Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Том 2. 1999–... 2022

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
32.94 Mб
Скачать

Всё это время по залу палят боевики со стороны параллельного фли­ геля. В зал даже пускают несколько реактивных гранат. По словам Гаглоева, именно от одной из этих гранат загорелся потолок зала. Из спортзала кое-как выносят оставшихся там живых людей. Всё это время боевики через окна стреляют по спасающимся и спасателям из автоматов и гранатомётов.

Одна из девочек, Аида Сидакова, контуженая, вылезла из спорт­ зала и на глазах у всех запрыгнула назад. После первого взрыва она и её мать, Лариса Сидакова, потеряли друг друга. Теперь Аида пыта­ лась найти маму.

Они обе остались живы1.

В 14:30 из школы с толпой заложников пытается выбраться один из террористов, Нурпаша Кулаев. Его, бормочущего «жить хочу, хочу жить», опознают и захватывают. В это время по всему городку хва­ тают предполагаемых террористов. В Беслане много мужчин, съе­ хавшихся из других частей Осетии, поэтому их не всегда опознают сразу и многие по ошибке попадают под горячую руку. Схваченных доставляют в отделения милиции, многих избивают, но в итоге Кулаев оказывается единственным из боевиков, кого берут живьём.

Худшее было впереди. Пожар в спортзале начался около 14:45. Судя по всему, непосредственной причиной возгорания стала выпущен­ ная террористами реактивная граната, попавшая в деревянные пере­ крытия спортзала.

Поначалу площадь пожара была маленькой, но потушить его не было никакой возможности из-за стрельбы от занятого террористами фли­ геля. В это время в зале всё ещё было множество раненых и конту­ женых. Пламя распространяется с чудовищной скоростью. Сверху падают горящие куски потолочных плит, доски чердака.

Подробная история поистине чудесного спасения семьи Сидаковых и их поисков фотографом Дмитрием Беляковым:

https://expert.ru/russian_reporter/2019/15/beslan-devochka-okno-15-let-

spustya/

БЕСЛАН

383

15:00. Общий штурм. По позициям боевиков на чердаке школы бьют «Шмелями»1. Спецназ действует тремя группами. Одна прорывается к столовой через флигель мастерских. Пройти долго не получается - на пути баррикады и мины. В конце концов по приставной лест­ нице взбираются на второй этаж и идут вперёд, к актовому залу, под которым столовая. Вторая группа входит через окно библио­ теки с торца. Коридор на первом этаже простреливается насквозь, поэтому бойцы тоже заходят на второй этаж и продвигаются впе­ рёд по длинному коридору. Третья движется к угловому запасному выходу под прикрытием брони. Ей было относительно проще: огне­ вые точки боевиков подавили, поэтому там, со стороны двора, где спортзал, к зданию подошло много местных мужчин и корреспонден­ тов. Многие журналисты тогда побросали камеры и пошли туда же, куда все остальные — выносить детей. В этот момент из школы выводят третью большую группу заложников. Первая — это те, кто вырвался во время массового бегства после взрывов в спортзале, вторая — те, кого вытащили из тренажёрки, а теперь вытаскивают людей из душевых. Но много заложников ещё остаётся в столовой.

«Альфа» и «Вымпел» не могут подавить противника огнём: на линии стрельбы постоянно кто-то находится. У террористов таких про­ блем нет. Спецназу приходится наступать по ровному открытому пространству, и он начинает нести тяжёлые потери. В атаку идут даже способные передвигаться раненые. Бой идёт на втором этаже, где с некоторым количеством заложников рассредоточилась группа боевиков, и в столовой, где засел основной отряд.

В столовой — ад внутри ада. Террористы прекрасно понимают, что отступать им больше некуда, поэтому толпами ставят людей на окна, стреляя из-за их спин из всего,что есть. В этот моменту них в руках ещё остаётся не менее сотни заложников. После того как удалось убить боевиков на втором этаже, к столовой и актовому залу над ней стягиваются штурмовые группы внутри школы. Альфовцам на втором этаже приходится вывешивать в окно импровизированный белый флаг: ополченцы продолжают молотить куда Бог пошлёт.

Реактивный пехотный огнемет. Название не вполне корректное, боеприпас

создает избыточное давление, но не поджигает цель.

386

ГЛАВА 9. ЧЁРНЫЙ ПОТОК

К окнам столовой прорывается БТР. Тросом цепляют и вырывают решётку первого этажа. В столовую и кухню врывается спецназ. Именно там гибнет больше всего офицеров: бой идёт накоротке, террористы могут давить огнём любое движение. Там же гибнут десятки заложников.

Надежда Бадоева, тогда старшеклассница, в суде рассказывала про этот бой:

«Наши [дети] кричали: мол, не стреляйте, здесь заложники. Альфовцы в ответ: мол, мы знаем. И потом они залезли, пробили решётку. Первый, кто запрыгнул, пробил решётку и на печку прыгнул. И вот этот Ибрагим выбе­ жал оттуда и кинул гранату, он ещё кричал: „Аллах акбар!" Он умер, этот альфовец, возле меня ещё сидели дети, и он к нам прыгнул, накрыл нас собой. Потом вот кто там побли­ зости сидел, они их всех вытащили, и кричат нам: „Ползите, что вы ещё сидите". Я ещё ногу не видела, только почувствовала горя­ чее. Но попало что-то, и кровь вот по лицу

у меня течёт горячая. А так я ещё не видела.

