
1 курс / История медицины / История_медицины_Санкт_Петербурга_XIX_начала_XX_в_Будко_А_А_
.pdf
Медицинские общества |
281 |
Открытие выставки XI Пироговского съезда
Научная библиотека Военно-медицинского музея МО РФ
Президиум Пироговского общества хирургов. 1913 г.
Из фондов Военно-медицинского музея МО РФ
282 |
Глава 9 |
Свою деятельность «Военно-санитарное общество в Санкт-Пе- тербурге» открыло заседанием 22 ноября (4 декабря) 1886 г. в присутствии военного министра П.С. Ванновского, членов Военного совета, профессоров Военно-медицинской академии и большого числа военных врачей. Председателем общества был избран М.И. Драгомиров, вице-председателями генерал-майор В.М. Карлович и доктор А.Д. Марсикани, секретарями — полковник Е.К. Андреевский и доктор П.О. Смоленский.
Это было смешанное общество, в которое входили не только военные врачи, но и лица других военных специальностей, озабоченные поддержанием и улучшением военно-санитарного дела в России. Общество издавало труды, в которых публиковались доклады
ивыступления, представленные на его заседаниях. Среди членов общества и авторов публикаций были такие известные деятели военной медицины, как Н.А. Вельяминов, Н.А. Вильчковский, Д.И. Выводцев, И.В. Гримм, А.Д. Марсикани, К.К. Рейер, П.О. Смоленский, К.А. Шенк, Я.М. Шмулевич.
Уже на первом общем собрании Н. А. Вельяминов выступил с большим докладом «Значение и задачи противугнилостного метода лечения ран на войне», во многом определившим дальнейшую тематику докладов и сообщений хирургического профиля. Большой знаток военно-полевой хирургии, талантливый организатор
ипрогрессивно мыслящий практический хирург, Н.А. Вельяминов выносил на обсуждение членов общества самые актуальные, требующие решения вопросы общей и военно-полевой хирургии. Его выступления о применении асептики и антисептики при лечении огнестрельных ран, о механизме действия ружейных пуль нового образца, о подготовке хирургов к работе в полевых условиях находили заинтересованный отклик и побуждали дискуссию. Бесспорный авторитет обществу придавало участие в нем М.И. Драгомирова, личность которого привлекала на заседания многих офицеров гарнизона.
Помимо хирургических проблем, интерес к которым никогда не ослабевал, на заседания выносился самый широкий круг вопросов. В их обсуждении принимали участие не только специалисты с большим стажем работы и службы, но и молодые врачи и офицеры. Возникавшая полемика нередко заканчивалась выбором специальной комиссии для принятия окончательных решений, а порой и для вы-
Медицинские общества |
283 |
работки инструкций и наставлений для передачи их на рассмотрение в Военно-медицинский ученый комитет.
Так проходило, например, обсуждение доклада А.Г. Лаврентьева «Слабость зрения у новобранцев и упадок его у старослужащих вследствие условий военного быта» 21 декабря 1886 г. (2 января 1887 г.); доклада профессора А.Г. Полотебнова «Страдания кожи, дающие право на освобождение от военной службы» 6 (18) марта 1887 г.; доклада И.В. Гримма «Необходимость специальной подготовки врачей к военно-врачебной деятельности» 11 (23) декабря 1887 г. и др.
Деятельность Военно-санитарного общества носила прикладной характер и охватывала в основном организационные вопросы санитарной службы. Отсюда и тематика докладов: «Санитарные заметки о Красносельском лагере» (П.О. Смоленский), «Простой способ приспособления всякого рода телег для транспортировки раненых» (Д.И. Выводцев), «О госпитальных порциях» (Я.М. Шмулевич) и т. п.
На заседаниях этого общества всегда было много армейских и флотских врачей, принимавших участие в обсуждении докладов и сообщений, извлекавших для себя много полезных сведений, используемых затем в практической служебной деятельности.
Трудно выделить наиболее активных членов общества, чей голос чаще раздавался в аудитории, и все же, кроме Н.А. Вельяминова, следует назвать еще докторов Д.И. Выводцева, П.О. Смоленского и И.В. Гримма.
Наличие постоянно действующих военно-санитарных обществ, из которых наиболее продуктивными были петербургское и московское, позволяло врачам разных специальностей достаточно свободно обсуждать все вопросы, касающиеся их профессиональной деятельности. Внимание петербургских членов общества, как правило, было направлено на рассмотрение актуальных аспектов военной медицины.
