книги2 / 398-1
.pdfинновационной площадки «Психолого-педагогические технологии формирования устойчивости школьников в ситуации неопределенности», которая реализуется на базе МБОУ лицей № 15 г. Пятигорск, Россия (2021-2022 гг.).
Данная идея соответствует задачам Концепции модернизации российского образования и Национальной доктрине образования в Российской Федерации, подчеркивающей необходимость мобилизации личностного и субъектного потенциала школьника.
К основным областям практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта можно отнести следующие.
•Разработка и введение в образовательную практику новой компетенции «устойчивость в ситуации неопределенности».
•Определение психолого-педагогических и гуманитарных технологий формирования устойчивости у субъектов образовательной организации в ситуациях неопределенности.
•Разработка диагностического комплекса изучения психологической устойчивости школьника.
•Разработка комплексной программы психологопедагогической поддержки субъектных проявлений на этапе школьного детства.
•Разработка превентивного и ресурсного направления деятельности школьной психологической службы.
•Внедрение в образовательную практику педагогических и психологических технологий и практик, формирующих устойчивость личности школьника.
Врезультате осуществления I и начала II этапа инновационной деятельности (2021-2022 год) сформировались научно-практические интересы в сфере новой педагогической компетенции «устойчивость личности в ситуации неопределенности», что проявилось в участии педагогов в организационно-деятельностных играх, конференциях, публикациях докладов, разработке инновационных психологопедагогических технологий формирования и развития психологически устойчивой личности школьника.
Складывается система взаимодействия «педагог-ребенок- родитель», предметом которой становится устойчивость личности в сложных ситуациях и ситуациях неопределенности. Этот факт
910
проявился в увеличении количества обращений в психологическую службу лицея обучающихся по проблеме саморегуляции поведения, осознания своих переживаний в различных ситуациях, а также в увеличении количества запросов родителей по различным аспектам устойчивости поведения их детей.
Повысилась психологическая культура всех участников образовательного процесса:
На уровне обучающихся:
•формирование у обучающихся новой компетенции «устойчивость в ситуации неопределенности», освоение ими технологии субъектного способа жизнедеятельности в различных ситуациях;
•обучение школьников способам самопознания, саморегуляции, волевого регулирования поведения в различных ситуациях;
•использование форм работы, позволяющих выявить и поддержать перспективных (талантливых и одаренных)
обучающихся, На уровне родителей (законных представителей):
•повышение качества сотрудничества с образовательной организацией по достижению результата обучения детей на основе применения новых организационных форм и
инструментов.
На уровне педагогических работников:
•повышение уровня профессионального развития и готовность принимать участие в инновационных изменениях при решении новых задач педагогической деятельности, повышающих качество образования.
На уровне образовательной организаций:
•определение «точек роста» для организации и привлечение дополнительных ресурсов для развития;
•привлечение новых социально-экономических субъектов к решению задач развития образовательной организации;
•формирование имиджа в социальном окружении;
•размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта в информационной системе краевой инновационной площадки
911
и (или) на прочих сайтах образовательных организаций в сети Интернет, включая размещение информации об участии в работе методических сетей организаций;
• презентация опыта деятельности краевой инновационной площадки и (или) выступление на краевых, всероссийских мероприятиях.
Литература
1.Швалева Н.М., Косинцева Ю.Ф., Воронкина Л.Б., Асатрян С.С. Социально-информационное пространство учащейся молодежи в ситуациях неопределенности// Материалы IV Международной научно-практической конференции «Цифровое образование в Центральной Азии и России» 10-12
февраля 2021 г. /Shvaleva, N.M., Kosintseva, J.F., Voronkina, L.B., Asatryan, S.S. Social and Information Space of Student Youth in a Situation of Uncertainty (2022) DOI: 10.1007/978-981- 16-9069-3_26 Education in the Asia-Pacific Region, 65, pp. 251258. https://link.springer.com/book/10.1007/978-981-16-9069-3.
Анализ структуры эмоционального интеллекта
Ширинская А.Д., Ревуцкая И.В.
ФГБОУ ВО Донецкий государственный университет, Донецк, Россия nastiriks3@gmail.com, i.revutskaya@donnu.ru
«Эмоциональный интеллект» – ЭИ, входит во все сферы жизнедеятельности личности. ЭИ как многоструктурный конструкт, способствующий личному развитию и влияющему на успех, который необходимо исследовать и развивать.
