Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СТРАТИФИКАЦИЯ / СТРАТИФИКАЦИЯ.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
530.94 Кб
Скачать

Жесткие классы и классоиды

Необходимо также различать реальные (жесткие) классы и классоиды (потенциальные классы). Реальный класс – это устойчивая социальная мегагруппа, чей престиж и социальные возможности (гражданские права, возможности занятия определенных должностей, получения качественного образования, дохода и иных благ) определяются не количеством и качеством затраченного труда, а наличием/отсутствием наследственной (или основанной на нетрудовых доходах) собственности или невыборной власти, т.е. благ, самими индивидами не заработанными. Критерии выделения классов, следовательно, лежат в системе общественного производства или в системе политической власти и сводятся к нетрудовому характеру богатства и недемократической форме занятия должностей во властной сфере, или, наоборот, к отсутствию возможностей, путем собственных усилий, достичь статуса собственника или правящего политика. Наличие таких критериев формирует классоид (прото- или паракласс), классоподобный слой, потенциальный класс. Для того, чтобы класс стал реальным, необходима еще и классовая кристаллизация, т.е. наполнение ранга класса дополнительными квалифицирующими характеристиками. У реального класса непременно бывают многосоставные и передаваемые социальные привилегии (у одних) и депривация, дискриминация (для других) в форме иерархии престижа, доходов, образования. Тем самым классовое деление рождается несправедливостью в экономике или политике и закрепляется несправедливостью в иных областях жизнедеятельности.

По своему генезису выделяются два типа жестких классов: социально-экономические и кратические (с властной основой). В жестко классовом обществе не пересекаются и четко дистанцируются не только ядра, но и периферии разных классов. Таковы передающаяся по поколениям принадлежность к пролетариату или, наоборот, к буржуазии и номенклатуре в полузакрытых обществах (раннебуржуазного или номенклатурного), а также пребывание квазиполитической правящей интеллигенции на постах пожизненных президентов, назначенных мэров, судей и депутатов, не прошедших демократической легитимации (через свободные конкурентные выборы) в транзитном обществе (типа современной РФ). И дело вовсе не в том, осознают ли члены класса свою к нему принадлежность (хотя осознать это легко), и не в степени добровольности вхождения в состав класса (ясно, что запрет на это имеется лишь в закрытом обществе; элементы кастовой системы возрождаются в постсоветских республиках в виде "запрета на профессии" для незнающих госязык). Суть дела при классовой системе заключается в степени расхождения интересов таких групп: депривированные классы не способны конформно относиться к личными трудовыми усилиями не заслуженным привилегиям собственнических или властных классов.

В реально открытом обществе жесткие классы превращаются в классоиды, потенциальные классы, слои, получающие воздаяния в основном сообразно деяниям. Властный класс становится социальным слоем политиков, получающих и утрачивающих власть путем свободных выборов, причем доходы и возможности политиков расписаны в законе. Чиновники же входят в социальный слой служащих под контролем выборных политиков. Класс капиталистов преобразуется в буржуазный паракласс, бизнес-слой, имеющий богатство благодаря не столько наследованию или махинациям, сколько своим трудовым усилиям, пролетариат же – в слой рабочих, обладающих не только акциями и правом голоса в совете предприятия, но и всеми гражданскими правами и шансами роста (продвижения по работе, получения качественного образования членами их семей и др.).

Социально-классовая политика

На степень классовой кристаллизации влияет социальная политика, нацеленная на выравнивание социальных возможностей, условий и результатов, но влияет в разных направлениях:

а) Либеральное равенство возможностей устраняет юридические и религиозные препятствия для индивидуальной и групповой мобильности, разрушая полностью закрытое общество и создавая чисто классовую систему;

б) Коммунистическое и сионистское (в кибуцах) равенство результатов призвано уничтожить любое социальное неравенство, включая как неравный доступ к власти и собственности, так и адекватное усилиям вознаграждение. Последний шаг ведет к потере трудового характера богатства (т.е. формированию слоев пара-иждивенцев, людей, отдающих обществу много меньше, нежели получающих от него), к ущемлению свобод и прав людей на выбор образования и лишению их стимулов к росту квалификации и производительности труда, к инновациям, т.е. бьет по интеллигенции и продвинутым рабочим. На практике же такое "равенство результатов" всегда сопровождается многосоставной и передаваемой депривацией большинства и разительными привилегиями правящего меньшинства в силу отсутствия реального контроля народа за распределением и властью. Так, номенклатурный социализм порождает замкнутое общество с более жесткой классовой системой, нежели либеральный капитализм;

в) Социал-демократическое равенство условий, сохраняя воздаяние по заслугам и неравенство результатов, законодательно и политически компенсирует недостающие условия отставшим группам и обеспечивает определенное равенство "стартовых" условий, разрушая как возможности бесконтрольного обладания властью и собственностью, так и многосоставной и передаваемый характер социальной депривации и привилегий. В итоге равенство условий – важнейший фактор, подрывающий жесткую классовую структуру, институциализацию и кристаллизацию классов, вновь превращающий последние из весьма реальных в потенциальные и формирующий реально открытое общество.

Таким образом, классовое деление – высшая форма социальной стратификации индустриального или модернизируемого общества, форма пожизненного или даже наследственного закрепления социального неравенства на уровне мегагрупп, неравенства, порожденного несправедливостью, т.е. отсутствием соответствия между деянием и общественно признанным воздаянием в системе производства или власти, и сопровождаемого конгруэнтностью, кумулятивностью разных статусов в виде многосоставной и передаваемой депривации или привилегий.

Большинство социологов считает, что классамиможно назвать крупные страты, далеко отстоящие друг от друга на оси стратификации (принципиальная межклассовая дистанция), имеющие жесткие социальные границы (аскрипция и социальная закрытость классов), в силу чего между классами существует конфликт противоположных интересов (классовая борьба). Стало быть, встречаются два вида страт: классы и более близкие страты (с размытыми границами, со статусной несовместимостью, с высокой межстратовой мобильностью и близкими социальными интересами).