Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 398-1

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
8.47 Mб
Скачать

большим упором на изучение Корана, и единственное окно в мир – с перебоем работающий интернет.

Мы решили посмотреть на динамику ценностей: что различает эти два поколения и что между ними общего?

В исследовании приняли участие 226 человек: 110 человек молодежи (74 жен., 36 муж.) и 116 (45 жен., 71 муж.) людей старшего поколения. Опросник распространялся на улицах среди жителей городов Эль Уэд, Туггурт, Бискра, а также среди студентов и преподавателей государственного университета городского округа Эль Уэд.

Согласно полученным результатам исследования, ценностью, объединяющей оба поколения, стала ценность безопасности. Испытав на себе все тяготы революционной борьбы, гражданской войны и последующей изоляции страны, все поколения сходятся в стремлении к безопасности. Возможно, это и объясняет то, что события арабской весны не затронули Алжир, а массовые протесты 2019-2020 годов, в которых участвовали десятки миллионов жителей по всей стране, проходили мирно и бесконфликтно [1].

Также оба поколения объединяет высокая приверженность традиции. У обеих групп среднее значение (median) – 5 («похож на меня»). Этому способствует, вероятно, традиционный уклад жизни, скрупулезное поддержание обычаев родного края, сходство в образовании с упором на поддержание культурных и духовных традиций, и, наконец, скудная доступность информации извне из-за дорогостоящих смартфонов и другой техники, а также малой доступности высокоскоростного интернета.

Значительная разница касается ценности власти. Молодое поколение стремится к большему равенству, в то время как старшее поколение выказывает значительно большее стремление к дистанции власти, традиционной для данного общества, согласно данным Г. Хофстеде [4]. Стремление к уменьшению дистанции власти также выделяет молодежь Алжира на фоне данных, полученных в Омане и Израиле, где дистанция власти традиционно для данного региона высока.

Таким образом, мы видим, что несмотря на большое сходство в том, что касается следованию культурной и духовной традиции, все же намечаются черты новой культуры, в которой прежде всего

620

меняется отношение к дистанции власти. Возможно, это и станет катализатором дальнейших изменений в обществе.

Литература

1.Бабкин С.Э. Алжир: выстояла ли «система»? (к событиям 2019 г.) / Отв. ред. Н. Г. Романова. М.: ИВ РАН, 2020. 240 с.

2.Долгов Б.В. Исламистское движение в Алжире и Тунисе: 19702017 гг. М., 2018.

3.Ланда Р.Г. История Алжира. М., 1999.

4.Hofstede H. Country comparison: URL: https://www.hofstede- insights.com/country-comparison/ (дата обращения 20.03.2023)

5.Sortheix F. M. Arab Mediterranean youth's values: The role of values and value congruence on intentions to Emigrate. 2023. DOI:10.1016/j.ijintrel.2023.101758

6.Schwartz Sh., Cieciuch J. (2021). Measuring the Refined Theory of Individual Values in 49 Cultural Groups: Psychometrics of the Revised Portrait Value Questionnaire. Assessment.

7.Schwartz S. H. (2021). A Repository of Schwartz Value Scales with Instructions and an Introduction // Online Readings in Psychology and Culture, 2(2). https://doi.org/10.9707/23070919.1173

Анализ результатов анкетирования подростков по проблеме курения электронных сигарет

Очеретина Ю.А., Ястребова А.А.

ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района, Санкт-Петербург, Россия rmo-vibor@yandex.ru, a.yastrebova78@yandex.ru

Употребление табака и никотинсодержащей продукции является медико-социальной проблемой во всем мире. Ввиду условной легализации и распространения мифа о безвредности вейпинговых устройств, растет процент курящего населения. Наибольшую тревогу вызывает тот факт, что к курению электронных сигарет приобщается все больше молодых людей, в особенности подростков 12-17 лет [3].

621

По данным американского исследования (NYTS), в период с 2011 по 2019 г. регулярное употребление электронных сигарет среди учащихся старшей школы увеличилось с 1,5 до 27,5% [5]. Согласно данным отечественных авторов, в 2015 году в среднем 8,5% школьников употребляли электронные сигареты [2].

