
книги из ГПНТБ / Николаев С.Ф. Чудесные соли
.pdfВозникла еще и другая, не менее важная, причина упадка:, у соли «пермянки», выва риваемой на Верхней Каме, появился серьез ный конкурент — соль поволжского озера Баскунчак.
Пермянка дешево обходилась хозяевам. Строгановы и другие солепромышленники жестоко эксплуатировали рабочую силу. Трудовой день на соляных промыслах длил ся долго. Крепостные, не выдержав тяжело го, изнурительного труда, убегали. Вместо убежавших ставили новых людей; в крепо стных недостатка не было. Со сбежавшими же в случае поимки Строгановы жестоко рас правлялись. Лет десять назад в Усолье (го род на правом берегу Камы, против Берез ников) во время работ по укреплению фунда мента Строгановских палат — памятника ар хитектуры — удалось раскрыть одну из страшных тайн. Была обнаружена тюрьматемница с чугунным полом и массивной ко ваной дверью. В тюрьме найдены вделанные в стену цепи с ошейником. Вот какой засте нок для непокорных был у Строгановых!
Располагали Строгановы и даровым топ ливом, которого требовалось много.
Но как ни дешево обходилась им выва рочная соль, все-таки она стоила дрроже са мосадочной баскунчакской. А по качеству и та и другая были в основном одинаковыми.
Купцы на Всероссийской ярмарке в Ниж нем Новгороде стали отворачиваться от пер мянки. Солеварение на Верхней Каме нача ло постепенно свертываться- К 1793 году
30
в Соликамске было только шестнадцать вар ниц.
Шумный Соликамск превратился в тихий уездный город Пермской губернии, о кото ром дореволюционный энциклопедический словарь сообщал: «Соликамск промышлен ного значения не имеет». Действительно, было так. Бея «промышленность» города, ко торый некогда быстро шел в гору, сводилась к пяти кожевенным заводам с десятью рабо чими, к одному мыловаренному заводу с тремя рабочими, а самыми крупными пред приятиями были две варницы с полсотней рабочих.
ОТКРЫТИЕ НЕ СОСТОЯЛОСЬ
Не Есегда соль пермянка оказывалась белоснежной. Нередко окраска и вкус ее го ворили, что она имеет примеси. Заговорили о них давно, еще в тридцатых годах прошло го века. В рабочем журнале одного из про мыслов появилась запись: «Соль сия горь кая, грязная и даже красная». Требовалось сделать немного: провести анализ и узнать, какие это примеси. Но запись осталась без внимания.
В 1896 году соль «горькая, грязная и да же красная» показывалась на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. С выставки она попала в Петербургский горный институт. Там ее ис следовали. В ней оказался калий.
31
К этому времени уже было хорошо из вестно, что калий очень нужен растениям, не говоря уже о том, что он необходим в про изводстве стекла, мыла и многих других видов продукции. Казалось, царское прави тельство ухватится за важное открытие отечественных химиков. Тогда не понадобит ся добывать калий из золы подсолнечника, не потребуется завозить его из Германии. Однако вышло иначе.
Царские чиновники слепо верили немец ким ученым. А эти «ученые» выполняли на каз своих хозяев — немецких промышленни ков. Они утверждали, что залежи калия име ются только в Германии. Ради осторожности добавляли: если встретятся калийные соли на востоке Европы, что маловероятно, то на очень большой глубине, такой, что восполь зоваться ими все равно не придется. Немец кие ученые хорошо работали на своих хозя ев: в руках Германии было сосредоточено
99процентов мировой добычи калия.
В1906 году опять была обнаружена необычная соль на Верхней Каме. Техник Со
ликамского (Троицкого) солеваренного заво да Н. П. Рязанцев бурил скважины для вы качивания рассола. В одной из них (Людмилинской) на глубине около ста метров он встретил желтоватую соль с красными про слойками. В соседней скважине на такой же глубине ему попался пласт темно-красной со ли. И окраска и вкус образцов соли из этих скважин были необычными.
Рязанцеву было обидно, что его постиг
32
ла неудача: к чему горькая соль, ведь в пи щу она не годится! И вместе с тещ техник Ря занцев хотел продолжить бурение, узнать все-таки: много ли содержится горькой соли в Соликамских недрах, как она залегает. Но хозяин солеваренного завода, человек неда лекий, не поддержал Рязанцева.
