книги2 / 398-1
.pdfрассматриваемой проблемы. Однако следует отметить перспективные направления дальнейшей работы и исследований: изучение роли семьи в процессе социальной адаптации детей-мигрантов разных возрастных групп, а также гендерные аспекты процесса социальнопсихологической адаптации; изучение способов адаптации к образовательным программам для более успешного усвоения учебного материала детьми-мигрантами с учетом культурных особенностей, языкового барьера и педагогической запущенности.
Литература
1.Бауэр Е.А. Научно-практические основы психологопедагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: дис. ... д-ра психол. н. М.,
2012. 503 c.
2.Долгова В.И., Дергачева Р.Г. Проблемы адаптации детей мигрантов / монография. М., 2021. 201 с.
3.Ковалева Н.И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации представителей разных культур в условиях образовательного учреждения // Культурноисторическая психология. 2010. Том 6. № 1. С. 75-80.
Влияние имиджа руководителя на мотивацию сотрудников в педагогической сфере
Семина А.И.
ОФ МГИМО МИД РФ, Одинцово, Россия lilia.karma@yandex.ru
Несмотря на большое распространение исследований, посвященных проблеме мотивации сотрудников в различных сферах и формированию имиджа современного руководителя организации, важные аспекты их взаимосвязи в отечественной психологии управления остаются неизученными. Особый интерес в контексте современных изменений в сфере образования представляет изучение
730
мотивации сотрудников образовательных организаций и ее зависимость от имиджа руководителя данной организации.
В современной науке появляется большое количество исследований, посвященных изучению имиджа руководителя и педагогов средней общеобразовательной школы. Значительный вклад в понимание функций, структуры и содержания имиджа внесли С.Е. Ананьева, Л.М. Митина, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Петрова, Э.П. Утлик, В.М. Шепель, С.В. Яндарова и др. Основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.
Многочисленные исследования мотивации сотрудников принадлежат Г.А. Мюррею, Д. МакКлелланду, Д. Аткинсону, А. Маслоу и др. В отечественной психологии изучению мотивации посвятили свои труды Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.И. Иванников, В.К. Вилюнас, Е.В. Приходько и др. Мотивация имеет первостепенное значение для деятельности личности, т.к. именно мотивы как опредмеченная потребность побуждают к деятельности, о чем говорит А.Н. Леонтьев: «то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» [2, с. 292]. Непосредственным исследованием мотивации педагогических сотрудников, ее сущности и закономерностей формирования занимались отечественные авторы И.А. Вертий, С.Г. Вершловский, Н.М. Полетаева.
Вопрос ориентированности развивающейся личности на значимого для нее человека писал М.Ю. Кондратьев. Он утверждал, что высокореферентная личность обладает определенной авторитетностью для своего окружения, что позволяет последнему сформировать взгляды, ценности, жизненные позиции и т.д [1].
Цель исследования - выявление особенностей влияния имиджа руководителя на мотивацию педагогических сотрудников. Исследование проводилось в образовательной организации г. Москвы, имеющей 5 структурных подразделений. В исследовании принимали участие 30 педагогов в возрасте от 24 до 57 лет. Из них 27 женщин и 3 мужчин.
731
Для осуществления исследования имиджа руководителя был разработан опросник на основе метода семантических ассоциаций, который был направлен на выявление наиболее значимых с точки зрения педагогических сотрудников элементов имиджа руководителя образовательной организации. В результате проведенного опроса была составлена иерархия структурных элементов имиджа. К наиболее значимым элементам структуры имиджа руководителя опрошенные отнесли внешние характеристики: опрятный внешний вид, принадлежность к средней возрастной группе и нормативная речь. При этом стремление к самосовершенствованию, демонстрацию элементов «статуса» и подвижность мимики опрошенные сотрудники педагогической организации посчитали наименее важными в имидже руководителя.
С целью изучения мотивации сотрудников использовался Мотивационный профиль Ш. Ричи и П. Мартина. В результате данного исследования была также составлена иерархия мотивов профессиональной деятельности педагогических сотрудников. К наименее значимым факторам мотивации опрошенные отнесли социальные контакты, амбициозные цели, разнообразие и перемены, креативность. Наиболее ярко выраженными факторами мотивации современных учителей являются факторы материального вознаграждения, комфортных условий труда, личностного развития и ощущения востребованности и значимости выполняемой работы [3].
