
- •Мировой политический процесс и международные отношения (1 час)
- •I. Содержание и структура мировой политики и международных отношений.
- •II. Особенности и основные тенденции эволюции современного мирового политического процесса.
- •III. Проблема национальной безопасности и национальных интересов.
- •Литература
Лекция
«МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
И
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Мировой политический процесс и международные отношения (1 час)
I. Содержание и структура мировой политики и международных отношений.
II. Особенности и основные тенденции эволюции современного мирового политического процесса.
III. Проблема национальной безопасности и национальных интересов.
I. Содержание и структура мировой политики и международных отношений.
Появление несколько тысяч лет назад первых в истории государств носило локальный, очаговый характер. Представляющие ранние цивилизации государства в силу географической разобщенности фактически не контактировали друг с другом. Сегодня ситуация, разумеется, принципиально иная. «Свободных», т.е. неохваченных государственной организацией территорий (за исключением Антарктиды) больше нет. Любое государство непосредственно соседствует со множеством других, а через международные организации контактирует со всеми остальными. Мир стал очень тесен. И в этой «тесноте» национальным государствам уже практически невозможно строить свою политику, не оглядываясь на ближних и дальних соседей. Политика превратилась в мировой, глобальный феномен.
Для характеристики этого глобального измерения политики используются категории «мировая (международная) политика» и «международные отношения». На уровне обыденного сознания эти понятия по сути неразличимы. Однако смысловое различие между ними все же есть. Под мировой политикой имеют в виду, прежде всего, действия государств на мировой арене по отстаиванию своих национальных интересов. Понятие же международные отношения означает совокупность возникающих в этих действиях связей и отношений между государствами и иными организациями. Это своего рода конфигурация, структура мирового политического пространства.
В политической науке общепризнано, что собственно международные (межгосударственные) отношения стали складываться в некое подобие системы в период формирования национальных государств в раннебуржуазную эпоху. За точку отсчета, как правило, берут Вестфальский мир, заключенный в 1648 г. после окончания «тридцатилетней войны» в Европе. Сложившийся в ту пору порядок взаимодействия государств называют вестфальской системой международных отношений.
Для нее характерны признание независимости государств в пределах их внутренних границ, принцип невмешательства в дела друг друга, отсутствие верховного арбитра в спорах, выработка определенных регулятивных норм (международного права) и т.д. Исторический смысл данной системы заключался в том, что это была первая государственно-центристская модель мира: суверенитет (т.е. верховная власть на определенной территории) стал атрибутом государства, а не монарха. Ввиду отсутствия единого властного центра система была саморегулирующейся. За каждым государством признавалось право на самостоятельное определение своей внешней политики. В результате, естественным образом складывался некий баланс сил, периодически нарушаемый войнами и вновь восстанавливаемый после их окончания.
За три сотни лет своего существования вестфальская система значительно трансформировалась, пройдя через потрясения двух мировых войн, распада нескольких империй (австро-венгерской, российской, османской) и колониальной системы, крушения мировой системы социализма и т.д. Однако несмотря на столь суровые испытания, вестфальские принципы построения международных отношений выстояли, сохранились (по крайней мере в западном мире). И хотя сегодня, в связи с процессами глобализации, наднациональной интеграции и т.п., вовсю дебатируется вопрос о распаде вестфальской системы, ее дух и смысл продолжают оказывать серьезное влияние на архитектуру международного политического пространства.
Сущность происходивших в этой системе процессов по-разному интерпретируется в различных концепциях политической теории. Среди них традиционно выделяются как наиболее распространенные концепции политического реализма и либерализма.
Первая из них (основателем которой считается американский политолог Г.Моргентау) постулирует тезис об известной анархичности международных отношений. Имея в виду отсутствие в них единой, централизованной властной структуры и необходимость каждого государства самостоятельно отстаивать свои интересы. Концепция политического реализма скептически относится к идеям построения стабильного мирового порядка, основанного на общепризнанных международно-правовых нормах и деятельности надгосударственных организаций. Из чего следует, что теоретическое осмысление проблем международных отношений должно быть сосредоточено на изучении межгосударственных конфликтов и войн, а также способов обеспечения национальной безопасности. Главное же средство решения последней задачи – нахождение баланса сил, ситуация силового равновесия между участниками мировой политики.
Либеральная концепция, напротив, уповает как раз на сдерживающую и упорядочивающую силу международного права и надгосударственных организаций (типа ООН или ОБСЕ). Ценностной основой такого подхода служит убежденность в том, что конфликты современного мира могут быть преодолены за счет распространения принципов демократии на межгосударственные отношения.
Но как бы ни интерпретировали сущность мировой политики различные концепции, все они сходятся в одном принципиальном вопросе: главным субъектом международных отношений выступают государства. В сегодняшнем мире их насчитывается около 200. (Однако число это имеет тенденцию к увеличению – количество этносов, претендующих на обретение самостоятельной государственности, намного больше.)
Понятно, что существующие в настоящее время государства неравномощны. Их международно-политический потенциал определяется размерами территории, численностью населения, масштабами экономики, мощью вооруженных сил и другими факторами.
В сложившейся политической терминологии по степени влияния различают сверхдержавы, великие державы, региональные державы, а также малые и даже микрогосударства.
