Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Казаков Б.И. Металлы рассказывают о себе

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
5.01 Mб
Скачать

других. Постепенно возникла потребность в каком-то то­ варе, который бы был эквивалентом в меновых опера­ циях. Стали оценивать предметы скотом, зерном, шку­ рами. Лучшим материалом для такого эквивалента оказался металл. Его можно было отмерять в любых количествах, проверять взвешиванием. Таким образом,

можно было оценить любую, предложенную для продажи вещь.

Металлы древности — медь, олово, свинец и другие мало подходили для этой цели, хотя в разные времена II в разных местах из них даже чеканили монету. Эти ме­ таллы с течением времени подвергались действию воз­ духа и влаги — чернели, зеленели, превращались в окись и теряли свой вес. Одно лишь золото не ржавело на воз­ духе, не изменяло ни веса, ни качества. Таким образом, золото оказалось самым подходящим из металлов для ■того, чтобы выражать стоимость товара.

Основатель научного социализма К. Маркс четко вы­ разил возникновение этой роли золота в первом томе «Капитала» в следующих словах: «Первая функция золота состоит в том, чтобы доставить товарному миру матери­ ал для выражения его стоимости, то есть для того, чтобы выразить стоимость товаров как одноименные величины, качественно одинаковые и количественно сравнимые. Оно функционирует таким образом как всеобщая мера стои­ мостей, и сначала только в силу этой функции золото — этот специфический эквивалентный товар — делается деньгами».

Уже за полторы тысячи лет до нашего летоисчисления золото в виде слитков стали употреблять в качестве де­ нег в Китае, Индии, Египте, Ассирии, Вавилонии. Позд­

нее в Греции (VIII — VII века до нашей эры)

и Арме­

нии (I век нашей эры) стали чеканить золотые

монеты.

іо

Знаменитый римский ученый I века нашей эры Пли­ ний Старший горестно рассуждал о стремлении людей добывать золото: «Гораздо лучше было, когда, по словам певца «Илиады» Гомера, люди меняли одни предметы на другие без посредства золота, когда ценность вещей определялась штуками рогатого скота. Золото сделало несчастье всего мира».

Сожаления римского ученого, конечно, никакого вли­ яния на ход истории оказать не могли и остались только его личным мнением. Наоборот, добыча золота в различ­ ных государствах в связи с его денежным значением не­ уклонно росла, и постепенно золото, а позднее и серебро вытеснили с рынка все другие виды денежного материала и остались в качестве единственной формы денег.

Свящ енное иснусство Египта

Добычей и выплавкой металлов в Египте нужно было руководить не только административно, но и технически. Такого руководства приближенные и родственники фара­ онов осуществить не могли. Ведали этим жрецы египет­ ских храмов. Культура Древнего Египта была очень вы­ сока, если сравнивать ее с культурой многих современных ему государств. Храмы Египта были не только местами, где совершались религиозные обряды,— они представля­ ли собой и научные центры того времени. При храмах существовали музеи и лаборатории. В храмах обучали инженерному и строительному искусству, готовили надсмотрщиков горнодобывающих и металлургических производств, но все только в части, относящейся непо­ средственно к их будущей работе.

В наше время университеты и институты образно на­ зывают храмами науки. В Древнем Египте храмы одно-

11

временно служили и религии и науке. Некоторые из жрецов были настоящими учеными. Им были известны многие природные явления и их внутренняя связь. Мно­ гие превращения одних тел в другие, то есть, говоря на­ шим языком — химические изменения, были им понятны. Накопленные жрецами знания о металлах, их добыче, свойствах, выплавке, соединении одного с другими со­ ставляли «священное искусство» Египта, просущество­ вавшее тысячелетия вплоть до III или IV века нашей эры.

Писатель II века Климент Александрийский в своих трудах так пишет о тайнах «священного искусства»: «Жрецы никому не сообщают своих тайн, храня их для наследников фараонов и для тех из своих, кто отличает­ ся добродетелью и мудростью». Приемы «священного ис­ кусства» сообщались устно лишь избранным.

