Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

9695

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
3.07 Mб
Скачать

как современные дети ждут новый телефон. Они учились, несмотря на войну за окном (хотя и окна то часто не было, лишь разрушенные стены школьного здания), учились не только школьным предметам, но и выживать в этих суровых условиях. Дети пытались сохранить свое детство. Для них война была одной большой игрой, но игрой реальной! Они брали на себя задания по своему желанию, и выполняли их так, как не выполнил бы никто... кроме ребенка! Несмотря на свой маленький возраст, они совершали такие подвиги, которые являются примером проявления настоящего патриотизма, заслуживают особого внимания и уважения…

Наверное, каждый знает подвиг такого человека, как Иван Осипович Сусанин, сельский староста, который в начале 1613 года завел неприятельский отряд в лесную чащу с трясинами и за это поплатился жизнью.… Почему я упомянула именно его? А потому, что в Великую Отечественную Войну людей, повторивших подвиг этого «патриота земли Русской» было очень много. Среди них были и дети, одна из которых – девочка с красивым именем Настенька Дроздова.

Храбрая девочка, активная.… В первые дни Великой Отечественной войны Настю можно было видеть всюду: и на рытье противотанкового рва, и при погрузке скота, отправляемого в тыл, и с бойцами истребительного отряда, вылавливающего диверсантов. Многие ее товарищи ушли в армию или эвакуировались, а она осталась в родном селе Хоружеве и стала «глазами и ушами» партизан.

Первого сентября 1941 года в Костровский лес прибыл Великолукский партизанский отряд особого назначения под командованием Николая Ивановича Скорнякова и обосновался на заброшенном хуторе Быково, в четырех километрах от Хоружево. Кроме городских и присоединившихся к ним местных партизан (Борунов, Ляне, Кашин, Губанов, Курстков) в отряд входила также группа девушек-разведчиц, которые обеспечивали партизанам связь с городским подпольем, добывали сведения о передвижении частей фашистских гарнизонов, карательных отрядов, появлении предателей и

131

провокаторов в районе действия партизан. В этот отряд входила и Настенька с подругами. Крайне трудно приходилось им: надо было и в сельской управе узнавать новости, и бланки пропусков доставать для партизан, и в город на связь ходить, и разведку вести.… И все это надо было выполнять не вызывая подозрений гитлеровцев.

Неоднократно ходила Настя и на встречу с подпольщиками в Великие Луки, отправлялась в дальнюю разведку за 30-50 километров от базы отряда. Сутками просиживала она и у железнодорожного полотна, подсчитывая эшелоны врага, шедшие к Ленинграду, к фронту. С какой ненавистью билось сердце, как хотелось ей самой взорвать ползущий по рельсам состав с солдатами и танками врага! Но она должна была только считать эшелоны, вагоны, танки, пушки... И Настя выполняла это очень аккуратно. Кроме того, в дом Дроздовых и их соседей Соколовых стекалась из округи информация о фашистах, которую Настя блестяще доставляла в отряд.

Так было и утром 8 октября 1941 года[1]. В избу Дроздовых вбежал запыхавшийся колхозник деревни Хохлово и сообщил, что в соседнюю деревню Губаны вошел отряд гитлеровских карателей, которые, не задерживаясь там, двинулись колоннами по обоим берегам Ловати к Хоружеву. Отец Насти велел ей и соседскому мальчику Ване Соколову бежать на партизанскую базу и предупредить об опасности. Дети выполнили задание. Узнав о карателях, партизаны быстро разработали план действий, и командир приказал Насте вернуться в Хоружево, увести в лес родных и всех жителей деревни. Но этот приказ девочка не выполнила.… Не успела.… На обратном пути ее остановил резкий немецкий окрик: справа и слева из-за кустов и деревьев показались фашистские солдаты. Проводником их был один из жителей соседнего хутора Дубовицы, которого Настя хорошо знала.

