Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2 курс / Нормальная физиология / ТКАНЕВАЯ ТЕРАПИЯ. ПЛАЦЕНТА

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
9.83 Mб
Скачать

чение количества остаточного азота крови отмечается также в первые дни (Л. М. Капица и К. П. Копылова). Следует отметить, что мы

ввышеуказанные сроки исследований не производили с целью исключения влияния операционного вмешательства, в частности, продуктов распада тканей в области операционной раны и излившейся

врану крови.

Если допустить, что действие тканевой терапии ограничивается действием лишь белка, то увеличенное количество полипептидов в крови следовало наблюдать и в более поздние сроки, т. е. за все время присутствия в организме чужеродного белка (до момента рассасывания ткани).

По данным литературы, срок рассасывания подсаженного кусочка ткани колеблется от 15 до 85 дней, доходя в редких случаях до 6 месяцев; чаще рассасывание заканчивается за 3–4 недели (М. А. Попов, Л. П. Степанова, Л. П. Тихонова и Т. К. Иванова, Э. К. Татеосова, Я. С. Шейн, В. В. Войно-Ясенецкий и Я. Г. Курышкина).

Тут же небезынтересно привести наблюдения А. И. Солнцевой, показавшей, что всасывание азотосодержащих веществ подсаженной ткани спустя 10 дней с момента подсадки еще не закончено.

На основании вышеприведенного становится очевидным, что подсаженная ткань и содержащиеся в ней белки находятся в организме по крайней мере на протяжении двух недель.

Отсутствие повышенной полипептидемии на протяжении даже первых 10 дней (при наличии белка в трансплантате) после подсадки дает нам основание предположить, что действие тканевой терапии не ограничивается действием одного лишь введенного белка. Мы полагаем, что действие тканевой терапии более сложное. По-видимому, оно обусловливается как действием белкового компонента, так и действием гормонов и других активных веществ (сохранившихся в тканях в период их автоклавизации), а также биогенных стимуляторов Филатова, образующихся в процессе консервации тканей в условиях пониженной температуры.

Исходя из данных литературы о том, что под влиянием тканевой терапии повышается активность различных ферментов, нас заинтересовал вопрос: какое действие окажут подсадки консервированных тканей на содержание глютатиона в крови, при участии которого в организме протекают ферментативные, а также окислительно-восстано- вительные процессы и рост тканей. По затронутому вопросу в доступной нам литературе мы не нашли соответствующих работ.

Наши исследования, проведенные на 20 больных (115 исследований всего), показали, что под влиянием подсадки консервированных тканей количество глютатиона в крови нарастает в основном за счет восстановленного глютатиона.

461

https://t.me/medicina_free

Основываясь на данных литературы об усилении активности ферментов, а также о благоприятном действии подсадок тканей на физиологические функции, возможно предположить, что увеличение глютатиона в крови – явление не случайное, и оно, по видимому, указывает на стимуляцию окислительно-восстановительных и ферментативных процессов и роста тканей под влиянием тканевой терапии.

Следовало ожидать, что тканевая терапия, оказывающая влияние на целый ряд вегетативных функций организма, отразится и на функции кроветворной системы.

Несмотря на то что тканевая терапия уже давно вошла в число лечебных мероприятий многих клиник Союза, вопрос об изменениях периферической крови и костного мозга при нем недостаточно изучен. В литературе встречается малое количество работ, специально освещающих вопрос изменения крови при подсадках тканей, к тому же данные различных авторов разноречивы, основаны на одностороннем подходе к изучению изменений в крови и мало убедительны из за отсутствия соответствующих гематологических данных в приводимых историях болезни.

Что касается исследования костного мозга при тканевой терапии, то в доступной нам литературе мы смогли найти лишь одну работу А. В. Фролькис, основанную на изучении всего 10 больных.

Исходя из этих данных, трудно иметь суждение об изменениях в гемопоэзе под влиянием подсадок тканей.

Для более полного представления о действии тканевой терапии на кроветворение мы поставили перед собой задачу изучить в динамике картину периферической крови и костного мозга у больных, леченных подсадками консервированных тканей (по методу В. П. Филатова в модификации Г. Е. Румянцева).

