книги2 / 398-1
.pdf6.Diener E. Subjective Well-being / E. Diener // Psychol. Bull. 1984. № 95.
7.Raghavan, R. Toward a theory of child well-being / R. Raghavan,
A.Alexandrova // Social Indicators Research. 2015.
8.Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited / C.
D.Ryff, C.L.M. Keyes // Journal of Personality and Social Psychology. 1995.
Ценность непримиримости к недостаткам в себе и других у молодежи
Лесин А.М.
ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, Рязань, Россия am170911@mail.ru
Стремительно меняющаяся социальная ситуация перманентно предъявляет все новые требования к своим членам и требует от психологической науки постоянного изучения различных сторон личности для эффективной ее самореализации [3]. Основными смыслопорождающими и мотивообразующими элементами направленности личности являются ценности, которые могут быть представлены в виде важных жизненных целей и морально разрешенных средств их достижения. При этом важно рассматривать ценностную сферу и как относительно устойчивую систему, обеспечивающую жизнестойкость, и в то же время как обладающую достаточной гибкостью для осмысленной жизнедеятельности в ситуации постоянной социальной неопределенности и трансформации [2]. В этой связи представляется важным изучение ценности непримиримости к недостаткам в себе и других, которая может как обеспечивать стремление к росту, так и характеризовать костное отношение к миру, особенно молодых людей, которые через непродолжительное время сами будут определять структуру социального мироустройства.
В связи с вышеизложенным нами были исследованы взаимосвязи значимости ценности непримиримости к недостаткам в себе и других со значимостью других терминальных и инструментальных
490
ценностей, а также с выраженностью психологических переменных инициативности 194 молодых людей в возрасте 17-23 лет. Исследование проводилось с помощью методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича, бланковый тест «Инициативность» А.И. Крупнова.
Интересно, что значимость ценности непримиримости к недостаткам в себе и других заняла последнее 18 место среди 18 возможных. Очевидно, что на декларативном уровне исследуемая ценность является наименее одобряемой молодыми людьми, поскольку в современном обществе присутствует понимание, что ошибки являются нормальной стороной и даже необходимой составляющей частью жизни молодых людей.
При этом не было обнаружено ни одной взаимосвязи значимости данной ценности с выраженностью психологических переменных инициативности, что может указывать на то, что данная ценность не обладает высоким мотивационным и активационным потенциалом и не определяет способность молодых людей без затруднений браться за дела без внешней наличной стимуляции [1].
Значимость ценности непримиримости к недостаткам в себе и других имела 6 взаимосвязей со значимостью других терминальных ценностей: положительные – с ценностями красоты природы и искусства, творчества и удовольствия; отрицательные – любви, счастливой семьи, материально обеспеченной жизни. Другими словами, как мы указывали в наших более ранних исследованиях [2], с самыми непопулярными и самыми популярными ценностями соответственно, что логично, учитывая последнее место в иерархии значимости исследуемой ценности. Чем выше ее значимость, тем больше молодые люди стремятся к восприятию красоты вокруг себя и получению удовольствия от этого. Данная ценность, связанная с завышенными требованиями к себе и другим, обращает активность молодых людей в большей степени к анализу своей личности и личности других людей, способствует созерцательности и вниманию к окружающей действительности. Увеличение значимости данной ценности связано с тем, что для молодых людей меньшую значимость имеют ценности, связанные с взаимодействием между людьми,
491
построением теплых и близких отношений, а также продуктивным воплощением плодов своей деятельности.
При этом значимость исследуемой ценности имела только отрицательные взаимосвязи со значимостью инструментальных ценностей, которые могут иллюстрировать ее смыслопорождающий потенциал. Были обнаружены отрицательные взаимосвязи со значимостью ценностей образованности, ответственности, терпимости и честности. Это может говорить о том, что чем более молодые люди считают для себя важным отсутствие возможности ошибаться, прощать эти ошибки себе и другим, тем меньшую для них значимость имеют такие способы взаимодействия с людьми, как искренность, толерантность, принятие наличия чужой точки зрения, тем меньше важно для них чувство долга, умение держать свое слово, а также широта знаний и высокий культурный уровень. Данные факты подтверждают то, что увеличение значимости данной ценности может быть связано с негибкостью не только в отношении нетерпимого отношения к своим и чужим ошибкам, но и в целом с костным отношением к другим людям и себе, к их и своему мнению, поступкам, снижением необходимости развития.
