
- •Содержание
- •Предисловие
- •Тема 19. Психология памяти
- •Часть 1. Общее представление о памяти
- •Вопрос 2. Представление о памяти и ее исследование в ассоцианизме
- •Вопрос 3. Конструктивная природа памяти
- •Вопрос 4. Память и научение. Проблема формирования навыков
- •Часть 2. Когнитивная психология памяти
- •Вопрос 1. Общая характеристика систем памяти: проблема двойственности памяти
- •Вопрос 4. Структура долговременной памяти
- •Вопрос 5. Уровневый подход к исследованию памяти
- •Часть 3. Память и деятельность
- •Вопрос 1. Исследования произвольного и непроизвольного запоминания
- •Вопрос 2. Развитие памяти. Мнемотехники
Предисловие
Третья книга тома «Субъект познания» посвящена психологии памяти. По скольку память лежит в основе приобретения и использования знаний, умений
инавыков, в книгу включены также тексты по психологии научения, прежде всего, Дж. Уотсона, Б. Скиннера и H.A. Бернштейна. Обычно память и науче ние в учебных курсах рассматривают отдельно — например, в книге П. Линдсея
иД. Нормана, отрывки из которой мы помещаем в хрестоматию. Только по психологии памяти делает обзоры Р. Клацки, автор широко известного учебни ка, фрагменты которого также включены в нашу хрестоматию. Однако одна из тенденций современной психологии заключается в том, что память все больше связывают с научением.
Втеоретической психологии эта тенденция особенно проявляется в разра ботке понятия «когнитивных схем» — структурных единиц памяти, которые пред ставляют собой не только знания, а знания в действии и для действия (умственного
имоторного). Об этом пишут Д. Норман, Дж. Манддер и другие авторы. Активная природа памяти, ее участие практически в любой деятельности, чаще всего в им плицитной форме, говорит о том, что психологически память является совокупно стью процессов, а не «хранилищем информации». Она функционирует не только в учебной деятельности, но и при формировании индивидуального опыта, выступая как важнейшая составляющая личностного развития (как видно из текста К. Нель сон, посвященного автобиографической памяти).
Вэкспериментальной психологии памяти, блестящее начало которой по ложил Г. Эббингауз, исследователей интересовала зависимость запоминания и припоминания от вида материала, его пространственной и временной органи зации (Ц. Флорес). Так был открыт ряд закономерностей ее работы.
Теория памяти, разрабатываемая на основе понятия ассоциации, недостаточ но учитывала активность субъекта, несмотря на то, что в лабораторных условиях испытуемым предлагали задания на произвольное запоминание. В то же время, индивидуальные различия говорили о том, что стратегии испытуемого, типы его памяти (Р. Вудвортс) в значительной мере определяют успех (или неуспех) произ вольной мнемической деятельности. Особенно большое значение активность субъ екта приобретает при непроизвольном запоминании, благодаря которому образует ся большая часть нашего жизненного опыта. Значительное место в исследованиях
8 Содержание
непроизвольного запоминания занимают классические работы П.И. Зинченко и A.A. Смирнова. В настоящее время эту линию продолжает когнитивная психология, ориентированная на изучение запоминания и припоминания в обычной жизни и профессиональной деятельности (X. Нойс и Т. Нойс). Еще раньше поворот в этом направлении подготовил Ф. Бартлетт.
В структурном направлении когнитивной психологии, представляющем па мять в виде блоков или хранилищ, акцент смещается на процессы, управляемые субъектом. Исследования зависимости запоминания от степени или глубины обра ботки материала, лидером которых является Ф. Крейк, привели к тому, что теории памяти разрабатываются в сторону исследования процессов, а не структур памяти. В том же направлении проводит свои исследования Р. Шиффрин. Тем не менее, в более раннем, структурном направлении продолжается разработка теорий долго временной памяти, представление о которых можно получить в обзоре Дж. Ан дерсона. Структурную теорию кратковременной или рабочей памяти, наиболее обоснованную эмпирическими данными, предлагает А. Баддели.
Возрождается интерес к явлениям потери памяти, о которых писали Т. Рибо
иС.С. Корсаков (см. также текст Э. Шахтеля), и ее ошибкам в случае так на зываемых ложных и восстановленных воспоминаний (Г. Глейтман с коллегами). Эти исследования важны не только для поиска физиологических механизмов памяти, но и для изучения психологических процессов — мнемических действий
иопераций. У. Найссер в свое время призывал к исследованию памяти в есте ственных условиях как альтернативу лабораторным экспериментам. Сейчас это противопоставление выглядит не таким острым. Например, Д. Хинтзман с кол легами в лабораторных условиях смоделировали феномен «странных жизненных совпадений» и предлагают его рациональное объяснение, а Г. Рёдигер и К. Макдермотт получили данные, позволяющие объяснить феномен иллюзорных или ложных воспоминаний. С другой стороны, в экологически ориентированных исследованиях применяются стандартные методики когнитивной психологии (см. например, Р. Клацки «Мнемоника и мнемонисты»).
Основание для исследования развития памяти как высшей психической функ ции заложили П. Жане, Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев, тексты которых также представлены в данной книге. В связи с этим особый интерес представляют, к сожа лению, пока немногочисленные, исследования мнемонистов (А.Р. Лурия; Э. Хант и Т. Лав) и, по выражению У. Найссера, мемористов (Я. Хантер).
Круг явлений памяти широк и разнообразен, и поэтому память в настоящее время уже невозможно рассматривать как единую. Данные многолетних исследо ваний все больше и больше подтверждают существование множества видов памяти, уровней ее развития и различных процессов функционирования. Тем не менее, на дежда на создание единой общепсихологической теории памяти остается.
Ю.Б. Дормашев кандидат психологических наук, доцент
С.А. Капустин кандидат психологических наук, доцент
(Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии)