Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Эмпатия и идентификация как эффективные механизмы понимания собеседника в профессиональном общении юриста

..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
19.05.2024
Размер:
24.35 Кб
Скачать

Эмпатия и идентификация как эффективные механизмы понимания собеседника в профессиональном общении юриста.

В юридической науке и практике юриста утверждается, что результат обусловлен способностями ведения юридических дел, юридического рассмотрения жизненных случаев (преступлений, гражданских споров, конфликтов и других случаев) как в соответствии с нормами права, так и в соответствии с психологическими законами, учитывающими сложность человеческой психики.

Согласно учению Э. Титченера, вчувствование, или эмпатия, входя в структуру интроспекции, позволяет объективно описывать ощущения, образы и чувства в процессе восприятия внешних объектов.

Первоначально смысл термина «эмпатия» сводился только к процессу вчувствования, эмоциональному отклику. Далее развитие представлений об эмпатии идет от понимания ее как реагирования чувствами на чувства, состояние – к аффективно – когнитивному процессу.

По мнению К. Роджерса, эмпатия означает вхождение в личный перцептивный мир другого и основательное его обживание. Она подразумевает сензитивность к постоянно изменяющимся в этом другом человеке чувственным смыслам, временное проживание в жизни другого человека, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-то оценки: «Эмпатия означает частую сверку с человеком в отношении точности ваших ощущений и руководствование теми реакциями, которые вы получаете от него. Вы являетесь надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире».

Эмпатия – это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека.

Выделяют разные функции эмпатии в зависимости от:

 многокомпонентности структуры самой эмпатии (эмоциональная, когнитивная, поведенческая функции);

 существования двух форм эмпатии (сочувствование и сопереживание);

 структуры общения.

При анализе форм проявления эмпатии: (сочувствие и сопереживание), рождающих разное поведение по отношению к другому и его нуждам. Сопереживание более значимо для юриста, так как оно включает в себя большую идентификацию субъекта с объектом эмпатии, но менее подвержено рефлексии по сравнению с сочувствием.

Профессиональная деятельность юристов лежит в сфере регулирования человеческих отношений, где ведущим видом деятельности является консультирование. Эмпатия – ключ к процессу консультирования (Р. Мей). Все виды межличностного общения являются базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Для юриста общение – инструмент, предопределяющий успех в профессиональной деятельности. Общение юриста протекает в рамках самых разнообразных профессиональных действий как общение с гражданином, обратившимся за помощью при юридическом консультировании, профилактической беседе, административном разборе правонарушения, в ходе личного сыска, опроса, допроса, очной ставки, других следственных действий. В подавляющем числе случаев это – акт поведения и действий, осуществляемых для решения определенных профессиональных задач. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого, помогает преодолеть психологическую защиту другого, расширяя представление других о его жизни; она влияет на достоверность сбора и анализа информации.

Общение протекает как контакт:

 ситуационно-деловой, осуществляемый для решения определенной юридической задачи (цели, задачи, обстановка оказывают психологическое влияние на его протекание и результат);

 юридический, в ходе которого возникают правоотношения, определяющие порядок реализации своих прав и обязанностей (со стороны юриста, оно протекает строго в режиме соблюдения установленных норм, что понимает и его партнер по общению, и это тоже сказывается на их психологии и общении);

 статусно-ролевой, когда все участники (юрист, клиент) отдают себе отчет в различиях позиций в ситуации, которая побудила их к общению;

 познавательно-оценочный, в ходе которого субъекты общения присматриваются друг к другу и в зависимости от его результатов принимают решения;

 межличностный, во многом индивидуализированный, когда отбираются и используются средства общения;

 информационный.

В процессе общения юрист всегда выступает в определенном социально-правовом контексте, который выражается системой отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, прокурора, судьи, консультанта, исследователя и так далее).

Социальная роль – это фиксация определенного положения, занимаемого конкретным человеком в системе общественных отношений [1]. По мнению Л.П. Буевой, социальная роль – это «общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения человека». Таким образом, любой человек, включенный в те или иные общественные отношения, в определенных жизненных обстоятельствах, ситуациях играет (выполняет) различные предписанные ему социальные роли (функции). В свою очередь, та или иная социальная роль формирует у окружающих в отношении ее носителя систему ролевых ожиданий, которые реализуются в конкретных коммуникативных ситуациях. И хотя ролевые отношения, как правило, безличны, поскольку они объективно заданы социальными ролями, тем не менее они имеют определенную личностную окраску, которая проявляется в стиле исполнения конкретным лицом заданной ему социальной роли. Этот стиль исполнения, своеобразный «диапазон возможностей» человека в зависимости от его индивидуальных свойств, речевых, поведенческих особенностей, положительно или отрицательно влияет на ход и развитие коммуникативных процессов.