В исследовании данной темы нами рассмотрены разные подходы: Бар Р., Люсин Д.В., Власова О.И. рассматривали ЭИ как связь когнитивных и эмоциональных способностей. Тихомиров О.К., Рубинштейн, Манойлова М.А. уделяли внимание связи его активности и эффективности мышления. Ильин Е.П., Майер Дж. и Сэловей П.
912
твердили о связи эмоционального и интеллектуального, Гоулман Д., Лобанов А.П., Носенко Э.Л. и Коврига Н.В. обращали внимание на личностные способности и навыки, Бар Р., Белоконь О.В. и Барисо Дж. акцентировали внимание на межличностное взаимодействие. Большинство из них склонялось к тому, что ЭИ – способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей [1, 2].
На основании теоретического анализа мы пришли к пониманию, что ЭИ – особая интеллектуальная одаренность личности, которая помогает индивиду чувствовать и распоряжаться своими эмоциями и эмоциональным состоянием других людей в межличностном общении. ЭИ начинает формироваться в материнской утробе и является важным компонентом здоровья. Высокий уровень ЭИ характеризуется уровнем IQ, такие люди могут манипулировать другими людьми в своих целях, склонны к психологическому анализу поведения и становятся лидером компании.
На основании моделей Бар-Она Р., Гоулмана Д., Майер Дж. и Саловей П., Горскова Г.Г. Люсина Д.В., нами составлена структура ЭИ.
В составленную нами структуру входят критерии – эмоциональные, интеллектуальные, межличностные способности и личностные свойства, каждый из них состоит из четырех уровней сложности.
Эмоциональный критерий – способность помогать людям хорошо справиться со своими эмоциями и понимать чужие, при помощи интеллекта. 1 уровень: выражение эмоций – это поведение индивида, которое передает его эмоциональное отношение к происходящему. 2 уровень: восприятие эмоций, намерений и мотиваций – идентификация значительной смены эмоций, установление причины появления эмоций, своих и других. 3 уровень: регуляция эмоций как способность контроля своих и чужих эмоций.
Интеллектуальный критерий – интеллектуальные способности, которые помогают использовать все познавательные процессы для успешной реализации ЭИ. 1 уровень: понимание эмоций – распознавание связи между эмоциями и мыслями, интерпретация эмоций. 2 уровень: анализ и синтез эмоций – мыслительное расчленение и соединение эмоций. 3 уровень: умение применять
913
полученные знания на практике – установление связи теории и практики в ЭИ.
Критерий межличностных способностей – использование речи, взаимодействие с людьми, успешная адаптация. 1 уровень: умение вступать в общение – помогает вступать в общение, используя вербальное и невербальное взаимодействие. 2 уровень: межличностное восприятие – восприятие внешних признаков, соотношение их с личными характеристиками и интерпретациями, в связи с этим поведением. 3 уровень: умение налаживать и устанавливать отношения – умение общаться, правильная оценка взглядов и жестов друг друга, способность в нужную минуту прийти на помощь.
Последний критерий, личностные свойства – индивидуальные качества, врожденные и приобретенные особенности. 1 уровень: экстраверсия – это общительность. 2 уровень: самосознание – это осознание человеком самого себя, своего отношения к природе, другим, своих поступков, мыслей и психических качеств; эмпатия – способность сопереживать и осознавать эмоциональное состояние других. 3 уровень: самоконтроль – способность человека управлять своим поведением и эмоциями; эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение относительного спокойствия в стрессовых ситуациях.
Последний 4 уровень относится ко всем главным критериям: проактивное поведение – это полная ответственность за свою жизнь, за свои решения и выбор, прогнозирование ситуаций. Такой человек умеет адекватно реагировать на перемены, объединять людей, представлять чужие интересы, делегировать власть и внушать веру в лучшее.
Все уровни связаны между собой, человек с высоким уровнем ЭИ способен регулировать эмоции, умеет применять полученные знания на практике, умеет налаживать и устанавливать отношения, владеет самоконтролем и эмоциональной устойчивостью.
Таким образом нами было сформулировано понятие ЭИ как особой интеллектуальной одаренности личности, помогающей индивиду чувствовать и распоряжаться своими эмоциями и эмоциональным состоянием других людей в межличностном общении. Показано положительное и негативное влияние ЭИ на личность. Представлена
914
структура ЭИ из четырёх основных критериев: эмоционального, интеллектуального, межличностных способностей, личностных свойств, каждый из которых описан на четырех уровнях.