Нами изучена гемограмма у 116 больных (522 исследования) и миелограммау 55больных(135исследований)со следующимизаболеваниями: с бронхиальной астмой (34 больных), язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки (21 больной), облитерирующим эндартериитом (13 больных), заболеваниями системы крови (12 больных), тугоухостью различного происхождения (16 больных) и прочими заболеваниями (20 больных).

В каждом случае определялся исходный состав крови и костного мозга, с учетом отклонений от нормы, и последующие исследования сравнивались с ним.

Изменениявсоставекровиикостногомозгауисследованныхбольных с различными заболеваниями в основном были сходны, за исключением некоторых особенностей при отдельных заболеваниях.

Наши наблюдения говорят за то, что в большинстве случаев подсадка консервированных тканей сопровождается увеличением в кро-

462

https://t.me/medicina_free

ви процента гемоглобина, числа эритроцитов и ретикулоцитов. Эти изменения указывают на активацию костномозгового кроветворения, вследствие чего в периферическую кровь поступают молодые элементы эритроидного ряда. Показателем активации костномозгового кроветворения является также увеличение числа фигур митоза, а в некоторых случаях омоложение состава эритробластов в миелограмме. Важно отметить, что там же, где до подсадки были признаки повышенной активности костного мозга, после подсадки наблюдалась тенденция к нормализации состава периферической крови и костного мозга.

Подсадка тканей вызывала также развитие заметных изменений в составе лейкоцитов. Эти изменения в основном выражались в тенденции к нормализации общего числа лейкоцитов и лейкоцитарного состава, с некоторым увеличением числа моноцитов и появлением клеток раздражения Тюрка.

Вотдельных случаях (особенно часто при бронхиальной астме

иязвенной болезни) подсадка тканей сопровождалась увеличением числа палочкоядерных нейтрофилов, а также эозинофилов как в периферической крови, так и в миелограмме, по видимому, в силу особой реактивности аллергических больных.

Со стороны РОЭ наблюдались изменения в сторону нормализации – ускоренная до лечения реакция замедлялась, и наоборот,

убольных с бронхиальной астмой РОЭ в первые дни после подсадки часто ускорялась, а в последующие дни замедлялась. Ускорение РОЭ

уданной группы больных резче было выражено после повторных подсадок. Описанные изменения РОЭ у больных с бронхиальной астмой мы опять таки склонны объяснить аллергическим состоянием данной группы больных.

Изменения со стороны костного мозга в большинстве случаев выражались в тенденции к нормализации состава миелограммы, лейко-эритробластического отношения, костномозговых индексов нейтрофилов и созревания эритробластов, а также в некотором увеличении числа фигур митоза и клеток раздражения Тюрка в ряде случаев.

Все перечисленные сдвиги говорят о благоприятном влиянии подсадок тканей на функцию кроветворных органов, о нормализации процессов клеточного размножения, созревания и выпуска зрелой продукции на периферию у большинства больных. Однако у отдельных больных отмечались признаки повышенного аллергического состояния, вызванного данным видом терапии. У этих больных, наряду с ухудшением общего состояния организма, ухудшался состав периферической крови и костного мозга. Такие случаи в общем числе больных составляли исключение.

463

https://t.me/medicina_free

Применяя метод тканевой терапии при заболеваниях системы крови, мы не могли отметить столь благоприятных изменений со стороны крови и костного мозга. Одна лишь подсадка ткани, без других методов лечения, оказалась не способной вызвать должный эффект в виде устранения основных признаков заболевания. Одновременное применение наряду с подсадками тканей и других лечебных мероприятий, как то камполона, препаратов железа и соляной кислоты, витамина «С», переливания крови и эритроцитарной массы, улучшало состав крови у данной группы больных.

Следует отметить, что хотя тканевая терапия и не оказывала видимого благоприятного влияния на кроветворение при заболеваниях системы крови, тем не менее в ряде случаев она способствовала некоторому субъективному улучшению состояния больных.

Полученные нами результаты подтверждаются данными целого ряда авторов (Я. С. Атрощенко, М. С. Беленький, А. И. Берман, Ю. С. Гилевич, Е. Е. Гранат и др.), получавших благоприятные сдвиги в составе крови при тканевой терапии.

Наши данные отличаются от данных авторов, отрицающих существенные изменения в общем составе периферической крови Е. Г. Авдонцева, В. С. Баланкина и др., М. Н. Букановский, Ф. М. Викалюк, О. А. Дудинов и О. И. Виноградов, Ф. М. Данович, Н. А. Торсуев и др.), а также от данных других авторов, указывающих на изменения лишь со стороны лейкоцитов и РОЭ, при отсутствии изменений красной крови.

