Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Том 2. 1999–... 2022

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
32.94 Mб
Скачать

В 2004 году террористическая война достигла своего пика. Видимо, Басаев понимал, что у него есть последний шанс переломить ход кон­ фликта в свою пользу. Поэтому боевики действовали с величайшим напряжением сил. Они собирали отряды в сотни бойцов, а подполь­ ные сети в глубине России работали на износ, рассылая всё новых и новых смертников. В 2004 году чеченское подполье использовало все сохранившиеся резервы.

22 июня боевики нанесли мощнейший удар по Ингушетии. Главной целью нападения стала Назрань.

Поздно вечером 21 июня отряды из чеченских и многочисленных ингуш­ ских боевиков одновременно атаковали местное М ВД, базу погранич­ ников, базу ОМОНа, ГУВД, станицу Слепцовскую, Орджоникидзевскую

иКарабулак. В налёте участвовало не менее 200 головорезов.

ВМВД этой ночью дежурило около 20 человек. Боевики налетели на здание с воплями «Аллах акбар!», но особого успеха не достигли. Атакующие обстреляли казармы пограничников и позиции мото­ стрелкового полка, захватили оружейные склады МВД.

Отряды диверсантов взяли под контроль КПП на автотрассе. Быстро справившись с малочисленной охраной, они устроили засады. Часть боевиков переоделась в милицейскую форму, что серьёзно облегчило им работу. Атаки на здания МВД и ФСБ были скорее отвлекающим манёвром. После объявления тревоги офицеры милиции, прокура­ туры и ФСБ бросились к месту службы — на поддельных блокпостах их останавливали, просили предъявить документы и расстреливали. Сам город патрулировали лжемилицейские отряды. Несколько групп вели зачистку по адресам, убивая силовиков и чиновников.

Попытка штурма СИЗО, к счастью, провалилась: тюремщики отстрелива­ лись из всего, что у них было, и боевикам не удалось прорваться внутрь.

В ту роковую ночь погибло по меньшей мере 78 человек, в том числе три офицера «Вымпела», и. о. министра внутренних дел Ингушетии, его заместитель, прокурор Назрани и другие высокопоставленные чиновники. Боевики взяли исключительно богатые трофеи — более тысячи стволов оружия — и благополучно ушли, даже по-настоящему

356

ГЛАВА 9 ЧЕРНЫЙ ПОТОК

не заплатив за успех кровью. Что особенно скверно, часть терро­ ристов — местные уроженцы — растворилась в самой Ингушетии.

Отдельные управления ФСБ, подразделения ГРУ, М ВД, армии, чечен­ ские вооружённые формирования — все они работали на одной и той же территории, кое-как координируя свои действия. Информация застревала внутри каждого ведомства, правая рука не знала, что делает левая. В течение 2004 года власти попытались хотя бы смягчить про­ блему и привести управление антитеррористическими операциями в относительный порядок.

Однако времени уже не оставалось. Атаки продолжались. 15 июля 2004 банда примерно в сотню стволов под командой Басаева напала на круп­ ное чеченское село Автуры. Всплеск активности многие связывали с волной дезертирства из рядов кадыровской милиции после гибели Ахмата Кадырова. В результате боя 8 оставшихся на российской сто­ роне кадыровцев погибли, ещё 12 попали в плен. Боевики захватили село и полдня его удерживали, расправляясь с настоящими и мнимыми сторонниками российских властей. На исход боя сильно повлияли сложные отношения между русскими и кадыровцами. Местные мили­ ционеры, узнав, что в Автурах идёт бой, предпочли не вмешивать в дело армию, а собственных сил оказалось недостаточно. Нападающие блоки­ ровали основные въезды в Автуры и принялись обстреливать позиции милиционеров. Две машины кадыровцев, пытавшиеся въехать в село на помощь товарищам, боевики расстреляли.

— Ну почему они не доложили сразу, ещё ночью, что да, на нас напали бандиты? — возмущался русский офицер из Шали. — Почему мы должны

черпать

информацию из радиоперехватов?