Перспективой дальнейшего исследования является изучение формирования и развития ЭИ у современных подростков.
Литература
1.Наймушина Л.М. История становления понятия «Эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективны. 2020. Том. 3. № 4. 70 с.
2.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
Восприятие изменений традиционного образа жизни тувинцами
Шляпников В.Н.
НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, Россия
Shlyapnikov.vladimir@gmail.com
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00597, https://rscf.ru/project/21-18-00597/.
Перемены стали неотъемлемой частью современного общества. Стремительно меняются устойчивые формы индивидуальной и группой жизнедеятельности – меняется образ жизни. Какие-то из этих изменений привлекают всеобщее внимание, а какие-то остаются незамеченными. В связи с этим встает вопрос, как мы воспринимаем изменения образа жизни?
Чтобы дать ответ на этот вопрос мы сравнили восприятие образа жизни у тувинцев, проживающих в селах (Эрзин – 185 чел. и МугурАксы – 265 чел.) и городах (Кызыл – 172 чел. и Москва – 105 чел.).
Образ жизни тувинцев, проживающих в селах, близок к традиционному: сохраняются традиционные виды деятельности
915
(скотоводство), формы социальных взаимодействия, основанные на родоплеменных отношениях, и пр. В городе общество и образ жизни меняются быстрее, чем в сельской местности. Тувинцы, проживающие в городах, заняты в сфере производства и оказания услуг. Большинство из них имею высшее образование. Традиционные формы социального взаимодействия претерпевают существенные изменения
[2].
Исследование проводилось в 2021-2022 гг. Всего в исследовании приняло участие 773 человека в возрасте от 18 до 79 лет, средний возраст 36,48 14,2 года. Выборки были сбалансированы по возрасту и полу.
Для оценки образа жизни респондентов использовалась анкета, включающая в себя вопросы, касающиеся воспитания, семейного уклада, соблюдения традиций, использования национального языка, знакомства с традиционной культурой, религией, литературой, национальной кухней и т.д. [1].
Чтобы определить факторы восприятия респондентами образа жизни был проведен факторный анализ (метод главных компонент с последующим Варимакс-вращением). Результаты показали наличие трехфакторной структуры, объясняющей 54% дисперсии.
Первый фактор (34,45% дисперсии) образован вопросами о семейном укладе (0,768), полученном воспитании (0,734), образе жизни (0,733) и знакомстве с национальной литературой (0,453). По всей видимости, этот фактор имеет отношение к процессам
социализации и формам социального взаимодействия, в частности воспитания. Результаты дисперсионного анализа показали наличие значимых различий между группами по данному фактору. Хотя большая часть респондентов характеризует свой образ жизни как сочетание традиционности и современности, жители сел чаще, чем городские жители оценивают свой образ жизни как традиционный (30% и 20% соответственно).
Однако результаты анализа показали, что эти различия большей частью обусловлены особенностями этнической идентичности респондентов. Факторные оценки значимо коррелирует с позитивной (0,192) и конфликтной этнической идентичностью (-0,248) (Г.В. Солдатова, С.В. Рыжова, 1998). Чем выше показатели позитивной этнической идентичности, тем чаще респонденты оценивают свой
916
образ жизни как современный, чем выше показатели конфликтной этнической идентичности, тем чаще респонденты оценивают свой образ жизни как традиционный.
Второй фактор (10,645%) образован вопросами об использовании тувинского языка (0,815), национальной кухни (0,703), традициях (0,610) и традиционной религии (0,486). По всей видимости этот фактор имеет отношение к повседневной жизнедеятельности и быту
респондентов. Жители сел чаще, чем жители городов, используют в повседневной жизни тувинский язык (85% и 65%) придерживаются национальных традиций (50% и 30%), традиционной религии (85% и 50%) и национальной кухни (50% и 35%).
Оценки по данному фактору значимо коррелируют с показателями теста СЖО (Д.А. Леонтьев, 2000) (-0,228) и опросника ценностных ориентаций Ш. Шварца (1992) (-0,215). Чем выше эти показатели, тем чаще респонденты оценивают свой образ жизни как традиционный. Тем не менее, различия между группами не удается объяснить исключительно смысловыми факторами. В связи с этим, можно предположить, что оценки по данному фактору отражают какие-то объективные различия в образе жизни респондентов.