В результате проведенного корреляционного анализа были сделаны ряд выводов. Во-первых, материальный фактор мотивации сотрудников находится в обратной зависимости от степени выраженности «статусных» элементов имиджа руководителя. Вовторых, на одинаковом уровне в иерархия находятся фактор комфортных условий труда и принадлежность руководителя к группе среднего возраста, обладателя опрятного внешнего вида, нормативной речи. В-третьих, роль среднего уровня эмпатии у руководителя образовательной организации напрямую влияет на мотивацию признания значимости труда учителя. Также, высокая мотивация личностно-профессионального развития сотрудников коррелирует с низкой степенью выраженности стремления к саморазвитию в структуре имиджа руководителя. Тем не менее, важно отметить отсутствие амбициозных целей в мотивационном профиле учителей,
732
что находится на нижних уровнях иерархии мотивационного профиля, как и стремление руководителя к саморазвитию. Более того, средний уровень мотивации достижения доверительных отношений и также соответствует среднему уровню выраженности коммуникабельности в имидже руководителя. Наконец, на низших уровнях иерархий располагаются факторы мотивации креативности, новых идей и перемен, подобно слабой выраженности критического мышления у руководителя педагогической организации. Следовательно, можно предположить, что в результате повышения уровня критического мышления у руководителя образовательного учреждения существует вероятность стимулирования мотивации учителей к работе в изменяющихся условиях и развитии мотивации к креативной, творческой профессиональной деятельности.
Литература
1.Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. М.: Знание, 1988.
2.Леонтьев А.Н. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3- е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. М., 2002.
3.Лобза О.В. Психология управления: учебник // О.В. Лобза, В.О. Короткова. Москва: КНОРУС, 2022.
Тревога и агрессия в интра- и интерпсихическом пространстве
Серебрякова К.А.
Институт системного консультирования и тренинга, Москва, Россия egiazarian@yandex.ru
Тревога и агрессия (злость) являются наиболее деструктивными эмоциями, которые привносят в жизнь человека подчас невыносимый дискомфорт и действуют разрушительным образом в социальном взаимодействии [1; 2].
Для эффективной работы с этими эмоциями необходимо учитывать: природу их возникновения, длительность и интенсивность,
733
характер проявлений, способы совладания, используемые человеком, телесную локализацию, степень осознания.
Тревогу можно разделить на тревогу и страх. Страх — это опредмеченная тревога, которую опредметить нельзя [5], поэтому она гораздо тяжелее выдерживается и требует немедленного объяснения, что человек и делает, находя понятные, но не реальные причины для определения беспокоящего состояния. С этим связана порой слабая эффективность работы с этой эмоцией - специалисты начинают работать с придуманным предметом дискомфорта, являющимся лишь попыткой через когнитивную уловку снизить генерализованную тревогу.
Сама тревога может иметь различную природу.
Она может быть хронической, сопровождающей человека большую часть жизни или всю его жизнь и ситуативной, связанной с конкретной недавней историей. Если человек находится в стрессовой ситуации, связанной с непосредственно с угрозой жизни его самого или его близких, то ситуативная тревога неимоверно усиливается хронической. В таком случае будет очень сложно работать с ситуативной тревогой, не разделив эти два вида тревоги и не убрав из актуального состояния хроническую.
Природа тревоги может быть связана с внутренним ощущением угрозы жизни (витальная тревога), либо со страхом потери собственного Я (социальная тревога). Поэтому причины здесь разные. В первом случае истоки нужно искать в физическом или сексуальном насилии [3]. Во втором — в психологическом (эмоциональном, моральном) насилии.
Тревога может быть глубинной (ощущается редко и при определенных триггерах) и поверхностную (постоянно ощущаемую человеком как фон). В первом случае человека постоянно мучают различного рода страхи (попытки опредметить генерализованную тревогу), которые меняют постоянно свой предмет. Работа затрудняется тем, что человек не в состоянии вычленить собственно глубинную тревогу. Во втором случае возникает возможность работать уже непосредственно с самой тревогой.
Также тревога может быть осознаваемой и неосознаваемой.
Ктревоге социального Я относится:
•страх потери любви значимого объекта;
•страх потери целостности Я (страх сумасшествия);
734
•страх, связанный с аспектами самооценки: самоуважения и самопринятия.