Таким образом, в данном исследовании было установлено, что ценность непримиримости к недостаткам в себе и других не является популярной ценностью среди молодежи и в большей степени связана с повышенным самоанализом, созерцательностью, нежели чем с продуктивной активностью и межличностным взаимодействием. Значимость изучаемой ценности не имела значимых взаимосвязей с психологическими переменными инициативности. Кроме того, оказалось, что данная ценность связана с общей негибкостью в отношении себя и других людей, может препятствовать возможности развиваться, менять при необходимости свою точку зрения, повышать свой культурный уровень, строить теплые межличностные отношения на основе честности, искренности, принятия, ответственности. Очевидно, что требуются усилия по гармонизации ценностной сферы молодых людей с целью содействия их стремлению к уменьшению количества критических ошибок в профессии и личной жизни, но без утраты необходимой гибкости в отношении себя и других людей.
492
Литература
1.Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. 2008. №1 (3).
2.Лесин А.М. Определение личностной значимости и содержания ценностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. № 4 (31). DOI:10.23888/humJ20204445-455
3.Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности: Коллективная монография / Под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой. М.: ФГБНУ ИИДСВ, 2020
Психологические аспекты преодоления социальнопедагогической запущенности приемного ребенка
Лисова Е.Н.
ФГБОУ ВО ВГУ, Воронеж, Россия grelisichka@gmail.com
Социально-педагогическая запущенность детерминирует особенности психологического благополучия приемного ребенка [3], проявляясь в отсутствии учебной мотивации, неразвитости познавательных процессов, несформированности навыков поведения и общения [1], что создает нередко незначительную динамику психического развития на фоне ослабленного здоровья в целом, ощущение неудовлетворенности у самих детей и замещающих родителей.
Недостаточность должного воспитания и развития в соответствии с возрастом и отклонение от норм развития в содержании образа «Я», поведении, общении, взаимоотношениях с окружающими [1; 4] может не осознаваться ребенком, который стремиться вернуться в биологическую семью, испытывает нередко большую эмоциональную удовлетворенность именно в ней за счет понятности происходящего и наличия привязанности к ее членам. Это влечет трудновоспитуемость [4], непослушание и непонимание важности принятия опыта и позиции замещающих родителей.
493
Ожидания успешности от приемного ребенка может быть одной из ошибок этапа регрессии взаимоотношений в процессе адаптации к семье [5], предрасполагая к дезинтеграции внутрисемейных отношений. Поступление в первый год в семье в детский сад либо в школу специалистами не рекомендуется, что создает повышенную нагрузку на членов новой семьи при условии, что именно внимание выступает главным условием ликвидации социально-педагогической запущенности [2]. С учетом того, что обеспечение теплых и доверительных отношений членами замещающей семьи многократно проверяется в процессе откатов ребенка к старым формам поведения, продвижение на пути нивелирования социально-педагогической запущенности оказывается нестабильно.
Отталкиваясь от своеобразия жизненной позиции приемного ребенка как «дитя двух семей» (по Л.В. Петрановской) важно учитывать, что в идеале ресурсы приемной семьи должны компенсировать недостаточность обучения и воспитания в биологической семье, обеспечить переориентацию ребенка на социально значимые и адекватные мировоззренческие и нравственные принципы и представления. При этом возможность их полной прогностической оценки может сталкиваться с неполнотой и искаженностью сведений о ней. В этой связи важное значение имеет наблюдение за его поведением в разных ситуациях и условиях межличностного взаимодействия. Психологическая диагностика должна позволять учесть личностные и возрастные особенности ребенка, специфику его педагогической ситуации и ее возможного развития.
