книги2 / 398-1
.pdf7.Маркова О.М. Особенности обслуживания клиентов Private Banking в российском коммерческом банке // Вестник Евразийской науки. 2018. №5.
8.Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Москва-Воронеж, 1996.
9.Шкуратова И.П. Стилевой подход к исследованию личности: проблемы и перспективы // Индивидуальные и стилевые особенности личности. - Ростов-на-Дону, ЮРГИ, 2002.
10.Ahmad F., Ahmad M., Mariam S., Mahmood Z., Qaisar M. N. What Wins the Customer Satisfaction, Most An Evidence from Service Quality Perspectives in Banking Sector // Bulletin of Business and Economics, 9(4), 202-210.
11.Darmawan D., Mardikaningsih R., Hadi S. The Effect of Service Quality, Customer Satisfaction and Corporate Image on Customer Loyalty in the banking sector in Indonesia. - Journal of Business and Management. - Volume 19, Issue 11. Ver. VI (November. 2017).
12.Vinnarasi B, Kumar N., Ganesh Ch., Agarwal A., Maguluri Ph. L.
Service quality & customer satisfaction with special reference to banking sector. - Journal of Positive School Psychology.- 2022, Vol. 6, No. 5, 1477 – 1485.
13.Wang С.К., Masukujjaman М., Alam S.Sh, Ahmad I., Lin Ch.-Yu, Ho Y. The Effects of Service Quality Performance on Customer Satisfaction for Non-Banking Financial Institutions in an Emerging Economy // International Journal of Financial Studies. 2023, 11, 33.
Образ коучинга в восприятии студентов
Смолина Т.Л., Романенко Д.А.
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия talesm@mail.ru, dina.romanenko2016@yandex.ru
В современном мире стремительно набирает популярность такой метод обучения как коучинг. Несмотря на то, что многие слышали о таком инструменте развития профессиональных компетенций, представления о нем носят отрывочный и фрагментарный характер.
750
Коучинг понимается и как метод обучения, и как процесс сотрудничества между коучем и сотрудником той или иной организации. Так, В.Е. Максимов пишет: «Коучинг – это индивидуальная тренировка человека для достижения значимых для него целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата» [2, с.10]. Коучинг и его методы могут быть направлены не только на развитие личностных качеств человека и достижения его собственных целей (лайф-коучинг как один из видов коучинга), но и на повышение эффективности работы сотрудников и руководителей различных организаций (бизнес-коучинг). А.П. Добровинский (2011) утверждает, что «коучинг – это процесс сотрудничества, партнерства между коучем и сотрудником организации, который желает и готов участвовать в коучинге, с тем, чтобы развивать свой потенциал для достижения личных и корпоративных бизнес-результатов» [1, с. 204].
Целью нашей работы было исследование образа коучинга в восприятии студентов. В исследовании приняли участие 32 человека, среди которых было 9 юношей и 23 девушки в возрасте от 17 до 32 лет, студенты разных направлений подготовки («Психология», «Лингвистика», «Конфликтология», «Актерское искусство»). Опрос проводился с помощью авторской анкеты.
По результатам эмпирического исследования было выявлено, что 9 из 32 респондентов не знают, что такое коучинг. Около 50% опрошенных считают, что коучинг связан с обучением. 18 % понимают под коучингом наставничество. На вопрос анкеты «Кому, на ваш взгляд, может быть полезен коучинг?», 19% опрошенных ответили, что коучинг необходим всем. 14% респондентов утверждают, что коучинг нужен представителям определенной профессии, и столько же уверены, что коучинг необходим тем, кто хочет что-либо изучить. По мнению 10% участников опроса, коучинг нужен людям определенного возраста, тем кто не знает чего хочет (10% опрошенных), желающим развить навыки (10%), и тем, кому нужна помощь (10%). Также стоит отметить, что 8% респондентов не знают кому нужен коучинг, а 5% респондентов уверены, что он не нужен никому.
