Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1962

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
244.46 Кб
Скачать

На правах рукописи

Миронова Олеся Николаевна

РУССКО-ШВЕДСКИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В1618-1632 ГГ.

07.00.02– Отечественная история

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Нижний Новгород – 2009

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ПВО «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»

__________________________________________________________________________________________

Научный руководитель

доктор исторических наук, профессор

Козляков Вячеслав Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Павлов Андрей Павлович,

кандидат исторических наук

Морохин Алексей Владимирович

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Защита состоится 26 марта 2009 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.06 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950,

г.Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.

Сдиссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат разослан «….» февраля 2009 г.

Ученый секретарь

 

диссертационного совета

 

доктор исторических наук, профессор

Г.В. Серебрянская

 

2

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. XVII век в истории Российской государственности занимает особое место. Начавшись Смутой, интервенцией, временем разрушения государственных устоев, период первой половины XVII века ознаменован восстановлением России, приходом и укреплением новой династии Романовых. Возрождение государства включало в себя не только меры по укреплению внутреннего положения, но и выработку нового внешнеполитического курса, направленного на возвращение утраченных в начале XVII века земель, на поиск союзников и достижение стабильности в международной политике Европы первой половины XVII века.

Актуальность изучения русско-шведских отношений в прошлом обусловлена постоянным вниманием в дипломатии современной России к своему северо-западному соседу. Реконструкция истории сложных десятилетий в русско-шведских отношениях, поставленная во главу угла в диссертационном исследовании, позволит глубже и точнее проследить политику первых Романовых, в этом смысле такая реконструкция может явиться своеобразной моделью в исторической трактовке разных направлений развития русского государства первой половины XVII века.

Россия не была изолирована от мировых событий. С 1618 по 1648 г. в Европе бушевала политико-религиозная война, вошедшая в историю под названием Тридцатилетней. Позиция Московского государства и в связи с этим ее помощь была очень важна как для соседних государств, так и для всего европейского континента. Поддержка России сыграла весомую роль на определенном этапе военных действий. Вместе с тем Московское государство вело независимую внешнюю политику, первоочередной задачей которой было возвращение исконно русских земель, перешедших к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию, заключенному 1 декабря 1618 года. Эта задача и определила позицию России в дипломатических отношениях со странамиучастницами Тридцатилетней войны.

3

В наши дни изучение внешней политики невозможно без понимания особенностей ее раннего развития. В XVII веке отношения Московского государства с ближайшим соседом, Швецией, играли важнейшую, определяющую роль во внешней политике России. Дипломатические связи двух государств в первой половине XVII века опирались на заключенный 27 марта 1617 года Столбовский мирный договор. После того, как договор вступил в силу, началась новая эра в истории внешнеполитических связей Московского и Шведского государств. По Столбовскому мирному договору Россия уступила Швеции значительную территорию, очень важную для нее, как с экономической, так и со стратегической точки зрения, но главной потерей Московского государства была изоляция от Балтийского моря. И все же планы по возвращению северо-западных земель почти на целое столетие оказались отложены. Практически, весь XVII век, за исключением 1656-1661 гг., Россия и Швеция мирно сосуществовали, а время с 1618 по 1632 гг. – период наибольшего сближения двух государств. Внешнеполитические курсы, выработанные русским и шведским правительствами, были направлены на борьбу с общим врагом – Речью Посполитой.

Таким образом, в первой трети XVII века Россия и Швеция оказались вместе; двумя государствами была поставлена общая внешнеполитическая задача, и на время согласования основ союзнических отношений и договора, все разногласия и взаимные претензии, казалось, были забыты. Каковы дипломатические и политические основы этого мирного периода? Что он значил для русской дипломатии и, в целом, для государственности? Изучение событий, рассказывающих о восстановлении дипломатии Московского государства, о его включении в международную политику после Смуты начала XVII века являются главными задачами настоящего исследования.

Объектом исследования являются русско-шведские дипломатические отношения в 1618-1632 гг.

Предметом настоящего исследования является процесс формирования дипломатических связей России и Швеции в 1618-1632 гг., а также история

4

формирования дипломатической линии России в отношении Швеции от окончания Смуты до начала Смоленской войны.

