книги2 / 398-1
.pdfсравнению с началом исследования у старшеклассников будут наблюдаться количественные и качественные изменения целеполагания и отношения к целям, связанным с карьерным будущим. Выборка исследования. Для исследования будет привлечена выборка старших школьников объёмом не менее 45 респондентов (по расчету G-Power).
Ожидаемые результаты исследования. Мы ожидаем, что у обучающихся повысится осмысленность карьерного целеполагания, изменится отношение к личностным целям; личностные стремления будут преобладать в выборе карьеры, а также повысится их взаимосогласованность. У некоторых обучающихся представления о профессиональном будущем станут более осознанными и найдут свое выражение в форме конкретных целей, которые будут значимо более конкордантными личности обучающегося, чем до проведения программы профориентации. Соответственно, повысятся показатели «Планирование в соответствии со своими целями» и «Значимость целей в жизни».
Литература
1.Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности / Проблемы психологии личности. М., 1982. С.
32–41.
2.Бесшапошников Н.О., Леонов А.Г., Прилипко А.А.
Цифровизация образования - новые возможности управления образовательными треками // ВК. 2018. №2 (30).
3.Борисова Е.А., Макаров В.К. Функции Я-концепции в выборе профессии старшеклассниками // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №12-2.
4.Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4.
М., 1984.
5.Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал //Сибирский психологический журнал. 2016. №. 62.
С. 18-37.
6.Профориентация школьников в Санкт-Петербурге
[Электронный |
ресурс]. |
URL: |
https://slon.hse.ru/news/249079734.html |
|
|
780
7.Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. – Guilford Publications, 2017.
8.Sheldon K.M. Becoming oneself: The central role of selfconcordant goal selection // Personality and Social Psychology Review. – 2014. Т. 18. №. 4. С. 349-365.
Взаимосвязь интеграционных характеристик групп молодежных парламентов России
Субботина Т.А.
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
Сачкова М.Е.
ФГБОУ ВО РАНХиГС, Москва, Россия tatyana_subbotina_98@mail.ru, sachkova@list.ru
Политические события происходят каждый день. Большое количество политической информации транслируется в СМИ, представляется в новостной ленте, аналитических программах и т.д. По статистическим данным, в настоящее время молодежь все больше проявляет интерес к политике, только десятая часть совсем не следит за изменениями в данной сфере [2].
Достаточное число молодых людей выбирает для себя политическое направление и реализует себя в молодежных парламентах. Они начинают представлять свои права и интересы как особой социальной группы в масштабах государства. При этом особое внимание должно уделяться интеграционным характеристикам таких групп, отражающихся в сплоченности, референтности и удовлетворенности от членства в них.
В нашем исследовании мы рассматриваем общие нормативные предпочтения, ценностно-ориентационное единство и групповую идентичность как интеграционные характеристики групп молодежных парламентов. Сплоченность характеризуется эмоциональными элементами, затрагивает познавательную активность, внутригрупповое взаимодействие и общие групповые цели [1].
781
Групповая идентичность рассматривается как конструкт, состоящий из компонентов [3]:
1)когнитивного (характеризует ощущение принадлежности личности к группе, разделение общегрупповых ценностей, норм и представлений);
2)аффективного (характеризует позитивное ощущение связи с членами группы, совместное переживание различных ситуаций как положительных, так и отрицательных);
3)поведенческого (отражает поведение личности, отвечающее ожиданием группы).
Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи интеграционных характеристик групп на примере молодежных парламентов разных городов России.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение, что ценностно-ориентационное единство, показатели нормативных предпочтений и компоненты групповой идентичности будут напрямую связаны друг с другом в группах молодежного парламента.
В ходе эмпирического исследования были применены методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы В.В. Шпалинского, методика изучения нормативных предпочтений в группе О.И. Комиссаровой, методика изучения групповой идентичности Н.С. Горбатенко и А.В. Сидоренко.
В выборку вошли респонденты молодежных парламентов больших городов России: Москвы, Иркутска, Ростова-на-Дону, Калининграда, Самары, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. В исследовании участвовали 97 человек (средний возраст 26 лет).