Для точной диагностики причины возникновения очень важно определить телесную локализацию испытываемой эмоции. Витальная тревога ощущается внизу живота как тяжелый ком, социальная тревога ощущается в груди или в солнечном сплетении. Однако, они тесно переплетены между собой. Довольно часто социальная тревога служит для человека своеобразной защитой от витальной тревоги. Социальную тревогу гораздо легче выдерживать, поэтому так часто методы работы с самооценкой и другими компонентами социального Я не работают. Если убрать социальную тревогу, то человек столкнется с травматическим ужасом смерти, ко встрече с которым он не готов. Поэтому, как правило, если человек не чувствует и не осознает свою глубинную генерализованную хроническую тревогу стоит начинать работать с социальной тревогой. После того, как она будет снижена, наступает возможность вычленить непосредственно другой тип тревоги.
Если же человек чувствует и осознает травматическую тревогу, то первична работа с ней.
Что же касается агресии, то прежде всего необходимо различать эмоцию и поведение. Собственно эмоция имеет градацию по силе: ярость — злость — раздражение, и служит так же, как и агрессивное поведение для многих целей, в том числе и для защиты от реального или воображаемого нападения. Эмоция, однако, совершенно необязательно должна переходить в агрессивное поведение. Для этого в человеческом сообществе существуют правила, ритуалы и т. д. [4]. Эмоция злости служит и для нападения (устрашения). В таком случае, это эмоция искусственного происхождения, которая (у человека) имеет свой источник в мыслях, а не в телесном отклике на угрозу.
Злость как защитная эмоция и агрессия как защитное поведение может быть:
•актуальная, связанная непосредственно с ситуацией и отсроченная при неразрешенном ранее внешнем или внутреннем конфликте;
•прямая и смещенная. Прямая направлена непосредственно на источник раздражения, смещенная перенаправляет эмоцию на более слабый и безобидный объект, коим часто является сам человек. В таком случае мы имеем дело с аутоагрессией;
735
•конкретная и обобщенная. Конкретная эмоция связана с определенным человеком обобщенная – деперсонализирована и может быть обращена на любые явления, общности людей, систему и т.д.;
•поверхностная или глубинная. Поверхностная ощущается человеком, глубинная, как правило, не ощущается, и связана с задавленными в детстве естественными эмоциями раздражения и злости, которые часто находят выход в совершенно случайных, непредсказуемых всплесках словесной или поведенческой агрессии или в аутоагрессии;
•по силе ощущений и проявлений может быть адекватной ситуации или неадекватной. Неадекватная раздражителю по силе эмоция всегда связана с задавленными эмоциями, не нашедшими выход ранее;
•осознаваемая и неосознаваемая. Неосознаваемая эмоция часто воспринимается человеком как иная эмоция, например: боль, страх, воодушевление или драйв и может ощущаться как прилив энергии.
•открытой – прямо выражаемой в словах или в действиях, и скрытой – выражаемой косвенно в интонации, словах или
действиях.
Адекватная по силе и проявлению адресная злость или раздражение (назовем ее здоровой) направленная непосредственно на защиту, не вызывает неприятных ощущений ни у окружающих, ни у самого человека, она понятна и принимается как естественное свободное проявление. Но чаще мы имеем дело со смещенной или глубинной злостью, которая пугает окружающих и часто разрушает самого человека. Эта злость является вторичной по отношению к первичным эмоциям: страху (тревоге), боли, бессилию и отчаянию. И выступает скорее как защита от них, чем от реальной или воображаемой опасности.
Истоки этой злости кроются либо в травматическом прошлом, и тогда в психическом поле она выглядит как борьба за свою жизнь. Как правило это глубинная, неосознаваемая, задавленная, обобщенная, неощущаемая ярость, всегда выражаемая в неадекватных по силе и адресности проявлениях. Телесная локализация внизу живота. Либо она выступает как защита от психологического насилия. Она может быть связана как с актуальной ситуацией несправедливости,
736
притеснения, пренебрежения и других затрагивающих личность проявлений в социальном окружении, воспринимается как защита самооценки, так и с системой подавляющего личность воспитания, которое применялось к человеку, когда он был ребенком. В таком случае эта защита приобретает более глобальный характер и воспринимается как борьба за сохранение целостности личности. Ощущается как злость и телесно располагается в груди и горле. Так часто описываемое ощущение прилива крови к голове, шума в ушах означает то, что злость или ярость была подавлена в своем немедленном проявлении и не смогла найти выход ни в движении, ни в звуке, которые, как правило, облегчают состояние и способны вызвать быстрое успокоение.
