
книги из ГПНТБ / Экономика и политика капиталистических стран [сборник статей]
..pdfших в распоряжении Гайтана. Однако смелый и муже ственный человек, что подтверждается его поведением во время покушения в Кукуте и в последние дни марта 1948 года, когда правые газеты открыто призывали к убийству «красного каудильо», Гайтан был нерешитель ным политиком, пребывавшим в плену мещанских пред ставлений о «морали», «незаконности насилия» и т. д. Он явно опасался возглавить широкое революционное движение.
Гайтан постоянно предлагал правительству свое со трудничество для успокоения страны и после окончатель ного провала правительства «национального единства» был готов приветствовать консервативное правительст во, способное нейтрализовать беспорядки, не понимая, что эти беспорядки инспирируются самим правительст вом. Критикуя позицию США на панамериканской кон ференции в Боготе, Гайтан допускал, однако, возмож ность «бескорыстной помощи США», несмотря на то что сам же разоблачал в эти дни махинации военщины США, перебрасывавшей из зоны Панамского канала на само летах в Колумбию большое количество оружия, которое передавалось американским военным атташе для поли цейских расправ с забастовщиками.
Либеральная партия отозвала своих представителей из правительства в марте 1948 года. Новый, чисто кон сервативный кабинет был встречен волной возмущения.
В такой исключительно напряженной внутриполити ческой обстановке 30 марта 1948 г. в Боготе открылась девятая межамериканская конференция. Еще накануне сотни солдат и агентов специальной полиции окружили дворец президента, куда поспешил укрыться глава деле гации США, встреченный в колумбийской столице недву смысленными плакатами со знаком свастики и надписью «Хайль Маршалл!». На первом заседании председателем конференции был избран глава колумбийской делегации Лауреано Гомес. Либералами и всем прогрессивным об щественным мнением страны подобный выбор расцени вался как пощечина. Посыпались протесты, манифеста ции. В ответ консервативные газеты повели бешеную кам панию против гаитанистов. 9 апреля 1948 г. реакционеры перешли от слов к делу — Гайтан, выходивший с друзья ми из ресторана, был убит. Стрелявший Хуан Роа Сиерра, несмотря на попытки полицейских спасти его жизнь,
— 130 —
был растерзан толпой, которая с трупом убийцы двину лась к президентскому дворцу. Через час после выстрела Сиерры полиция уже вела перестрелку с группами либе ралов в центре города. Огромное человеческое море хлы нуло на улицы столицы. Если не все боготинцы разделя ли взгляды убитого либералистского лидера, то тягость непомерно возросших цен и возмущение антинародной политикой консерваторов испытывало абсолютное боль шинство. Тысячи мужчин и женщин стояли под балконом клиники, где собрались вокруг Гайтана виднейшие пред ставители либеральной партии. Смерть вождя не спло тила и ничему не научила их. В первые часы восстания, когда, казалось, часы Оспины Переса и его клевретов сочтены, правые либералы согласились на организацию революционной хунты во главе с Дарио Эчандиа. На «на рушение конституции» шли, «опасаясь народовластия и хаоса» 7. Делегация хунты, не выступая ни с какими зая влениями перед народом, отправилась к Пересу с пред ложениями возможного сговора. До дворца они, однако, не добрались, попав на площади Боливара под обстрел полиции. Перес вывел на улицу танки и объявил осадное положение. Делегация направилась в редакцию гомесовского «Эль сигло», и начался торг, который продолжался впоследствии в кабинете у Переса и привел к образова нию коалиционного правительства. Новое предательство свершилось. Восстание, которое в одной Боготе стоило жизни 1500 человек, было обречено на провал.
Спокойствие в Боготе было восстановлено к 18 апре ля 1948 г. Военно-полевые суды выносили массовые смертные приговоры мятежникам. Либералистское боль шинство конгресса одобрило эти меры. Обескровленная столица замерла на несколько месяцев. В провинции все сильнее разгоралось партизанское движение. Шла чистка армии: части, оказавшиеся ненадежными в дни апрель ского восстания, расформировывались. Укрепившись, консерваторы решили отделаться от своих праволибе ральных союзников, и в мае 1949 года президент сфор мировал чисто консервативный кабинет. Отношения между либералами и консерваторами обострились. В ок тябре консерваторы согласились на проведение досроч ных выборов, выставив кандидатуру Лауреано Гомеса.
7 См. G. Du q u e , 9 de abril fuera de palacio, Bogota, 1949, p. 13.
