- •Игорь Семенович Кон Введение в сексологию
- •Глава 1.
- •Глава 1
- •2 Цит. По Мору а а. Литературные портреты/Пер, с франц.— м., 1970, с. 190.
- •Глава 2
- •Глава 3
- •1 Древнегреческий (аргосский) праздник с выраженной полоролевой инверсией.
- •2 Монтень м. Опыты. Кн. 3.— м.—л.: Наука, 1960, с. 84.
- •Глава 4
- •1 По наблюдениям а. И. Белкина над пациентами при смене пола, идентификации с одним образом сопутствует и даже предшествует дистинкция, отмежевание от другой полоролевой модели |16].
- •1 Для женщин может представлять опасность также «нефизиоло-гичныйв способ мастурбации (со сдвинутыми ногами)
- •2' В некоторых случаях культура даже одобряет такие контакты, например в одном районе Колумбии индейским мальчикам-подросткам рекомендуется использовать для этой цели ослов [261].
- •3 Эта тема широко представлена как в мифологии, так и в художественной литературе. Достаточно вспомнить «Избранника» т. Манна, «Испорченных детей» ж. Кокто или «Все люди враги» р. Олдингтона.
- •1Вересаев в. В. Воспоминания.— Собр. Соч. В 5 томах. М., 1961, т. 5, с. 182—184.
- •2 Власов ю. Белый омут.— в кн.: Первая любовь. Повести и рассказы. М.: Молодая гвардия, 1976, с. 297, 306.
- •Глава 5
- •84X108/32. Бумага тип. № 2. Гарнитура литерат. Печать высокая. Усл. Печ. Л. 16,80. Усл. Кр.-отт. 16,80. Уч.-изд. Л. 19,30. Доп. Тиража 100 000 экз. Заказ 353.
1 Для женщин может представлять опасность также «нефизиоло-гичныйв способ мастурбации (со сдвинутыми ногами)
2' В некоторых случаях культура даже одобряет такие контакты, например в одном районе Колумбии индейским мальчикам-подросткам рекомендуется использовать для этой цели ослов [261].
3 Эта тема широко представлена как в мифологии, так и в художественной литературе. Достаточно вспомнить «Избранника» т. Манна, «Испорченных детей» ж. Кокто или «Все люди враги» р. Олдингтона.
Значительно чаще, чем принято думать, происходят и сексуальные контакты между сибсами (т. е. между братьями и сестрами) 2. При опросе студентов американ-. ских колледжей (около 800 человек), имеющих братьев и сестер, такие контакты от сравнительно невинных генитальных игр до полового акта признали 15% девушек и 10% юнюшей [160]. В 74% случаев это были гетеросексуальные, а в 26% — гомосексуальные контакты (16% между братьями и 10% между сестрами). 40% респондентов были в момент события младше 8 лет, но в 73% случаев по крайней мере один из партнеров был старше 8 лет, а в 35% случаев респондент был старше 12 лет. У трети опрошенных такой опыт был однократным и никогда не повторялся, у других подобные контакты повторялись; 27% опрошенных продолжали их в течение года. Влияние этого опыта на дальнейшее психосексуальное развитие, видимо, неоднозначно: одна треть опрошенных восприняла его положительно, вторая — отрицательно, третья — безразлично. Однако старшие братья и сестры, чаще всего подростки, нередко (четверть всех случаев) применяют к младшим насилие. Это усиливает возможную психическую травму, тем более что, как правило, дети никому об этом не рассказывают. По другим американским данным [Мартинсон Ф., 1984], сексуальные игры и иные сексуальные контакты между братьями и сестрами были в 10% случаев; у мальчиков 57% этих контактов гетеро- и 43%—гомосексуальные, у девочек соответственно 73 и 27%.
Особенно сложную проблему подростковой сексуальности представляют гомоэротические чувства и контакты, о которых пойдет речь в последней главе этой книги. Однако стабилизация сексуальной ориентации — не единственная задача психосексуального развития в переходном возрасте. Не менее сложной задачей является формирование способности любить, предполагающей соединение чувственности и нежности. Еще 3. Фрейд отмечал, что в сознании мальчика-подростка чувственно-эротическое влечение и потребность в психологической близости и тепле сначала разобщены, так что грубые, лишенные всякой духовности, эротические фантазии нередко сосуществуют с мечтой о нежной и возвышенной любви, в которой нет ничего сексуального.
Писатель В. Вересаев, вспоминая о своей гимназической влюбленности одновременно в трех сестер, писал: «Поражает меня в этой любви вот что. Любовь была чистая и целомудренная, с нежным, застенчивым запахом, какой утром бывает от луговых цветов в тихой лощинке, обросшей вокруг орешником. Ни одной сколько-нибудь чувственной мысли не шевелилось во мне, когда я думал о Конопацких. Эти три девушки были для меня светлыми, бесплотными образами редкой красоты, которыми можно
209было только любоваться. А в гимназии, среди многих товарищей, шли циничные разговоры, грубо сводившие всякую любовь к половому акту». Хотя будущий писатель не говорил в таком тоне о своих чувствах, он тем не менее «внимательно вслушивался в анекдоты и похабные песни». «Я развращен был в душе, с вожделением смотрел на красивых женщин, которых встречал на улицах, с замиранием сердца думал,— какое бы это было невыразимое наслаждение обнимать их, жадно и бесстыдно ласкать. Но весь этот мутный поток несся мимо образов трех любимых девушек, и ни одна брызга не попадала на них из этого потока. И чем грязнее я себя чувствовал в душе, тем чище и возвышеннее было мое чувство к ним» .
Такая раздвоенность чувств, обусловленная, с одной стороны, противоречивостью культурных норм («чистая любовь» в противоположность «грязному сексу»), а с другой — трудностями психосексуального развития, характерна и для современных подростков и юношей. Отличной иллюстрацией может служить рассказ Юрия Власова «Белый омут».