В феврале 2023 года прокуратурой Выборгского района города Санкт-Петербург было направлено поручение на разработку специализированной анкеты с целью изучения ситуации курения электронных сигарет среди несовершеннолетних. Для более углубленного понимания проблемы распространенности «вейпинга» среди подростков специалистом ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района, педагогом-психологом А.А. Ястребовой совместно с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и андрагогики СПБ АППО О.В. Эрлих, была разработана социальнопедагогическая анкета для обучающихся 10-11 классов. Исследование ситуации «вейпинга» в подростковой среде с помощью разработанного инструментария было проведено на базах ГБОУ и ГБПОУ Выборгского района: так, в анкетировании были задействованы 8 гимназий, 1 лицей, 35 школ и 2 колледжа. Анкетирование анонимное, сама анкета представляла собой печатный бланк с 10 вопросами, которые в дальнейшем вручную обрабатывались специалистами ЦППМСП Выборгского района.

Репрезентативная выборка составила 4035 обучающихся возрастом от 15 до 18 лет. Большую часть опрошенных составили подростки в возрасте 16 лет (37%) и 17 лет (44%), 56% которых составили молодые люди. С целью дальнейшего анализа, выборка была разделена на три группы: общеобразовательные учреждения (ОУ), гимназии и лицей, колледжи (ПОУ). Согласно опросу, 16% учеников ОУ считают электронные сигареты безопаснее обычной табачной продукции; в лицее и гимназиях этот показатель составил 7%, в ПОУ – 19%. Полученные результаты соотносятся с исследованиями соотечественников: подростки демонстрируют низкую осведомленность о вреде курения табачной продукции, в том числе электронных сигарет, поэтому склонны придерживаться распространенного мифа о безвредности вейпинговых систем [2].

По результатам опроса, большинство курящих сверстников есть в окружении у 19% обучающихся ОУ и у 38% обучающихся ПОУ; 51%

622

обучающихся лицея и гимназий отрицают наличие в их окружении сверстников, курящих электронные сигареты. Согласно мнению 35% обучающихся ОУ, сверстники курят электронные сигареты несколько раз в день, при этом многие подростки указывают в варианте ответа «другое», что они курят «ежечасно» и «постоянно». Учащиеся лицея и гимназий затрудняются с ответом: вариант «другое» выбрали 68% обучающихся. Больше половины обучающихся ПОУ (52%) указывают, что сверстники курят «несколько раз в день». Данные результаты могут говорить, об особенностях пропускного режима в учреждение в течение учебного дня.

Среди причин употребления большая часть обучающихся ОУ отмечают «скуку» (35%), при этом дополняя в варианте ответа «другое», что причиной курения также могут выступать отсутствие занятости, увлечений и хобби. Респонденты, обучающиеся в лицее и гимназиях, отмечают, что причиной употребления электронных сигарет выступает стресс и необходимость поднять себе настроение (22%). Респонденты ПОУ в качестве наиболее частой причины курения электронных сигарет выделяют быстрое привыкание (24%). В аналогичных исследованиях около половины всех подростков в качестве причин начала курения называют пример друзей, влияние компании и курение в кругу семьи [2]. Еще одной распространенной причиной начала курения является попытка справиться со стрессом: так, подростки отмечают наличие у них таких чувств, как обида, озлобленность, депрессивные состояния [1; 4].

По результатам анкетирования наблюдается тенденция, в которой отмечаются характерные особенности социальной группы подростка. Так, среди обучающихся ОУ выявлена широкая распространенность употребления. Среди обучающихся лицея и гимназий можно отметить достаточно большую учебную нагрузку и связанные с ней трудности, в связи с чем возрастает потребность в снятии стресса. Обучающиеся ПОУ находятся на стыке возрастных периодов: с одной стороны, имеют возрастные особенности подростков, а с другой стороны получение профессионального образования, что характерно для совершеннолетних людей.

Таким образом, в подростковой среде наиболее ярко выражена реакция группирования, которая также сопровождается желание выделяться, показать свою взрослость и независимость. Так, находясь

623

под влиянием референтной группы и имея склонность к импульсивным, рискованным и демонстративным поступкам, подростки прибегают к курению, по их мнению, менее вредных и популярных в настоящее время электронных сигарет, что в дальнейшем может привести к развитию опасной для здоровья привычки.

Литература

1.Капустина Н.Р. Курение в образе жизни детей и подростков//Вятский медицинский вестник. 2020. 1(65).

2.Мельникова И.М. Современные медицинские и социальные аспекты потребления табака и никотинсодержащей продукции в подростковой среде//Вестник крсу. 2021. 21(9).