Для статистического анализа данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В ходе корреляционного анализа были установлены следующие связи:
1)когнитивный компонент групповой идентичности и деловые предпочтения имеют прямую слабую положительную связь (r = 0,245,
р< 0,05);
2)когнитивный компонент групповой идентичности и коммуникативные предпочтения имеют прямую слабую положительную связь (r = 0,184, р < 0,05);
782
3)когнитивный компонент групповой идентичности и ценностно-ориентационное единство имеют прямую слабую положительную связь (r = 0,156, р < 0,05);
4)коммуникативные предпочтения и ценностноориентационное единство имеют прямую слабую положительную связь (r = 0,211, р < 0,05);
5)коммуникативными предпочтения и аффективный компонент групповой идентичности имеют умеренную прямую положительную связь (r = 0,343, р < 0,05).
Таким образом, что чем выше ориентация на деятельность группы, тем более выражена сопричастность к группе, выше принятие и усвоение ее целей и мотивов. Чем выше ориентация на дружеские взаимоотношения в группе, тем выше переживание собственной принадлежности к группе и выше ценностно-ориентационное единство. Кроме того, установлено, что чем выше приверженность к общим целям, мотивам и нормам группы, тем выше ценностноориентационное единство группы, чем выше ориентация на взаимодействие с членами группы, тем выше переживание человеком связи с подгруппой и проживание вместе с группой значимых событий.
В итоге гипотеза о том, что ценностно-ориентационное единство, показатели нормативных предпочтений и компоненты групповой идентичности напрямую связаны, подтвердилась. Полученные результаты, несомненно, важны для уточнения и расширения научных представлений об интеграционных характеристиках политических групп.
Литература
1.Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М., 2000.
2.Исаев А. Интерес молодежи к политике (на примере молодежи г. Екатеринбурга) // ХIV Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», Екатеринбург, 2011.
783
3.Сидоренков А.В. Методики социально-психологического изучения малых групп в организации: монография. – Ростов- на-Дону, 2012.
Взаимосвязь удовлетворённости романтическими отношениями, рефлексии и долженствования
Судакова В.Д., Кочетков Н.В.
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, sudakova2001@list.ru, nkochetkov@mail.ru
Рефлексия и долженствование в жизни личности, а также их влияние на психологическое благополучие, активно изучаются в психологии в последние годы. Тема любви в психологии, напротив, до сих пор изучена недостаточно, несмотря на долгую историю этого феномена. Данную ситуацию лаконично описал американский психолог Г. Харлоу: «За все время обсуждений любви и привязанности психологи потерпели неудачу в своей миссии. То немногое, что мы знаем о любви, не выходит за рамки примитивного наблюдения, а то немногое, что мы о ней пишем, было написано лучше поэтами и писателями» [4]. В целом с учётом того, как подробно изучались все три вышеперечисленных феномена по отдельности, надо отметить, что взаимосвязь трёх данных параметров практически не рассматривалась.
Мы предположили, что существует взаимосвязь между удовлетворенностью отношениями, осознанностью и долженствованием. Выборку составили 229 находящихся в романтических отношениях человек в возрасте от 16 до 67 лет.
Для определения типа и степени рефлексии, выраженности долженствования, а также уровня удовлетворенности отношениями нами были использованы опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А, Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина и А.Ж. Салиховой [1], шкалы долженствования, взятые из методики А. Эллиса «Диагностика наличия и выраженности иррациональных установок» [3] и шкала оценки отношений О.А. Сычева [2].
784
Результаты эмпирического исследования показали, что интересующие нас взаимосвязи по-разному проявляются в зависимости от факта проживания с партнером (совместно или раздельно), пола, а также наличия совместной деятельности.
Респонденты, которые живут не вместе со своим романтическим партнером, не имеют взаимосвязи удовлетворенности отношениями и рефлексией, тогда как те, кто живет вместе, имеют обратную взаимосвязь интроспекции (r = -0,224; р ≤ 0,01), квазирефлексии (r = - 0,255; р ≤ 0,01) с удовлетворенностью. Можно предположить, что именно совместное проживание, которое сопровождается высокой интенсивностью межличностного взаимодействия, актуализирует негативное влияние «плохих» форм рефлексии – «самокопания» и формы рефлексии, направленной на объект, оторванный от актуальной жизненной ситуации. При этом артефактом может являться факт того, что не было найдено взаимосвязи между удовлетворенностью отношениями и системной рефлексией. Так же у этих групп респондентов не прослеживается взаимосвязь удовлетворенности и долженствования.