9* |
— 131 — |
Либералы выдвинули Дарио Эчандиа. Однако репрессии со стороны правительства по отношению к либералам продолжались. После расстрела ряда лидеров партии либералы в знак протеста объявили бойкот выборам, и 8 ноября 1949 г. Эчандиа снял свою кандидатуру. 9 но ября 1949 г. президент конгресса обратился к президенту республики за поддержкой конституционных прав депу татов. Консервативная клика сочла этот момент удоб ным для последнего удара и, распустив президентским декретом конгресс, ввела осадное положение по всей стране. Свобода собраний отменялась, вводилась воен ная цензура на сообщения печати, губернаторы и аль кальды получили неограниченные полномочия. В таких условиях 27 ноября 1949 г. был избран новый прези дент— Лауреано Гомес, лидер «максималистов» консер вативной партии, поклонник Гитлера и Муссолини, зая вивший после посещения Испании, что он изучает фран кистский режим с точки зрения возможности введения такой же системы в Колумбии.
** *
Анализ колумбийских событий первых послевоенных лет был бы неполным, если оставить в тени участника политической борьбы, наиболее заинтересованного в предотвращении демократического развития страны и яв лявшегося основным инициатором выступлений реакции. Речь идет о «великом северном соседе». В редакционном предисловии к книге американского публициста К. Ромоли о Колумбии есть слова, точно характеризующие от ношение США к этой стране: «Колумбия — одна из наи более важных для нас стран Латинской Америки. Не только с точки зрения географии, но и с точки зрения по литики и коммерции она стоит к нам ближе остальных. Это наши ворота в Южную Америку» 8.
Колумбия, занимающая четвертое место по числен ности населения и пятое по величине территории среди латиноамериканских стран и обладающая крупнейшими на континенте месторождениями платины, золота, а так же значительными запасами железной руды, угля, меди,
8 К. R о m о 1i, Colombia, Gateway to South America, p. 1.
132 —
олова, свинца, урана, марганца, ртути, всегда имела важное значение в планах США в отношении Латинской Америки.
А вот еще одна из причин столь повышенной заинте ресованности: в статье Блэра Болса «Нефть: экономиче ская разгадка мира», написанной в 1944 году9, указы вается, что Колумбия по разведанным к тому времени запасам нефти приближается к Мексике и в 500 раз пре восходит Бразилию.
В статье Болса с большой тревогой разбираются про блемы, связанные с национализацией нефтяных промыс лов США в Мексике. Если сопоставить эту озабочен ность, требования майской стачки 1944 года в Колумбии и поведение посла США Блисса Лейна в июле того же года, то выводы напрашиваются сами собой. Нефть — надежный барометр политики США в Колумбии. Однако иногда действия монополий являются не только ответом на попытки ограничения их деятельности, но и профи лактикой, должной задушить в корне саму возможность постановки подобных требований.
Такова была политика США по отношению к рабоче му движению и прогрессивным профсоюзам в Колумбии после второй мировой войны. Инспирировав создание правой Межамериканской Федерации Труда и ее от делений в Колумбии, североамериканские профсоюзные деятели прямо заявляли, что наличие коммунистов в ла тиноамериканских профсоюзах есть угроза США в слу чае войны с СССР 101.КТЛА обвинялась во всех смертных грехах и даже «в противоречии марксизму» п, так как-де «требования развития национальной промышленности являются противоречием интернациональным принци пам марксизма». Трюк довольно грубый, однако если со поставить его со статьей североамериканского публи циста К. Дэвиса 12, где говорится, что в Колумбии «нуж да в капиталах и квалификации превосходит нужду в ра бочей силе», то это уже четкая политическая линия, так как «капитал» имеется в виду, бесспорно, североамери канский.
9 См. «Foreign Policy |
Reports», 1944, July. |
10 «Foreign Affairs», |
1947, Apr. |
11I b i d .
12«Foreign Affairs», 1947, July.
— 133 —
В ответ на выступления колумбийского пролетариата нефтяные монополии США поддержали действия консер ваторов в 1949 году, где им удалось одержать временную победу, установив диктатуру Гомеса. Секретарь Комму нистической партии Колумбии Хильберто Виейра так оценивал эти события: «Империализм янки стремится разжечь гражданскую войну в Колумбии, с тем чтобы уничтожить последние остатки демократических свобод и таким образом воспрепятствовать национализации нефтепромыслов в Барранка-Бермеха, а также для того, чтобы получить концессии на работы по прорытию ново го межокеанского канала по реке Атрато» 13. С февраля 1948 года усилилась контрабандная переброска оружия из США в Колумбию.
