книги из ГПНТБ / Муслин Е.С. Металл меняет форму
.pdfУченые предложили наносить на поверхность деталей так называемые энерговыделяющие пасты. Эти пасты на гревают металл за счет тепла происходящих в них экзотермических реакций, а потом насыщают его по верхность активными легирующими элементами. В ка честве энерговыделяющей компоненты лучше всего использовать смеси кислородосодержащих веществ с порошками алюминия, магния, кальция и других метал лов, обладающих большим сродством с кислородом. Кроме того, в пасту, соответственно, вводят диффузион но-активную составляющую — вещество, которое при нагреве выделяет легирующий элемент, тут же начина ющий диффундировать в обрабатываемую деталь. Для получения требуемой консистенции в пасту добавляют связующие.
Сама технология химико-термической обработки пре дельно проста. Детали, намазанные той или иной пастой, засыпают сухим песком (иногда пх оставляют даже ле жать на открытом воздухе) н поджигают. Детали сильно разогреваются, причем температуру нагрева регулируют, подбирая нужное количество энерговыделяющего ком понента, и легирующие элементы легко проникают в нее. А через 2—3 минуты обгоревшие болванки бросают в воду для охлаждения. На этом весь процесс заканчи вается.
Таким способом изобретатели успешно производили борирование, алитирование, карбонитрирование деталей из углеродных сталей, причем твердость их поверхност ного слоя увеличивалась в несколько раз.
По мнению начальника отдела металловедения и тер мообработки ЦНИИ технологии и машиностроения А. А. Астафьева и заведующего лабораторией Ю. Н. Грибоедова, дававших отзыв на это изобретение, приме нение его особенно целесообразно для упрочнения прямо
320
в поле быстроизпашииающихся деталей землеройных и сельскохозяйственных машин.
Ионная цементация
Химико-термическая обработка ионным пучком
Известны десятки различных способов химико-терми ческой обработки, но самый удивительный и универсаль ный из них — ионный. Вместо того, чтобы нагревать металл в газовых или жидких средах, его начинают обстреливать ионами соответствующих атомов. Внедря ясь в кристаллическую решетку наружных слоев метал ла, ионы хрома хромируют, ионы кремния силицируют, а ионы бора борируют их. Более того, этот способ поз воляет выполнять работу и тоньше: удалять из отдель ных атомов электроны, насыщать кристаллическую решетку нейтронами и т. д. Это дает возможность в свою очередь очень тонко влиять на металл. Правда, сейчас эту возможность металловеды используют еще слабо, поскольку плохо изучена связь между физической микро структурой и такими важными механическими свойства ми металла, как прочность, вязкость, износостойкость.
Атомная термообработка
Отходы атомной энергетики можно использовать для модифицирования чугуна
Удара молотка достаточно, чтобы расколоть на части деталь из белого чугуна. Ковкий чугун, наоборот, про чен, вернее, вязок, как сталь. Именно из него машино строители льют картеры двигателей, корпусы редукто ров, станины прессов и другие ответственные детали.
По своему составу белый чугун не отличается от ков кого. Но углерод в нем химически соединен с железом —
321
образует цементит. Заостренные клинья цементита и обусловливают хрупкость белого чугуна. В ковком же чугуне графит присутствует в виде безобидных шари ков — глобулей.
Разумеется, есть способы для превращения белого чугуна в ковкий. Например, нагрев в томильной печи. Там детали выдерживают при высокой температуре по нескольку суток. Можно модифицировать чугун магни ем. Для этого стакан с магнием опускают па штанге в чугунный ковш. Встреча двух металлов, похожая на взрыв, сопровождается выделением тепла. Под действи ем высокой температуры цементит распадается на желе зо и углерод, который сворачивается в шарики. Из бе лого чугун становится ковким.
Другой способ заключается в том, что белый чугун облучают электронами и нейтронами. Такая бомбарди ровка тоже меняет свойства кристаллической решетки в желаемом направлении. Однако требуется дорогостоя щее оборудование, да и сам чугун становится радиоак тивным. А это уже совсем нежелательно.
Сотрудники института металлургии им. А. Байкова В. Шалашов, И. Пронман, А. Жуков, А. Брегер, В. Голь дин и В. Осипов предложили недавно еще один способ (авторское свидетельство 162563), обладающий тем до стоинством, что он позволяет использовать дешевые от ходы атомной энергетики, не активирует детали и поз воляет резко сократить продолжительность отжига. Способ заключается в облучении деталей из белого чу гуна гамма-лучами. При таком облучении в кристалли ческой решетке происходят как бы микровзрывы, сопро вождаемые мгновенными, длящимися стомиллиардные доли секунды, и высокотемпературными — до 10000° — тепловыми всполохами. Эти всполохи и заставляют гра фит принять безобидную глобулярную форму. В некото-
322
рых экспериментах превращения белого чугуна в ков кий удавалось добиться за какие-нибудь два часа. В общем случае оказывалась достаточной 12-часовая ра диационно-термическая обработка при 800°. В качестве источника гамма-лучей изобретатели брали радиоактив ный кобальт, мощность дозы составляла 400 рентген в секунду.