В отличие от данных Ю. Ф. Королева, З. А. Песина и Е. М. Тарасенко, мы не наблюдали развития лейкоцитоза в первые дни после подсадки. В течение первых 5 дней развитие незначительного лейкоцитоза (не превышающего 9500) наблюдалось лишь у трех больных из 25.

Допускаем, что лейкоцитоз в случаях, указанных авторами, мог быть связан с местным осложнением в виде гематом на месте подсадки.

Следует отметить, что суждение об изменениях отдельных видов лейкоцитов мы, как правило, вели с учетом их абсолютного содержания в крови, чего не придерживаются авторы большинства работ по затронутому вопросу.

На основании своих исследований мы убедились в том, что периферическая кровь и костный мозг отражают реакцию организма на подсадку консервированных тканей. При этом разницы в действии различных видов тканей (селезенки, печени, надпочечника, костного мозга, семенных желез, яичка) на организм больного не наблюдалось, как это отмечается и в литературе рядом авторов (П. А. Авгушевич, Г. А. Бердичевский, Р. М. Брейтман и Я. В. Ермулович, Н. И. Герасименко, А. В. Добродеев, А. И. Зубакина, А. А. Леонтьева, З. Е. Матусис, Н. Н. Краковский, Н. Б. Медведева и Н. В. Ерма-

464

https://t.me/medicina_free

ков, В. В. Скородинская и А. Н. Тарасова, В. А. Тригер, В. П. Филатов

ссотр.). Отсутствие зависимости полученных результатов от вида (химического состава) различных тканей является доводом в пользу суждения о преимущественном значении рефлекторного механизма в действии тканевой терапии.

Орефлекторном механизме действия подсадок тканей высказываются А. В. Вишневский, Р. М. Арасланова, С. Ю. Минкин, З. В. Рутман, В. А. Буков, З. Н. Дегтярева-Милославская, Ю. Ю. Вороной, С. М. Павленко, Б. П. Леенсон и другие.

Имеется и фактический материал, указывающий на рефлекторную природу действия тканевой терапии.

Наблюдения А. Б. Бржозовского показывают, что подсадка такого индифферентного вещества, как нити органического стекла, дает лечебный эффект. Понятно, эффект в данном случае получается в результате раздражения местных рецепторов.

Экспериментальные исследования Г. Н. Зилова и К. М. Кулланда показывают, что подсадки тканей и индифферентного материала (белой глины) вызывают в организме сходные изменения.

Т. Д. Габибли показал, что денервация действует замедляюще на эффективность тканевой терапии.

Собственные и данные литературы (Ф. М. Костенко, Н. И. Краузе. В. П. Филатов, П. Е. Шкурман и другие), касающиеся быстрого болеутоляющего действия подсадок (в первые же часы) говорят в пользу рефлекторного действия тканевой терапии.

Исходя из положения И. П. Павлова о том, что «как только рядом

содним рефлексом воспроизводится другой, то первый страдает в силе или совсем уничтожается», а также из приведенных литературных и собственных данных, считаем возможным механизм действия тканевой терапии представить следующим образом: введение в организм неадекватного для него раздражителя – ткани, вызывает образование рефлекса, который способствует ослаблению, а иногда полному снятию патологического рефлекса, вызванного болезнетворными причинами. В результате выравниваются нарушенные физиологические равновесия организма и наступает улучшение. По мере рассасывания подсаженной ткани вызванный ею рефлекс может угаснуть и, если за этот срок организм не справился с патологическим процессом, то связанные с болезнью нарушения вновь могут выявиться.

Согласно нашим наблюдениям, благоприятные изменения в крови и костном мозгу у большинства больных отмечаются в течение 3–8 недель, т. е. до времени рассасывания подсаженной ткани. В последующеевремясоставпериферическойкровии костногомозгавозвращается к исходному.

465

https://t.me/medicina_free

Останавливаясь на рефлекторном механизме действия тканевой терапии, неправильно вовсе отрицать значение вводимых тканевых веществ.

