвинения должен быть мотивирован и представлен суду в письменной форме. Это позволит государственному обвинителю мотивировать свое заявление, потерпевшему – обжаловать это процессуальное решение по мотивам необоснованности, а вышестоящему прокурору – оценить правильность действий государственного обвинителя. Фактически, именно государственный обвинитель прекращает уголовное преследование, суд же, связанный его волей, прекращает лишь судебное разбирательство.
Частичный отказ от обвинения и иные формы его изменения влекут изменение пределов судебного разбирательства (ст. 252 УПК РФ).
Продолжение судебного разбирательства и постановление обвинительного приговора после отказа прокурора от обвинения означало бы инициацию обвинительной деятельности самим судом, что в условиях состязательного судопроизводства недопустимо.
В то же время государственный обвинитель не может быть принужден к поддержанию государственного обвинения о вынесении обвинительного приговора по неисследованным материалам дела, при отсутствии достоверных доказательств виновности подсудимого считается грубым нарушением законности и служебного долга со всеми вытекающими последствиями.
Согласно правовой позиции КС РФ, высказанной в Постановлении № 18-П, отказ государственного обвинителя от обвинения, либо изменение им обвинения в сторону смягчения, а равно принятие судом соответствующего решения, могут иметь место лишь по завершению исследования значимых для такого рода решений материалов дела и заслушивания мнений по этому поводу участников судебного заседания со стороны обвинения и защиты. Безусловно, следование этому правилу придает отказ прокурора от обвинения и и основанному на нём решению суда более убедительный и мотивированный характер, позволяет избежать поспешности в решении столь важного вопроса, однако данные рекомендации КС РФ не решают проблему по существу: при отказе прокурора от обвинения решение суда не имеет альтернативы.
