Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Трейси / Пройдя много миль.doc
Скачиваний:
101
Добавлен:
11.03.2015
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Стиральные доски-дороги

Представьте себе дорогу, собранную из цельных бревен восьми дюймов в диаметре; близко подогнанных друг к другу; теперь вообразите ту же дорогу с бесчисленным количеством бревен, хаотично разобранных и сломанных. Если вы можете себе представить езду по такой поверхности в легком автомо­биле с солидной металлической рамой, и весь производимый этой ездой зубодробильный, костногремящий эффект, вы по­лучите некоторое представление о том, что чувствует путеше­ствующий по северному Мали. Добавьте сюда брызги онеме­ния, прикосновения страха, 2 чашки истощения, слой напряже­ния, окропленный грязью и сажей получите блестящие ощу­щения безвизового путешествия по африканской Сахаре.

До рассвета проталкивались мы через разбитую, услан­ную зубчатыми черными валунами, дорогу. Это напоминало заброшенную гробницу дьявола. Островки чахлой полыни сви-

228

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ

детельствовали о способности скудного ландшафта поддер­живать только простейшие формы жизни. В воздухе висело безмолвное предчувствие чего-то угнетающего, и только каме­нистая дорога была единственным свидетельством некоторой победы человека над этой землей. Эта дорога была единствен­ным маршрутом, по которому было в состоянии следовать ка­кое-либо транспортное средство в соответствии с картой, и она вела прямо в Агвелок.

Восход в Агелоке

Наш первый взгляд на Агелок был брошен с небольшого бугра в четырех км от дороги в 5:50 утра, через полчаса после восхода. Это было скопление каменных зданий, выглядевших так, будто сотни или даже тысячи лет назад на их месте нахо­дилось большое озеро. Сейчас перед нами лежало обширное пространство, заполненное белым песком, ограниченное малень­кими дюнами, отмеченное разбросанными точками низкорос­лых, чахлых деревьев.

Каждый из нас по очереди внимательно изучал в бинокль всю территорию с верхушки валуна. Наш единственный путь вокруг города проходил по всему периметру дна этого старо­го озера. Мы, должно быть, находились приблизительно в миле от зданий, но все еще в их поле зрения; мы надеялись, что поскольку это было ранее утро никто не смог нас видеть.

Это был наш единственный шанс. Джефф переключился на 4 скорость и повел Ровер вдоль края озера, держась на­столько далеко от тихой деревни, насколько это было воз­можно, чтобы не угодить в похожий на пудру мелкий песок вокруг дюн. Мы были более чем на полпути вдоль широкой дуги, которая возвращается назад на дорогу. Следуя перимет­ру и дальше, мы могли бы опять оказаться в городе, так что мы выбрали пески.

Колеса немедленно начали прокручиваться и взбивать пену песка, не испытывая тяги и замедляя наше движение до полза-нья. Ровер начал медленно тонуть. Герман и я выпрыгнули из машины и уперлись, толкая спинами, в то время как Джефф удерживал колеса, медленно их поворачивая. Слава небесам, это было единственным, что требовалось. Следующие 50 яр­дов упорного напряжения мы пробивались сквозь дюны и по­вернули назад на дорогу, за пределами видимости города. Не зная, что нас ждет впереди, поскольку ничего не было видно, мы все же нашли дорогу, по которой проехали следующие 5

229

ПРОЙДЯ МНОГО МИЛЬ

км и затем выскочили присмотреться и прислушаться.

Нам снова повезло. Со стороны Агилока не раздавалось каких-либо звуков, свидетельствующих о преследовании, и че­рез 10 минут мы снова вернулись на дорогу, нацелившись на Анефис, находящийся в 193 км к югу.

Пустынные бассейны Вади

Дорога все еще бежала через иссушенную страну, и хотя сухая потрескавшаяся почва была каменистой, признаки жиз­ни в виде чахлых деревьев и кустов уменьшались с каждой милей. Разрозненные площади зелени и деревьев были сосре­доточены в безводных бассейнах или воды являющихся уни­кальными для низменных районов Сахары. Вади - мелкая ни­зина, наподобие огромного обеденного блюда, часто несколько миль в ширину и имеющая настолько постепенный наклон к центру, что является почти невидимой до тех пор, пока кто-либо не убедится в ее существовании. Несмотря на свой не­винный облик, это наиболее опасная физическая форма этой местности.

Каждые два или три года со стороны реки Нигер налетал ураган, пропитывая землю внезапным ливнем, прежде чем ис­чезнуть. Из-за того, что земля истощалась за многие месяцы атакующего солнца, вода после таких нечастых бурь не впи­тывалась, а стекала к центрам вади с угрожающей скоростью и в считанные минуты заполняла их иногда на глубину 15 футов. Многие ничего не подозревающие путешественники, попадающие в районы вади в бурю, погибали самым роковым образом утонув в самой сухой изо всех поверхностей Земли.

Французы прокладывали свои дороги, через вади снабжая безводную почву каменными дамбами более 15 футов высо­той, что помогало путешественникам чувствовать себя намно­го безопаснее. Земляные мосты выглядели откровенно глупо, но отметка в 12 футов по обеим их сторонам отбивала жела­ние иронизировать.

Огибая окрестности Анефиса

В то утро мы не встретили ни души на дороге, остановив­шись только раз, чтобы заправиться и перекусить. Герману удалось вытащить себя на воздух и собрать небольшое коли­чество кустарника для нашего костра, прежде чем набрести на двух таурегских детей, которые появились в кустах в 20 ярдах от нас, широко распахнув глаза и тыча своими пальца-

230

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ

ми. Как только Герман приблизился к ним, они исчезли, по­явившись в другом месте и продолжая пялиться. Склонность Германа встречать разных людей изумляла нас безмерно, и мы согласились быть отличными хозяинами в лагере для мальчи­ков в родительский день. Хотя и Джефф и я были слишком уставшими, чтобы об этом заботиться.

К часу по полудню температура поднялась до 105, когда мы подъезжали к Анефису, она равнялась 115 достаточно жарко, чтобы удержать большинство людей в помещениях и слиш­ком жарко для безопасной езды. Как бы там ни было, но у нас не было выбора, мы должны были ехать, и наше спасение было именно в этом.

Внимательно изучая окрестности в бинокль мы, как и преж­де, прочертили следующую широкую дугу, чтобы избежать опас­ности быть замеченными полицией небольшого пригранично­го поста. Шероховатая земля была покрыта редкой тонкой травой и пучками сухих кустов, но местность не создавала каких-либо препятствий для нашего Ровера. Всюду лежала равнина, и мы могли объехать около трех километров экономя наше время, операция - это на час не больше. Обогнув Ане-фис благополучно вернуться обратно на дорогу. Мы сделали это. Между нами и Гао остался только форт и полицейский пост Бурима.