Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2 курс / Микробиология 1 кафедра / Доп. материалы / Частная бактериология

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
28.28 Mб
Скачать

461

рХО2Капсула

ФО рХО1Экзотоксин ЛФ

ПА

Рисунок 6.24 – Факторы патогенности сибиреязвенного микроба.

Капсула сибиреязвенного микроба синтезируется при прорастании спор в восприимчивом организме (или на специальных питательных средах) и защищает образующиеся вегетативные клетки от фагоцитоза. Синтез капсулы определяется генами (capA, capB, capC), расположенными на плазмиде рХО2 (рисунок 6.25).

Рисунок 6.25 – Схема плазмиды рХО2. Заимствовано из Интернет-ресурсов.

Экзотоксин сибиреязвенного микроба имеет белковую природу. Он состоит из трех компонентов: фактора отека или эдематогенного фактора (ФО), летального фактора (ЛФ) и протективного антигена (ПА). Экзотоксин синтезируют как капсульные, так и бескапсульные клетки сибиреязвенного микроба. Синтез сибиреязвенного токсина определяется генами (cya, pag, lef), локализованными на плазмиде рХО1 (рисунок 6.26).

462

Рисунок 6.26 – Схема плазмиды рХО1. Заимствовано из Интернет-ресурсов.

Некоторые авторы к факторам патогенности возбудителя сибирской язвы относят протеолитическую активность микроба. Гены, ответственные за протеолитическую активность сибиреязвенного микроба, локализованы на бактериальной хромосоме.

Эпидемиология. Сибирская язва – зоонозное заболевание. Среди животных наиболее восприимчивы травоядные. Заболеваемость человека носит выраженный профессиональный характер (сельскохозяйственные рабочие, работники перерабатывающих предприятий, скотобоен). Ежегодно в мире регистрируют около 1 млн. случаев сибирской язвы у животных и 25-100 тыс. случаев заболевания у людей. Сибирская язва распространена повсеместно, особенно в районах с развитым животноводством.

Эпидемиологическая обстановка по сибирской язве во многих странах и на территории Российской Федерации остается напряженной. Ежегодно в России регистрируется в среднем 11 случаев заболевания людей сибирской язвой. За период с 2009 по 2014 г. в России зарегистрировано 40 случаев заболевания людей сибирской язвой, из них 2 случая закончились летальным исходом. Причинами заболевания в большинстве случаев явились непосредственные контакты с больными сельскохозяйственными животными. В 2010 г. в Российской Федерации зарегистрировано 22 случая сибирской язвы у людей, в 2011 г. – 4 случая, в 2012 г. – 11 случаев, в 2013 г. – 2 случая, в 2014 г. - 7 случаев, в 2015 г. – 3 случая. В июлеавгусте 2016 г. возникла вспышка сибирской язвы в Ямало-Ненецком округе. Заболевание обнаружили у 20 человек, один ребенок скончался. Вспышка среди людей возникла после массового падежа оленей.

Резервуаром для сибиреязвенного микроба является инфицированная почва, в которой сибиреязвенный микроб сохраняется в споровой форме, формируя неблагополучные пункты. На территории России учтено более 30 тыс. неблагополучных по сибирской язве населенных пунктов. Животные заражаются при заглатывании спор с частичками почвы во время выпаса или при поедании загрязнённых спорами кормов. У животных преобладают кишечная и септическая формы заболевания. Сибирской язвой болеют козы, овцы, коровы, лошади, олени и другие виды животных. Домашние свиньи менее восприимчивы к сибирской язве. К

463

тому же у свиней сибирская язва протекает в виде локальной формы, поражая в основном заглоточные лимфатические узлы. Как правило, животные заболевают сибирской язвой при пастбищном содержании.