Икак-то вот этого альфовца, мы его скинули.

Идети побежали, они нормальные были, они побежали. Я тоже встала — сейчас, думаю, пойду, и у меня нога ушла под себя. Я вообще не могла, как-то доползла. А передо мной выносили девочку, или я не знаю кого, и в неё попали. И альфовец кричит: „Смотрите, при­ крывайте, чтоб в неё тоже не попало". И так меня вытащили, вынесли. И всё»1.

Убитый спецназовец, прикрывший собой детей, — Андрей Туркин из «Вымпела». А «Ибрагим» — Ибрагим Дзортов, тот самый, кото­ рый убил физрука. Бросок гранаты был последним, что он успел в жизни — затем его застрелили.

27-е заседание Верховного суда Северной Осетии по делу Кудаева.

БЕСЛАН

387

Хучбарова с группой подручных убили во время бешеного боя в сто­ ловой. Ходов был застрелен в актовом зале.

После того как последние заложники покинули школу или погиб­ ли, снаружи решили больше не тратить людей на контактный бой. Огневые точки боевиков расстреляли «Шмелями», а в 21:00 добавил танк, сделавший семь выстрелов. Двое последних террористов зата­ ились во флигеле и попытались сбежать около полуночи. Их накрыли из гранатомёта.

Бой закончился.

Детей эвакуировали в больницы. Потери ужасали. Погибло 334 чело­ века. Более 700 ранены и травмированы. Убито 186 детей, 129 взрослых родственников, близких и сотрудников школы, 9 человек из состава спасательных служб и МВД. Во время штурма погибли 10 офицеров «Альфы» и «Вымпела». Для них это беспрецедентные потери: за всю историю подразделений, начиная со штурма дворца Амина в 70-е, в обоих погибли около 60 бойцов. 35 спецназовцев, 27 спасателей, милиционеров и солдат других ведомств были ранены.

На следующий день началась тяжелейшая работа — разбирали завалы, выносили мёртвые тела. Началось официальное расследование - и несколько неофициальных. Споры об обстоятельствах трагедии продолжаются до сих пор. Беслан на много лет перестал быть нор­ мальным городом. В лучшем случае оплакивали друзей. В худшем - семьи, погибшие полностью.

ГЕРОИ И НЕГОДЯИ

Специфика работы спецподразделений: о мёртвых известно больше, чем о живых. Но по крайней мере один из участников штурма не просто известен по имени, но даже дал интервью’. Это Максим Разумовский из «Вымпела», младший брат погибшего в школе Дмитрия. Фотография, на которой он выходит из школы, — изра­ ненный, в рваном камуфляже, покрытый каменным крошевом, зали­ тый своей и чужой кровью — обошла мир.

http://www.pravoslavie.ru/73337.html

388

ГЛАВА 9 ЧЕРНЫЙ ПОТОК

Максим пришёл в «Вымпел» в 1997 году и до Беслана воевал по всему Кавказу. Во время штурма его ранило пулей в бедро, на что боец просто не обратил внимания: он перевязывал товарищей, и собственная рана показалась ему незначительной. Затем — уже во время штурма второго этажа — Разумовского ранило и контузило близким взрывом гранато­ мётного заряда. Осколки попали в голову, плечо и спину. То, что про­ изошло дальше, несколько выходит за рамки нормальных человечес­ ких возможностей: Разумовский добрался до исходных позиций сам, перевязал раны, вколол обезболивающее... и вернулся — сражаться, помогать раненым и выносить детей. Сейчас он жив и здоров. Героем себя не считает. Кроме его брата из состава спецподразделений в школе погибли Роман Катасонов, Денис Пудовкин, Олег Ильин, Андрей Туркин, Олег Лоськов, Вячеслав Маляров, Андрей Велько, Михаил Кузнецов и Александр Перов. Были убиты или тяжело ранены все командиры штурмовых групп. Итог операции для групп «А» и «В» подвёл неиз­ вестный офицер: «Нас стали хоронить, как шахтёров».

Позднее состоялся суд над единственным выжившим террористом — Нурпашой Кулаевым. Никакой готовности к смерти, о которой столько разглагольствовали, Кулаев на процессе не продемонстрировал. Никакого мужества не проявил. Боевик утверждал, что автомат ему выдали в самой школе, что он ни разу не выстрелил, потому что не умеет, и что един­ ственной его задачей было сидеть у окна и смотреть, не идёт ли кто снаружи. Между тем неудачливая смертница Зарема Мужахоева опо­ знала Нурпашу как члена банды Басаева, а школьная уборщица,у кото­ рой погиб ребёнок,указала на Кулаева как на человека, который её бил:

— Ну, избивать никого не изби­

вал.