Хронологические рамки исследования включают время с 1618 по 1632 годы. Нижний хронологический рубеж связан с подписанием и ратификацией Столбовского мирного договора. Верхний хронологический рубеж определяется новым периодом российской дипломатии: окончанием эпохи военно-политического сближения России и Швеции, гибелью шведского короля Густава-Адольфа и начавшейся Смоленской войной (1632-1634 гг.). В диссертационном исследовании рассматривается ряд вопросов, связанных с заключением Столбовского мирного договора и его предпосылками, что предполагает необходимость привлечения отдельных более ранних материалов, датированных временем до 1618 года. Целесообразным оказалось включить в наше рассмотрение также и некоторые материалы, рассказывающие о событиях после 1632 года.

Степень изученности проблемы. Историография русско-шведских дипломатических отношений в 1618 – 1632 годы небогата исследованиями, специальных работ на эту тему, практически, не было. Дипломатические отношения России и Швеции затрагивались кратко лишь в общих работах по истории России, или же вписывались в контекст других событий, например, таких как Тридцатилетняя война, борьба за господство на Балтийском море.

Среди имен дореволюционных историков, поднимавших вопросы русско-шведских дипломатических отношений 1618-1632 гг., следует назвать С.М. Соловьева1, который впервые ввел в научный оборот многие документы Посольского приказа; Н. Лыжина2, изучавшего историю подписания и ратификации Столбовского договора; Г.В. Форстена3, который в своем труде «Балтийский вопрос в XVI-XVII вв.» разбирал политику шведского короля

1 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 9–10. // С.М. Соловьев. Сочинения в 18 кн. М., 1990. Кн. 5.

2 Лыжин Н.П. Столбовский договор и переговоры ему предшествовавшие. СПб., 1857.

3 Форстен Г.В. Балтийский вопрос в XVI – XVII столетиях. СПб., 1893; он же. Акты и письма к истории Балтийского вопроса в XVI-XVII столетиях. СПб., 1889.

5

Густава-Адольфа по отношению к России, Д.В. Цветаева1, предметом исследований которого была жизнь протестантов в России, в том числе и шведов-протестантов, Е.Д. Сташевского2, являвшегося крупным специалистом Смоленской войны и периода ее подготовки.

Впослереволюционный период, в советской историографии 20-х – 30-

хгодов XX века, изучение русско-шведских дипломатических отношений, как и многих других тем прекращается. С началом Второй мировой войны возрастает интерес к международной политике. Авторами «Истории дипломатии»3 были выделены основные направления внешней политики Московского государства в XVII веке. С 1945 г. Б.Ф. Поршнев начал публикацию серии статей о русско-шведских отношениях указанного периода. В 1976 г. уже после смерти Б.Ф. Поршнева был опубликован его труд о Тридцатилетней войне.4 В монографии особенно детально освещены и проанализированы международные отношения шведского периода Тридцатилетней войны. Большое внимание уделялось при этом роли русской дипломатии, русским субсидиям Швеции, русско-польской Смоленской войне 1632-1634 гг. в истории Тридцатилетней войны. В 1947 г. выходит работа О.Л. Вайнштейна5. Историк в своем труде доказывал самостоятельность внешней политики России, писал об ее осведомленности в западных делах и ее независимости от европейских стран, в частности, стран антигабстбургского лагеря. Ученик О.Л. Вайнштейна, А.А. Арзыматов, в 1954 г. защитил диссертационную работу на тему о русско-шведских отношениях в период Тридцатилетней войны.6 А.А. Арзыматов показал, что даже в период дипломатического сближения России и Швеции, балтийский вопрос не терял

1 Цветаев Д. Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI-XVII веках. М., 1885; он же. Обрусение иностранцев протестантов в Московском государстве. М., 1886; он же. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890; он же. Обрусение западноевропейцев в Московском государстве. Варшава, 1903.

2 Сташевский Е.Д. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. Ч. 1. Киев, 1913; он же. К истории Смоленской войны. М., 1914; он же. Смоленская война 1632-1634. Киев, 1919.

3 История дипломатии / Под ред. В.П. Потемкина. В 3-х томах. М., 1941-1945; История дипломатии / Под ред. В.А. Зорина и др. В 5 томах. М., 1959-1979.

4 Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. М., 1976. 5 Вайнштейн О.Л. Россия и Тридцатилетняя война. Л., 1947.

6 Арзыматов А.А. Русско-шведские отношения в период Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. (По русским архивным материалам). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1954.

