Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 398-1

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
8.47 Mб
Скачать

(орнаменты, узоры, изображения мифических героев и персонажей эпосов и т.д.). Относящий себя к славянам индивид совершит больше выборов, связанных с продуктами, использующими ярко выраженную славянскую этническую символику. Не относящий себя к славянам индивид совершит меньше выборов, связанных с продуктами, использующими соответствующую этническую символику.

Полученные результаты достаточны для первичного подтверждения выдвинутой гипотезы, а также для внесения корректив в план дальнейшего исследования. Среди них представлены следующие изменения:

увеличить выборку;

исключить элемент узнавания бренда, посредством разработки собственных визуальных образов, включающих в себя элементы этнической культуры;

провести углубленное теоретическое исследование среди материалов маркетинговых и дизайнерских исследований.

Литература

1.Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005.

2.Дудин А.С. Реклама как отражение этнокультурной, национальной и государственной идентичности (теоретикометодологическое обоснование проблемы) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.

2014. №10. С. 47-52.

3.Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

4.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

Особенности исполнения решения группой: процессуальный подход

Третьякова В.Э.

Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия antarestar@mail.ru

Актуальность проблемы исследования исполнительской деятельности в психологической науке обусловлена запросами разных сфер социальной практики, когда недостаточно решение принять,

830

важна качественная его реализация. Разные аспекты исполнительской деятельности чаще всего рассматриваются в ракурсе исследования управленческих решений и являются предметом изучения военной психологии, организационной психологии, психологии управления и т.д. [1 и др.]. Соответственно, субъектами такой деятельности будут являться отдельные сотрудники, специалисты. Гораздо реже можно встретить работы, в которых в качестве исполнителя выступает сама группа.

Охарактеризуем современное состояние исследований в контексте психологии исполнительской деятельности: 1) преимущественно изучаются случаи, в которых исполнители реализуют не свои собственные решения, а чужие; 2) данные разработки проводятся в сферах обороны страны, управления, а также искусства и промышленного производства; 3) обычно в ранге исполнителя изучают отдельных людей, игнорируя при этом способность группы совместно реализовывать исполнительскую деятельность. Таким образом, не выявленными до конца остаются аспекты, связанные с исполнением решений группой как субъектом.

В последние десятилетия ввиду актуальности проблематики исполнительской деятельности и на основе изучения различных взаимодействия руководителей и подчиненных, совместной деятельности [4 и др.] удалось исследовать содержательные, типологические, а также ряд других параметров исполнительской деятельности, провести классификацию типов исполнителей, описать их психологические свойства [2 и др.]. В зарубежной психологической науке прослеживается схожая тенденция: преимущество отдается изучению деятельности управленческой, при этом деятельность групп как исполнителей собственных решений остается без должного внимания. В работах зарубежных авторов просматривается многомерный подход к пониманию исполнения рабочих задач, подразумевающий их разделение на четыре сферы: принятие решений, командная работа, выполнение решений, творческая работа.

Обращаясь к разработкам отечественных авторов, обратимся к позиции А.Л. Журавлева, понимающего под исполнительской деятельностью «совокупность методов и приемов реализации управленческих решений, принятых аппаратом управления,

831

руководителем или коллегиальным органом управления и самоуправления и доведенных до субъекта исполнения в форме приказов и распоряжений, поручений и просьб и т.д.» [4, с. 136]. Исследователь обозначает ряд свойств, которые выражены полярными характеристиками: а) целенаправленность – разбросанность (бесцельность); б) заинтересованность (мотивированность, увлеченность) – незаинтересованность исполнением; в) самостоятельность – зависимость исполнения; г) организованность – стихийность исполнения; д) ответственность – безответственность исполнения; е) компетентность (профессиональность) – некомпетентность (непрофессиональность) исполнения; ж) творческий характер (креативность) – рутинность исполнения [3].

К сожалению, при изучении работ, касающихся исполнительской деятельности, не нашлось таких, где исполнение решения описывалось бы как процесс, который содержит ряд этапов. Восполняя этот пробел, предлагаем выделить ряд этапов процесса исполнения собственного решения группой – по аналогии с совместным принятием решения [5]: 1) ориентирование – является предпосылкой непосредственного исполнения; 2) конкретизация цели исполнительской деятельности как понимание группой насколько продуктивно и полно будет осуществлено на практике ею принятое решение; 3) сбор и анализ информации, являющейся значимой для совместной деятельности, направленной на реализацию решения; 4) разработка программы исполнения решения – включает этапы будущей работы, а именно: предполагаемые результаты, ожидаемые сроки и необходимые средства, в том числе установление определенного исполнителя для каждого этапа; 5) реализация программы исполнения решения при необходимости совокупных усилий каждого члена группы; 6) рефлексия достигнутого результата подразумевает необходимость группы проверить, что поставленные задачи выполнены в полном объеме, что данная реализация согласуется с иисходной целью.