Ткани и органы, из которых изготовляется материал для подсадок, содержат белки, углеводы, жиры, нуклеопротеиды, фосфатиды, соли, гормоны, ферменты и другие вещества. В изолированных тканях протекают процессы аутолиза с образованием продуктов распада. В консервированных тканях необходимо учитывать возможность наличия и «биогенных стимуляторов» Филатова.

Все эти вещества не являются безразличными для организма

ипомимо рефлекторного действия с места подсадки они, всасываясь

ворганизм, могут оказывать свое действие.

Суммируя все изложенное, следует отметить, что тканевая терапия обладает способностью, в ряде случаев, нормализовать нарушенное патологическим процессом физиологическое состояние организма. Она стимулирует многообразные функции и системы организма,

вчастности, нормализует кроветворную функцию костного мозга и, по-видимому, активирует окислительно-восстановительные процессы и рост тканей, выражением чего является увеличение в крови содержания глютатиона.

Разумеется, тканевая терапия не является универсальным средством, излечивающим от всех болезней. Этот вид лечения правильно рассматривать как метод неспецифического лечебного воздействия на организм больного, направленный на поддержание и усиление защитных реакций организма. Как и всякий метод неспецифического лечения, тканевая терапия не дает и не может дать 100 % терапевтического эффекта. Практика показывает, что при лечении методом подсадок тканей наряду с разительными результатами нередко отмечаются и неудачи.

Однако это положение не дает права отрицать данный метод лечения, равно как и нельзя считать его панацеей. Метод тканевой терапии заслуживает внимания, и в комплексе с другими лечебными мероприятиями, при соответствующих показаниях он должен применяться

впрактике лечебных учреждений.

Выводы

1. Тканевая терапия является одним из видов неспецифической терапии, направленной на усиление защитных сил организма. По материалам лечебных учреждений Грузинской ССР, тканевая терапия в 57,7 % случаев дает благоприятные результаты.

466

https://t.me/medicina_free

2.Основным выражением благоприятного действия тканевой терапии является нормализация функций различных органов заболевшего организма. Под влиянием подсадок консервированных тканей происходит нормализация состава периферической крови, что выражается в повышении процента гемоглобина, числа эритроцитов и ретикулоцитов, в нормализации РОЭ и лейкоцитарного состава крови (числа лейкоцитов, а также нейтрофилов, лимфоцитов, эозинофилов).

3.В крови увеличивается число моноцитов, появляются клетки раздражения Тюрка, что является показателем стимуляции мезенхимы.

4.Тканевая терапия оказывает благоприятное действие на костномозговое кроветворение, что выражается в тенденции к нормализации лейко-эритробластического отношения в миелограмме, а также костномозговых индексов нейтрофилов и созревания эритробластов.

5.В отдельных случаях тканевая терапия сопровождается ухудшением картины крови и костного мозга, наряду с изменениями общего состояния организма (высокая температура, учащение и усиление астматических приступов, одышка и т. д.), по-видимому, в силу особой реактивности при аллергических состояниях больных.

6.При глубоких поражениях кроветворной функции костного мозга (заболевания системы крови) одна тканевая терапия, в отрыве от других методов лечения, не дает заметных сдвигов в сторону улучшения картины крови и костного мозга.

7.Уровень полипептидного и остаточного азота в крови при тканевой терапии колеблется в пределах нормы, с некоторой тенденцией

кснижению.

8.Тканевая терапия способствует повышению уровня глютатиона

вкрови.

9.Действие тканевой терапии на картину крови и костного мозга не зависит от вида подсаживаемой ткани.

Текст реферируемой работы напечатан на пишущей машинке и содержит 259 страниц. Работа иллюстрирована 47 диаграммами и 25 таблицами. Использованная литература насчитывает 467 источников, из коих 445 отечественных и 22 иностранных.

467

https://t.me/medicina_free

468

https://t.me/medicina_free

К.В. БУРЦЕВА

Тканевая терапия язвенной болезни желудка

и двенадцатиперстной кишки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Воронеж 1954

469

https://t.me/medicina_free

Научные руководители:

В.П. Радушкевич, заведующий клиникой, профессор В.В. Алякритский, заведующий кафедрой патологической анато-

мии, профессор М.К. Комиссаров, главный врач областной больницы, доцент

Официальные оппоненты:

И.М. Гольдберг, доктор медицинских наук, профессор М.И. Герасимов, кандидат медицинских наук, доцент

Защита состоялась в Воронежском государственном медицинском институте.

470

https://t.me/medicina_free