Источником инфекции для человека являются больные животные

(крупный рогатый скот, лошади, свиньи, олени, овцы и др.), инфицированные продукты питания и кожевенно-меховое сырье, полученное от больных животных. Возможно также заражение человека через инфицированную почву или загрязненные инфицированной почвой предметы. Больные животные выделяют бациллы с фекалиями, мочой, слюной, кровянистым отделяемым. Особенно много микробов в кровянистой пенистой жидкости, вытекающей из естественных отверстий агонизирующих животных в последние минуты жизни и в первые часы после смерти (рисунок 6.27).

Рисунок 6.27 – Внешний вид животных, павших от сибирской язвы. Отмечаются кровянистые пенистые выделения изо рта, вздутие трупов. Заимствовано из Интернет-ресурсов.

Возбудитель выделяется от животных как с явно выраженной клиникой болезни, так и со стертыми клиническими формами (бессимптомно больные животные и бациллоносители). Например, у овец-бациллоносителей возбудитель выделяется с молоком, мочой, слюной, фекалиями в течение 1 месяца, а у коров – в течение 9-11 месяцев. Возбудитель попадает на объекты внешней среды также во время прирезки больных животных, при снятии шкуры, разделке туши. Попав в почву, вегетативные клетки трансформируются в споры, сохраняющиеся в почве

Вегетативные клетки

Споры Споры

Рисунок 6.28 – Схема образования неблагополучных по сибирской язве пунктов на месте гибели больных животных.

464

Факторами передачи возбудителя могут быть источники водоснабжения, загрязненные сточными водами кожевенных заводов, забойных пунктов, предприятий, перерабатывающих животное сырье, корма животного происхождения (мясокостная мука, кровяная и мясная мука), инфицированные предметы ухода за животными, бытовые вещи, мясо больных животных, кожевенно-меховое сырье

(рисунок 6.29).

Рисунок 6.29 – Факторы передачи инфекции при сибирской язве. Заимствовано из Интернет-ресурсов.

Например, в литературе описаны случаи заражения ребенка от куклы, изготовленной из контаминированной овечьей шерсти, заражение мужчины после пользования кисточкой для бритья. Наибольшее количество возбудителя содержится в трупе погибшего животного. Все его органы и ткани содержат очень большое количество бацилл (существует выражение “органы нафаршированы бациллами”). Вскрытие таких трупов не разрешается, так как при вскрытии трупа происходит доступ воздуха к возбудителю, массовое образование спор и обсеменение ими почвы и других объектов внешней среды.

Почва является не только фактором передачи сибиреязвенного микроба, но и резервуаром возбудителя сибирской язвы. С длительным сохранением спор в почве связано наличие многочисленных неблагополучных пунктов. Например, в районах Поволжья и Урала в настоящее время насчитывается свыше 6,5 тысяч почвенных сибиреязвенных очагов. Большую эпидемическую опасность представляют скотомогильники, особенно содержащиеся в неудовлетворительном состоянии (рисунок 6.30).

465

Рисунок 6.30 – Заброшенные сибиреязвенные скотомогильники. Заимствовано из Интернет-ресурсов.

В Уральском регионе также располагается множество скотомогильников. Например, в Свердловской области зарегистрировано 365 скотомогильников, в Челябинской области – 246 скотомогильников, в Курганской области – 554 скотомогильника, в Тюменской области – 439 скотомогильников.

Пути заражения человека сибирской язвой – контактно-бытовой (уход за больными животными, переработка шерсти, шкур, кож, земляные работы), алиментарный (употребление в пищу мяса больных животных), воздушнопылевой (вдыхание спор). Человек заражается при уходе за больными животными, во время убоя больного животного, при переработке продуктов животного происхождения и кожевенного сырья, при употреблении инфицированного мяса или других продуктов животноводства. Входные ворота – поврежденная кожа, слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей (рисунок

6.31).

Источники инфекции

Восприимчивый

Формы инфекции

 

организм

 

 

 

Кожная

Легочная

Кишечная

Рисунок 6.31 – Схема заражения человека сибирской язвой.