При типе самовосприятия «субъект» группа воспринимает себя субъектом исполнения принятого решения, планирует и реализует активность по его оосуществлению, верит в свою способность осуществить намеченное без посторонней помощи, понимая

832

собственную ответственность за это. При объектном типе самовосприятия группа не является способной самостоятельно осуществлять свое решение, предполагая, что данное решение может быть реализовано другими вместо нее, сстарается избежать ответственности, иищет помощи со стороны. Иными словами, она не проявляет своей субъектности.

Таким образом, психология исполнительской деятельности является перспективным направлением исследований, которое складывается на сегодняшний день. Тем не менее, мы не можем считать ее разработанной в полной мере без изучения такого значимого аспекта, как реализация самостоятельно принятых решений группой как субъектом. Последнее можно охарактеризовать посредством процессуальных его характеристик.

Литература

1.Абрамова С.В. Социально-психологическое обоснование организации исполнения управленческих решений: на примере руководителей среднего звена в Службе социальной защиты населения: Дис. … канд. психол. наук. М., 2001.

2.Галкина И.А. Взаимосвязь самооценки личности и характеристик исполнительской деятельности: Дис. … канд. психол. наук. М., 2009.

3.Журавлев А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности // Психол. журнал. 2007. Т. 28,

№ 1.

4.Журавлев А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности в трудовом коллективе / А.Л. Журавлев // Знание. Понимание. Умение. – 2006. – № 2. – С.

136-149.

5.Третьякова В.Э. Проблема исполнения групповым субъектом принятых решений // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия: научный журнал. 2016. № 2(5).

833

Склонность к конформности у старшеклассников с разными личностными особенностями

Троицкая Е.А.

ФГБОУ ВО МГЛУ, Москва, Россия ea.troitskaya@mail.ru

Актуальность исследования склонности к конформности в виртуальном пространстве в юношеском возрасте определяется тем, что молодежь всё чаще склонна ориентироваться на мнение людей, представленное в виртуальном пространстве, т. к. личности, популярные в интернете, представляются лидерами мнений. Конформизм понимается как изменение своих мнений, суждений или действий таким образом, чтобы они стали более согласованными с мнениями, суждениями или действиями других людей, нормами социальной группы, целью которого является избегание негативных санкций. Ильин В.А. и Кондратьев М.Ю. отмечают, что важно выявлять и содействовать развитию учащихся, способных к личностному самоопределению, которое является полноценной психологической альтернативой конформизму и негативизму [2].

Гипотеза исследования заключалась в том, что склонность к конформности в виртуальном пространстве у старшеклассников связана с их личностными особенностями.

Нами совместно с ученицей 10 класса Предуниверситария ФГБОУ ВО МГЛУ Коротковой Валерией было проведено пилотажное эмпирическое исследование для проверки выдвинутой гипотезы. В качестве испытуемых выступили 66 человек: 46 девочек и 20 мальчиков в возрасте 16–17 лет (M = 16,3, SD = 0,46).

Для оценки склонности к конформности в виртуальном пространстве был составлен онлайн-опросник. Испытуемым предлагалось ответить «да» или «нет» на вопрос и оценить степень своей уверенности в ответе, затем им демонстрировалась диаграмма, на которой было изображено, в каком процентном соотношении на этот вопрос ответили их ровесники, после этого испытуемым предлагалось дать окончательный ответ на тот же вопрос и заново оценить степень своей уверенности в ответе. Всего было

834

предложено 10 вопросов (например, «Имеют ли полученные знания ценность, если их не удается использовать на практике?», «Вы тот же человек, каким были 7 или 10 лет назад?», «Всегда ли хорошо иметь выбор?»). Инструкция для испытуемых была сформулирована так: «Мы проводим исследование с целью изучить важность обратной связи от группы в условиях онлайн-опроса. Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов, затем Вы увидите, какие ответы на эти вопросы давали Ваши ровесники, после этого Вы сможете изменить данный Вами изначально ответ, если захотите».