Но

третьего числа, когда

я его попросила,

он

меня два раза

ударил.

 

 

 

За

что?

что у

меня

ребёнку плохо было.

За

то,

Я кусочек майки оторвала и ему говорю: «Намочи — у меня ребёнок умирает». А он мне говорит: «Пускай он у тебя умрёт, ублюдок!» И он меня дулом автомата ударил. И ногой тоже ударил. И я села на место-.

Цит. по: http://www.russ.ru/pole/Sud-nad-Kulaevym. Там же - разбор юри­

дической составляющей суда над Кулаевым.

ГЕРОИ И НЕГОДЯИ

389

Идейный боец за веру на суде юлил и пытался избежать уголов­ ной ответственности. Впрочем, это ему не помогло. Как минимум,

вбанду Кулаев входил. А особенность таких преступлений состоит

втом, что каждому конкретному участнику банды могут вменяться преступления всей группы. Исключение касается только эксцесса исполнителя — когда один из бандитов творит что-то, что не охва­ тывалось общим замыслом. Но тут не тот случай.

Вмае 2006 года Кулаева приговорили к пожизненному заключению по рекордному набору статей УК: 209 (бандитизм), 222 (незаконное ношение оружия), 206 (захват заложника), 205 (терроризм), 317 (пося­ гательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и 105, часть 2, пункты «а», «б», «в», «д», «е», «ж», «з» (убийство двух и более лиц, убийство находящихся в беспомощном состоянии, совершён­ ное с особой жестокостью, общеопасным способом, организован­ ной группой, сопряжённое с захватом заложников и бандитизмом,

атакже убийство в связи с осуществлением жертвами служебной деятельности). Судебным приставам пришлось силой удерживать потерпевших от попытки на месте исправить приговор на смертный. Сейчас Кулаев сидит в колонии на Ямале.

ВЗ Р Ы В Ы , Т А Н КИ , О Г Н Е М Е Т Ы

£0 Трагедия в Беслане оставила после себя целый ряд вопросов. Помимо официального расследования, вёлся ряд параллель­ ных. Классической версией событий является доклад пар­

ламентской комиссии, известный как «доклад Торшина» - по фамилии председателя депутата Александра Торшина . Это «консерва­ тивная», официальная версия событий, и (возможно, кому-то хотелось бы вставить здесь слово «однако» вместо «и») доклад Торшина является наиболее цельным и непротиворечивым описанием случившегося.

Куда более жёстким и даже скандальным стало «Особое мнение» участника комиссии Ю рия Савельева, пере­ росшее в отдельный доклад по поводу обстоятельств теракта . Савельев выдвинул целый ряд тезисов, фактически

Полный текст: http://pravdabeslana.ru/dokladtorshina221206.pdf

Текст доклада Савельева: http://www.pravdabeslana.ru/doklad/oglavlenie.htr

390

ГЛАВА 9 ЧЕРНЫЙ ПОТОК

обвиняющих службы безопасности и военных в сознательном унич­ тожении школы с заложниками. Савельева и его команду обвиняют во множестве неувязок и натяжек, допущенных в докладе, а также под­ гонке фактов под концепцию. Например, Савельев использует лишь те реплики очевидцев, которые хотя бы косвенно подтверждают его правоту, игнорируя более многочисленные свидетельства, его вер­ сию опровергающие. Однако версия Савельева достаточно широко разошлась и требует опровержения по существу.

Вкратце два ключевых вывода Савельева можно описать так:

Первый взрыв в школе произошёл в результате выстрела из гра­ натомёта или огнемёта «Шмель» снаружи. Выстрел был произведён

в13:05 (а по официальной версии — в 15:00). От него взорвались бомбы и начался пожар.

При штурме для стрельбы по помещениям с заложниками активно применялись реактивные огнемёты и танки, вследствие чего и раз­ разилась трагедия.

У версии о первом взрыве в результате выстрела из гранатомёта или РПО есть неустранимое слабое место. При выстреле из грана­ томёта (особенно — «Шмеля») грохот слышно дважды. Первый хло­ пок — собственно выстрел, второй — звук попадания. Сохранились записи начала штурма, и на них очень хорошо слышно, что пер­ вый взрыв был одиночным. Никакого дуплета не слышно. При этом записи, сделанные уже во время боя, тоже существуют, и на них как раз отчётливо слышны дуплеты.

Кроме того, шифер на скате крыши спортзала там, где, по мнению Савельева, произошло попадание «Шмеля», остался цел и нетро­ нут. Выстрел из РПО должен был просто его сдуть. Причём в тех местах, куда в 15:00, при начале общего штурма, действительно стре­ ляли (огневые точки боевиков на чердаке), прекрасно видно, какой эффект должен был произвести «Шмель», попав в крышу спортзала.

Кроме того, точно известно, что около 14:30 в спортзале находились сапёры и спецназовцы. Полковник Гаглоев — сапёр, снимавший мины в зале, — на суде утверждал, что пожара в тот момент ещё не было.

ВЗРЫВЫ, ТАНКИ, ОГНЕМЕТЫ

391