книги из ГПНТБ / Муслин Е.С. Металл меняет форму
.pdfЯ опешил. В высококачественную сталь умышленно вводить серу и фосфор! Загрязнять сталь примесями, от которых все металлурги мира стараются освободиться!
— А может быть, все-таки это какое-то недоразумение? Мастер показал пальцем на две аккуратно сложенные
около печи кучки какого-то материала.
— Вот на всякий случай приготовил феррофосфор и сернистое железо. Если их содержание окажется ниже установленного предела, придется добавлять.
По зачем вы это делаете?
— Заказчик потребовал, а почему — мне неизвестно. И вот, просматривая в лаборатории доктора Каллена папки с материалами о проведенных исследованиях, я натолкнулся на интересное письмо. Представитель фирмы Круппа сообщал, что заводы Маузера предпочитают крупповской стали сталь заводов Бёллера. Крупповская сталь, обладая теми же самыми механическими свойства ми, хуже полируется, нежели сталь Бёллера. Далее в письме стояло: «Направляю вам два образца стали — плохо полирующуюся крупповскую и хорошо полирующу юся сталь Бёллера. Прошу довести качество нашей стали по всем показателям до качества стали Бёллера, иначе
мне трудно будет размещать заказы».
Вэтой же папке находились результаты анализа прис ланных образцов. Оба образца были на редкость похожи но всем показателям, они отличались только содержанием серы и фосфора: в стали Бёллера содержание этих эле ментов было выше.
Всвоем заключении на основе проведенного исследова ния доктор Каллен писал: «В сталеплавильном цехе увлеклись, по-видимому, снижением содержания серы и фосфора, и сталь стала хуже полироваться. Необходимо несколько поднять содержание этих элементов. Как пока зало сравнение двух образцов, более высокое содержание
100
указанных элементов не отражается на механических свойствах стали. Но, конечно, надо знать чувство меры, н в этой марке стали содержание серы и фосфора выше 0,02 процента по каждому из этих элементов допускать нельзя».
Итак, советским инженером разработан новый, всесто ронне проверенный способ, позволяющий машинострои телям получить большую выгоду. Причем для внедрения его не нужно почти никаких усилий, никакого дополни тельного оборудования, никаких капитальных затрат.
Теперь, когда каждый рубль, сэкономленный производ ственниками, пойдет на нужды предприятия и его работа ников, предложение Ломинского должно привлечь внима ние всех, кому приходится обрабатывать стальные от ливки.
Резцу помогает нагрев
Горячие детали обрабатывать на станках легче
Эта замечательная идея впервые была высказана киев ским рабочим Бойко ровно 30 лет назад, когда он подал оригинальное рацпредложение: фрезеровать стальные де тали горячими, не давая остыть им после штамповки.
Металл от нагрева размягчается, и скорости резания можно поднять в несколько раз. Предложение было при нято и принесло большую экономию. Однако широкого распространения оно пока не получило по ряду причин. Прежде всего способ этот почти неизвестен производст венникам. Во-вторых, детали не всегда бывают достаточ но нагреты на предыдущих операциях и их нужно греть специально. А как это сделать? Греть в печах дорого, да и устанавливать нагретые болванки на станок не очень удобно. Значит, это нужно делать прямо на станке. Про
101
бовали использовать ацетиленовые горелки — получалось не слишком хорошо.
Гораздо лучшие результаты дал метод высокочастотно го нагрева, предложенный известным советским изобре тателем Г. Бабатом.
Перед резцом движется кольцеобразный индуктор, ос тавляя за собой малиновое кольцо раскаленного металла, в которое и вгрызается острие резца.
Другой перспективный способ — нагрев электрической дугой. В этом случае коэффициент полезного действия по лучается выше. Конечно, эти методы неприменимы, если деталь недостаточно жесткая и ее может «повести». Тут незаменимым окажется совсем недавно разработанный способ нагрева электронным лучом. Он позволяет в доли секунды повышать температуру небольшого участка по верхности перед самым резцом до нескольких тысяч гра дусов, оставляя соседние участки совершенно холодными.
До сих пор развитие этого прогрессивного метода об работки сдерживалось высокими ценами на электроэнер гию. Очевидно, это препятствие скоро отпадет, тем более что Программой КПСС предусматривается самое широ кое применение электроэнергии на производстве.
Какие же конкретные выгоды дает резание нагретого металла? Об этом можно рассказать подробно, основы ваясь на диссертациях советских инженеров Н. В. Талантова и М. В. Мостового, на опыте некоторых пред приятий.
Усилие резания снижается в 4—5 раз, в 10 - 50 раз воз растает стойкость инструмента, чистота обработанной по верхности увеличивается на два класса, в несколько раз уменьшается потребная мощность станков.
Что касается точности, то изменение размеров детали, вызванное нагревом, для черновой обработки не имеет значения, а для чистовой легко поддается учету. Впрочем,
102
с этой проблемой инженеры сталкиваются не впервые, так как детали всегда разогреваются при обработке их на станках.
Эти результаты достаточно универсальны, они подтвер ждаются на обычных и аустенитных сталях, на сормайте и других труднообрабатываемых сплавах. Благодаря на греву удается обрабатывать материалы, которые раньше вообще не поддавались обработке резанием.