Новый способ позволит резко сократить продолжи тельность технологического цикла термообработки бело го чугуна, удешевит ее и откроет перед ним новые обла сти применения.
Вода побеждает усталость
Струя высокого давления повышает усталостную прочность
Усталость металла — наиболее частая причина ава рий быстроходных турбин, самолетов, высокооборотных моторов. «Вода камень долбит» — сравнительно неболь шие, но многократно действующие нагрузки способны расшатать структуру вполне доброкачественного метал ла, вызвать появление предательской усталостной трещи ны. Тогда окончательное разрушение — лишь вопрос времени. Чаще всего усталостные трещины возникают близ отверстий, смазочных канавок, надрезов — так на зываемых концентраторов, как бы концентрирующих, стягивающих к себе напряжения. Чтобы деталь дольше не «уставала», чтобы она лучше сопротивлялась разру шающим нагрузкам, ее упрочняют — наклепывают по верхность, создают в ней сжимающие напряжения. Для этого имеется несколько способов. Так, детали типа валов накатывают, обжимают их поверхность специаль ными твердыми роликами. Листовые рессоры автомоби лей, пружины, штоки паровоздушных молотов обдувают
3 2 3
сильным потоком дроби. Ударяясь, дробинки вдавли вают металл, оставляют на его поверхности вмятинки, создающие остаточные напряжения и повышающие уста лостную прочность детали.
Ну, а если деталь не имеет правильной геометрической формы, если она хрупка, а поверхность ее требует хоро шей чистой отделки? Очевидно, ни обкатывать ее роли ками, ни обдувать дробью в этом случае нельзя. Так как же повысить ее усталостную прочность, если ни один из известных способов нас не устраивает? Очевидно, нужно придумать какой-то новый, еще не известный способ. Это и явилось предметом изобретения молодого уральского инженера Бориса Григорьевича Козина (авторское сви детельство 135094). Изобретатель предложил заменить ролики или дробь водой. Он рассуждал примерно так. Если направить на деталь слабую водяную струю, она будет ее просто мыть. При сверхвысоких давлениях во дяная струйка превращается в режущий инструмент, способный рассечь стальную плиту. Значит, плавно ме няя давление, можно получить и такую струю, которая бы детали не разрезала, но была бы достаточно силь ной, чтобы уплотнить, наклепать их поверхности не хуже дробинок. Элементарный подсчет показывает, что для деталей из углеродистых конструкционных сталей впол не достаточно 4—6 тысяч атмосфер. Универсальность, удобная регулировка, возможность легко изменять сте пень упрочнения — вот основные преимущества нового метода. А кроме того, вода, в отличие от дробинок, не царапает чисто отделанные поверхности, водяной струей легче забраться во внутренние полости, карманы, обра ботать отверстия, пазы, канавки — все наиболее опасные с точки зрения усталостных напряжений места. Необхо димое оборудование сводится к специальному соплу и насосу высокого давления.
324
По мнению известного специалиста по прочности док тора технических наук Ивана Васильевича Кудрявцева, дававшего отзыв па изобретательскую заявку, «предла гаемый Козиным способ повышения усталостной проч ности путем гидроструйного поверхностного наклепа не сомненно заслуживает большого внимания и в практике еще не применялся. Особенный интерес он может пред ставлять при обработке деталей сложной конфигурации, где упрочнение известными до настоящего времени спо собами затруднительно, а также для мелких и точно изготовленных деталей».
Металл упрочняет сам себя
Фазовый наклеп — старый способ, у которого большое будущее
Еще в 1915 году профессор Петроградского политех нического института М. Г. Окнов высказал чрезвычайно смелую идею. Настолько смелую, что лет тридать о ней почти не вспоминали. И лишь совсем недавно стала ясна ее техническая осуществимость и эффективность.
Окнов предложил упрочнять сталь наклепом не за счет внешних сил, как это обычно делается на молотках и прессах, а за счет внутренних изменений, происходя щих в сплавах, когда они переходят из одного состояния в другое.
Оставьте на морозе бутылку с водой. И через несколь ко часов можете смело отправиться собирать ее осколки. Превратившись в лед, вода расширится и разорвет ваш хрупкий сосуд.
Но вот если налить воду в цилиндр из мягкой пластич ной стали, то после того, как цилиндр раздуется, вы можете обнаружить любопытнейшую вещь. Материал
325
цилиндра станет прочнее, лед продеформирует его, на клепает и тем самым упрочнит.