751
Один из вопросов анкеты звучал следующим образом: «Как Вы считаете, может ли коучинг помочь в развитии профессиональной компетенции руководителя?» В ходе исследования обнаружено, что 84 % респондентов считают, что коучинг может помочь в развитии профессиональной компетенции руководителей. По мнению опрашиваемых, эта помощь может реализовываться за счет правильной постановки целей, развития навыков, помощи в контроле эмоций, передаче опыта коуча, проведении различных тренингов и моделировании определенных ситуаций. 16% опрошенных предполагают, что коучинг не может помочь в развитии профессиональной компетенции руководителей, так как не верят в эффективность коучинга.
Таким образом, на основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что образ коучинга у студентов связан с обучением. Кроме того, коучинг воспринимается как эффективный инструмент развития профессиональной деятельности руководителя.
Литература
1.Добровинский А.П. Управление персоналом в организации: учебное. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 416 с.
2.Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. СПб.: Издательство «Речь», 2004. 272 с.
Квопросу об особенностях профессиональной деятельности
психолога
Смык А.А.
УО «Гомельский государственный Университет имени Ф. Скорины», Гомель, Республика Беларусь horchykau@mail.ru
Профессиональная деятельность психолога достаточно сложная и ответственная область деятельности, требующая от специалиста соответствующего образования, определенного профессионального
752
мастерства [9]. Рассматривая данную проблему, М. Басов отмечает, что профессиональная деятельность предъявляет к личности ряд специальных требований, имеющих существенное значение для успешности ее результатов. При этом сама личность обладает определенными качествами, которые обуславливают или ограничивают ее пригодность к профессиональной деятельности [2].
При этом профессиональная деятельность психолога в общеобразовательной школе определяется необходимостью постоянного поиска современных и эффективных методов работы с субъектами образовательного процесса, стремления к личностному росту, обуславливающего развитие качеств, имеющих существенное значение для успешности предполагаемых результатов [9]. Деятельность психолога интерпретируется интегративным качеством, которое задаётся объектом его профессиональной деятельности: с одной стороны, человеком, с другой – составляющими общественной культуры [3]. Следовательно, взаимосвязь качеств личности профессионализма вызвала необходимость рассмотреть профессионализм педагога-психолога в системе учебновоспитательного процесса с позиции акмеологического подхода, который отражает совокупность этих качеств.
Т.А. Казанцева выделяет следующие факторы, наиболее значимые для профессиональной деятельности психолога: специальные способности, личностные особенности, представления о профессиональной сфере. При этом она опирается на следующие положения:
•существую специальные способности в деятельности психологов и индивидуально-личностные особенности, значимые для успешной деятельности;
•структура профессионально важных качеств различна для психологов-исследователей и психологов-практиков как в
сфере специальных, так и личностных особенностей [7].
О.И. Дубровина и Т.С. Шевцова рассматривая вопрос о специализациях деятельности психолога, особое внимание следует обратить на различия в объекте исследования, ценностных установках и требованию к результату. Основные действия психолога вне
зависимости |
от |
специализации |
составляют |
исследование, |
|
|
|
|
753 |
обследование и преобразование. Умения, необходимые для преобразования, выделяются вне зависимости от основных видов практической деятельности: психодиагностики, психопросвещения, психологического консультирования и психокоррекции, сопровождения определенных видов деятельности человека; также выделяются навыки использования методов активного социальнопсихологического обучения [5].
Н.А. Бабаева, анализируя профессиональную деятельность психолога, предлагает следующее определение: «Практический психолог – это человек, чья профессиональная деятельность выражена, прежде всего, в оптимальном воздействии на клиента или группу» [1, c. 20]. Здесь следует подчеркнуть, что любое воздействие имеет ценность и смысл, если это воздействие направлено на оказание клиенту психологической поддержке.
Профессиональная деятельность психолога имеет свою специфику [4]. Одним из направлений работы психолога является психодиагностика и наиболее часто предметом исследования для психолога становятся эмоционально-личностные характеристики, параметры внутренней картины болезни, защитно-совладеющего поведения. Также в основе психодиагностической работы психолога лежит выявление отчетливых взаимосвязей между психологическими факторами и психологическим здоровьем человека [6]. Следовательно, психодиагностическое обследование является целесообразным в процессе планирования психокоррекционной работы, определение основы психокоррекции [8]. Психологическая коррекция, в свою очередь, подразделяется на ряд этапов в зависимости от времени участия в реабилитационных мероприятиях; она может включать в себя кризисную терапию, позитивную терапию, когнитивноповеденчесую терапию.