От человека к человеку возбудитель не передается. Инфицирующая доза B. anthracis для человека составляет 10000-20000 спор.

466

Патогенез. Входными воротами для возбудителя сибирской язвы в большинстве случаев служит кожа, имеющая микроповреждения (порезы, ссадины). Значительно реже входными воротами являются слизистые оболочки желудочнокишечного тракта и дыхательных путей.

После попадания в организм человека споры сибиреязвенного микроба фагоцитируются макрофагами и транспортируются в регионарные лимфатические узлы (рисунок 6.32).

Рисунок 6.32 – Фагоцитоз сибиреязвенных спор (указано стрелкой) альвеолярными макрофагами. Просвечивающая электронная микроскопия (Ribot W. et. al., 2006).

Во время забоя больных животных возможно заражение через микротравмы кожи вегетативными клетками возбудителя сибирской язвы. В этом случае микробные клетки также фагоцитируются и транспортируются в лимфатические узлы (рисунок 6.33).

Рисунок 6.33 – Фагоцитоз вегетативных клеток сибиреязвенного микроба. Заимствовано из Интернет-ресурсов.

В лимфатических узлах споры прорастают, образуя капсульные вегетативные клетки, синтезирующие сибиреязвенный экзотоксин. Вегетативные клетки и сибиреязвенный токсин лимфогенно и гематогенно распространяются по организму

467

и обусловливают развитие воспалительных процессов в различных органах – головной мозг, легкие, селезенка и др. (рисунок 6.34).

Кожа

Альвеолы Эпителий кишечника

Лимфаденит

Септицемия, Токсемия

Смерть

Рисунок 6.34 – Патогенез сибиреязвенной инфекции.

Основное патогенетическое влияние на организм человека оказывает трехкомпонентный сибиреязвенный экзотоксин. Сибиреязвенный токсин состоит из протективного антигена (ПА), фактора отека (ФО, кальмодулин-зависимая аденилатциклаза) и летального фактора (ЛФ, цинк-мелаллопротеаза). Поотдельности компоненты токсина не оказывают токсического действия на клетки организма. Механизм действия сибиреязвенного токсина заключается в следующем. Вначале протективный антиген связывается на поверхности эукариотической клетки с рецептором ATR (anthrax toxin receptor). Затем протеаза клетки-мишени (фурин) расщепляет протективный антиген на 2 фрагмента: один фрагмент с молекулярной массой 20 кД (ПА20) и другой фрагмент с молекулярной массой 65 кД (ПА65). После этого фрагмент с молекулярной массой 65 кД формирует гептамер и связывается с другими компонентами токсина (ЛФ или ФО), образуя летальный (ПА+ЛФ) или отечный (ПА+ФО) токсины (рисунок 6.35).

468

цАМФ

Рисунок 6.35 – Механизм проникновения ЛФ и ФО внутрь клетки.

Следовательно, ПА выполняет акцепторную и интернализирующую функции, а ФО и ЛФ – эффекторную функцию. В чистом виде ПА не обладает токсичностью. Летальный и отечный токсины эндоцитозом проникают внутрь клетки. Летальный токсин, состоящий из ПА и ЛФ, вызывает внутри клетки продуцирование активных форм кислорода, что приводит к деструкции и гибели клетки (некрозу клеток). Летальный токсин вызывает также продукцию провоспалительных цитокинов (фактор некроза опухолей альфа, интерлейкин-1 бета), ответственных за шок и смерть больного.

Комплекс ПА с ФО, проникнув внутрь клетки, активируется внутриклеточным белком кальмодулином, в результате чего в клетках значительно повышается уровень циклического аденозинмонофосфата (цАМФ). Высокий уровень цАМФ приводит к увеличению проницаемости клеток, образованию отеков и подавлению функции нейтрофилов. Механизм действия сибиреязвенного токсина на макроорганизм представлен на рисунке 6.36.