Именно из-за того, что телесная локализация злости (ярости) идентична локализации тревоги, эти две эмоции часто путают. Маркером для различения служит наличие или отсутствие в ней энергии. Тревога парализует, а злость (ярость) побуждает к действиям.
Литература
1.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752.
2.Лоренц К. Агрессия // Издательская группа «Прогресс», Москва, 1994.
3.Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. «Когито-Центр», 2009, 390 с.
4.Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций.
Питер, 2007. 464 с.
5.Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. Москва: Практика, 1997. 1056 с.
Взросление и инициация в современном мире
Серова В.В., Александрова Е.А.
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия vlada.serova.99@bk.ru, aleksandrova.elenaandreevna@mail.ru
Всовременном обществе все больше молодых людей сталкиваются
спроблемами взросления. Многие не могут перейти порог между
737
детством и взрослостью. В древних племенах инициация делала процесс взросления менее болезненным. После ее прохождения ребенок признавался взрослым и вливался в свое сообщество. Инициация позволяла увидеть, что через это проходили все члены общества, таким образом молодой человек получал поддержку и видимость того, что он не один проходит через новый жизненный этап. Символическое перерождение давало ребенку возможность не уходить в состояние инфантильности в трудные моменты. Он становился взрослым, который может самостоятельно находить решения проблем, не уходя в регрессию к детскому состоянию. Главным инструментом в инициации являлись ритуалы, которые были наделены сакральным смыслом. Они снимали эмоциональное напряжение, утверждали идентификации человека с новой группой и позволяли инициируемому получить новый статус, права и обязанности. То есть ритуалы позволяли присвоить ребенку чувство взрослости и перейти из мира детства во мир взрослых [1; 3].
Именно поэтому вопрос инициации в современном обществе представляет особый интерес. Феномен инициации и его видоизменение могут быть инструментом, который поможет молодым людям пройти этап взросления [2; 4].
Входе исследования мы выдвинули следующую гипотезу: достижение ощущения взрослости у молодых людей в современном мире может достигаться за счет инициации, включающей ритуалы перехода.
Исследование состояло нескольких этапов: 1) Подбор теоретической базы и анализ научных работ, соответствующих заявленной теме; 2) Создание опроса и анкеты, и их проведение; 3) Анализ полученных результатов; 4) Подведение итогов исследования.
Висследовании приняли участие 26 человек – 8 человек в возрасте 21 года, 11 человек в возрасте 22 лет, 6 человек в возрасте 23 лет и 1 человек в возрасте 25 лет. Общий возрастной диапазон выборки составляет от 21 до 25 лет.
Вопросе, который заполняли респонденты, сначала надо было указать информацию о себе (возраст, пол, опыт службы в армии, уровень образования, наличие информации о себе, живет ли человек с родителями, может ли он назвать себя физическими-независимым). Далее необходимо было заполнить анкету.
738
Внашей анкете было следующие шесть вопросов.
•Опишите, каким, по-вашему, должен быть взрослый человек?
•Что должно случиться в жизни человека, чтобы он мог назвать себя взрослым?
•Что должно случиться в жизни человека, чтобы его могли считать взрослым?
•Назовите событие, предшествующее появлению чувства взрослости в жизни человека
•Назовите событие, предшествующее появлению чувства взрослости в жизни человека
•О каких ритуалах взросления в современном мире вы знаете? По результатам ответов испытуемых были выделены следующие
категории, относящиеся к чувству взрослости:
1.ответственность;
2.самостоятельность;
3.наличие работы;
4.осознанность;
5.сепарация от родителей;
6.критическое мышление;
7.переломный момент-событие/инсайт;
8.появление личного ощущение/самосознание;
9.возраст/совершеннолетие;
10.появление атрибутов – семья, успех, имущество;
11.внутренняя уверенность;
12.независимость;
13.переезд;
14.желание осуществлять самостоятельный, свободный выбор;
15.поиск спутника жизни, влюбленность.
Далее мы выделили категории ритуалов взросления, исходя из ответов испытуемых:
1.армия;
2.работа;
3.съезд от семьи;
4.рождение детей;
5.окончание университета;
6.ипотека;
739
