Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3 курс / Патологическая физиология / Неотложные_состояния_и_анестезия_в_акушерстве_Клиническая_патофизиология

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
8.15 Mб
Скачать

ПДФ

-

продукты деградации фибрина

пол

перекисное окисление липидов

пон

полиорганная недостаточность

пти

протромбиновый индекс

РДС

респираторный дистресс — синдром

РКМФ

растворимые комплексы мономеров фибрина

РЭС

ретикулоэндотелиальная система

САД

среднее артериальное давление

сзп

свежезамороженная плазма

св

сердечный выброс

СИ

сердечный индекс

смж

спинномозговая жидкость

сш

септический шок

ТФ

тканевой фактор

ТЭЛА

тромбоэмболия легочной артерии

УФО

ультрафиолетовое облучение

ФПН

фетоплацентарная недостаточность

ФЭК

фотоэлектрокалориметр

цАМФ

циклический аденозинмонофосфат

цвд

центральное венозное давление

ЦИК

циркулирующие иммунные комплексы

чес

частота сердечных сокращений

эгк

экстракорпоральная гемокоррекция

Са02

-

содержание кислорода в артериальной крови

сн2о

клиренс свободной воды

C(=v, 0 2

артерио-венозная разница по кислороду

Cv02

содержание кислорода в венозной крови

FW

фактор Виллебранда

Lt

лейкотриены

 

NO

оксид азота

 

PA

активатор плазминогена

PAI

ингибитор активатора плазминогена

Pa02

напряжение кислорода в артериальной крови

PA02

напряжение кислорода в альвеолах

Pg

простагландины

PaC02

напряжение углекислого газа в артериальной крови

Pv02

напряжение кислорода в венозной крови

PvCo.

напряжение

углекислого газа в венозной крови

S I R S '

синдром системного воспалительного ответа

Sv02

сатурация смешанной венозной крови

TNFa

фактор некроза опухоли

TxAj

- тромбоксан

\

10

В В Е Д Е Н И Е

Неотложная акушерская патология в деятельности лечебного учреждения занимает одно из главных мест по сложности решае­ мых задач и риску развития критических состояний как у матери, так и у плода.

Предлагаемое руководство построено по принципам, заложен­ ным при решении клинических задач. В связи с этим авторы по­ считали целесообразным осветить вопросы функционального и лабораторного мониторинга больных, находящихся в тяжелом состоянии.

Всжатой форме, но информативно изложены вопросы физио­ логии различных систем беременной женщины, оказывающих вли­ яние на особенности развития и течения неотложных состояний.

Вруководстве освещены вопросы клинической патофизиоло­ гии неотложных состояний, варианты их течения, а также совре­ менные подходы к лечению.

Подробно представлена терапия наиболее часто встречаемых синдромов. Авторы неоднократно подчеркивают, что посиндромное лечение критических состояний — лишь часть программы по профилактике полиорганной недостаточности. Наличие беремен­ ности создает качественные предпосылки к развитию полиорган­ ной недостаточности (перестройка иммунной системы беремен­ ной, развитие системного и органного эндотелиоза, мошные из­ менения гормональной системы, кровообращения и др.).

Для обеспечения преемственности знание особенностей раз­ вития и течения критических состояний в акушерстве необходи­ мо врачам других специальностей, в руки которых будет передана роженица после рождения ребенка.

Особенности физиологии беременной женщины существенно влияют на выбор лекарственных препаратов, используемых в доро­ довом и родовом периодах. Эти особенности учтены при построе-

11

нии алгоритмов лечения. Такая компоновка материала призвана об­ легчить поиск конкретных сведений по тем или иным препаратам, а также их побочным влияниям на организм матери и ребенка.

Частым этапом в решении неотложных акушерских задач яв­ ляется оперативное вмешательство. Для его выполнения анестези­ ологу-реаниматологу необходимо обеспечить выбор метода анес­ тезии, провести коррекцию имеющихся нарушений и обеспечить профилактику различных осложнений, связанных с использова­ нием самой анестезии и состоянием роженицы. Эти подходы пред­ ставлены авторами в отдельных главах руководства и по своей специфичности представляют интерес в первую очередь для ане­ стезиологов-реаниматологов.

С учетом популярности и распространения проводниковых методов обезболивания авторами представлены исчерпывающие сведения по клинической фармакологии местных анестетиков.

Авторы не обошли вниманием и такой важный раздел, как послеоперационное, послеродовое ведение женщин, особенно с явлениями полиорганной недостаточности на фоне гнойно-сеп­ тической инфекции.

Авторы не претендуют на исчерпывающую информацию по представленным вопросам, однако надеются, что руководство поможет в тяжелые минуты врачебного героизма.

Авторы с благодарностью воспримут все критические замеча­ ния уважаемого Читателя, высказанные в адрес представляемого руководства, и учтут их в дальнейшем.