В 1909 г. был опубликован «Устав общества ревнителей военносанитарных знаний» (приказ по военному ведомству от 18 июля (1 августа) 1909 г. № 375). Целью этого общества объявлялось содействие развитию и преуспеванию военно-санитарного дела и распространению сведений по военно-санитарным вопросам, давая военным врачам, ветеринарам и фармацевтам, а равно и офицерским чинам армии возможность совместного обсуждения различных вопросов, как гигиенических, так и санитарно-тактических. «Общества рев-
284 |
Глава 9 |
нителей военно-санитарных знаний» были созданы и активно работали вплоть до Первой мировой войны не только в Петербурге и в Москве, но и в других городах России. Деятельность этих обществ, особенно московских и петербургских, широко освещалась на страницах «Военно-медицинского журнала».
Знакомство с протоколами и историческими обзорами дает основание считать середину XIX в. временем возникновения основных врачебных, фармацевтических и других медицинских обществ на территории России [14]. Учредителями первых обществ были врачи-иностранцы, но по мере развития отечественной медицины, подготовки собственных врачебных кадров состав обществ и характер их деятельности значительно изменился. Врачебные общества Санкт-Петербурга в разные периоды своего существования переживали то взлеты, то падения, связанные со многими экономическими, политическими и другими моментами в жизни страны, но их наличие в столице неизменно привлекало к себе врачей, особенно молодых, которые проходили здесь незаменимую школу медицинского и военно-медицинского образования.
ГЛАВА 10
МЕДИЦИНСКАЯ ПЕРИОДИКА
Фридрих Уден и его «Санкт-Петербургские врачебные ведомости». ИМХА и «Всеобщий журнал врачебной науки». Я.В. Виллие — основатель «Военно-медицинского журнала», история его развития и роль в становлении военной медицины. «Общество морских врачей в Санкт-Петербурге» и его журнал «Медицинские прибавления к Морскому сборнику». Газеты «Друг здравия» и «Русский инвалид». Журналы ИМХА, «Архив судебной медицины и общественной гигиены» и «Врач». С.П. Боткин и его «Еженедельная клиническая газета». Журнал «Практическая медицина». Петербургский еженедельный журнал «Медицинский вестник». Специальные медицинские журналы.
По мере накопления новых научных знаний и развития медицины у российских медиков возникла настоятельная потребность делиться с коллегами в письменной форме опытом своей работы, мыслями и наблюдениями, а также сведениями, почерпнутыми из иностранных источников и кроме того проводить большую просветительную работу среди населения. Огромную роль в этом вопросе играла медицинская периодическая печать и медицинская литература [1].
В конце XVIII в. Медицинская коллегия предприняла попытку собрать и издать наблюдения врачей, которые они обязаны были направлять в письменной форме на рассмотрение членов Коллегии. Постепенно сформировалась целая библиотека рукописных работ. Но, к сожалению, эти работы хранились в Коллегии и практически не доходили до читателей. Издание И.И. Виеном в 1805 г. сборника, включавшего лишь незначительную часть этих работ, к тому же на латинском языке, так и осталось единичным актом.
Выход в свет по инициативе Фридриха (Федора Карловича) Удена (Uhden), «Санкт-Петербургских врачебных ведомостей», издававшихся с ноября 1792 г. по июль 1794 г., преследовал иную цель: еженедельная газета относилась к разряду популярной санитарно-
286 |
Глава 10 |
просветительной периодики и не претендовала на роль научно-ме- дицинского издания.
Автором почти всех опубликованных материалов являлся сам Ф.К. Уден, и лишь некоторых — доктор И. Еллизен.
Первый номер целиком занимала работа «Исторический опыт о происхождении различия между врачами и лекарями». В последующих номерах можно было ознакомиться с материалами, озаглавленными: «О кровопускании», «О наследственных болезнях», «О сновидениях», «О нагорном воздухе», «О питательных средствах» и т. д.
Издание пыталось сообщать полезные практические сведения, в том числе из области гигиены, оказания первой медицинской помощи, рациональных методов ухода за больными, а также бороться с предрассудками и приобщать читателей к пониманию различных медицинских вопросов. По мнению петербуржцев конца XVIII в., эта газета так
ине достигла обещанной цели ― «…распространения удобопонятнейших истин врачебной науки и преподавания средств к соблюдению или поправлению здоровья людям всякого рода и состояния» [2].
Уже в первом десятилетии XIX в. признанным центром науки
иподготовки врачей для гражданского и военного здравоохранения стала Императорская Медико-хирургическая академия, которая не могла долго оставаться без своего печатного органа. Первая попытка издавать медицинский журнал была предпринята в 1810 г. по предложению президента академии Я.В. Виллие, который считал необходимым постоянное совершенствование военных врачей в медицинских науках и знакомство с мировой литературой, где бы они по долгу службы ни находились и какую бы должность ни занимали. Для осуществления этого проекта был избран Комитет, в состав которого вошли И.С. Орлай, С.А. Громов, С.Ф. Гаевский, Я.К. Кайданов и Ф.К. Уден. Комитет разработал программу издания, и в 1811 г. вышел в свет первый номер «Всеобщего журнала врачебной науки», отпечатанный в военной типографии города.