3.Скворцова Е.С. Распространенность и основные мотивы курения среди городских старшеклассников в Российской Федерации в 2010–2011г//Профилактическая медицина.

2016.1.

4.Хабриев Р.У. Факторы риска для здоровья подростков: результаты массового опроса//Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2020. 65(3).

5.Wang T.W. Tobacco Product Use and Associated Factors Among Middle and High School Students//MMWR Surveill Summ. 2019. 68(12).

Этническая и религиозная идентичность удин: первые результаты кросс-странового исследования

Павлова О.С.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия os_pavlova@mail.ru

Удины – малочисленный этнос, общая численность которого во всем мире насчитывает не более 10 тысяч человек. Родиной удин является территория современного Азербайджана, где к настоящему времени их проживает около 4000 тысяч. Часть удин вынуждены были

624

покинуть Азербайджан в 20-е годы XX века, основав в Грузии село Зинобиани. В конце ХХ века часть удин переселились в Ростовскую и Волгоградскую области, Краснодарский край Россию, где согласно переписи населения 2020-21 гг. их около 2 500 человек.

Удины исповедуют христианство. До середины XIX века они принадлежали к Албанской Автокефальной церкви, а в 1836 году согласно Указа Николая I эта церковь была упразднена и подчинена в качестве епархии Армянской Эчмиадзинской Церкви.

Удины – древний народ, о предках которых в своих трудах писал Геродот (V в. до н.э.). Они являются один из сохранившихся до наших дней народов государства, которое существовало в Восточном Закавказье уже в IV-V в. до н.э., и просуществовало до VIII века, – Кавказской Албании [1]. Удины сохранили свой язык, который лингвисты относят к лезгинской группе нахско-дагестанской семьи. Согласно историческим данным, удинский язык – один из письменных языков Кавказской Албании. В настоящее время удинская письменность существует на латинице и кириллице. Удины в России и Азербайджане получают образование на русском языке, а в Грузии – на грузинском [2; 3].

Очевидно, что изучение этнопсихологических особенностей представителей удинского народа, проживающих в разных странах, представляет большой интерес. Наше исследование началось в марте 2023 года. Теоретико-методологической базой исследования является модель аккультурации Дж. Берри, в которой изучается установка на сохранение родной культуры и идентичности со своей группой, а также установка на поиск позитивных отношений с другими группами. Особое внимание в исследование уделялась вопросам этнической, языковой и религиозной идентичности удин. Одним из важных аспектов изучения являлся вопрос кросс-странового сравнения особенностей аккультурации и различных видов идентичности удин.

На момент написания тезисов в исследовании приняли участие 60 удин (46,6% мужчин, 53,3% женщин); однако исследование продолжается.

Согласно полученным ответам, все опрошенные респонденты проживают в этнически неоднородной среде в окружении

625

представителей других этнических групп. Половина респондентов (53, 33%) отметили, что в их семье прилагаются усилия, чтобы дети больше узнали об удинах, их культуре, религии, истории, героях, достижениях.

Отвечая на вопрос, что отличает удин от представителей других этнических групп, респонденты отмечали, что это: гостеприимство, сплоченность, дружелюбие, древний язык, сохранение своих традиций и веры.

Среди опрошенных 90% респондентов ощущают себя удинами, а 82 % гордятся тем, что они являются удинами.

Около 50% респондентов считают себя верующими людьми, гордятся своей религией и счастливы быть ее представителями. При этом лишь 25% опрошенных назвали себя последователями Албанской Автокефальной церкви, а 57% являются православными.

В ответах удин, живущих в разных странах, отмечалась, что родина удин – Габалинский район Азербайджана, откуда родом многие наши респонденты, в том числе и те, что живут сейчас в России. Сохранение культуры, поддержание и изучение родного языка

– важная задача для удин. В России в двух воскресных школах – в Краснодаре и Шахтах удинские дети учат родной язык. В настоящее время целенаправленная работа по сохранению языка ведется удинскими активистами совместно со специалистами Научного центра по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания РАН.

Таким образом, уже первые результаты нашего этнопсихологического исследования говорят о том, что, обладая общими ценностями, сохраняя родной язык, удины живут в разных странах и считают себя последователями разных церквей, что не мешает им ощущать единую этническую идентичность, которая основывается на представлениях об общей Родине и истории. Дальнейшая реализация исследования поможет изучить особенности этнокультурных ценностей и стратегии аккультурации удин, а также основные современные черты их этнической и религиозной идентичности.