«Дядя Ваня, куда ты ведешь их? – спросила Настя, смотря ему прямо в глаза»[1]. Тот, стремясь уйти от осуждающего взгляда комсомолки, попятился назад. Фашисты приняли это за бегство, и тут же короткая автоматная очередь прервала жизнь проводника. Оставшись один на один с

132

врагом, Настя вела себя храбро, как настоящая патриотка. Фашисты вынуждали ее показать им дорогу на хутор Быково, обещали ей награду и подарки.… Но девушку было не сломить. Она изо всех сил пыталась отказаться, ссылаясь на то, что не знает дороги. Но тогда гитлеровцы избили ее, а затем поставили к дереву. Выстрел.… Но выше головы.… Еще один, туда же… Офицер инсценировал расстрел. Понимая безысходность своего положения, патриотка решила вести вражеский отряд, но не в Быково...

«Ладно, – сказала Настя, – поведу вас в партизанский лагерь. – И предупредила: Путь не близок, да еще через густой лес и болото»[1].

Этот лес и болото Настя знала, как «дом родной»: она бывала в этих местах с отцом на охоте, с матерью ходила за ягодами и грибами. Да, она знала эти места, знала, куда ведет фашистов, но и понимала, что не только им, но и ей нет выхода из этих дебрей, ведь убьют ее гитлеровцы, как только догадаются об обмане. Но «лучше умереть, чем быть предателем, – думала отважная патриотка и еще больше ускоряла шаг»[1]. Она вывела отряд на край большого болота с редким кустарником и голыми деревьями. Ни одной дороги, ни одной тропки через него не было. То был большой заболоченный район, носивший название Завловский мох, куда люди ходить боялись и даже говорили об этом месте со страхом.

Когда стемнело, каратели поняли, что девушка их обманула, поняли, что увела она их в сторону от партизанской базы, осознали, что потеряно время, упущены партизаны, сорвано выполнение задуманной операции... И всю свою злобу и ненависть враги обрушили на беззащитную проводницу, зверски избив ее… но оставив живой, в надежде на то, что в штабе партизанка заговорит иначе.

В полночь, с трудом выбравшись из леса, каратели направились в деревню Хоружево. Они убили их.… Убили близких Настеньки, расстреляли ее мать Анастасию Власьевну, соседей Соколовых, заживо сожгли в доме их пятерых детей. Не тронули они лишь отца Насти, Гавриила Васильевича. Его вместе с девочкой фашисты доставили в деревню Городище, где был

133

временный штаб карателей. И продолжили допрашивать Настю.… Но на все вопросы фашистов, их требования, обещания наград отважная патриотка с гневом ответила:

«Ты думал, проклятый фашист, что я тебе и вправду покажу дорогу к партизанам? Они сами тебя найдут! Вот тебе мое последнее слово! И партизанка плюнула в лицо гитлеровскому офицеру»[1]. Ничего не добившись, фашисты расстреляли патриотку и ее отца на опушке леса, недалеко от деревни Веселево.

Подвиг Насти Дроздовой – поступок настоящего Человека, настоящего

патриота своей Родины!

Насколько же сильной должна была быть любовь

Насти к родной стране,

что подтолкнула ее на такой поступок.… Намного

сильнее страха смерти! Она пожертвовала своей жизнью и спасла сотни жизней партизанского отряда! Так ушла в бессмертие юная партизанка…

В Костровской восьмилетней школе сложилась хорошая традиция. Каждый год в День Победы проводилась торжественная линейка, посвященная памяти этой храброй девочки, повторившей подвиг Ивана Сусанина. А по инициативе пионеров и школьников города Великие Луки на деньги, заработанные самими ребятами, на могиле Насти Дроздовой и братской могиле расстрелянных жителей Хоружева установлены обелиск и мемориальная доска.

Стоит высокий обелиск и у шоссейной дороги между Витебском и Полоцком. На одной его стороне надпись: «Здесь, у Оболи, в 1942–1943 гг. активно действовала подпольная комсомольская организация «Юные мстители»[2]. На другой стороне обелиска высечены имена подпольщиков, погибших в борьбе с фашизмом. И первым стоит имя комсомолки Зины Портновой.

Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи (Шумилинский район Витебской области). «Нежная, веселая, чуть застенчивая девочка с огромными серыми глазами» – так вспоминает свою

134

старшую сестру Галина Мартыновна Мельникова (в девичестве Портнова)[3]. Зине было пятнадцать... Но уже в таком возрасте она отравила более ста гитлеровцев, устроившись подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров. Причем во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, она попробовала отравленный суп...

И чудом осталась жива!

Затем в Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители» (руководитель Е. С. Зенькова) и Зину в 1942 году избрали членом ее комитета. С августа 1943 года она стала разведчицей партизанского отряда им. К.Е. Ворошилова бригады им. В.И. Ленина, участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, вела разведку... Задания были разные, их было много, но одно стало для нее последним…. Ей поручили уточнить причины провала в Обольском подполье и установить новые связи... Но возвращаясь с этого задания, Зина была арестована в деревне Мостище и опознана предателем (Анной Храповицкой). Фашисты схватили юную партизанку, пытали, но ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца.… На одном из допросов отважная девушка внезапным ударом головы выбила револьвер из рук начальника гестапо и выстрелила в него в упор. Через боковую дверь Зина бросилась во двор, побежала к берегу реки, но ее догнали фашисты. Одного из них она убила. Нацелилась в другого, нажала спуск, но выстрела не услышала... Закончились патроны… Зину схватили метров за пять от берега. И опять начались пытки… Фашисты выкололи девочке глаза, отрезали уши, загоняли под ногти иголки, жгли тело каленым железом, выкручивали руки и ноги. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Ведь дав клятву верности Родине, Зина не могла не сдержать ее... Утром 10 января 1944 года седую и слепую девушку вывели на расстрел. Её расстреляли в тюрьме города Полоцка. Посмертно Указом президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Зине

135

Портновой было присвоено звание Героя Советского Союза[4]. И мы всегда будем помнить, как сражалась она за Родину, за то, чтобы мы могли жить в этом мире и радоваться жизни.

Да и не только она, и не только Настя Дроздова сражались за то, чтобы наша страна жила, просто жила.… Воевали наравне со взрослыми и Аксён Тимонин, Алёша Кузнецов, Жора Артеменков, Альберт Купша, Алеша Вялов, Марат Казей, Надя Богданова, Тихон Баран, Аркадий Каманин (самый молодой лётчик Второй мировой войны), Боря Цариков, Валерий Волков, Валя Зенкина, Валя Котик, Ваня Андрианов, Ваня Васильченко, Ваня Гриценко, Вася Коробко, Вася Шишковский, Вилор Чекмак, Витя Коваленко, Витя Коробков, Витя Хоменко, Витя Черевичкин, Володя Дубинин, Володя Казначеев, Володя Колядов, Володя Саморуха, Володя Щербацевич, Володя Попов, Галя Комлева, Гриша Акопян, Дима Потапенко, Женя Попов, Камилия Шага, Киря Баев, Коля Мяготин, Коля Рыжов, Костя Кравчук, Костя Янин, Лара Михеенко, Лёня Анкинович, Лёня Голиков, Лида Вашкевич, Лида Матвеева, Люся Герасименко, Мария Мухина, Марк Кротов, Миша Гаврилов, Муся Пинкензон, Нина Куковерова, Нина Сагайдак, Павлик Морозов, Павлуша Андреев, Пётр Зайченко, Пётр Клыпа, Саша Бородулин, Саша Ковалёв, Саша Колесников, Саша Чекалин, Толя Шумов, Трофим Прушинский, Шура Кобер, Шура Ефремов, Юта Бондаровская, Ованес Кохликян, Саша Кондратьев, Боря Кулешин[5]. Вот он – полный список наших маленьких героев, имя каждого из которых должны знать все. Они боролись за нас, они отдавали свои жизни за нас, они жили ради того, чтобы жили мы!

«Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои!»[6] – писал один немецкий солдат в своем дневнике. И оказался прав: мы победили, и этой победой во многом обязаны детям – героям. И пока мы помним имена тех, кто, жертвуя собой, спас нашу Родину от фашизма, они остаются рядом с нами, укрепляя и вдохновляя своим примером в трудные минуты жизни. И это стихотворение посвящается им:

136

Детство.… Сколько в этом слове Счастья, радости, веселья… Нет забот, не знаешь горя...

Лучшее на свете время! Но не для них, они не знали Ту беззаботную пору.

Ведь в сорок первом их детство забрали Немцы, напавшие на нашу страну… Они бы может хотели играть, Хотели уйти от этой войны, Но пришлось им в руки оружие взять

Ивстать на защиту своей страны. Такие маленькие и беззащитные Шли прямиком они в руки к врагам, Чтобы добыть информацию скрытую

Идонести ее до партизан.

Дети Войны – сильные дети… Сильные духом, и даже порой

Они могли выполнить то, что, поверьте, Не смог бы сделать никто другой!

Да… Наравне со взрослыми они Бесстрашно шли в их последний бой… Они сражались за нас, чтобы жили мы! Им дали звание «Герои» Посмертно… Мирное небо над головой, Зеленая трава под ногами… Мы не забыли вас, наши Герои, Вы навсегда рядом с нами!

Вечная память Вам, Дети – Герои! Герои Большой Войны!

Спасибо за эти спокойные годы, За то, как сейчас живем мы!

Список источников и литературы

1.Борисов Н.В. Они повторили подвиг Сусанина. М.: Просвещение, 1979.

2.http://www.eg.ru/print/politics/42586/

3.http://www.realisti.ru/main/strong_men?id=246#ixzz3TkBWoQ7J

4.Дети-герои / Сост. И.К.Гончаренко, Н.Б. Махлин. К.: Рад. шк, 1985.

5.http://www.great-country.ru/content/sssr/geroi_pioner.php

6.http://nashavlast.ru/article_description/136/2146.html

7.Дети - герои Великой Отечественной войны: рассказы. М.: Дрофа-Плюс, 2007. 64 с.

137

Ж.И. Крылова,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

КУЛЕБАКЧАНЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

С началом Великой Отечественной войны жизнь в Кулебаках изменилась. Несмотря на то, что на территории Нижегородской области боевые действия не проводились, жители Кулебак прилагали все возможные усилия, чтобы помочь своим согражданам, сражающимся на фронте. В годы войны практически все предприятия страны были перепрофилированы таким образом, чтобы выпускаемая ими продукция удовлетворяла нужды фронта, и Кулебакский металлургический завод начал массовое производство танков, хоть изначально его основной продукцией являлись металлические изделия для железнодорожной промышленности. Рабочие завода, многие из которых были еще детьми, демонстрировали нечеловеческое упорство и героизм, превышая норму выпуска продукции в два-три раза. Выполнение военного заказа считалось в те времена долгом всего заводского коллектива[1]. Многих кулебакских подростков в годы войны отправляли работать кочегарами на паровозы, поскольку в стране сложилась жесточайшая нехватка локомотивных бригад. Нередко женщинам приходилось исполнять обязанности машинистов в паровозных депо. Из тыла на фронт везли боеприпасы, продукты и одежду, после чего поезда возвращались в Нижегородскую область с ранеными бойцами. Даже после окончания войны на рабочих города Кулебаки лежала огромная ответственность, поскольку именно на здешнем металлургическом заводе производились материалы и детали, позволявшие восстанавливать поврежденные в боях железнодорожные мосты и промышленные предприятия[1].