Большие материальные расходы, не покрываемые платой за подписку, а также ряд других непредвиденных трудностей не позволили задуманному изданию выходить регулярно. В 1813 г. выпуск журнала был приостановлен, через три года возобновлен, но вскоре вновь окончательно прекращен.
Некоторое время после этого вопрос о возобновлении издания медицинского журнала не поднимался, хотя необходимость в нем
Медицинская периодика |
287 |
ощущалась, поскольку военные врачи нуждались не только в руководствах и капитальных трудах по той или иной отрасли медицинских знаний, но и в более доступных информативных периодических изданиях.
В1822 г. Я.В. Виллие и Ф.Ф. Гейрот подали на рассмотрение Александра I доклад, в котором говорилось: «Дабы в звании врача сделаться действительно полезным членом общества, для сего необходимо нужно, по выходе из училища, изучать по крайней мере все, что относится к практике, и знать все, что время в усовершенствовании науки производит. Поелику медицина есть наука, на опытах основанная, и источники, из коих черпает она познания, заключаются единственно во врачебной практике, то усовершенствование ея может только тогда совершиться, когда все, произведенное врачами к пользе искусства, сообщается во всенародное известие. Без сего невозможно и помышлять об усовершенствовании врачебнаго искусства, и Государство не увидит никогда от врачей той пользы,
вкакой имеет надобность» [3].
Вдокладе подчеркивалось, что рассеянные по всему пространству России военные врачи, испытывают особую необходимость в постоянном оповещении о достижениях в медицинской науке, обо всех полезных новостях как внутри, так и вне государства, обо всем, что нужно для лечения воинов. В помощь им, а также и всем прочим представителям врачебного искусства и предлагалось издавать журнал, в котором бы имелись: «... а) Медико-практическия разсуждения изо всех отраслей врачебной науки; б) Описания эпидемических и эндемических болезней, в армии свирепствующих; в) Гошпитальныя и тому подобныя, на Военно-Медицинское Управление влияния имеющия предписания; г) Изследование случившейся гделибо великой смертности; д) Разсуждения из вспомогательных наук врачебнаго искусства, когда оныя заключают практическую пользу; е) Официальныя повеления по предметам, касающимся до порядка
вВоенно-Медицинском Управлении, известия о наградах и штрафованиях, о перемещении врачей на высшия места, об исключении умерших и т. п.» [4].
Журнал готов был издавать Медицинский департамент Военного министерства, но чтобы его не постигла судьба предыдущих изданий, Я.В. Виллие предлагал не полагаться на добровольную подписку, а обязать всех военных врачей, ветеринаров и фармацевтов
288 |
Глава 10 |
получать его, для чего ввести вычет из их жалованья, размером 10 рублей в год. Для всех других лиц подписка с пересылкой определялась в 15 рублей в год. Впоследствии с военных подписчиков вычиталось по 1% их денежного содержания.
Доклад был рассмотрен императором, который его одобрил, и 1 августа 1822 г. Я.В. Виллие получил из Военного министерства уведомление о разрешении периодического издания под названием «Военно-медицинский журнал, издаваемый Медицинским департаментом Военного министерства». Печатать его взялась типография МВД, а осуществлять цензуру — Медицинский департамент.
Вянваре 1823 г. вышел первый номер «Военно-медицинского журнала», открывавшийся «Предуведомлением», в котором излагалась цель издания — содействие развитию врачебной науки, его программа и периодичность. Предполагалось ежегодно выпускать две части или 6 книг (номеров), каждая объемом от 5 до 10 печатных листов. В Предуведомлении указывалось, что журнал будет издаваться на русском языке и что, рассчитанный в основном на военных, он «...полезен будет всем врачам в России» [5].
Расчет Я.В. Виллие оказался верным. «Добровольно-прину- дительный» порядок подписки на журнал обеспечил ему долгую и славную жизнь, дал возможность уже в первые годы своего существования многим авторам опубликовать немало ценных научных работ практической направленности, позволил проникнуть ему в отдаленные гарнизоны, в полковые лазареты, во все армейские части, где по штату числились военные врачи. Очень скоро предпринятый шаг был оценен, и врачи не только не выражали недовольства десятирублевыми вычетами из их жалованья, но, напротив, с нетерпением ожидали прихода каждой очередной книжки «Военно-медицин- ского журнала».
Впервые годы существования журнала его редактирование взял на себя Ф.Ф. Гейрот, а затем, как удалось установить М.М. Левиту, редакторские функции последовательно осуществляли П.А. Чаруковский, С.Ф. Хотовицкий, П.А. Наранович, Е.В. Пеликан, Я.А. Чистович, Н.И. Козлов и другие видные деятели отечественной военной медицины [6].