Три года спустя соль из «неудачных» скважин была показана на ярмарке в Ниж нем Новгороде. Демонстрировали ее опять как диковинную. Вот, мол, какая соль иног да встречается при бурении соляных сква жин на Урале! Заинтересовался ею один из представителей немецкой соляной фирмы и взял образец с собой в Германию для ана лиза.
«Раз немцы заинтересовались красной солью, надо и нам ее исследовать», — реши ли солепромышленники. В 1910 году, по просьбе Рязанцева, Соликамский аптекарь А. А. Власов исследовал эту соль и устано вил, что в ней имеется много калия. Возник ло сомнение: не ошибся ли Власов? Пробы были посланы в Петербург в Геологический комитет на контрольный анализ. А там, ви димо не без влияния со стороны немецкого капитала, «нашли», что в соли с Верх ней Камы имеется лишь ничтожная примесь калия. И опять открытие не состоялось.
Большинство геологов не верило, что в России могут быть открыты мощные залежи "калия. Их нет, искать нечего — такие взгля ды царили в правительственных и промыш ленных кругах. Анализы, подтвердившие
3 Чудесные соли |
33 |
наличие калия в твердых солях и в рассолах, на протяжении многих лет вызывали споры и сомнения.
ЗАСЛУГА УЧЕНОГО-ПАТРИОТА
Положение стало меняться лишь после начала первой мировой войны, когда ввоз из Германии прекратился, а калия, добываемо го из золы растений, не хватало. Царские чиновники вспомнили про необычную соль Верхней Камы.
В 1916 году по предложению горного ве домства инженер Г. Р. Деринг обследовал со ляные месторождения востока и северо-вос тока Европейской России. В частности, в Со ликамске он осмотрел коллекцию пород Людмилинской скважины бывшего Троицко го солеваренного завода, той самой, которая
была |
пробурена в |
1906— 1907 годах |
техни |
ком |
Рязанцевым. |
Инженер обратил |
особое |
внимание на желтоватую соль, в свое время не понравившуюся солепромышленнику.
Деринг отобрал образцы и привез их в Петроград. Ими заинтересовался один из луч ших химиков нашей страны академик Н. С. Курнаков *. Анализ проводился со всей
* Курнаков Николай Семенович (1860—1941 гг.)— выдающийся химик, академик (с 1913 г.). Создал но вое, оригинальное направление в химической науке— физико-химический анализ, который стал прочной научной основой для развития нескольких областей знания. Основал крупнейшую школу физико-х.и- миков.
3 4
тщательностью и добросовестностью. Оказа лось, что желтоватая соль из Соликамска представляет собой смесь хлористого калия и хлористого натрия и что первого в ней со держится до 34 процентов! И еще: точь- в-точь такая соль имеется на калийных ме сторождениях в Германии.
О таком высоком содержании калия в со лях камских ранее еще никто не говорил. Наличие его в твердых солях и в рассолах Верхней Камы, как мы уже говорили, неод нократно отмечалось, но измерялось долями процента, в лучшем случае процентами, а тут десятки процентов!
Очень высокое содержание хлористого калия в соли Верхней Камы взволновало ученого-патриота. «Разве такое богатство мо жет оставаться неиспользованным, когда страна испытывает острый недостаток ка лия!»— говорил он в октябре 1916 года на заседании в Академии наук.
Химик Курнаков глубоко заинтересовал ся Соликамским калием. В 1917 году он со своими помощниками поехал из Петрограда на далекую тогда Верхнюю Каму изучать образцы соли на месте. Положение в стране было тревожным: началась гражданская война. Несмотря ни на что, ученый, уже не молодой, в 1918 году поездку повторил.
Курнаков отбирал образцы не только твердых солей, но и рассолов, из которых на промыслах вываривали соль. Брались пробы и выше Соликамска и значительно ниже его. Тщательно исследовались сами рассолы, ана
3* |
35 |
лизировалась получаемая из них после вы парки «сушь». Результат в большинстве слу чаев'был один: в образцах много хлористо го калия; в рассоле — проценты, в твердой соли — десятки процентов.
Результаты анализов не вызывали сомне ний, но все-таки... Курнакову была хорошо известна история исследования солей на Верхней Каме. Он знал, что в 1867 году про фессор К. Шмидт нашел в них лишь немно го калия. Несколько позлее это делал березниковский инженер А. А. Самосатский, и ре зультаты были в основном те же. Изучался и верхнекамский рассол, который экспони ровался в 1896 году на Всероссийской про мышленно-художественной выставке. В нем оказалось немного калия. «Проверить бы эти исследования, чтобы не допустить ника кой ошибки», — думал Курнаков.