Кулебакчане внесли немалый вклад в победу и в боях с врагом. Более 17 тысяч земляков сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

138

Около 9 тысяч из них погибли. До сих пор тысячи солдат − без вести пропавшие. Более 11 тысяч имеют боевые награды. В том числе 8 человек имеют звания Героя Советского Союза, среди них семеро заслужили это высокое звание в период Великой Отечественной войны. Это Щербаков Алексей Васильевич, Муравьев Алексей Тимофеевич, Козырев Сергей Федорович, Ежков Иван Степанович (они награждены за героизм, проявленный в боевых операциях при форсировании Днепра, Козырев С.Ф. и Ежков И.С. награждены посмертно), а также Петров Иван Иванович, Пигин Иван Федорович, Пискунов Михаил Степанович[1,2].

Из-за ограничения объема статьи я не смогу рассказать о подвигах всех Героев Советского Союза кулебакчан, я опишу подвиг только одного − Ежкова Ивана Степановича, именно его имя носит улица рядом с 6-ой школой [3].

Ежков Иван Степанович родился в 1923 году в селе Большом Череватове Дивеевского района. В 1933 году семья переезжает в город Кулебаки.

С марта 1942 года Ежков – в армии. После окончания танковой школы он отправляется на фронт. В одном из боев был ранен и до марта 1943 г. находился на излечении в госпитале. Когда узнал, что под Ленинградом в феврале погиб его старший брат Василий, то добился досрочной выписки из госпиталя и отправки на фронт. Был зачислен в стрелковый полк.

Помощник командира стрелкового взвода 563-го стрелкового полка (153-я стрелковая дивизия, 49-я армия, 2-й Белорусский фронт) комсомолец сержант Иван Ежков особо отличился 27 июня 1944 года в бою при форсировании реки Бася у деревни Рудницы Шкловского района Могилёвской области Белоруссии[2].

Преодолев водную преграду, группа бойцов, в которой находился сержант Ежков, удерживала рубеж на правом берегу реки. Во время контратаки неприятеля, подпустив гитлеровцев на двадцать пять метров, Ежков метким автоматным огнём уничтожил более двух десятков вражеских

139

пехотинцев. Когда продвижение роты остановил пулемётный огонь из дзота, сержант Ежков И.С. пробрался к нему и метнул две гранаты. Но пулемет не умолк. Отважный боец бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру, ценой своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи, повторив подвиг А. Матросова[4].

Вот что пишет о подвиге И.С. Ежкова Н. Левин по воспоминаниям командира 557-го полка подполковника Ф.С.Федотова. Когда пулеметный огонь вражеского дзота остановил движение роты: «бинокль неотрывно следил за ползущей фигуркой на нейтральной полосе. «Ну, еще немного,

сынок,− шептал командир полка, как будто Ежков мог его услышать. − Уж если ты пошел на это, то бей их, ну, еще один бросок». Сержант уже был почти рядом с фашистским дзотом, когда тело его вдруг дернулось и замерло

вкакой-то неестественной позе. «Не хотелось верить, что все кончено»,− вспоминает командир полка. Он вновь приказал подтянуть пушки поближе и ударить по дзоту прямой наводкой. Но Ежков, казавшийся убитым, вдруг быстро подтянул правую ногу, привстал на колено и одну за другой швырнул

вамбразуру две гранаты. Раздались два взрыва, комья земли посыпались на маленькую фигурку. Однако, когда дым рассеялся, стало видно, что из немецкого дзота продолжали стрелять. Ежков лежал, прижав голову к земле. Неожиданно он вскочил, потряс автоматом и кинулся прямо на хлещущий

огнем дзот, добежал до него и бросился на амбразуру. Командир полка, кадровый боевой офицер, многое повидавший на войне, был потрясен увиденным. Свой подвиг молодой коммунист, наш земляк, совершил 24 июня 1944 года на Могилевском направлении, у маленькой деревушки на реке с ласковым названием Бася, в 25 километрах восточнее Днепра»[5].

Похоронен Ежков на месте боя, а позже перезахоронен в братской могиле вместе с 572-мя военнослужащими в юго-западной части деревни Черневка, около молокозавода, в Дрибинском районе Могилёвской области.

140

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]