Распухающий вал
Изобретения ульяновского ученого Б. М. Аскинази — революция в ремонтном деле. Токарный вместо шлифовального. Закалка прямо на станке. Легирование деталей проволокой
5 февраля 1959 г. в известном американском техниче ском журнале «Мэшин дизайн» («Конструирование ма шин») появилась такая публикация: «Еще раз о первен стве русских! Видимо, никто не будет особенно удивлен, узнав, что советские инженеры, прославившиеся своими достижениями в освоении космоса, не сидят, сложа руки, и в такой области, как металлообработка. Для замены шлифовки они предложили радикально новую техноло гию, так называемое электромеханическое сглаживание, обладающее колоссальными преимуществами».... Далее шел дословный перевод статьи заведующего кафедрой Ульяновского сельскохозяйственного института Бориса Моисеевича Аскинази, опубликованной в журнале «Ме талловедение и термическая обработка». На этот раз чутье не обмануло американских журналистов. Сенсация не оказалась дутой, ибо изобретения Б. М. Аскинази дей ствительно новая перспективная область металлообработ ки и подлинная революция в ремонтном деле.
103
В тридцатые годы, когда «Россия во мгле» начала превращаться в страну всеобщей электрификации и электростанции росли, как грибы, многие изобретатели стали искать новые области применения для электричест ва. Среди энтузиастов были и два молодых инженера — Борис Аскииази и Георгий Бабат, впоследствии извест ный ученый, писатель и изобретатель. Друзья пропуска ли через резец и обрабатываемую деталь электрический ток, металл размягчался, и резание заметно облегчалось. Эта работа, опубликованная еще в 1939 г., была первой в своем роде. С нее, собственно, и началось все электро резание, широко применяемое сегодня для обработки са мых неподатливых сплавов. Но в те времена энергия стоила еще дорого, электрооборудование было дефицит ным, и опыт новаторов не подхватили. Прошло несколько лет. Борис Аскииази, продолжая совершенствовать свой метод, поступает на ленинградский Кировский завод. Теперь электричество интересует изобретателя уже как помощник при отделочных операциях, от которых в ко нечном счете зависит долговечность, износостойкость, на дежность машин. Аскииази добивается неплохих резуль татов. Разработанный им электромеханический метод чистового точения (авторское свидетельство 83000) по лучает высшее признание производственников: переобо рудованные для этой цели станки встраивают прямо в поточную линию. Только тот, кто на себе испытал неумо лимую власть заводского ритма, способен оценить всю глубину такого доверия. Ведь стоит конвейеру запнуться на считанные минуты, как новинку, не выдержавшую су рового испытания, навсегда исключат из технологиче ского процесса. И не помогут никакие приказы, никакие призывы к внедрению. Подобно саперу, изобретатель иногда может ошибаться только один раз.
104
тренировал его. Когда все приемы были отработаны, то каря, не останавливая производства, вместе со станком вдвинули на то место, где только что стоял шлифоваль ный станок. Производительность труда на отделочных операциях сразу же подскочила втрое, расход электро энергии сократился вчетверо (у токарного станка мощ ность привода в несколько раз меньше, чем у шлифо вального), улучшились и условия труда: исчезли облака абразивной пыли, поднимавшиеся от шлифовальных станков. Только на одной тракторной детали завод полу чил свыше 70 тысяч рублей годовой экономии, не гово ря уж о существенном повышении качества, износостой кости электрообточенных поверхностей. За внедрение прогрессивной технологии Аскинази и его сотрудникам было тогда присвоено звание «Лучшая бригада изобре тателей Ленинграда».
До сих пор Аскинази заставлял электричество помо гать резцу. Но скоро помощник стал вытеснять основно го работника. В самом деле, зачем осложнять отделоч ную операцию резанием, если можно и без него обойтись? Изобретатель брал начерно обработанную деталь, по крытую частою сеткою рисок, ставил ее на станок, а за тем как бы проглаживал ее «утюгом» •— пружинной дер жавкой с широкой пластиной твердого сплава, через ко торую опять-таки шел электрический ток. Хотя никакой стружки при этом с детали не сходило, поверхность ее становилась блестящей, как после полировки: чистота теперь достигала 8—9-го класса. Новый метод, назван ный изобретателем электромеханическим сглаживанием (авторское свидетельство 91961), позволяет полностью за менить шлифование, более универсален, более доступен производственникам.
107
Мы уже говорили об экономии электроэнергии и об увеличении производительности. Мало того, только сгла живанием можно добиться, чтобы и чугунные поверхно сти блестели, как полированные. Но самое главное то, что электромеханическое сглаживание с успехом заме няет поверхностную закалку (ведь часто ее применить невозможно), поверхностный наклеп (для серого чугуна он неэффективен), повышает сопротивление усталости и износу одновременно. Последнее является уникальным свойством сглаживания. Обычно одно исключает другое. Пример тому — разработанный ЦНИИ МПС способ хро мирования шеек дизельных коленчатых валов. Сложный и дорогой, он несколько увеличивает их износостойкость, зато снижает выносливость.
Но возвратимся к закалке. Для многих деталей энер гетического и металлургического оборудования, горных, дорожных, строительных, сельскохозяйственных машин, работающих при больших скоростях, в условиях повы шенного износа, в абразивной среде закалка — недоступ ная роскошь. Так, для крупных деталей нужны огромные шахтные печи, а они не всегда имеются, кроме того, детали сложной конфигурации могут при нагреве покоро биться. При сглаживании поверхностная закалка произ водится на том же станке, где деталь перед тем обраба тывалась. Нужно только поставить понижающий тран сформатор и заменить токарный станок гладилкой. Мгновенно нагревая пробегающую под ней поверхность, сквозь которую тепловой поток стремительно уносится к холодной сердцевине детали, гладилка «утюжит» ее, по крывает деталь защитным чулком из какого-то сплава. Тоненькие полоски такого сплава впервые были обнару жены В. П. Кравз-Тарновским еще в 1928 г. при испыта нии стальных образцов на удар. Потом их находили в по верхностных слоях изношенных деталей паровозов и
108