469

B. anthracis

ПА20 ФО ПА65

ЛФ ATR

Фурин

Цинк-металлопротеаза

ПА

Некроз

Отек

Кальмодулин-зависимая аденилатциклаза

Рисунок 6.36 – Механизм действия сибиреязвенного токсина на эукариотическую клетку.

Прорастание спор и размножение вегетативных клеток в фагоцитах обеспечивается способностью синтезировать токсин и образовывать капсулу. Синтез токсина способствует переходу прорастающих клеток из фагосомы в цитоплазму. Образование капсулы вегетативными клетками начинается в макрофаге, что обеспечивает быстрый выход вегетативных клеток из макрофагов. Капсула защищает вышедшие из макрофагов вегетативные клетки от последующего фагоцитоза.

На месте внедрения возбудителя через поврежденную кожу возникает сибиреязвенный карбункул в виде очага серозно-геморрагического воспаления с некрозом, отеком прилегающих тканей и регионарным лимфаденитом. При гистологическом исследовании обнаруживаются некроз, полнокровие, кровоизлияния и студенистый отек.

При ингаляционном проникновении возбудителя в организм споры попадают непосредственно в альвеолы вместе с частицами пыли диаметром менее 5 мкм. Затем споры поглощаются альвеолярными макрофагами и переносятся ими в лимфатические узлы средостения, где прорастают. В результате этого возникают геморрагический некроз лимфатических узлов и геморрагический медиастинит. Выход возбудителя в кровь (бактериемия) приводит к генерализации процесса и развитию сепсиса.

В случае алиментарного инфицирования споры частично разрушаются в желудке, а частично попадают в кишечник, где проникает через слизистую оболочку и размножается в лимфатических образованиях тонкой кишки. В результате этого формируется серозно-геморрагический лимфаденит. В дальнейшем возбудитель проникает в кровь, обусловливая генерализацию процесса. При аутопсии в крови, лимфатических узлах и во внутренних органах обнаруживается большое количество капсульных вегетативных клеток B. anthracis.

470

Клиника сибирской язвы. Инкубационный период при сибирской язве в зависимости от формы заболевания продолжается от нескольких часов до 6-8 дней (чаще – 2-3 дня). Различают следующие формы заболевания:

-кожная (наружная) форма (геморрагически-некротическое воспаление глубоких слоев дермы - карбункул) – до 95-98% случаев, летальность не превышает

10%;

-висцеральная (внутренняя) форма (легочная, кишечная и септическая разновидности) – 2-5% случаев, летальность до 100%.

При кожной форме в месте входных ворот инфекции сначала появляется красноватое пятно, быстро трансформирующееся в папулу медно-красного цвета. Через несколько часов на месте папулы образуется везикула (пузырек) диаметром 2-3 мм; её содержимое сначала имеет серозный характер, затем становится тёмным, кровянистым. Затем везикула превращается в пустулу (гнойный пузырек в коже). Из-за сильного зуда больные часто срывают эпидермис (либо пузырек лопается сам)

ина пораженном месте образуется язва, покрытая вначале струпом (корочкой) черного цвета. Струп окружает инфильтрат в виде багрового вала и студневидный отек, охватывающий большие участки. По характерной клинической картине этого периода болезнь имела название “углевик”. В последующем под струпом формируется гранулирующая поверхность и рубцевание (рисунок 6.37).

Рисунок 6.37 – Кожная форма сибирской язвы.

Кожная форма сибирской язвы может протекать в виде множественных карбункулов, которые часто сопровождаются сильным отеком прилегающих тканей. При этом вокруг зудящей папулы возникают дочерние везикулы.

Наиболее часто кожная форма сибирской язвы развивается на открытых участках тела – руках, лице, шее. Однако карбункулы могут возникать и на других участках тела - на нижних конечностях, туловище. Развитие карбункула в области глаз называют глазной формой сибирской язвы (рисунок 6.38).