ЧАСТЬ I

КЛИНИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

ИСПОСОБЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

ИЛАБОРАТОРНОГО МОНИТОРИНГА БОЛЬНЫХ В КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ

В процессе беременности и родов происходят значительные физио­ логические изменения в организме матери, направленные на обеспече­ ние возросших метаболических процессов, с учетом потребностей сис­ темы «мать-плацента-плод», на подготовку женщины к стрессовой на­ грузке в родах и к последующему закрытию плацентарного кровообращения. Основными проявлениями адаптационных механиз­ мов являются изменения в системе дыхания, кровообращения, водносолевого и кислотно-щелочного баланса, желудочно-кишечной и по­ чечной функций, вызванные влиянием плацентарных гормонов или ме­ ханическим воздействием растущей матки.

Безусловно, и для понимания механизмов развития ряда критичес­ ких состояний у матери и плода, и для адекватной их коррекции, и для обоснованного и рационального выбора анестезиологического пособия необходимы представления об адаптационных механизмах беременности.

В этой же части мы посчитали необходимым представить возмож­ ные варианты функциональной и лабораторной оценки состояния «кри­ тических» больных, объем которой во многом будет определяться воз­ можностями клиники и знаниями врачей того, чего они хотят получить от предложенных им методов исследования.

Особенности лабораторного обслуживания больных в неотложных

состояниях.

Лабораторная служба в условиях неотложной помощи призвана ре­ шать несколько задач:

а) помочь врачу в установлении диагноза; б) дать оценку тяжести состояния больного;

в) представить клиницисту прогностические критерии; г) помочь оценить с помощью лабораторных тестов эффективность

лечебных мероприятий.

Для решения этих задач лабораторная служба должна:

обеспечить круглосуточное дежурство;

максимально быстро обеспечить выполнение назначенных вра­ чом анализов;

иметь соответствующее запросам отделений интенсивной тера­ пии и реанимации лабораторное оборудование;

выполнять только те исследования, которые в данный момент влияют на постановку диагноза, тактику лечения и оценку эффектив­ ности лечения;

обеспечить оптимальную нагрузку на лаборантский персонал для выполнения необходимых специфических анализов, исключив рутин­ ные исследования;

совместно с врачами интенсивной терапии участвовать в интер­ претации лабораторных данных, оценке эффективности лечебных ме­ роприятий.

Возможность получать своевременную информацию о процессах, происходящих в организме пациента в динамике лечения, является важ­ нейшей компонентой адекватного лечения тяжелых больных.

14

Глава 1

КЛИНИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

1.1. Физиологические изменения системы крови и гемостаза

Объем циркулирующей крови (ОЦК) начинает увеличиваться

с6—8 недель беременности и достигает максимума к 30 неделям с последующей стабилизацией перед родами. Объем циркулирую­ щей плазмы увеличивается в большей степени: на 40—50%, тогда как объем форменных элементов — только на 20—30%, в резуль­ тате чего показатель гематокрита снижается до 32—34%.

Этот механизм, с одной стороны, обеспечивает потребности расширенной матки и увеличенных молочных желез и позволяет женщине перенести обычную кровопотерю (при физиологичес­ ких родах в 200—500 мл или при кесаревом сечении — 600—1000 мл);

сдругой стороны, физиологическая гемодилюция, возмож­ но, является противовесом возрастающему во время беременнос­ ти коагуляционному потенциалу, обеспечивая нормальные рео­ логические свойства крови.

Изменяется также качественный состав плазмы: общее количе­ ство сывороточных белков увеличивается примерно на 22%, но вслед­ ствие гемодилюции их концентрация снижается до 65—70 г/л. Возра­ стает процентное содержание глобулинов при снижении уровня аль­ буминов (алъбумино-глобулиновый коэффициент снижается до 0,84).

Количество эритроцитов также увеличивается в течение всей беременности. Стимуляция эритропоэза осуществляется посред­ ством гормона — эритропоэтина, который вызывает гиперплазию костного мозга. Плацентарный лактоген усиливает выработку эрит­ ропоэтина, эстрогены — ингибируют этот процесс.

Однако прирост эритроцитов происходит медленнее, чем уве­ личение циркулирующей плазмы. Поэтому к концу беременности

15

снижается как количество эритроцитов на единицу плазмы, так и концентрация гемоглобина, составляя 110—120 г/л по сравнению с уровнем вне беременности — 130—140 г/л. Отмечается сниже­ ние железа в крови к III триместру в 2—3 раза.

Количество лейкоцитов может повышаться в III триместре бе­ ременности до 10—12 • 109/л, однако отмечается отсутствие значи­ тельных колебаний общего числа лимфоцитов, что свидетельствует о снижении клеточного иммунитета во время беременности. В свя­ зи с этим беременные женщины более восприимчивы к различ­ ной специфической и неспецифической инфекции. Количество тромбоцитов в III триместре несколько снижается, что связано с гемодилюцией и их повышенным потреблением.