Ремесленники, изготовляющие изделия из золота, под страхом жестокой казни не могли делать для себя какиенибудь золотые вещи. Многие старались проникнуть в тайну «священного искусства», но все эти попытки успе­ ха не имели.

Судьба переменчива. Могущественный Египет, соби­ равший богатую дань с подвластных ему территорий, по­ терпел поражение. В 718 году до нашей эры эфиопские войска хлынули в Египет. Эфиопского царя особенно при­ влекало золото Египта. Прошло после этого 200 лет, и в Египет ворвались мидяне и персы. Завоеватели заняли рудники, но для того, чтобы их эксплуатировать, у них не хватало знаний. Жрецы попали в руки победителей. Были приложены все усилия для того, чтобы вырвать у них тайны «священного искусства», но стойкость жрецов была поразительной. Они не открыли тайн металлурги­ ческих операций. Секреты жрецов умерли вместе с ними. И все-таки кое-что удалось узнать.

12

Основным в «священном искусстве» были два разде­ ла: хризопея — искусство получения и выделки золота, и аргиропея — серебра. Приемы хризопеи опирались на способы добычи золота из кварца при помощи плавней. До наших дней дошли два письменных документа, проли­ вающих свет на древнее искусство египтян. Один из них, так называемый Стокгольмский папирус (хранится в г. Стокгольме), содержит наставления по производству «драгоценных камней, точнее разного рода окрашенных стекол, хотя сколько-нибудь напоминающих камни». Дру­ гой папирус — Лейденский — это сводка рецептов, кото­ рыми пользовались золотых дел мастера или металлурги. В нем сообщаются сведения по получению золота и се­ ребра и по «удвоению» их. «Удвоение» имело в виду под­ делку золота или серебра путем получения похожих по цвету на эти металлы сплавов или путем окраски их по­ верхности.

Оба документа написаны по-гречески и составлены в III веке нашей эры, однако сведения, которые в них сооб­ щаются, относятся, скорее всего, к времени нашествия на Египет мидян и персов. Уже тогда отдельные приемы сделались известными некоторым мастерам, и те свои знания стали использовать для приготовления дешевых сплавов, из которых для небогатых людей выделывали различные вещи, похожие на золотые. По всей вероятнос­ ти, только эти сведения и удалось получить завоевателям Египта.

Начало велиного заблуж дения

Город, основанный Александром Македонским на аф­ риканским 'побережье Средиземного моря,— Александрия после утраты Египтом своего могущества стал центром научной мысли тогдашнего мира. Философы Александ-

13

рии узнали о способах изготовления различных сплавов от ювелиров, золотых и других дел мастеров, которых бы­ ло много в этой средиземноморской столице.

Наблюдая, как из двух металлов получается один, причем по всем внешним признакам этот новообразован­ ный металл представляет собой золото или серебро, фи­ лософы умозаключительно (то есть без проведения опы­ та) пришли к мысли, что металлы могут превращаться один в другой.

Они были увлечены этой мыслью и в своих учениях всячески развивали ее, сочетая с различными религиоз­ ными и мистическими представлениями. Все это провоз­ глашалось ими с высокой кафедры Александрийского университета.

Некоторые мастера поверили этим «мудрым мужам». Они тоже стали считать, что получение сплавов — прев­ ращение неблагородного металла в благородный. Так произошло слияние искусства металлургии и изготовле­ ния сплавов с религиозно-мистическим философским уче­ нием о превращении одних металлов в другие.

Философы древности писали очень много сочинений по вопросу превращения металлов. Преподносились эти сочинения в форме «откровений» различных химиков, ко­ торыми были египетские или другие боги, такие, как Гер­ мес, Тот, Изида, Озирис и прочие. Ссылались сочинения и на простых смертных,., таких, как философ Демокрит, Мария-Еврейка, Клеопатра-Египетская, но никаких под­ линных сочинений по вопросам химии у этих людей ни­ когда не существовало.

Взоры философов, конечно, все время обращались к богатейшей культуре Египта. В V веке нашей эры фило­ соф Зосима писал, что вся власть владык Египта опира­ лась на два искусства, относящихся к краскам и метал­

14

лам. «Священное искусство», тщательно охраняемое жре­ цами Египта,— писал Зосима,— возникло не путем раз­ мышления, наблюдений и труда человека. Оно имеет не­ земное происхождение: небесные существа из любви к земным женщинам открыли им много тайн, и одной из них было искусство приготовления золота и серебра». Подобные мистические измышления только запутывали истинное положение вещей.

В это время на другом конце земного шара — в Ки­ тае развилась своя наука и самобытная культура, во мно­ гом отличная от культуры Западной Европы и Северной Африки. Китайские философы тоже стали высказывать мысли о возможности превращения одних металлов в другие, о превращении неблагородных металлов в золо­ то. Еще во II веке до нашего летоисчисления взбудора­ женный этими мыслями китайский принц Лиу Аи стал проводить обширные химические опыты по изысканию та­ кого способа. Чем кончились его попытки — истории не­ известно.

В сочинениях философов Вей По-йанга, и особенно Ко Хунга, не только высказывались мысли о превраще­ нии металлов, но и приводились рецепты получения золо­ та из ртути, меди, железа и свинца. Хотя написаны они нарочито запутанным языком, но в одном из рецептов современные ученые без труда узнали способ приготов­ ления так называемого «сусального золота» — сернистого олова.

Ко Хунг в своем сочинении везде подчеркивал, что полученное им золото — настоящее, и предостерегал от возможных подделок, когда металл получает только на­ ружную окраску. Китайский ученый так же заблуждал­ ся, как и западноевропейские и североафриканские фи­ лософы.

is

М ученичество химии

Египет стал подвластным Риму, когда начала распро­ страняться христианская религия. В то время христианст­ во подвергалось жестоким гонениям со стороны правите­ лей Рима. Особенно отличился в этом император Дио­ клетиан: не удовлетворившись физическим истреблением последователей новой религии, он уничтожил все древние книги, в которых было большое количество сведений по различным производствам и искусствам древности.

Времена меняются: гонимая христианская религия стала главенствующей и сразу же проявила себя как го­ нительница науки. Все шире распространялось христи­ анство, и параллельно этому все больше уничтожалось древних книг, и .прежде всего — книг химических. В 385 году нашей эры то .приказанию императора Феодо­ сия I был разрушен важнейший центр «священного, ис­ кусства»— храм Сераписа в Египте. Через пять лет пос-

. ле этого погибла в огне знаменитая Александрийская библиотека.

Христианство этим не ограничилось. В 415 году, по наущению патриарха Кирилла, Александрийский уни­ верситет был разгромлен, а профессора его зверски уби­ ты. Уцелевшие от погрома химики бежали от христиан­ ского разбоя в Константинополь. Там химия имела при­ станище в течение почти тысячи лет, хотя и здесь ввиду постоянных преследований ей пришлось существовать подпольно.

В 529 году император Юстиниан запретил всякие за­ нятия химией, считая ее черной магией и богопротивным делом. С церковью шутить не приходилось, все боялись, что е «ими расправятся, .как с александрийскими про­ фессорами. Деятельность химиков, можно сказать, пре­ кратилась. Только комментаторы продолжали объяснять

16

то, что было написано раньше. Но комментаторы эти са­ ми в химии ничего не понимали, и «объяснения» их ста­ новились все более и более фантастическими.

Появилось множество религиозно-мистической лите­ ратуры. Авторы ее старались приспособиться к власть имущим и стали подносить им свои произведения, да еще в стихотворной форме. В 716 году, например, некий Гелиодор преподнес подобную «поэму» императору Феодо­ сию III. Надо сказать, что такое раболепство не всегда кончалось добром. Последовавший примеру Гелиодора Стефан Александрийский был сожжен на костре.