В общении юрист не только передает – принимает информацию, но вступает во взаимодействие, взаимоотношения с клиентом, изучают, воздействуют друг на друга, проводят свою линию поведения, отстаивают свои интересы. Коммуникативный успех обеспечивается уровнем развития эмпатии юриста. От меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий в совместной деятельности. В ходе познания интересующего нас человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка лица, попытка понять строй его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Каждый из людей, включенных в этот процесс, является активным субъектом. Следовательно, в практике юриста сопоставление себя с другими лицами осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому, поэтому сотруднику приходится принимать в расчет не только интересы партнера, но и то, как он воспринимает интересы сотрудника. По нашему мнению, более полному осознанию себя через другого способствует развитие следующих особенностей личности: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Эмпатия в отличие от рационального понимания поведения человека предполагает эмоциональный отклик на услышанное. Умение слушать – важнейшее качество, свидетельствующее о профессиональной культуре юриста (А.А. Рыбкина). Высшим проявлением умения слушать, отражать чувства является эмпатическое слушание, своего рода «вчувствование», понимание клиента, его проблем. Приемы эмпатийного слушания должны соответствовать эмоционально-ролевому поведению в процессе общения. В случае несоответствия поведение юриста может оцениваться клиентом как неискреннее и приводить к напряженности, натянутости или даже полному разрыву отношений.

Эмпатия в данном случае позволяет более гибко вести общение, вносить коррективы, если подмечаемые психологические изменения по ходу не отвечают намеченному психологическому сценарию общения и поставленным целям. Само пребывание клиента в правоохранительном органе или психологической консультации, в официальной и непривычной обстановке, как правило, вызывает выраженное или скрытое состояния напряженности, беспокойства, тревоги, неуверенности.

В юридической деятельности возможно приписывание причины и образцов поведения либо на основе сходства поведения воспринимаемого им лица с каким-то другим образцом (моделью), имевшимися в его прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Эмпатийный специалист отличается предвидением эмоциональных состояний других, готовностью выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей; высоким уровнем развития социальных эмоций и высокой чувствительностью; способностью к децентрации, позитивному видению других и быстрой ориентации в ситуациях взаимодействия, а также терпимостью по отношению к другим людям. Юрист как исследователь индивидуальной жизни человека, воздействуя на нее, получая необходимую для этого психологическую информацию, становятся (пусть на время) частью жизни другого человека. Поэтому способности к эмпатии юриста является фактором успешной профессиональной деятельности.

Эмпатические переживания являются необходимым условием реальной профессиональной практики юристов и, следовательно, необходимо развивать эмпатию как профессионально значимое свойство личности студентов – будущих юристов.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера. (Лапшова Яна Олеговна, Лапшова Екатерина Сергеевна)

Межличностное восприятие – социальная перцепция – сложный процесс, включающий: а) восприятие внешний признаков других людей; б) последующее соотнесение полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретацию и прогнозирование на этой основе возможных их поступков и поведения.

Существует следующие механизмы межличностного восприятия:

идентификация (от лат. identificare — отождествлять) буквально обозначает отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ понимания другого человека, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Важный психологический механизм правовой социализации, проявляющийся в принятии индивидом социально-правовой роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании правовых установок, усвоение определенных правовых норм и ценностей, образцов правового поведения. Социально правовая идентификация — это процесс мысленного объединения себя с какой-либо группой людей, на основании установившихся эмоциональных связей и предпочтений, и усвоение разделяемых членами группы социально-правовых представлений и образцов определенного правового поведения. Такая интерпретация понятия «идентификация» получила распространение в современной социальной психологии и значительно отличается от используемого в психоанализе (эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя со значимыми другими) и криминологии (процесс сопоставления, сличения одного объекта, в т.ч. социального, с другими на основании какого-либо признака или свойства).

Современная концепция социальной идентичности утверждает: с одной стороны, потребность в обретении той или иной групповой идентичности испытывает каждый индивид, а с другой — представление о себе как идентичного какой-либо социальной группе неизбежно требует обособления и противопоставления другой группе людей. Степень социальной идентичности варьирует в зависимости от социального контекста, и чаще всего является результатом множественной системы социальных идентификаций, поскольку в реальности человек одновременно является членом разных социальных общностей (например, национальной, религиозной, половой, профессиональной — и это только основные). Социальная идентичность неизбежно конкурирует с личностной идентичностью — представлениями о себе как самоценном и уникальном человеке в терминах индивидуальных отличий от других людей. Более того, высокий уровень социальной идентичности ведет к деперсонализации. Однако в ситуациях психологического дискомфорта (например, в условиях личных или социальных потрясений) человек, как правило, двигается не в сторону поиска аутентичности, личностного роста и развития, а пытается обрести уверенность, ощущая себя принадлежащим к какой-либо социальной группе. При этом индивид расценивает это одновременно и как обретение личностной идентичности. Эти же процессы характерны и для правовой сферы человеческого общежития.

Таким образом, С-ПИ — это процесс соотнесения себя с правовыми категориями в терминах и смыслах, общих для членов одной группы в противоположность другим социальным группам. В наиболее явном виде это проявляется, например, в социально-правовом поведении представителей различных молодежных групп и объединений. В современных условиях процесс С-ПИ осуществляется за счет разделения и включения в свой внутренний мир определенных социально-правовых представлений, курсирующих в общественном сознании и, особенно, распространяемых средствами массовой информации.

7