Точно такие же закономерности были получены при разделении выборки на подгруппы в зависимости от наличия у пары совместной деятельности. Если людей объединяла только бытовая деятельность, то никакие взаимосвязи не прослеживались, тогда как в том случае, когда совместная деятельность была отрефлексированной, социально значимой, то можно было так же наблюдать обратную взаимосвязь интроспекции (r = -0,280; р ≤ 0,01), квазирефлексии (r = -0,194; р ≤ 0,05) с удовлетворенностью.
Еще одним фактором, влияющим на интересующие нас взаимосвязи, является пол. Оказалось, что у представителей женского пола оценка отношений обратно связана с долженствованием в отношении себя (r =-0,183; р ≤ 0,05), а также с интроспекцией (r =- 0,232; р ≤ 0,01), квазирефлексией (r = -0,265; р ≤ 0,01), тогда как у мужского пола – только с долженствованием в отношении себя, причем эта связь прямая (r = 0,297; р ≤ 0,05).
Долженствование в отношении себя характеризуется высокими требованиями к себе, соответственно, чем больше это когнитивное искажение будет выражено у женщин, тем меньше они будут удовлетворены текущими романтическими отношениями, тогда как у
785
мужчин в таком случае можно будет наблюдать обратную тенденцию. При этом надо заметить, что у представителей женского пола интроспекция и квазирефлексия выражены значимо больше, чем у представителей мужского пола. Причем надо заметить, что и у мужчин, и у женщин нет взаимосвязей между оценкой отношениями и возрастом респондентов.
Таким образом, можно констатировать, что взаимосвязь удовлетворенности романтическими отношениями, рефлексии и долженствования не является линейной и зависит от целого ряда переменных, выявление и интерпретация которых требует дополнительных исследований.
Литература
1.Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т.
11. № 4.
2.Сычёв О.А. Русскоязычная версия шкалы оценки отношений // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2016. Т. 13.
№ 2.
3.Ellis A. The basic clinical theory of rational-emotive therapy // Handbook of rational-emotive therapy. Springer Publishing Company. 1977.
4.Harlow H.F. The nature of love // American Psychologist. 1958.
Анализ тенденций в проявлении социальной и школьной тревожности у младших подростков
Сунгурова Н.Л., Махлаева А.П.
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия sungurova-nl@rudn.ru; 1032211624@rudn.ru
Распространенными проблемами подросткового возраста являются социальная и школьная тревожность.
Социальная тревожность выражается, когда человек сосредотачивается на своих отношениях с другими людьми и предполагает, что другие люди относятся к нему негативно или
786
презирают, не ценят или осуждают его. Школьная тревожность вызывается дистрессом ребенка в процессе обучения: возбуждение выражается в повышенной тревожности в учебных ситуациях, например, в ожидании плохого отношения к себе на уроке или негативной оценки со стороны учителей и сверстников. Признаками тревожности учащихся могут быть: нежелание выполнять домашнее задание и боязнь ходить в школу из-за страха осуждения; боязнь плохих оценок; боязнь учителей.
Цель исследования – выявить тенденции в проявлении социальной и школьной тревожности у младших подростков.
Описание выборки. Выборку составили младшие подростки в возрасте 12-13 лет, московские школьники. Объем выборки – 70 респондентов: 35 мальчиков и 35 девочек.
Методы и методики исследования. Авторами использовался метод опроса, методы обработки данных. Для изучения характеристик
иуровня школьной тревожности у детей подросткового возраста использовалась методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. С целью выявления уровня дискомфорта ребенка в социальных ситуациях, а также склонности к избеганию контактирования с другими применена шкала социального избегания
идистресса [1, с. 34; 6, с. 450.]. С помощью краткой шкалы страха негативной оценки [4, с. 32; 5, 371.] исследован уровень тревожности, содержанием которой являются переживания по поводу получения негативной оценки от окружающих. Для статистической обработки данных использован Xr2 - критерий Фридмана. Компьютерная обработка осуществлялась с использованием программных пакетов
«Excel» и «IBM SPSS Statistics 26».