Окончательно всё

прояснилось только часам

к десяти,

когда

боевики

перед отступле­

нием уже открыто

говорили

в эфире, что они

и школу сожгли, и пленных захватили. Узнай мы обстановку раньше, глядишь, и верто­ лёты бы из Ханкалы вызвали, чтобы ударить по отступающим в горы боевикам1.

https://iz.ru/news/293025

357

Разгром отряда лоялистов в Автурах прошёл почти незамеченным. Общественность только-только отходила от бойни в Назрани, а вскоре всё затмил Беслан. Однако пощёчина получилась звонкой: боевики захватывают городок с населением в 20 тысяч, удерживают несколько часов, делают что хотят, собирают трофеи и счастливо уходят.

По схожему сценарию прошло нападение на Грозный 21 августа. Вечером боевики появились на окраинах, перемещаясь крупными группами по нескольку десятков человек. Считается, что в нападе­ нии участвовало 200 -400 террористов. Снова импровизированные «блокпосты», поиск милиционеров, убитые и раненые. Грозный, конечно, был лучше готов к бою, поэтому столь оглушительного успеха, как в Назрани, террористам достичь не удалось. Но стол­ кновение всё же оказалось кровавым и жестоким. Мрачный фарс: один из местных жителей на фальшивом блокпосту решил, что его перехватили настоящие милиционеры, и показал фальшивое мили­ цейское удостоверение. Беднягу расстреляли на месте. Вообще, боевики действовали довольно бессистемно, в основном стремясь нагнать ужаса. Несколько гражданских они застрелили просто на вся­ кий случай. Тяжёлое ранение, например, получил сварщик, мирно чинивший автомобиль; военного в нём «опознали» по камуфляж­ ным штанам. В другом месте моджахеды расстреляли пассажиров машины за то, что водитель подвозил ямадаевца.

Налёт на Грозный обошёлся еще в три десятка убитых солдат и мили­ ционеров, в основном чеченцев. Погибла дюжина гражданских. «Духи» понесли потери, но добились важной цели: продемонстри­ ровали, что ещё живы и способны успешно действовать. Это была третья крупная акция за считанные недели; казалось, что вернулся 2000 год. Правда, боевики не могли поддерживать такой темп долго. Их силы к тому моменту подломила долгая война на истощение. И всё же Басаеву и Масхадову удалось на несколько месяцев пере­ хватить инициативу.

Всего через несколько дней в центральной России стряслась новая беда. 24 августа две смертницы сели в самолёты, вылетавшие из Домодедова. Как они попали на борт — отдельная история, которую тяжело опи­ сать в приличных выражениях. В аэропорту милиционер задержал обеих для проверки документов, не нашёл ничего подозрительного

358

ГЛАВА 9. ЧЕРНЫЙ ПОТОК

и отпустил. Через несколько минут они купили билеты у спеку­ лянта и прошли в зону вылета без досмотра, дав контролёру взятку в тысячу рублей. Здесь же, в Домодедове, шахидки получили взрыв­ чатку. Вскоре после взлёта обе смертницы взорвали самодельные бомбы. Самолётами управляли высококлассные, опытные пилоты, и они боролись до последнего. Но шансов справиться с развалива­ ющимися в воздухе машинами у них не было. Погибли 90 человек.

31 августа ещё одна смертница подорвала себя у метро «Рижская». Единственный отрадный момент: вместе со смертницей случайно подорвался и организатор теракта, дважды судимый уголовник из Карачаевского джамаата.

А на следующий день вся Россия узнала название маленького города в Северной Осетии.

Узнала, чтобы не забыть никогда.

БЕСЛАН

Потом мы оказались в спортзале. То, что внутри... Я это видел, и сейчас это вижу, но я не сделал ни одного кадра. Потому что это нельзя никому видеть. — Юрий Козырев,

фотограф

Бога нет. Есть Вооружённые Силы. Я верю в Россию и наши Вооружённые Силы. — Чермен Бугулов, заложник

Террористическая кампания подполью удалась. Теракты один за дру­ гим, множество убитых... и всё же в этот раз что-то явно шло не так. Россия, казалось, не обращала внимания на собственные страдания и продолжала упорно давить боевиков — до результата, до победы. Бои не останавливались. В тумане войны постепенно проступали контуры будущей Чечни, которая сама по себе создавала России массу проблем, но в которой не оставалось места непримиримым

БЕСЛАН

359

воинам джихада. Даже гибель Кадырова-старшего не изменила в ситуации на Северном Кавказе почти ничего. Атаки и взрывы сеяли страх, но даже чудовищное лето 2004-го вызывало всего один вопрос: «Ну, и что теперь?»