Первоначально, как и было задумано, ежегодно издавалось по 6 книжек журнала; с 1852 г. журнал выходил раз в три месяца и содержал 75–90 печатных листов (п. л.) в год; с 1858 г. — ежемесячно
Медицинская периодика |
289 |
по 10–12 п. л. в каждом номере; в 1876 г. объем номеров был увеличен до 15 п. л. С 1850 г. стали выходить приложения к журналу в виде отдельных капитальных сочинений.
«Военно-медицинский журнал» оперативно откликался на события, заслуживавшие внимания читателей. Так, в одном из номеров появилось сообщение о первой в Санкт-Петербурге удачной перевязке подключичной «боевой жилы» (артерии), выполненной 5 января 1823 г. оператором Санкт-Петербургского порта Гибсоном
идоктором Артиллерийского госпиталя Н.Ф. Арендтом. 14 апреля того же года в присутствии И.Ф. Буша и многих столичных врачей И. В. Буяльский произвел перевязку аневризмы в паховой области, о чем также поспешил сообщить журнал.
Подобные сообщения с описанием техники оперативного вмешательства побуждали военных врачей пробовать свои силы в хирургическом мастерстве, заставляли дерзать и следовать примеру признанных авторитетов, тянуться за ними, не забывать о творческом росте.
«Военно-медицинский журнал» являлся для них теоретическим
ипрактическим пособием в повседневной деятельности.
За первые 3–4 десятка лет на страницах журнала было опубликовано большое число статей и сообщений самой разнообразной тематики. Под многими из них стояли подписи российских авторов. Достаточно упомянуть следующие работы: П. Савенко и Х. Саломона «Глазная болезнь у матросов Кронштадтского порта» (1823 г.), Я.В. Виллие «Гигиенические правила для сохранения здоровья солдат в военное время» (1823 г.), П.А. Чаруковского «Стетоскоп и его приложение» (1828 г.), И.В. Буяльского «Четыре подколенные аневризмы, излеченные новым турникетом» (1830 г.), Р.С. Четыркина «О лечении глазных болезней в армии» (1838 г.), П.А. Нарановича «Об уничтожении чувствительности посредством паров серного эфира у больных во время хирургических операций» (1847 г.), Н.И. Пирогова «Костнопластическое удлинение костей голени при вылущении стопы» (1854 г.), Н.Ф. Здекауера «О бугорчатом страдании легких» (1854 г.).
Однако предпочтение в публикациях отдавалось трудам иностранных ученых, что и подметил в свое время генерал-штаб-доктор действующей армии Р.С. Четыркин, который в 1834 г. писал: «Журнал сей, обогащая своих читателей поучительными, а нередко и пре-
290 |
Глава 10 |
восходными статьями, переводимыми с иностранных языков, редко передает нам известия о ходе отечественной военной медицины» [7].
Мнение Р.С. Четыркина было принято к сведению, после чего число оригинальных сочинений русских авторов заметно возросло.
Программа, намеченная в первый год издания, с течением времени видоизменилась. Наиболее существенные изменения произошли в 1847 г., после того как Медицинский департамент решил придать журналу более выраженную военно-медицинскую направленность.
Всвязи с этим в журнале были выделены разделы:
1.Практическая медицина и хирургия.
2.Военно-госпитальная клиника и казуистика.
3.Военная гигиена и военно-медицинская полиция.
4.Судебная медицина.
5.Фармация и ветеринарные науки.
6.Библиография.
7.Военно-медицинская статистика.
8.Официальные известия.
Вместо сплошной пагинации журнал перешел на нумерацию страниц по разделам, что давало возможность разделять его на части и переплетать в виде самостоятельных сборников по каждому отделу.
Портфель журнала стал быстро заполняться статьями выдающихся деятелей отечественной медицины. Достаточно упомянуть имена Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.В. Буяльского, С.Ф. Хотовицкого, А.М. Филомафитского, Х.Х. Саломона, Ф.И. Иноземцева, В.А. Беца, В.М. Бехтерева, А.Я. Данилевского, Н.Е. Введенского, В.Л. Грубера, П.Ф. Лесгафта, Р.Р. Вредена, Н.А. Вельяминова, И.И. Мечникова, А.Б. Вериго, В.В. Подвысоцкого, И.Ф. Рапчевского, М.М. Дьяконова и Э.Г. Салищева. Из этого небольшого перечня авторов статей понятно, какой огромный научный материал был накоплен журналом по всем отраслям медицинских знаний. И наряду с этим на страницах журнала все больше места предоставлялось статьям и наблюдениям врачей полков, ординаторов военно-лечебных учреждений со всех концов России. «Военно-медицинский журнал», выходивший в Санкт-Петербурге, приобрел прочное положение основного всероссийского периодического издания для постоянно растущей армии военных и военно-морских медиков, особенно до появления самостоятельных «Медицинских прибавлений к Морскому сборнику».