Арабсний путь науки

Из создавшегося тупика химию вывело новое завоева­ ние. Арабы заняли все северное побережье Африки и Ис­ панию, покорив множество народностей. Как это ни уди­ вительно, арабское нашествие не было столь разруши­ тельным для чуждой ему западной культуры, как деяния христолюбивых правителей. У арабов были свои высоко­ одаренные ученые, и арабская культура оказала большое влияние на Европу.

Все науки, которые прежде изучались в Александрий­ ском университете, были известны арабским ученым, при­ чем знания у них были более обширны, чем у греческой школы. Арабы добавили к слову «химия» приставку «ал», и с того момента эта наука стала известна как «алхи­ мия».

Одним из виднейших арабских ученых был Джабир Ибн Гайян, известный в европейской литературе под име­ нем Гебера. Это имя пользовалось такой славой, что

многие, жившие после него европейские ученые,

безза­

стенчиво подписывали его именем свои сочинения,

пола-

 

i t

м * vu n .-iv Эп и ч е с к а я

гая, что авторитет знаменитого ученого не позволит сом­ неваться в правильности тех «истин», которые преподно­ сились в их книгах.

Джабир (или Гебер) писал, что любое предположение может быть принято только тогда, когда будет подтверж­ дено точным доказательством.

Джабиром проведено множество научных опытов. Азотная кислота, например, которая в современной хи­ мической промышленности имеет такое большое значе­ ние, впервые получена именно этим арабским ученым. В книге «Ящик мудрости» Джабир подробно описал спо­ соб ее получения: «Главное в химии,— писал Джабир,— это делать практическую работу и производить опыты, ибо кто не ведет работы и не делает опытов, тот никогда не достигнет успеха».

Он доказал это всей своей работой, подробно описав все приемы, которыми пользовался химик-исследователь: кристаллизацию, возгонку, растворение, перегонку, об­ жиг и т. д.

Джабир вернул химию на правильный путь. Продол­ жатель и последователь Джабира— Аль-Рази, имя кото­ рого в Европе произносили как Разес, тоже стяжал себе славу великого ученого.

Он отбросил измышления астрологии и магии и все свои рассуждения строил только исходя из полученных

вопытах фактов.

Но и Джабир и Аль-Рази были уверены в возможности

превращения металлов. Аль-Рази многие свои книги пи­ сал с желанием оживить учение о превращении металлов, в котором многие ученые уже стали сомневаться. Это по­ могло тому, что мистицизм и религиозные измышления вновь захлестнули химию и опять отвели ее от почвы фактов.

18

Философ сний камень

Среди алхимиков прочно укоренилось представление о золоте как о металле совершенном. Природа стремится к совершенству, рассуждали они, продукт этого стрем­ ления— золото. В некоторых случаях какие-то причины помешали довести до конца дело создания совершенного металла, и тогда остались «недоделанные» природой не­ благородные металлы.

Ученый в своей лаборатории должен завершить не­ оконченное природой дело, довести неблагородные метал­ лы до совершенства, превратив их в золото. Постепенно сложилось убеждение, что для чудодейственного превра­ щения нужно воспользоваться особым веществом — «бо­ жественным элексиром», или «философским камнем». На отыскание способа получения этого «философского кам­ ня» и были направлены труды алхимиков. Фантазия их стала наделять «божественное» вещество и другими за­ мечательными качествами: способностью продлять жизнь, исцелять от всех болезней или даже давать бес­ смертие. В этом Вей По-йанг и Ко Хунг превосходили за­ падноевропейских алхимиков чуть ли не на тысячу лет.

Богатое научное наследство оставлено было великим таджикским ученым Абу-али-ибн-Синой, или, как назы­ вали его европейцы, Авиценной. Этот ученый занимался и медициной, К литературой, и философией, и естествен­ ными науками. Как Джабир или Аль-Рази, он верил только полученным из опыта фактам и пошел еще даль­ ше в изучении вопросов химических превращений. «Кни­ га исцеляющих средств» Авиценны выражает взгляды этого ученого на состав и образование металлов. По его мнению, алхимики не в состоянии произвести превраще­ ние одного металла е другой, они могут получить только сплавы, похожие на драгоценные металлы.

19

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