Аналогичные идеи заложены и в фазовом наклепе, предложенном М. Г. Окновым. Во время обработки в сплавах происходят так называемые структурные изме нения, кристаллическая решетка металла перестраивает ся. При этом старая структура не дает новой занять тот объем, который ей нужен. В материале возникают боль шие внутренние напряжения, которые вызывают пласти ческие деформации и значительный наклеп.
Для производства особенно важно, что эти внутрен ние деформации достаточно велики, чтобы привести к упрочнению, и в то же время с точки зрения внешней гео метрии детали они совсем незначительны. Окончатель ные размеры детали при этом меняются настолько мало, что до фазового наклепа ее можно обрабатывать практи чески начисто. После упрочнения, может быть, потре буется только незначительная доводка размера шлифов кой или полировкой. С точки зрения коробления и дру гих неприятностей размеры изделия не играют роли, фазовый наклеп можно применять и для крупных и для очень сложных деталей.
Достоинства и эффективность этого «старого-нового» метода совершенно очевидны. Скажем, сейчас очень ши роко применяются дешевые конструкционные стали, та кие, как Ст. 1, Ст. 2, Ст. 3, содержащие менее трех деся тых процента углерода. Эти стали, как говорят произ водственники, «не калятся». Поэтому их используют в том виде и с теми свойствами, которые они получают после прокатки и охлаждения на воздухе. А получают они не слишком много: предел прочности порядка 30— 50 килограммов на квадратный миллиметр.
Между тем исследования показали, что при более интенсивном охлаждении в основном за счет фазового
326
наклепа можно эти цифры повысить в два, а то и в три раза — до 80—90 килограммов.
Такое упрочнение имеет громадное экономическое зна чение. Ведь углеродистые стали широко применяются в строительстве. И, повысив прочность вдвое, можно бу дет уменьшить, например, в два раза сечение железобе тонной арматуры без всякого ущерба для прочности сооружений!
Другими словами, фазовый наклеп сэкономит стране миллионы тонн стали.
Полет в печи
Листовой металл на воздушной подушке
Термическая обработка алюминиевого листа после прокатки связана с одной характерной трудностью: алю миний настолько размягчается, что любое соприкосно вение с твердой поверхностью влечет за собой появление царапин. Ну, а как протащить такую многометровую «неженку» через нагревательную печь, не поцарапав ее? Такие же трудности возникают при сушке металлических полос с декоративными покрытиями и при уходе за больными, пострадавшими от ожогов. Действительно, человеку с обожженной кожей самое нежное прикосно вение причиняет боль. Зная это, врачи 3—4 года назад взяли пример с транспортников и сконструировали осо бые кровати, в которых больные лежат на воздушной подушке, ни на что не опираясь, кроме невидимых воз душных струй; сейчас английские инженеры из одной бирмингамской металлургической фирмы решили пере нести этот способ в металлообработку. Разработанная ими конструкция позволяет алюминиевым листам как бы плавать на подушке из газа, направляемого струями из распределителя. Газовая подушка не только поддер
327
живает листы, по и служит своеобразным подшипником, лишенным трения, через который они перекатываются вдоль печи почти без усилия. Таким образом, полосу можно протягивать через печь с ничтожным натяжением. Те же газовые струи, что поддерживают листы, одновре менно используются для нагрева или охлаждения ме талла.
Шарик-термометр
Магнитные свойства используются для измерения температуры
При закалке стальных деталей нужно точно выдержи вать заданную скорость охлаждения. В противном слу чае деталь может покоробиться, или же непоправимо испортится структура металла. Однако определение охлаждающих свойств закаленных жидкостей — масел, расплавленных солей — довольно затруднительно. К то му же их свойства вследствии загрязнения, увлажнения, старения непрерывно меняются. Инженеры фирмы Дженерал Моторе предложили для этого простой принцип, которым можно воспользоваться на каждом заводе. Никелевый шарик диаметром около 20 миллиметров на гревают до 800—900° и погружают в жидкость, охлаж дающая способность которой измеряется. Сосуд с этой жидкостью и шариком помещают в магнитное поле. Как только шарик охладится до 355° — до так называемой точки Кюри, он сразу приобретает магнитные свойства. Этот момент можно точно зафиксировать электрическим счетчиком, и время, прошедшее после погружения шари ка, считать мерилом скорости охлаждения.
Экзотика 7металлообработки
Ни одна классификация не может быть абсолютно пол ной. Казалось, мы все уже разложили по полочкам, все изобретения рассортировали по соответствующим груп пам: ковку к ковке, литье к литыо и т. д. Но в конце кон цов, обязательно обнаруживаются новинки, оставшиеся бесприютными, проскочившие через самую частую клас сификационную сеть, ибо их нельзя отнести ни к одной устоявшейся группе. Весь этот остаток, эти многообещаю щие бутоны еще не распустившихся полностью новых, кажущихся пока экзотическими, направлений металлооб работки мы собрали в последней, заключительной главе.
329