К сверхдержавам принято относить государства, обладающие столь высокой экономической и военной мощью, что они по сути неуязвимы для любой коалиции государств-противников (если в их число не входит другая сверхдержава), но сами обладают средствами массового (и даже полного) уничтожения возможных оппонентов.
Просто великие державы – это государства, которые за счет своей индустриальной и военной мощи способны не только отстоять свою независимость, но и оказывать определяющее влияние на ход мировых процессов (Великобритания, Франция, Германия, Япония). Сегодняшнюю Россию в такой классификации можно рассматривать как государство, утратившее статус сверхдержавы (после распада системы социализма и СССР), но сохраняющее признаки великой державы.
Следующую ступень в «державной» иерархии занимают региональные державы – Индия, Мексика, Турция, Бразилия. Их влияние и контроль не дотягивают до мирового уровня, но являются существенно значимыми в масштабе различных геополитических регионов.
И, наконец, немалое число стран образуют группу малых государств, обладающих скромными по размерам территорией и населением, и, самое главное – не способных самостоятельно защитить свою независимость, не прибегая к помощи более крупных держав или международных организаций.
Таким образом, система межгосударственных отношений имеет разноуровневый, иерархический характер. В силу «разнокалиберности» взаимодействующих государств между ними неизбежно возникают отношения доминирования и подчинения.
Помимо государств, вторым по степени важности субъектом международных отношений и мировой политики являются международные политические организации. Их создание обусловлено растущим объемом межгосударственных контактов и наличием общих интересов стран-участниц. (Ведь не только же противоречиями характеризуются взаимоотношения государств – всегда есть и сфера совпадения, общности национальных интересов.)
Первые крупные международные политические организации современного типа начали возникать еще в XIX веке. В настоящее же время их общее число перевалило за четыре сотни. Разобраться в их многообразии помогают простейшие классификации, построенные, например, по признакам направлений деятельности и территориального охвата.
Если взять только те международные политические организации, которые создаются государствами, то в зависимости от направления их деятельности можно выделить:
-
универсальные, многоцелевые организации – ООН, СНГ, ЕС и др.;
-
военно-политические организации – НАТО, ОДКБ и др.;
-
экономические организации – ВТО, ОПЕК, ОЭСР, МВФ и др.;
-
иные специализированные организации (значительная часть которых является учреждениями ООН) – ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ и др.
Различные международные политические организации дифференцируются и по ареалу действия. Некоторые из них – общемировые (ООН, ВТО), часть – региональные (ЕС, АС, МЕРКОСУР, АСЕАН).
Кроме международных политических организаций, образуемых государствами, существует и немалое количество международных неправительственных организаций. Их отличают три критерия:
-
международный характер состава и целей;
-
учредительство частными организациями и лицами;
-
добровольный характер деятельности.
Самые популярные представители организаций этого типа – «Гринпис», «Врачи без границ», «Международная амнистия» и др. Конечно, можно сказать, что эти организации не преследуют явно выраженных политических целей. Однако, поскольку их деятельность разворачивается поверх государственных границ, им волей-неволей приходится вступать в контакты с государственными организациями и порой именно через давление на последних добиваться своих целей. Оттого и деятельность самих неправительственных организаций приобретает политическое измерение.
То же самое можно сказать и о такой группе организаций как ТНК (транснациональные корпорации). Таковых сегодня насчитывается более 35000. В современном мире ТНК, будучи вроде бы чисто экономическими предприятиями, превратились в самостоятельных субъектов политических отношений. Ибо их деятельность приобрела такой размах, что их экономическое влияние без особых помех конвертируется во влияние политическое. По некоторым оценкам сегодня под контролем ТНК находится более половины мирового промышленного производства и внешней торговли. (Отечественными примерами такого типа организаций могут служить Газпром, Лукойл и пр.)
Мир субъектов международных отношений разнообразят также организации «клубного типа»: G-8 или большая Восьмерка (форум, на котором официальные лидеры восьми крупнейших стран мира раз в год обсуждают наиболее актуальные проблемы взаимоотношений своих стран); Римский клуб (состоящая из не более чем ста человек неправительственная международная организация, ставящая целью экспертное исследование глобальных проблем); Трилатераль или Трехсторонняя комиссия (организация, состоящая из аналитиков, политиков, финансистов, представляющих три геополитических сектора планеты (американский, европейский и тихоокеанский) и занятых выработкой общепланетарной политической стратегии) и др.
На роль субъектов мировой политики сегодня с полным основанием могут претендовать и действующие в общепланетарном масштабе СМИ – мировые агентства новостей, пользующиеся международным авторитетом национальные телерадиовещательные корпорации и т.д. Ведь именно «их глазами» население большинства стран видит происходящие в мире события и соответственно выстраивает к ним свое отношение.
Кроме того, в ранг субъектов мирового политического процесса могут подниматься и организации, деятельность которых имеет преимущественно деструктивный характер – террористические группы, антиглобалистские движения и пр.
В общем, мир субъектов мировой политики и международных отношений чрезвычайно разнообразен. И разнообразие это постоянно нарастает. Что должно служить очевидным свидетельством качественного изменения сегодняшнего состояния мировой политики.