Но наиболее активным вмешательство США во внут риполитические дела Колумбии было в дни апрельского восстания 1948 года. Само убийство Гайтана, подобно поджогу рейхстага, потребовалось государственному се кретарю США Маршаллу для его заявления 12 апреля о «заговоре международного коммунизма». Во всех га зетах США, до этого момента писавших о боготских со бытиях как о стихийных, появились сообщения об «аген тах Москвы», «красной колонне» и т. д. В обстановке ан тикоммунистической истерии США удалось провести 21 апреля 1949 г. на межамериканской конференции резолюцию о принятии совместных мер для пресечения подрывной деятельности «международного коммуниз ма», ранее отвергнутую большинством делегаций. США добились также разрыва Колумбией дипломатических отношений с СССР.
Однако с точки зрения откликов латиноамериканско го континента на боготские события и североамерикан ский «вклад» в их развитие это была «пиррова победа» дипломатии США. Во-первых, само восстание оказалось много серьезнее, чем те «волнения», о которых думали наниматели Сиерру. Во-вторых, на конференции, по от зывам заместителя государственного секретаря США Сэмнера Уэллеса, «антиамериканские настроения были сильнее, чем на любой межамериканской конференции начиная с 1928 года»14.
13 «Труд», 3 ноября 1949 г.
14 «The New York Times», Apr. 20, 1948.
— 134
Действия Маршалла подверглись критике со стороны его политических противников в США. Председатель ко миссии по вопросам расходов исполнительных органов палаты представителей республиканец Гофман заявил, что потребует вызова генерала Маршалла для объясне ний, не было ли в действиях последнего попытки созда ния международного инцидента 15. Бывший главный кон сультант управления по межамериканским делам прави тельства США Дункан Энкман опубликовал статью, где писал об ответственности колумбийских правых и лично Гомеса за происшедшее16.
Государственный департамент стал поспешно заметать следы. Делалось это двояко: с одной стороны, тайные де тективы срочно вылетели в Боготу и взяли в свои руки «расследование»-убийства Гайтана. В следствие вмеша лись также сотрудники Скотланд-Ярда. Английские экс перты подтвердили версию об исключительной ответст венности «красного маньяка» Сиерры, хотя к тому вре мени на квартире у убийцы уже была обнаружена груда гитлеровской и франкистской литературы.
Для широких читательских кругов было выпущено большое количество описаний, рисующих боготское вос стание в опереточном духе. Для более информированно го читателя предназначался ряд «научных и объектив ных» статей типа «Корни революции в Латинской Аме рике» Д. Дозера, где со ссылками на «исторические, национальные, духовные, психологические» особенности колумбийцев провозглашалась полная их ответствен ность за мятеж 17. Другие авторы называли других винов ных, но общий постулат сохранялся неизменным: «Все хорошее — от США, все дурное — от внутреннего разви тия Колумбии».
С разоблачениями истинной роли США в колумбий ских событиях 1948 года выступили все прогрессивные деятели Латинской Америки, в первую очередь коммуни сты. Никакие старания буржуазной прессы не могли, по словам первого секретаря ЦК КП Уругвая Р. Арисменди, «скрыть боготинского позора Маршалла, Трухильо, Гонсалеса Виделы и прочих марионеток американского
15 «Правда», 19 апреля 1948 г.
16«Пвавда», 23 апреля 1948 г.
17«Foreign Affairs», 1949, Jan.
— 135
империализма в позиции, занятой ими по отношению к апрельской революции» 18.
Так в апреле 1948 года была написана еще одна стра ница в истории преступлений империализма США, вы полняющего роль мирового жандарма, поддерживая ре акционные диктаторские режимы, выступая против де мократических, революционных преобразований19.
** *
События 1946— 1949 годов имели огромное значение для последующей истории Колумбии. Резкий поворот вправо, установление военной диктатуры Гомеса, а за тем Рохаса Пинильи до 1957 года погрузили страну в мрачный мир насилия и кровавых расправ с демократи ческими силами. Коммунистическое движение испытало жестокие удары. Империализм США, поддерживающий внутренних реакционеров, еще более усилил свои пози ции в Колумбии в последующие годы (если в 1945 г. Ко лумбия импортировала 21% промышленного сыоья, то в 1958 году — уже 25,7%, причем многие «новые» отрас ли промышленности «представляли собой лишь центры упаковки американских продуктов или сборки машин из сделанных в США деталей»20). В 1951 году правительст во Гомеса разрешило вывоз прибылей из странь} без ог раничений и предоставило монополиям гарантии от на ционализации. Колумбия не избегла участия и в воен ных авантюрах США, оказавшись единственной страной Латинской Америки, направившей свои войска в Корею, и подчинив по соглашению 1952 года свои вооруженные силы полному контролю Соединенных Штатов.