Для исследования личностных особенностей применялся Короткий портретный опросник Большой пятерки (М.С. Егорова, О.В. Паршикова) [1] и методика «Эмоциональная, когнитивная и действенная эмпатия» (Е.А. Троицкая) [3]. Посредством компьютерной программы jamovi (version 2.3.21) был осуществлен статистический анализ данных по тесту Шапиро-Уилка, критерию Уилкоксона, точному критерию Фишера, критерию Манна-Уитни.

Анализ ответов испытуемых показал, что 11 человек (16,7% опрошенных) один или два раза меняли свой ответ на противоположный после знакомства с «ответами ровесников». Данных испытуемых можно считать более склонными к конформности, чем тех, кто свои ответы не поменял ни разу.

Степень уверенности в своем ответе испытуемые меняли после ознакомления с «ответами ровесников» чаще, чем сам ответ. С помощью статистического критерия Уилкоксона было проведено сравнения степени уверенности в ответе до и после знакомства с «ответами ровесников» для всех испытуемых, кроме тех, кто менял ответ на соответствующий вопрос. Были выявлены статистически значимые различия в степени уверенности в ответе на вопрос № 2 до и после знакомства с «ответами ровесников» на уровне значимости р = 0,047: средняя уверенность до равна 86,57, а после – 89,18. После знакомства с «ответами ровесников» испытуемые стали более уверенными в своем ответе на вопрос «Есть ли такие вещи, как свобода воли и право выбора?».

По точному критерию Фишера не было обнаружено половых различий между склонными и несклонными к конформности (p > 0,05). Возрастные различия По критерию Манна-Уитни не было выявлено между склонными и несклонными к конформности (p >

835

0,05).

С помощью точного критерия Фишера было обнаружено, что склонные и несклонные к конформности испытуемые по-разному ответили на вопрос № 6 (р = 0,018) как до, так и после ознакомления с «ответами ровесников»: среди склонных к комфортности ответ «да» выбрали 81,8% опрошенных, «нет» – 18,2%, а среди несклонных к конформности соотношение составляет 40% к 60% (проценты ответов «да» и «нет» до и после совпадают). Получается, что 81,8% склонных к конформности верят в понятие любви с первого взгляда, а среди несклонных к конформности в него верят только 40%.

Различия по личностным особенностям между склонными и несклонными к конформности испытуемыми определялись по критерию Манна-Уитни. Склонные и несклонные к конформности статистически значимо (р = 0,011) различаются только по одной личностной характеристике – действенной эмпатии: среднее значение действенной эмпатии у несклонных к конформности выше, чем у склонных к конформности (27,73 против 24,36). Можно предположить, что склонные к конформности не готовы самостоятельно активно помогать человеку в беде, если рядом нет тех, кто тоже готов помочь.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод, что под влиянием мнения большинства, представленного в виртуальном пространстве, у школьников изменяется степень уверенности в правильности их ответов, а склонные к конформности школьники обладают более низкой действенной эмпатией.

Литература

1.Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) // Психологические исследования. 2016. Т. 9.

№ 45.

2.Ильин В.А., Кондратьев М.Ю. Групповое давление и групповое влияние: конформизм, нонконформизм, личностное самоопределение // Социальная психология и

общество. 2012. № 1. С. 44-58.

 

 

3. Троицкая

Е.А.

Особенности

разработки

методики

836

исследования структурных компонентов эмпатии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 7 (640). С. 144-157.

Сравнительный анализ факторных структур стратегий совладающего поведения и психологического благополучия у студентов

Трушевская В.С., Шляхта Д.А.

ФГБОУ ВО РУДН, Москва, Россия trushevskaia.valeriia@mail.ru shlyakhta_da@pfur.ru

Вопрос взаимосвязи психологического благополучия и стратегий совладающего поведения личности изучается зарубежными и отечественными авторами относительно недавно. В современном мире люди стали чаще сталкиваться с депрессивными симптомами, испытывать стресс и эмоциональное выгорание. Остро стоит проблема психического здоровья студентов, испытывающих высокий уровень напряжения в учебной деятельности. Поэтому применение копинг-стратегий становится одним из ключевых аспектов психологического благополучия.