Результаты исследования.
Врезультате исследования социального избегания и дистресса подростков определены значения средних рангов по шкалам методики: «Социальная тревожность» – 2,92, «Дистресс» – 1,76, «Избегание» – 1,31. Статистическая обработка по критерию Фридмана подтвердила значимость представленной тенденции (Xr2 = 114,178; p = 0). Таким образом, наблюдается выраженная тенденция в отношении склонности подростков к социальной тревожности. Дистресс и избегание могут быть вызваны различными факторами: давление со стороны сверстников, контрольные работы, трудности в семье и др. [2;
787
3].
Анализ средних рангов по шкале «Краткая шкала страха негативной оценки» также выявил значимость различий (Xr2 = 123,312; p = 0). Было получено следующее распределение по шкалам методики: «Страх негативной оценки» – 3, «Страх ситуации проверки знаний» – 1,66, «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» – 1,34. Следует отметить, что школьники боятся получить неодобрение, осуждение и негативную оценку. Возможно, причина кроется в негибкой и неадекватной самооценке подростка. В этом возрасте ребенок начинает сравнивать себя с другими и оценивать других. Потребность быть принятым в группе возрастает.
По данным, полученным в результате применения опросника школьной тревожности Филлипса, установлены средние ранги: «Общая тревожность в школе» – 7,81, «Переживание социального стресса» – 5,48, «Фрустрация потребности в достижении успеха» – 6,5, «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» – 4,39, «Страх самовыражения» – 4,23, «Страх ситуации проверки знаний» – 3,1, «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» – 2,69, «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» – 1,81,. Значимость различий подтверждена по критерию Фридмана – Xr2 = 363,118; p = 0. На уровень общей школьной тревожности могут влиять такие факторы, как социальная тревожность подростков, страхи и проблемы, вызванные необходимостью в общении с окружающими.
Выводы.
Анализ результатов исследования позволил выделить следующие тенденции. Младшие подростки демонстрируют склонность к избеганию различных социальных ситуаций, испытывают дискомфорт в социальном взаимодействи. При выраженном уровне социальной тревожности наблюдается страх негативной оценки, переживание социального стресса, страхи ситуации проверки знаний, нессотвествия ожиданиям окружающих, в отношениях с учителями, нереализованность потребности в достижении успеха и самовыражении. Это может объясняться как личностными особенностями каждого отдельно взятого ребенка, так и социальными условиями, в которых находится ребенок. На уровень социальной и школьной тревожности могут влиять взаимоотношения в семье, общение со сверстниками, уровень самооценки, чрезмерное увлечение
788
интернет-коммуникацией, специфика организации образовательного процесса.
Литература
1.Клименкова Е.Н., Холмогорова А. Б. Валидизация методик диагностики социальной тревожности на российской подростковой выборке// Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 1.
2.Краснов В.Н. Тревожные расстройства: их место в современной систематике и подходы к терапии // Социальная и клиническая психиатрия. 2008. Т. 18, № 4.
3.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
4.Klimenkova E.N., Kholmogorova A.B. Validation Of Methods Of Diagnosis Of Social Anxiety On The Russian Adolescents. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy, 2017. Vol. 25, no. 1, DOI: 10.17759/cpp.2017250103.
5.Leary M.R. A brief version of the Fear of Negative Evaluation Scale // Personality and Social Psychology Bulletin. 1983. № 9.
6.Watson D., Friend R. Measurement of social-evaluative anxiety/
D. Watson R. Friend // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1969. 33(4). doi: http://dx.doi.org/10.1037/h0027806.
Учебная лень старшеклассников и удовлетворенность отношением педагогов
Суннатова Р.И.
ИППО ГАОУ ВО МГПУ, Москва, Россия sunrano@mail.ru
Учебная лень или нежелание учиться школьников проблема давняя и, создающая определенные трудности, как для самих обучающихся, так и для значимых взрослых – родителей и педагогов. Традиционно в
789