6

своей значимости. Исследователь изучал биографию Жака Русселя и его влияние на русско-шведские дипломатические отношения. C середины 50-х гг. XX века советскими и шведскими историками велось совместное изучение архивов Москвы и Стокгольма, завершившееся фундаментальной публикацией материалов по истории русско-шведских экономических связей в XVII веке. Начиная с 60-х гг. XX в. был издан целый ряд работ И.П. Шаскольского, проанализировавшего Столбовский мирный договор 1617 г. и русско-шведские торговые отношения в XVII в.1

В 70-е годы выходят в свет общие работы по истории Швеции А.С.

Кана2.

В современной историографии, в 80-е90-е годы было опубликовано всего несколько работ, затрагивающих отдельные сюжеты дипломатических, торговых и культурных связей России и Швеции3. 450-летний юбилей создания Посольского приказа (1999 г.) явился значительным катализатором изучения истории дипломатической службы и этого внешнеполитического учреждения4. Вопросам создания и деятельности Посольского приказа посвящены работы Н.М. Рогожина5, Д.В. Лисейцева6, А.В. Белякова7. Оккупация Новгорода в Смутное время и русско-шведские отношения 1650-1660-х гг. изучались Е.И. Кобзаревой8.

Важным событием, делающим актуальным изучение русско-шведских отношений XVII века явилось проведение в Москве в 2005 году выставки "Орёл и лев. Швеция и Россия в XVII веке"9. В последнее десятилетие осуществлялся

1 Шаскольский И.П. Столбовский мир 1617 г. и торговые отношения России со Шведским государством. М.-Л., 1964; он же. Восстановление русской торговли со шведскими владениями в первые годы после Столбовского мира //Скандинавский сборник. 1966. Вып. XI. С. 61-81.

2 Кан А.С. История Скандинавских стран. М., 1971; История Швеции / Под ред. А.С. Кана. М., 1974. 3Коваленко Г.М. Русско-шведские отношения в XVII в. Петрозаводск, 1982; Рыбина Е.А. Иноземные дворы в Новгороде XVII – XVII вв. М., 1986; Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется…». М., 1988; Ивонина Л.И., Прокопьев А.Н. Дипломатия Тридцатилетней войны. Смоленск, 1996.

4 Российская дипломатия: история и современность. М., 2001.

5 Рогожин Н.М. Посольский приказ: колыбель российской дипломатии. М., 2003. 6 Лисейцев Д.В. Посольский приказ в эпоху Смуты. М., 2003.

7 Беляков А.В. Служащие Посольского приказа второй трети XVII в. Дисс. … канд.ист. наук. М., 2001.

8 Кобзарева Е.И. Дипломатическая борьба России за выход к Балтийскому морю в 1655-1661 годах. М., 1998; Она же. Шведская оккупация Новгорода в период Смуты XVII в. М., 2005.

9 Россия и Швеция в средневековое и новое время: архивное и музейное наследие. М., 2005.

7

важный проект по изучению документов «Новгородианы» в шведских архивах1. В зарубежной историографии внешняя политика короля ГуставаАдольфа изучалась, в основном, без учета русско-шведских дипломатических отношений 1618-1632 гг. Единственным исключением является давний труд шведского исследователя Д. Норрмана «Политика Густава Адольфа в отношении России и Польши во время войны в Германии (1630 – 1632)»,

изданный в 1943 году2.

Таким образом, как показывает изучение историографии, на сегодняшний день отсутствует специальное, комплексное, всеобъемлющее исследование русско-шведских дипломатических отношений 1618-1632 гг., недостаточно изучен процесс формирования дипломатической линии Московского государства в отношении Швеции на этом важном этапе, нет подробного анализа посольств, которыми обменивались оба государства. Указанные моменты и сделали целесообразным тему настоящего исследования.

Источниковой базой настоящего исследования стали делопроизводственные документы из архива Посольского приказа, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов (далее - РГАДА). В основном, они сохранились в фонде № 96 «Сношения России со Швецией». Изучение этого комплекса материалов в целом позволило выявить большое количество приказных документов, прямо относящихся к теме настоящего исследования.

В составе этих столбцов сохранились следующие группы документов:

1.Официальные грамоты царя Михаила Федоровича и короля ГуставаАдольфа с современными переводами, составленными дьяками Посольского приказа в XVII в.