Третий фактор (9,645%) образован вопросами о национальной политике (0,801), воспитании детей (0,600), интересе к традиционной этнической культуре (0,583) и литературе (0,404). Можно заключить,
что данный фактор связан с интересом к традиционной этнической культурой и ценностями. Сельские жители чаще отдают предпочтение своей культуре (90% и 65%), тогда как городские жители чаще демонстрируют мультикультурализм (7% и 30%). Оценки по третьему фактору слабо, но значимо коррелируют только с тестом СЖО (-0,135). Сравниваемые группы также значимо различаются по данному фактору.
Таким образом, с восприятием образа жизни и его изменением у тувинцев связаны как минимум три фактора.
Восприятие трансформаций традиционных форм социального взаимодействия тесно связано с этнической идентичностью. За последние 50 лет социальная структура тувинского общества объективно сильно изменилась [2]. Можно предположить, что позитивная идентичность в этих условиях помогает принять
917
изменения общества, а конфликтная идентичность, напротив, мешает этому.
Восприятие трансформаций повседневной деятельности и быта более консервативно. Большинство тувинцев, проживающих в Кызыле и Москве и занятых в сфере услуг или на производстве, отмечают, что продолжают придерживаться этнических традиций в быту. В связи с этим, можно предположить, что традиции могут выполнять важную смыслообразующую функцию в жизни человека, помогать в регуляции деятельности.
Интерес к своей/чужой культуре выделяется в отдельный фактор. Жители сел более консервативны, а жители городов к мультикультурализму.
Литература
1.Ананьева К. И., Басюл И. А., Выскочил Н. А., Демидов А. А.,
Шляпников В. Н. Человек и этнос: восприятие, оценка, саморегуляция. М., 2020.
2.Ламажаа Ч.К. Тува между прошлым и будущим. 2-е изд.
СПб., 2011.
Цифровые технологии и традиционные формы работы в психологии и образовании
Шляховая Е.В.
ОАНО «МЦШ БИТ», Москва, Россия elena_shlyakhovaya@yahoo.com
Согласно исследованию Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в ходе которого были проанализированы более 27,5 тыс. зарубежных и русскоязычных источников из массива профессиональных СМИ за 2017–2021 гг., многие из образовательных трендов, набирающих силу в разных уголках мира, связаны с внедрением передовых цифровых технологий. Это, например, проектное и онлайн-обучение, распространение образовательных платформ, использование в
918
учебном процессе технологий виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок (whiteboards) и рабочих столов (smart tables), школьных электронных дневников и т.д. Параллельно с развитием новых технических инструментов и усилением цифровой грамотности растет интерес к психологическим и гуманитарным аспектам применения передовых технологий в образовании, изучению их влияния на развитие человека и его личный прогресс, раскрытие индивидуальности, талантов и способностей [3].
Таким образом, несмотря на повышение цифровизации образования и активное применение цифровых технологий в процессе обучения, можно допустить сохранение высокой востребованности традиционных форм работы, доказавших свою эффективность для развития личности обучающихся, на фоне изучения психологических и гуманитарных аспектов цифровизации образования. Также возможно допустить, что совмещение цифровых технологий и традиционных форм работы в психологии и образовательном процессе может способствовать повышению качества обучения, вовлеченности обучающихся, а также способствовать развитию их личностной зрелости и творческого потенциала.
Отметим, что цифровые технологии в образовании – это инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность, в целях повышения качества и эффективности учебного процесса, а также в целях успешной социализации обучающихся [1].
При этом традиционные формы работы основываются на деятельности информативно-иллюстративного характера со стороны преподавателя и деятельности репродуктивного характера со стороны обучающегося, то есть осуществляется субъект-объектное взаимодействие учителя и обучающихся [4].
В нашей практике совмещение цифровых технологий и традиционных форм работы в психологии и образовании осуществлялось посредством разработки психологических викторин для подростков в возрасте одиннадцати-восемнадцати лет, направленных на развитие личностной зрелости и творческого потенциала, а также творческих практикумов по изготовлению «Коллажа идей» для взрослой аудитории, содержащего психологические подсказки для более эффективных и продуктивных
919