Следовательно, обобщенные трудовые функции психолога заключаются в психологической диагностике, психологическом сопровождении профилактического, лечебного, реабилитационного процесса, оказании психологической помощи, психологическом консультировании, психолого-просветительской деятельности, разработке и реализации программ, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья населения.
754
Литература
1.Бабаева Н.А. Структура профессиональной деятельности практических психологов / Н.А. Бабаева. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2004. 47 с.
2.Басов М.Я. Личность и профессия. Воля как предмет функциональной психологии / М.Я. Басов. СПб.: Питер, 2020. 224 с.
3.Борозинец Н.М. Профессиональное самосознание: структура и содержание / Н.М. Борозинец // Вестник Университета. 2013.
№ 23. С. 128–32.
4.Вассерман Л.И. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике / науч. ред. Л.И. Вассерман. СПб.: Речь. 2011. 271 с.
5.Дубровина О.И. Основы профессиональной деятельности психолога: факторы профессионального становления / О.И. Дубровина, Т.С. Шевцова // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». № 5. 2013. С. 38–40.
6.Калмыков Ю.А. О некоторых актуальных проблемах в работе медицинских психологов / Ю.А. Калмыков // Практическая медицина. Том 17. № 3. 2019. С. 122–124.
7.Косарева А.Б. Специалист-психолог: важнейшие сферы профессиональной деятельности, личностные качества. Особенности их оценки / А.Б. Косарева // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2007. № 2. С. 62–68.
8.Лакомская А.В. Психологическая помощь больным, перенесшим разные виды операций на сосудах сердца / А.В. Лакомская // Вестник психотерапии. 2015. № 55. С. 96–107.
9.Черникова К.С. Специфика профессиональной деятельности психолога / К.С. Черникова // Международный научный журнал «Символ науки». № 11. 2015. С. 226–228.
755
Особенности жизненной позиции отцов и матерей учащихся начальной, основной и старшей школы
Собкин В.С., Калашникова Е.А.
ФГБНУ «ПИ РАО» Москва, Россия sobkin@mail.ru; 5405956@mail.ru
В публикациях российских и зарубежных авторов подчеркивается, что ценностные ориентации выступают важным компоненом социального самочувствия и находятся в тесной взаимосвязи с представлениями о личностной успешности, карьере, благополучии в межличностных отношениях с ближайшим социальным окружением. При этом особую актуальность приобретают исследования социального самочувствия родителей [1; 14; 15; 16; 17]. В наших работах проблематика социального самочувствия исследуется с помощью компонентов жизненной позиции, методика выявления которых первоначально была разработана и использована в многопозиционном кросс-культурном исследовании участников образовательного процесса и показала высокую содержательную валидность [2–13].
Данная работа является продолжением цикла исследований проведенных в рамках социокультурного подхода к изучению социализации ребенка на разных возрастных этапах. Исследование проводилось на основе данных, полученных в ходе анонимного социологического анкетного опроса 302 177 родителей учащихся 1– 11-х классов общеобразовательных школ из 85 регионов РФ, который был проведен в 2022/23 учебном году. Рассматривались ответы 16 463 отцов и 285 714 матерей (из них: 227 855 матери, состоящие в браке, 57 859 матери, воспитывающие ребенка в неполной семье). Родители учащихся на закрытые вопросы анкеты, которые касаются трех компонентов жизненной позиции: ценностные ориентации, эмоциональная оценка успешности своих жизненных перспектив, оценка значимости для себя тех или иных социальных угроз.
Материалы анализировались относительно влияния как социальностратификационных факторов (полнота/неполнота семьи), так и возраста ребенка (класс обучения). Для выявления особенностей взаимосвязей компонентов жизненной позиции первичные данные
756
процентных распределений вариантов ответов родителей были обработаны с помощью процедуры факторного анализа.
Частотный анализ распределения ответов родителей на вопросы, определяющие своеобразие их жизненной позиции, показал, что среди наиболее значимых ценностей выступают здоровье, успешная профессиональная деятельность, достижение материального благополучия и счастливая семейная жизнь. При этом каждый пятый из них сомневается или негативно оценивает успешность своих жизненных перспектив. В первую очередь, это связано с такими социальными угрозами, как преступность, безработица, эпидемии, военное разрешение внешне- и внутригосударственных конфликтов.