Применение стратегий совладающего поведения необходимо при преодолении психоэмоционального напряжения. Принято выделять три подхода к определению копинг. Первый подход характеризует копинг как динамический процесс, формирующийся в зависимости от ситуации и от личностного отношения субъекта к происходящему. Второй детерминируется тем, что адаптивные и неадаптивные копинг стратегии формируются на идентичных процессах, целью которых является снижение уровня напряжения. В третьем подходе копинг – это склонность субъекта к определенному стилю реагирования на стресс-фактор [1].

В психологии существует два общепринятых подхода к рассмотрению проблемы психологического благополучия: гедонистический и эвдемонистический. В гедонизме удовольствие - цель непосредственная, а в эвдемонизме - опосредованная.

Гедонистическое

благополучие

-

внутреннее

состояние,

 

 

 

 

837

представленное комплексом субъективных оценок качества жизни. Эвдемонистическое благополучие - стремление к человеческому совершенству, трудности являются стимулом для самоактуализации [2]. Наше исследование рассматривает психологическое благополучие, основываясь на принципах эвдемонистический концепции и транзакционную модель стресса, где копинг выполняет функцию предотвращения стрессовой реакции.

Цель исследования - изучение различий в факторной структуре переменных копинг стратегий с учетом интегрального показателя психологического благополучия у студентов-медиков начальных и выпускных курсов и разработка рекомендаций для психологов образовательных учреждений.

Методики и выборка исследования. Выборку данного исследования составили студенты 1-2 и 5-6 курсов медицинского направления «Лечебное дело» университетов РУДН (г. Москва) и МГМУ им. И.М. Сеченова в количестве 110 человек. В первую выборку вошли 56 студентов (1-2 курсы), возраст (min = 17; max = 21; μ = 18,41; σ = 0,89). Вторая выборка – 54 студентов (5-6 курсы), возраст (min = 22, max = 26; μ = 23,81; σ = 0,8). Психодиагностический инструментарий: Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко); Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Обработка результатов проводилась с помощью сравнительного эксплораторного факторного анализа в программе Jamovi 2.3.18.

Обсуждение результатов исследования.

Для выявления особенностей структуры взаимосвязей интегрального показателя психологического благополучия и переменных совладающего поведения был проведен факторный анализ методом минимальных остатков с последующим вращением облимин. У студентов младших курсов выделилось 3 фактора объясняющих 70% совокупной дисперсии анализируемых переменных.

Нас в первую очередь интересовало, в какой фактор войдет и с какими копинг стратегиями объединится суммарный «Психологическое благополучие». Было выявлено, что у студентов 1-2 курсов показатель «Психологическое благополучие» (0,823) вошел в третий фактор вместе с переменной «Положительная переоценка»

838

(0,528). Это, возможно объясняется тем, что студенты младших курсов преимущественно применяют стратегию позитивного переосмысления трудностей, тем самым изменяя отношение к ситуации и снижая уровень тревожности.

Вфакторной структуре, полученной на выборке студентов 5-6 курсов, также выделилось 3 фактора, объясняющих 55% совокупной дисперсии анализируемых переменных. В группе выпускных курсов переменная «Психологическое благополучие» почти поровну поделилась между первым и третьим фактором, вошла в них с равными весами, но противоположным знаком (первый фактор 0,337, второй фактор -0,338).

Впервый фактор помимо переменной «Психологического благополучия» также вошли со значимыми весами переменные «Поиск социальной поддержки» (0.681), «Планирование решения проблемы» (0.867), «Положительная переоценка» (0.697). Данные копинг-стратегии способствует целенаправленному разрешению трудностей и переосмыслению в позитивном ключе проблемной ситуации. Результаты показывают, что для комфортного психологического состояния студентам важна поддержка ближнего окружения. В третьем факторе у группы студентов 5-6 курсов отражена обратная зависимость переменной «Психологическое благополучие» от потребности понимания личной роли в возникновении трудностей (переменная «Принятие ответственности» (0,734)). Данная особенность обусловлена тем, что из-за большого количества обязательств и давящего чувства ответственности, студентам легче отдалиться от решений проблем непричастных к их деятельности.

Заключение. В ходе исследования была установлена разница в выборе копинг-стратегий у студентов 1-2 и 5-6 курсов. Ограниченное количество применяемых копинг-стратегий говорит о низкой информированности об способах преодоления стресса. Необходимо внедрение обучающих программ, направленных на своевременное выявление аффективных и когнитивных переживаний и на овладение навыками оказания самопомощи.

Литература

839

Соседние файлы в папке книги2