626

Литература

1.Данакари Р.А. Философия этнического бытия. Этническая группа удин(ы) в условиях глобализации человечества: монография. Волгоград, 2017. 388 с.

2.Ганенков Д.С., Ландер Ю.А., Майсак Т.А. Удинский язык

(ниджский диалект) // Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 2. Тексты и словарные материалы / Гл. ред. А. Е. Кибрик. М., 2008. 304 с.

3.Clifton J. M., Clifton D. A., Kirk P., Ljøkjell R. (2005). The sociolinguistic situation of the Udi in Azerbaijan. In John M. Clifton (ed.), Studies in languages of Azerbaijan, vol. 1, 107–123.

Baku.

Available

online

at

https://www.sil.org/resources/archives/9063

 

 

Об оценке эффективности программы психолого-педагогического сопровождения детей иностранных граждан

Павлова О.С., Ткаченко Н.В.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Чибисова М.Ю.

ФГБОУ ВО МПГУ, Москва, Россия pavlovaos@mgppu.ru, tkachenkonv@mgppu.ru, chibisovamarina0@gmail.com

Исследование выполнено по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00038-23- 01 от 08.02.2023 г. «Оценка эффективности реализации программы

психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных организациях (на основе доказательного подхода к социальным практикам в сфере детства и дифференцированного подхода к обучению детей иностранных граждан)».

В соответствии с перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 30.03.2021, в ходе реализации проекта в ФГБОУ ВО

627

МГППУ в 2022 году была разработана программа психологопедагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан [1]. В 2023-24 гг. ставится задача апробации разработанной программы с использованием критериев доказательности практик в сфере детства

[2].

В российском контексте доказательная практика – это процесс, в ходе которого специалисты-практики ищут эмпирически обоснованные пути помощи пациентам/клиентам, критически оценивают описанные в научной литературе исследования практических воздействий и используют лучшие из них, чтобы вместе с пациентом/клиентом найти оптимальные способы работы с проблемой. В связи с этим ставится задача разработки критериев, доказывающих эффективность разработанной и внедряемой практики, а также проверка ее эффективности. В основу общей методологии доказательного анализа практики положена модель сбора и анализа данных, позволяющая комплексно подходить к получению новых и оценке имеющихся сведений о замысле, реализации и социальных результатах практики. Существует четыре ключевых направления доказательного анализа, позволяющих оценить уровень доказательности социальной практики:

1.Регламентированность практики (наличие и качество документов, в которых закреплены процедуры практики; формы и методы обеспечения качества работы специалистов, реализующих практику; формы и методы профилактики в области возможного негативного влияния и рисков; соблюдение обязательных требований

ипроцедур в процессе реализации практики).

2.Обоснованность практики (непротиворечивость / логичность / убедительность причинно-следственной связи между реализацией практики и социальным результатом, который достигается за счёт ее применения; обоснованность практики с точки зрения ценностей, потребностей, опыта и знании благополучателей; обоснованность практики с точки зрения специалистов-практиков, работающих с детьми и их семьями; обоснованность практики с точки зрения научных теории и концепции, результатов научных исследовании в данной области).

628

3.Результативность практики (степень достижения заявленного социального результата; устойчивость социального результата; отсутствие негативного эффекта или вреда для благополучателей и сообщества в целом).

4.Обоснованность данных о социальных результатах (подтверждение социальных результатов данными из разных источников; системный характер процедур сбора и анализа данных; корректность применения исследовательских инструментов).

Кроме уровней доказательности нельзя не обратить внимание на требования к соблюдению этических норм. По утверждению разработчиков Стандарта можно выделить следующие этические принципы, которые необходимо учитывать при оценке доказательности практики: ненанесение вреда; конфиденциальность и ответственное обращение с личной информацией; добровольность участия в исследовании; ориентация на субъект-субъектное взаимодействие; безоценочная позиция взрослого.

Таким образом, в ходе апробации научно-методологической программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан на основе доказательного подхода планируется верификация указанных критериев в соответствии с основными задачами программы, проведение исследования, направленного на изучение эффективности разработанной методики, а также уточнение ключевых направлений, методов и подходов программы.

Литература

1.Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. М.: МГППУ, 2022. 221 с.

2.Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В.

Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 8-26.

629

Соседние файлы в папке книги2