Сама логика войны толкала Басаева на теракт, который потряс бы даже привыкшую ко всему Россию. Всё, что пробовали до 2004 года, уже приелось и сильного воздействия на общество не оказывало. Даже «Норд-О ст» запомнился не только трагической гибелью людей, но и полным истреблением террористов. Кровавый 2004-й должен был увенчать по-настоящему грандиозный теракт, способный пара­ лизовать власть и общество. Теракт, после которого России просто не осталось бы выхода, кроме переговоров и полной капитуляции.

Школа была идеальным объектом для захвата. Теракт против детей усиливал моральный эффект многократно. Дети менее опасны. Прикрыть все школы страны никто не мог.

Беслан выбрали по нескольким соображениям. Самое очевидное - географическое положение: город находится неподалёку от границы Ингушетии и Северной Осетии. С одной стороны,туда было проще добраться — исходные позиции боевиков располагались в Ингушетии в каких-то 30 километрах. С другой — массовое убийство в осетин­ ском городке могло спровоцировать маленькую гражданскую войну между осетинами и ингушами, которые и без того находились в натя­ нутых отношениях. В 1992 году между этими народами произошёл вооружённый конфликте большим количеством погибших,а погра­ ничные территории Северной Осетии до сих пор неформально остаются спорными. Учитывая малочисленность и осетин, и ингу­ шей и широкие родственные связи внутри обеих общин, утраты 90-х воспринимались очень болезненно на протяжении десятиле­ тий. Тогдашние раны ещё не затянулись, и террористы планировали разжечь усобицу вновь. При этом осетины большей частью христи­ ане, вопрос привлечения их в отряды боевиков не стоял изначально, за их симпатии Басаев бороться не собирался.

Второй существенный момент состоял в том, что один из террори­ стов жил в Беслане довольно долго и хорошо представлял себе рас­ положение школ городка и их устройство.

360

ГЛАВА 9 ЧЕРНЫЙ ПОТОК

Главной задачей боевиков был удар по психологическому состоя­ нию всего российского общества. Террористы прекрасно понимали, что дети — слабое место любого общества, и спасать их будут любой ценой, на любых условиях. Весь 2004 год чеченцы обнажали слабость властей. И вот теперь судьбу кавказской войны должен был решить один теракт. Либо Россия идёт на переговоры и легализацию хотя бы «умеренного крыла», либо подполью приходит неотвратимый конец.

Единственный выживший террорист, Нурпаша Кулаев, на допросе показал:

— Нас собрал в лесу человек по клич­ ке Полковник и сказал: мы должны захватить школу в Беслане. Эту за­ дачу, нам сказали, дали Масхадов

и Басаев. Когда мы спросили Полковника: за­ чем это делать, с какой целью, — он отве­ тил: потому что надо развязать войну по все­ му Кавказу1.

Логика нечеловеческая, но для лидеров боевиков понятная. Басаев к тому моменту уже больше 10 лет шёл по трупам своих и чужих, множество его родных и близких лежали в земле, оба его родных брата — тоже полевые командиры — и отец были убиты в боях. К 2004 году ничего кроме войны и личных амбиций в жизни этого человека не осталось. Никаких моральных ограничений для него не существовало. Даже собственные соплеменники уже давно пре­ вратились для Басаева в топливо для его маниакальных идей.

Роль Масхадова в нападении неизбежно становилась двойствен­ ной. Басаев не слишком-то ценил Масхадова и не собирался предо­ ставлять ему никакие дивиденды от теракта. Однако он прекрасно понимал, что кроме Масхадова никого посадить за стол переговоров не удастся. Тем не менее первичной целью было именно демонстра­ тивное, зрелищное насилие.

Банду для нападения на Беслан собрали в конце августа в лесу неподалёку отсела Пседах в Ингушетии. Руководил группировкой

http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/61403/

БЕСЛАН

361