Грамотная психолого-педагогически обоснованная система ликвидации социально-педагогической запущенности приемного ребенка предполагает: вовлечение помимо самих приемных родителей специалистов, обеспечивающих психологическое, социальнопедагогическое, логопедическое, неврологическое, психиатрическое и иное обследование и сопровождение; обеспечение понимающей позиции по отношению к воспитанию и развитию этого ребенка сотрудников дошкольных и школьных учреждений основного и дополнительного образования, информирование их об ограничениях и возможностях в процессе его развития; создание среды общения со сверстниками (нередко более младшего возраста в силу задержки
494
психического развития; имеющих возможно тоже особенности в развитии и/ или исключительно среди приемных детей вследствие большего принятия поведения конкретного ребенка со стороны других приемных родителей).
Со стороны членов замещающей семьи требуется при этом: дифференциация отсутствия у приемного ребенка определенных знаний умений и навыков от их не проявления в силу психотравматического “отката”; активное использование программ и средств, запускающих базисные психические явления и процессы; оказывающих совокупный развивающий эффект как в педагогическом, так и в социальном планах; систематическая работа, основывающаяся на корректных притязаниях членов замещающей семьи с учетом возможности как компенсировать несформированное ранее, так и принять его принципиальную невозможность проявиться вследствие пропущенных сензитивных периодов.
Тем самым могут быть заданы: соответствие новообразований возрасту, включенность в межличностное взаимодействие, удовлетворение потребностей в образовании, медицинском обслуживании, заботе, преодолении предыдущего негативного опыта.
Преодоление социально-педагогической запущенности приемного ребенка является сложным видом деятельности, сопряжено с достижением им психологического благополучия за счет учета обусловленных предыдущим опытом социализации возможностей, принятия парциальной социальной неуспешности, укрепления ориентации на ценностно-смысловые ориентиры замещающей семьи.
Литература
1.Голубева А.С. Педагогическая запущенность как социальнопедагогическая проблема // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020.
2.Лотарева Т.Ю. Концепция жизнеспособности в практике социально-психологического сопровождения замещающих семей // Человек в условиях неопределенности: сборник
495
научных трудов в 2-х т. / Под ред.а. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. Т.2. Самара, 2018.
3.Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих, приемных и опекунских семей в школе // Человеческий капитал. 2018. № 5 (113).
4.Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей, ее генезис и динамика // Психология трудного детства: материалы Международной научно-практической конференции. Курган, 2014.
5.Пискунова И.Е. Особенности адаптации детей в замещающих семьях // Образование XXI века: тренды, новые модели эпохи цифровизации и провайдеры поколения NEXT: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 20 января 2021 г. / ред. кол.: С. А. Сергейко [и др.]. Гродно, 2021.
Транспортные коммуникации в больших городах. Анализ возможностей совершенствования на основе междисциплинарного подхода
Лобанова Ю.И., Юдин Г.Л.
ФГБОУ ВО СПбГАСУ, Санкт-Петербург, Россия iggretavlada@gmail.com , george2602@yandex.ru
Транспорт – сфера, в которую так или иначе вовлечена вся человеческая популяция. Транспорт объединяет физическую (материальную) и социальную сферы жизнедеятельности человека. Поэтому представляется логичным для решения транспортных проблем опираться на междисциплинарный подход, при выборе решений сохранять ориентацию на устойчивое развитие [2; 3; 11].
В рамках обозначенного выше подхода можно предложить следующие решения.
1. Планирование и осуществление городской среды должны осуществляться с учётом потребностей и социальных запросов жителей конкретных населенных пунктов [11]. В этом отношении особенно важно взаимодействие специалистов разных сфер в работе
496
над конкретными проектами и понимание сущности решаемых ими вопросов.
2.Опора на особый подход к реализации транспортных реформ
вгородах с историческими центрами, имеющими важное значение, где изменение пространства кардинальным образом невозможно. Возможны два направления работы: ограничение транспортных потоков на этих городских территориях и/или перенос части производств, предприятий из центра на периферию.
3.Для эффективного решения транспортных (логистических) проблем важно анализировать их как социально-психологические и внедрять практики, направленные на снижение количества ДТП и повышение уровня безопасности ДД соответственно.
Человек для системы ВАДС представляет несомненную ценность в плане способности принимать решения (прежде всего в ситуациях морального выбора) и брать за них ответственность, тогда как его слабые качества могут быть продублированы или дополнены техническими или электронными системами транспортного средства, что будет способствовать повышению надежности системы в целом [7]. Важное значение имеют также подготовка водителей, которая в идеале должна быть ориентирована на формирование гармоничного стиля вождения, установок на его корректную динамику [6; 8].