Cтруктурный анализ, направленный на выявление взаимосвязей между отдельными компонентами жизненной позиции, с учетом возраста ребенка и семейного статуса (полнота семьи), позволил выделить четыре фактора, которые характеризуют содержательное своеобразие жизненных позиций отцов и матерей: «социальный пессимизм – социальный оптимизм», «успешность в социальных отношениях – успешность в межличностных отношениях», «стремление к материальному благополучию – стремление к профессиональной успешности», «стремление к самореализации». Это позволило выделить три важных момента, которые касаются социально-психологических особенностей влияния института семьи, на социализацию современного ребенка в период его обучения в школе.
1.Принципиальное значение, на наш взгляд, имеют результаты, свидетельствующие о «дополнительности» жизненных позиций отцов
иматерей при воспитании ребенка в полной семье по таким параметрам, как установки на значимость социальных/межличностных отношений и позитивные/негативные оценки своей жизненной успешности. Подчеркнем, что выявленные различия материнской и отцовской жизненной позиции определяют, в свою очередь, содержательное своеобразие социальной ситуации развития ребенка в полной семье.
2.Обращает на себя внимание явная деформация материнской позиции при воспитании ребенка в неполной семье, по сравнению с традиционной позицией матери, воспитывающей ребенка в полной семье. Компенсация матерью-одиночкой функций отца ребенка
757
связана не только с принятием на себя обязанностей по материальному обеспечению семьи, но и с принципиальным изменением ее ценностных ориентаций и эмоционального самочувствия относительно жизненной успешности. В этой связи важно иметь в виду, что учащиеся, воспитывающиеся в неполной семье, находятся в принципиально иной социально-психологической ситуации, по сравнению со школьниками из полных семей.
3. Материалы исследования показали, что по мере взросления ребенка родительская позиция существенно меняется относительно таких параметров как стремление к профессиональной успешности и ценность самореализации. В свою очередь это свидетельствует об учете родителями жизненной ситуации своего ребенка, у которого на этапе окончания школы актуализируются проблемы, связанные с профессиональным самоопределением. Это позволяет иначе взглянуть на взаимозависимость детской и родительской жизненной позиции в связи с проблемами ценностно-нормативной неопределенности при социализации современного ребенка.
Литература
1.Куликов Л.В., Малёнова А.Ю., Потапова Ю.В. Субъективная
картина материнства в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета. Серия
14. Психология. 2020. № 4. С. 135–167. doi: 10.11621/vsp.2020.04.07
2.Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997.
3.Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В.
Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Т. X. Вып. XVII. // Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2005.
4.Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации // Труды по социологии образования. Т.XVIII. Вып. ХХХ. М.: ФГБНУ «ИУО РАО»,
2016.
5.Собкин В.С., Ваганова М.В. Российский подросток: жизненные перспективы и страхи // Социокультурные
758
трансформации подростковой субкультуры: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX. / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 7– 18.
6.Собкин В.С., Калашникова Е.А. Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков // Социальная психология и общество. Том 10. № 3. 2019. С. 19–39. doi.org/10.17759/sps.2019100302
7.Собкин В.С., Калашникова Е.А. Профессиональные предпочтения учащихся и социокультурные трансформации профессиональных групп // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 114–134. doi:10.17759/sps.2020110308
8.Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст //Труды по социологии образования. Том VII. Выпуск XII. М.: Центр социологии образования РАО,
2002.
9.Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросс-культурный анализ МоскваАмстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. М.: Центр социологии образования РАО, 1994.
10.Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М.: Министерство образования РФ, 1992.
11.Собкин В.С., Писарский П.С., Коломиец Ю.О. Учительство как социально-профессиональная группа // Рос. акад. образования, Центр социологии образования, Программа «Стратегия развития образования», Программа «Социология образования». Москва: ЦСО РАО, 1996.
12.Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И., Верясова Е. С.
Социология дошкольного детства // Труды по социологии образования. Том XVII. Выпуск XXIX. М.: Институт социологии образования РАО, 2013.
13.Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие подростка: оценка успешности жизненных перспектив (по материалам кросскультурного исследования) // Вестник
759