 

 

Т а б л и ц а 1.1.1

Изменение крови и ее показателей во время беременности

 

 

 

Показатели

J Небеременные женщины

Беременные в III триместре

1. Объем, мл

4000

 

ОЦК:

5700

Плазма

2700

4000

Эритроциты

1300

1700

2. Эритроциты, /л

4,2-5,4 • 10'2

3,7—5,0-1012

Гемоглобин, г/л

115-160

110-140

Гематокрит

0,41

0,35

Лейкоциты, /л

4-8,8 • 109

10,4 • 109

Тромбоциты, /л

200-300 • 109

200-300 • 109

3. Концентрация общего

65,0-85,0

62,0

белка, г/л

 

 

4. Глюкоза, ммоль/л

2,7-5,5

3,8

5. Мочевина, ммоль/л

2,5-8,3

4,0

6. Креатинин, ммоль/л

0,044-0,088

0,047

7. Ра02 мм рт.ст. (арт.)

96 ± 3

96 ± 3

РаС02 мм рт.ст. (арт.)

40 ± 2

32 ± 2

8. рН крови (арт.)

7,41

7,42

рН крови (вен.)

7,38

7,41

9. Электролиты, ммоль/л

 

 

Na+

130-150

134

К+

3,6-5,4

4,0

Са++

2,0-2,7

2,4

M g "

1,6

1,4-1,0

Результаты, полученные при исследовании тромбоцитарного звена гемостаза во время физиологической беременности, неоднозначны. По данным М. А. Репиной с соавт. (1984), изменения числа тромбо-

16

цитов не обнаружено. Г. М. Савельевой с соавт. (1986) описано сниже­ ние количества тромбоцитов на протяжении беременности при до­ вольно широком размахе индивидуальных колебаний: от 140 • 109/л до 320109л в III триместре беременности, а также умеренное сниже­ ние агрегационной способности тромбоцитов, что подтверждает дан­ ные А. Д. Макацария (1987), R. Fay (1983). В исследовании Э. Д. Загородней (1980) не установлено существенных изменений функционального состояния тромбоцитов. Н. В. Стрижева с соавт. (1982), S. W. Walsh (1989), В. М. Sibai et al. (1993) указывают на повы­ шение интенсивности агрегации тромбоцитов в III триместре.

Изменения коагуляционного гемостаза при физиологической беременности определяются формированием маточно-плацентар­ ного круга кровообращения. Об активации системы гемостаза, как непрерывном локальном процессе в маточно-плацентарном кро­ вотоке писали W. Hathaway и J. Воппаг (1978).

Возрастание активности плазменных факторов свертывания (кроме фХ1 и фХШ) при неосложненной беременности описано практически всеми авторами, исследовавшими коагуляционный гемостаз при беременности.

Т а б л и ц а 1. 1.2 Факторы свертывания и их ингибиторы при беременности

 

(В. М. Сидельникова,

1999)

 

 

 

 

Фактор

В норме

 

В конце неосложненной

 

беременности

 

 

 

Фибриноген

200—450 мг/мл

 

400—650 мг/мл

Фактор II

75-125%

100-125%

Фактор V

75-125%

100-150%

Фактор VII

75-125%

150-250%

Факторнії

75-125%

200-500%

Фактор IX

75-125%

100-150%

Фактор X

75-125%

150-250%

Фактор XI

75-125%

50-100%

Фактор XII

75-125%

100-200%

Фактор XIII

75-125%

35-75%

Антитромбин-Ш

85-110%

75-100%

Протеин S

80-120%

60-80%

Протеин С

65-145%

70-150%

 

 

 

 

Отражением гиперкоагуляции является укорочение хрономет­ рических тестов: в нашем исследовании время свертывания крови по Ли-Уайту укорачивалось до 5,5 ± 0,7 мин по сравнению с 7,5 ± 1,4 мин у женщин вне беременности (р<0,005).

17

Результатом усиления коагуляционного потенциала является повышенная продукция фибриногена. По данным Н. В. Стрижевой с соавт. (1982), А. Д. Макацария с соавт. (1987), Г. М. Савельевой с соавт. (1986), его концентрация достигала 4—6 г/л к концу бере­ менности, то есть, учитывая возросший объем плазмы, практи­ чески удваивалась, что обуславливает прогрессирующее повыше­ ние СОЭ при беременности. По нашим данным концентрация фибриногена увеличивалась с 2,7 ± 0,2 г/л вне беременности до 3,9 ± 0,5 г/л у беременных женщин (р<0,005).