4.Снижение доли личного транспорта и увеличение общественного – то, на что направлена работа технических специалистов последних лет [2].
Изменения, вносимые сугубо с подачи технических специалистов, могут не учитывать психологические аспекты, то есть не выдерживать проверки междисциплинарным подходом. Представляется, что сподвигнуть автомобилистов пересесть с личного транспорта на общественный удастся только в том случае, если выяснить причины предпочтений (на уровне мотивационно-потребностной сферы) и предоставить возможности закрыть соответствующие потребности.
Проведенные исследования [4, 5, 9, 10] показывают, что автомобиль выбирают респонденты:
•с выраженной удовлетворённостью потребностей более низшего порядка;
•стремящиеся к самоутверждению и самоактуализации;
•озабоченные защитой своего личного пространства.
497
В отношении самоутверждения проще предложить варианты, не связанные непосредственно с вождением автомобиля непосредственно в городе. Наиболее вероятный вариант – это реализация в сфере профессиональной деятельности, то есть продвижение по карьерной лестнице или по общественной линии. Другой – через хобби, которые могут носить и соревновательный характер, могут быть связаны со сферой автоспорта, предоставляя автолюбителям возможности реализации собственных возможностей.
Если говорить о стремление автолюбителей непременно использовать автомобиль для перемещения в городе, то это связано с желанием отстоять, защитить свое личное пространство, не допустить попадания в него случайных людей и не оказываться вынужденным вступать с ними в коммуникативный процесс (оказываться в ситуациях конфликта, сталкиваясь с проявлениями агрессии). Это может быть вызвано:
•снижением потребности в коммуникациях с другими людьми, проявлением негативных эмоций, связанных с развитием выраженного профессионального выгорания [1];
•деятельностью в условиях нарушения режимов труда и отдыха и развитием неблагоприятных психофизиологических состояний [4];
•наличием нерешенных проблем в сферах, не связанных с
автовождением.
Очевидно, что перевод людей с личного транспорта на общественный вряд ли осуществим без комплексного решения проблем в социальной сфере и без поддержки специалистовпсихологов.
5. Ведение работы по повышению статуса общественного транспорта и снижение статуса личного.
Технократическим путем это можно осуществить за счет улучшения эстетических и эргономических характеристик общественного транспорта, повышения его средней скорости, оптимизации логистики [2; 3]. Повысить статус общественного транспорта возможно в случае активного пользования им лицами с высоким социальным статусом (пока он идентифицируется исключительно с личным автомобилем, что сподвигает обычных
498
граждан удовлетворять свои потребности в уважении за счет использования личного автомобиля).
Литература
1.Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий): автореф. дис…. канд. психол. наук / Н.Е. Водопьянова. СПб., 2014. 48 с.
2.Вучик В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / Пер. с англ. А. Калинина под науч. ред. М. Блинкина.: Территория будущего. М., 2011. C. 576.
3.Горев А.Э., Маркелов Г.Я., Кондратенко Т.Е., Пугачёв И.Н.,
Куликов Ю.И. // Синергия концептов развития транспортных систем в условиях современной урбанизации России // Монография. СПбГАСУ, 2019.
4.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2005. 412 с: ил.
5.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983. 368 с.
6.Лобанова Ю.И. Исследование динамики стиля вождения: от новой методологии к эмпирике. // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9.
№ 4А. С. 182-191. DOI: 10.34670/AR.2020.44.93.018
7.Лобанова Ю.И. О возможности обеспечения безопасности дорожного движения на основе проектирования системы человек-машина на базе ресурно-стилевого подхода. // В сборнике: Комплексный характер устойчивого развития и безопасность в основных сферах человеческой деятельности. развитие и стабильность. Материалы Международной научной сессии. Санкт-Петербург, 2022. С. 26-35.
8.Лобанова Ю.И. Психология безопасного автовождения. / СПб.: СПбГАСУ, 2016. 326 с.
9.Лобанова Ю.И., Юдин Г.Л. Субъективные факторы предпочтения разных видов транспорта // Институт психологии Российской академии наук. Организационная
499