Однако описываемые события имели для их вдохно вителей и обратную сторону, пробудив невиданную дото ле в Колумбии политическую активность масс и разобла чив как соглашательскую линию либералов, так и лице мерную роль североамериканских монополий. Крепли сознательность и единство колумбийского пролетариата, росло возмущение крестьянства, его симпатии к идеям
18«Правда», 17 апреля 1948 г.
19См. «Программа Коммунистической партии Советского Сою за», 1961, стр. 31.
20«Новое время», 1961 г., № 46.
—136 —
коммунизма. Иными словами, в конце 40-х годов были посеяны те семена гнева, которые всходят на наших гла зах
Боготское восстание было названо в США «микроко смосом элементов американской революции»21. Колумбий ские перемены неотделимы от общеамериканского хода истории в послевоенные годы. Для внутриполитической обстановки латиноамериканских стран той поры особен но типичным является наступление открытой реакции, поддержанной иностранным капиталом, и предательская политика верхушки национальной буржуазии. «В целях обмана и раскола трудящихся империализм использует недовольных или «оппозиционных» политиканов, и в осо бенности так называемых «левых» деятелей. Заклятые антикоммунисты, будь то апристы в Перу, аутентикос на Кубе, социалисты в Чили, Аргентине и Уругвае, либера лы в Колумбии или демократы в Венесуэле, — все эти люди одинаково используют циничную демагогию в ин тересах империализма»22.
Характерные черты внутриполитического развития Колумбии 1944— 1949 годов помогают понять подчас бо лее запутанные события соседних с Колумбией респуб лик23, отчетливо выявляя социальные силы, стоявшие за кулисами парламентских дискуссий и уличных перестре лок.
Современное, положение Колумбии во многом напо минает конец 40-х годов. Сговор либералов и консерва торов о разделе власти в 1958 году не устранил все уси ливающуюся тенденцию к милитаризму как последнему приемлемому для олигархии средству покончить с пар тизанской войной, инфляцией и политическим кризисом. Поддержка интервенции США в Доминиканской Респуб лике еще больше обострила противоречия в стране. «Ра зоблачение» президентом Валенсии очередного «комму нистического заговора» в апреле 1965 года во многом по хоже на заявление о «красной колонне» в апреле 1948 года. Однако соотношение сил, вступающих в борьбу на современной политической арене Колумбии, как и меж дународная обстановка, далеко не те, что 17 лет назад.
21 |
См. «Foreign Affairs», 1949, Jan., р. 276. |
22 |
«За прочный мир, за народную демократию!», 1 сентября 1949 г. |
23 Например, военные перевороты в Перу 30 октября и в Вене суэле 24 ноября 1948 г.
— 137 —
Попытка колумбийской реакции и ее заокеанских покро вителей вооруженным путем расправиться е демократи ческим движением может иметь для нее самые печаль ные последствия. Недаром знаменем и прообра зом будущего для всех прогрессивных сил страны стала кубинская революция».
В. К. Ломакин
АНГЛИЯ — ОБЪЕКТ ПРИЛОЖЕНИЯ АМЕРИКАНСКОГО КАПИТАЛА
Одной из характерных черт развития капитализма с его переходом в высшую стадию — империализм являет ся вывоз капитала. Процессы, связанные с вывозом ка питала, не происходят неизменно: они определяются эко номическим и политическим развитием капиталистиче ских стран. Неравномерность развития капиталистиче ских стран вызывает изменения в положении отдельных стран в вывозе капитала за границу.
Абсолютное экономическое превосходство Соединен ных Штатов Америки над другими капиталистическими странами обеспечило им полное превосходство в после военные годы и в вывозе капитала. Если непосредственно перед второй мировой войной США по сумме загранич ных капиталовложений занимали второе место после Англии, то после войны они вышли на первое место и к концу 40-х годов значительно превзошли другие страны.
Доля Соединенных Штатов Америки в иностранных капиталовложениях, достигавшая в 1938 году 21,7%, со ставила в 1945 году 38,5%- В то же время доля Англии понизилась соответственно с 43,4% до 32%.
Вторая мировая война и изменения, происшедшие в мире после ее окончания, вызвали ряд новых явлений в вывозе капитала за границу. Важнейшие из них состоя ли в том, что все возрастающие массы частного и госу дарственного капитала направлялись в развитые капи талистические страны, причем крупнейшим объектом приложения иностранного капитала стали страны За падной Европы, сами вывозящие капитал.
Большое количество американских капиталовложе ний сосредоточено в Англии. В настоящее время они со ставляют почти 5000 млн. долл., из которых 4216 млн.
— 139 —