
Ванин Ю.В. История Кореи. Избранные cтатьи - 2016
.pdfляются программы объединения, разрабатываемые руководителями КНДР и РК. При всех различиях между ними, они сходны в главном – в подчеркивании постепенного и мирного характера грядущего объединения Кореи.
Разумеется, путь к объединению по-прежнему очень непрост. Слишком далеко ушли друг от друга в своем развитии два корейских государства, слишком много накопилось в их взаимоотношениях взрывчатого материала. К старым взаимным подозрениям и неприязни присоединяются новые, вызванные недобросовестным внешним вмешательством или непродуманными действиями внутренних политических сил. Поэтому ситуация на Корейском полуострове остается весьма неустойчивой, не исключающей попятных движений и даже кризисных срывов. Многое зависит от выдержки и дальновидности корейских лидеров, их готовности подняться выше личных амбиций и эгоистических расчетов, от их искренней заинтересованности в том, чтобы межкорейские отношения вели не к увековечению раскола, а к восстановлению национального единства страны.
Национальное воссоединение Кореи немыслимо без мира и стабильности на полуострове. Их сохранение и упрочение должно постоянно быть главной заботой корейских лидеров и всех политических сил. Можно надеяться, что пережившее все разумные сроки послевоенное перемирие наконец-то будет заменено полноценным мирным договором, который, конечно же, значительно оздоровит обстановку на Корейском полуострове. Но одно это не снимет всех опасных проблем. Военное противостояние двух корейских государств, периодически обостряющееся до критических пределов, не перестает вызывать тревогу в мире. Неоднократные предложения КНДР снизить на взаимных началах до нормального минимума вооруженные силы и вооружения Севера и Юга отвергаются последним как «пропагандистские». Сам же Юг каких-либо ощутимых практических шагов к совместному снижению военной напряженности не предпринимает. Напротив, он активизирует наращивание своего военного потенциала, что, как уже говорилось, не кажется оправданным и вызывает серьезные опасения. Корея снова может стать ареной страшной трагедии, если в одной ее части возобладает
731
желание искусственно ускорить объединение страны, не останавливаясь ради этого перед применением силы.
Объединение Кореи – дело воли и целенаправленных действий самого корейского народа. Однако она отнюдь не безразлично для соседей Кореи и всего мирового сообщества. Мирное урегулирование проблем Кореи очень много значит для укрепления общей безопасности на Дальнем Востоке. Страны, исторически причастные к корейскому вопросу (США, КНР, Россия, Япония), должны соблюдать максимальную осторожность и создавать со своей стороны благоприятные возможности для сближения двух корейских государств, смягчения конфронтации между ними, особенно, в военной сфере. Корейский вопрос возник как международный и останется таковым до полного разрешения. Его состояние неизменно зависит от общей ситуации в мире. Как правило, ее ухудшение влекло за собой опасное обострение противоречий КНДР и РК, зато каждый заметный шаг в смягчении международной напряженности давал ощутимые стимулы к снижению накала этих противоречий и движению двух корейских государств навстречу друг другу, Дальнейший их путь к мирному объединению, безусловно, будет в огромной степени определяться уровнем нормализации всей международной обстановки, преобладания здоровых тенденций в мировой политике.
ХХ век принес Корее длительное японское колониальное иго, радость освобождения и последовавшего тут же за ней трагедию раскола и братоубийственной войны, десятилетия раздельного существования двух ее частей в условиях постоянного жесткого противоборства. Корейский народ за этот век пережил слишком многое и полной мерой испил чашу бед и страданий. Хочется верить, что начавшийся XXI век будет к нему более благосклонным и не за горами то желанное время, когда Корея вновь станет единой и как сильное процветающее государство займет подобающее место в мировом сообществе.
732

РОССИЙСКОЕ КОРЕЕВЕДЕНИЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Корееведение в России – одно из важных направлений востоковедной науки. Ему, по общему признанию, принадлежит видное место в мировом корееведении.
Сведения о Корее начали поступать в Россию задолго до того, как сомкнулись границы двух государств. Первыми известиями о ней наша страна обязана своим представителям в Китае, собиравшим информацию о стране пребывания и ее соседях.
Российский посол Н.Р. Спафарий, находившийся в Китае в 1675–1676 гг. и составивший о нем один из первых содержательных очерков, включил в этот очерк небольшую главу «Описание государства Кореи, которое между уездом (Леоатунг) и между Амурою состоит и что при нем и в нем обретается». Завершает главу высокая оценка им Кореи: «Сия страна прехвальная есть»1343.
Следует отметить что, отзывы о Корее россиян, посещавших Китай, с самого начала отличала доброжелательность к этой стране и ее народу. Вместе с тем нередко выражалось сочувствие по поводу наблюдавшихся ими проявлений зависимости Кореи от Китая1344.
Дальнейшее ознакомление с Кореей в России связано с деятельностью в первой половине XIX в. выдающегося русского востоковеда Н.Я. Бичурина (Иакинфа), ставшего в 1828 г. членом Российской академии. В составленное им фундаментальное описание Китая вошла глава «Королевство Чао-сянь» (китайское наименова-
1343 Спафарий НГ. Описание первой части вселенной именуемой Азии, в ней же состоит Китайское Государство с прочими его города и провинции. Казань, 1910, с. 198.
1344 Поденная записка пребывания Г. Лоренца Ланга, агента его величества императора российского, при китайском дворе, 1721 года. – «Северный архив», 1822 № 18, с. 428.
733

ние Кореи), в которой вкратце изложена история Кореи и ее административное устройство1345. Особую ценность для корееведов в трудах Н.Я. Бичурина представляют касающиеся Кореи извлечения из древнейших китайских летописей1346. Без обращения к этим трудам Н.Я. Бичурина не обходится теперь ни один российский исследователь ранней истории Кореи.
Если первичное знакомство с Кореей происходило в рамках российско-китайских отношений и в какой-то мере являлось частью нарождавшегося российского китаеведения, то с утверждением России в середине XIX в. на Дальнем Востоке, в непосредственном соседстве с Кореей, началось изучение этой страны, как отдельного объекта разносторонних интересов России, и корееведение с тех пор постепенно выделилось в самостоятельную отрасль науки.
Первые работы о Корее появились еще до того, как Россия наладила с ней официальные отношения. Вначале их публикация диктовалась необходимостью больше знать о корейцах, переселявшихся с 1860-х гг. на русский Дальний Восток и содействовать их закреплению на слабо тогда освоенной территории Приморья. Свидетельством предпринимавшихся для этого усилий служит, например, составленный М Пуцилло (чиновником, много занимавшимся делами корейских поселенцев) «Опыт русско-корейского словаря» (Хабаровск, 1874). Вскоре в центр внимания ученых вошла сама Корея, с которой завязывались контакты на разных, уровнях. Начинать приходилось с переводных работ. Над их изданием трудился известный китаевед П.А. Дмитревский, обогативший своими дополнениями и комментариями переведенные им книги1347. Одновременно делались попытки создания самостоятельных работ общего
1345 Иакинф (Бичурин). Статистическое описание Китайской империи. СПБ.
1842. 4.II
1346 Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 2. М. – Л. 1950.
1347 Дмитревский П.А. Географическое описание Кореи. Пер. с кит. Ханькоу, 1889; его же: Записки переводчика, составленные переводчиком при Окружном управлении на острове Цусима Отано Кигоро. – «Записки Императорского Русского географического общества», 1884. T. XII, вып. 4.
734