Отмечается значительное увеличение фактора Виллебранда не только у здоровых женщин, но и у пациенток с болезнью Виллеб­ ранда. Физиологическая роль относительного снижения фХ1 и фХШ при беременности пока не выяснена.

Большинство авторов описывало снижение фибринолитической активности при физиологической беременности (В. Н. Серов с со­ авт., 1997; D. М. Schneider et al., 1998). Е. П. Ивановым (1991) приве­ дены данные о повышении уровня плазминогена в последние меся­

цы

беременности и одновременном повышении активности инги-

биторной системы: ингибитора активатора плазминогена (PAI)-I,

синтезируемого эндотелиалъными клетками и PAI-2,

выделенном

из

плаценты и культуры макрофагов. Согласно нашим

исследовани­

ям спонтанный фибринолиз в венозной крови при неосложненной беременности был на 50% выше, чем у женщин вне беременности (р<0,05). Возможно, это является компенсаторным механизмом в си­ туации, когда активизируются процессы коагуляции.

Кроме того, описано появление продуктов деградации фибри­ на (ПДФ), отражающих состояние как коагуляционной, так и фиб­ ринолитической активности крови (Э. Д. Загородняя, 1980; А. Д. Ма­ кацария с соавт., 1987). Нами обнаружено повышение уровня ра­ створимых комплексов мономеров фибрина (РКМФ) с 4,6 ± 0,8 мкг/мл у женщин вне беременности до 16,6 ± 6 мкг/мл у беремен­ ных (р<0,005).

Высокая коагуляционная способность крови беременных объяс­ нялась также некоторым снижением активности антикоагулянтной системы, в основном, антитромбина-Ш и протеина S (В. Н. Серов с соавт., 1997; М. М. Шехтман с соавт., 1997; А. М. Cumrning et al., 1998; D. M. Schneider et al., 1998). По нашим данным обнаруживает­ ся тенденция к снижению антитромбина-Ш: с 95,4±9,6% у небере­ менных до 87,7±8,3% при неосложненной беременности (р>0,05).

Б. И. Кузник (1989), описывая межклеточные взаимодействия в процессе гемостаза, указал, что из нейтрофилов при беременности могут выделяться лизосомальные ферменты, с одной стороны, усиливающие синтез простагландинов (Pg), с другой — активиру­ ющие фХИа, который запускает и внешний и внутренний пути

18

образования протромбиназы, что приводит к выраженному уско­ рению свертывания крови. Кроме того, фХПа усиливает фибринолиз и активизирует кининоген-кининовую систему. Таким обра­ зом, лейкоциты одновременно стимулируют сосудисто-тромбоци- тарный гемостаз (через Pg), свертывание крови и фибринолиз через фХИ, а также сосудистый тонус через Pg и кининовую систему.

В результате повышения общего коагуляционного потенциала, повышения функциональной активности тромбоцитов при сни­ жении их количества, реактивной активации фибринолитического процесса с появлением продуктов паракоагуляции. снижения антикоагуляционной активности в системе гемостаза при бере­ менности происходят изменения, характерные для компенсиро­ ванного ДВС-синдрома.

В целом, физиологический смысл гиперкоагуляции во время беременности заключается, с одной стороны, в обеспечении им­ мунологической толерантности материнского организма к расту­ щему в нем плоду, с другой — в подготовке к процессу родов, когда необходима быстрая остановка кровотечения после отделе­ ния плаценты.

Т а б л и ц а 1.1. 3

Основные показатели системы гемостаза в III триместре беременности (данные авторов)

Показатели гемостаза

|

I. Небеременные

И. Здоровые беременные

 

 

 

 

 

 

Количество тромбоцитов, • 109

254,6

± 44,3

256,5

± 32,4

Время агрегации тромбоцитов с

 

 

 

 

 

ристомицином, с

16,2

± 1,1

15,5

± 1,5

Время сверт. крови по Ли-Уайту, мин

7,5 ± 1,4

5,5 ± 0,7*

Протромбиновый индекс, %

107,0 ± 6,6

100,0 ± 7,6

Количество фибриногена, г/л

2,7 ± 0,2

3,9 ± 0,5*

Спонтанный фибринолиз, %

20,7

+ 2,6

29,4

+ 3,8*

Количество РКМФ, мкг/мл

4,6 + 0,8

16,6

+ 6,0*

Активность AT-III, %

95,4

± 9,6

87,7

± 8,3

* — различие достоверно по сравнению с группой 1 (р<0,05)*

1.2. Изменения в системе кровообращения

Уже в течение первых трех месяцев беременности у женщины происходят заметные изменения в деятельности сердца: произво­ дительность сердца возрастает на 40—50%, как за счет увеличения частоты сердечных сокращений (на 10—15 ударов в минуту), так и за счет повышения ударного объема на 30% (на 30—50 мл). Ми-

19