2.Документы об отправке посольств из Московского государства в Швецию: наказы послам и приставам, в которых содержалась очень подробная

инструкция о том, как вести себя русским дипломатам на официальных

1 Селин А.А. Новгородское общество эпохи Смуты. СПб., 2008.

2 Norrman D. Gustav Adolfs politik mot Ryssland och Polen under Tyska kriget (1630-1632). Uppsala, 1943.

8

приемах и в дороге. Статейные списки послов – подробный дневник посла (дьяка), в котором день за днем отмечался путь посольства, встречи, приемы, переговоры, и даже, порой, личные впечатления о том или ином событии. Особый интерес для настоящего исследования вызывает сравнительный анализ одних и тех же событий, рассказанных в статейных списках и в письмах русских дипломатов, направляемых в Посольский приказ.

3. Переписка по делам о приеме шведских посольств. Этот вид источника практически не привлекал внимание историков. Однако изучение переписки показывает, что она содержит довольно интересный материал, рассказывающий о подготовке встреч шведских посольств и о приемах дипломатов в северо-западных городах России. Анализ этих документов позволяет судить о важности той или иной дипломатической миссии. В переписке с приставами содержатся пересказы разговоров с послами, приводятся полученные ими сведения о целях посольств. В письмах, отправляемых в Посольский приказ, приставы докладывали о прошениях шведских дипломатов по разным делам. Интересны составленные в Посольском приказе вестовые тетради – выборки переводов из иностранных газет, листков и других изданий, присланных русскими и иностранными дипломатами, торговыми агентами и полученных через воевод пограничных городов.

Наибольший интерес в делопроизводстве Посольского приказа вызывают столбцы о приеме дипломатических представителей и записи переговоров с ними. В них содержались официальные речи послов и ответы представителей правительства, именно они раскрывают основные цели и результаты переговоров. Сохранились также протоколы обсуждения предложений шведских послов царем, патриархом и ближними боярами и дьяками.1

Особое место в этой группе источников занимает переписка князя И.Б. Черкасского и шведского посла в Польско-Литовское государство Жака

1 РГАДА. Ф 96. Оп. № 1. 1629 г. № 2. Л. 248-254.

9

Русселя, а также переписка патриарха Филарета со шведским королем Густавом-Адольфом. Она уникальна и необычна для установленных правил дипломатии и норм посольского этикета XVII в. Для изучения деятельности и личности тайного агента Жака Русселя очень важным является письмо голландского купца Исаака Массы московскому царю 1634 г. Исаак Масса, автор известных записок, выполнял функции тайного агента и посредника между Голландией и Швецией1.

Из огромного количества материалов, сохранившихся в РГАДА, пока издана лишь небольшая часть документов, имеющих значение для настоящей темы. В большинстве случаев выбор документов для публикаций был достаточно случаен, он не дает полной картины русско-шведских дипломатических отношений за интересующий нас период. Наиболее содержательным является описание некоторых дел в «Обзоре внешних сношений России» Н.Н. Бантыш-Каменского, составленном еще на рубеже XVIII-XIX веков2.

В первую очередь внимание исследователей привлекали законодательные материалы. В 30-е гг. XIX в. в I томе «Полного собрания законов Российской империи» был опубликован Столбовский мирный договор.3 Дипломатические акты из западноевропейских архивов на немецком, французском и итальянском языках были опубликованы в работе Г.В. Форстена «Акты и письма к истории Балтийского вопроса в XVI и XVII столетиях».4. Следует выделить публикацию К.И. Якубова «Россия и Швеция в первой половине XVII в.».5 Он собрал и опубликовал отрывки из статейных списков и дел, имевшие отношение к заключению и ратификации Столбовского мирного договора; отрывки из актов, касающихся сыска и выдачи перебежчиков в 1620-х гг.

1 РГАДА. Ф. 50 «Сношения России с Голландией». 1634. № 1.

2 Бантыш-Каменский Н.Н. Обзор внешних сношений России (по 1800 год). Ч. I. М., 1902. 3 Полное собрание законов. Т. I. СПб., 1930. № 19-I. С. 177-192.

4 Форстен Г.В. Акты и письма к истории Балтийского вопроса в XVI и XVII столетиях. СПб., 1889-1892. 5 Якубов К.И. Россия и Швеция в первой половине XVII в. М., 1897.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]