Образец верхнекамского рассола с вы ставки бережно хранился в музее горного ин ститута. Исследовали его повторно, и резуль таты оказались совсем иными: много, много в нем калия! Чтобы вывод был безусловно точным, взяли еще пробы из тех самых рассолоизвлекательных труб, которыми в свое время интересовался профессор Шмидт. У Шмидта в рассоле было только 0,3 процен та хлористого калия, а у Курнакова оказа лось от 2,6 до 5,5 процента!
Становилось ясным: на Верхней Каме имеется промышленный калий.
Включился в калийное дело известный в нашей стране ученый агроном Н. М. Тулай-
36
ков *. Он заложил опыты с хлористым кали ем из суши, проверил его как удобрение.
Издесь результаты оказались хорошими. Ученый Курнаков пришел к очень важ
ному заключению. Уже в 1917 году он пи сал: «Нахождение калиевых соединений в Соликамских отложениях... может представ лять большой промышленный интерес». Далее он отмечал, что полоса соленосных от ложений простирается по Каме на сорок с лишним километров. Академик Курнаков призвал обстоятельно разведать Соликамские отложения на калий.
Большое дело начиналось на Верхней Каме. Молодая Советская республика поза ботилась о ведении геологоразведочных ра бот в этом крае. Были выделены средства, продовольствие, оборудование. Но вскоре геологоразведочные работы пришлось пре рвать: в стране разгоралась гражданская война, на Урал наступали полчища Колчака.
ЗАЛЕЖИ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ
Четырехлетняя империалистическая вой на и трехлетняя война с белогвардейцами и интервентами сильно ослабили нашу страну. Разруха, голод встали, казалось, непреодо
* |
Тулайков Николай |
Максимович |
(1875— |
*1937 |
гг.) — выдающийся советский агроном, |
агрохи- |
~мик, академик, вице-президент Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина
(с 1929 г.).
37
лимой преградой. Героический рабочий класс под руководством Коммунистической партии в союзе с трудовым крестьянством стал мужественно восстанавливать разрушен ное народное хозяйство. В- советской стране, еще не успевшей залечить тяжелые раны во енного времени, началось кропотливое изу чение недр.
В 1925 году советские геологи под руко водством профессора П. И. Преображенско го * приступили к работам в районе Соли камска. И вскоре они добились крупного ус пеха: в октябре на глубине девяноста двух метров была выбурена колонка (керн) буро вато-красного сильвинита. Дальнейшая про ходка скважины дала, по выражению Пре ображенского, «ошеломляющие результаты» : бур долгое время шел по мощному пласту сильвинита.
Это открытие необычайно обрадовало и воодушевило разведчиков недр. Буровые ра боты были резко усилены. К осени 1926 го да геологи установили: калий залегает на площади в восемь квадратных километров. К началу 1927 года эта площадь достигла уже сорока квадратных километров.
Выдающаяся победа советских геологов на Верхней Каме вызвала большой интерес у научной общественности страны. Ученые
* |
Преображенский |
Павел |
Иванович |
(1874—■ |
1944 |
гг.) — известный |
геолог. |
Некоторое время рабо |
тал профессором Пермского университета. Автор це лого ряда работ о калии, которые представляют зна чительный интерес и сегодня.
38
не только были восхищены открытием ог ромных запасов калийных солей у нас в крае, но и многое делали для того, чтобы эти запасы поскорее пустить в дело.
"Найден сильвинит. Но какова будет поль за от внесения его под растения? Лучше все го на этот важный вопрос может ответить опыт. Использовали первые же образцы С о ликамского сильвинита. Опыты ставились в вегетационных сосудах, одновременно в Пер ми и Москве. Их заложили профессор Перм ского университета А. Ф. Тюлин * и профес сор Тимирязевской сельскохозяйственной академии Д. Н. Прянишников **. Результаты показали: сильвинит, даже сырой, без обо гащения, без переработки, резко повышает урожай. Это — клад, который надо возмож но скорее использовать.
Д. Н. Прянишников был ярым поборни ком широкой химизации сельского хозяйст ва нашей страны, горячо ратовал за приме нение минеральных удобрений. .
17 декабря 1926 года газета «Известия»
*Тюлин Александр Федорович (1885—1955 гг.) .— известный почвовед и агрохимик. В 1925—1932 го дах — профессор агрономического факультета Перм ского университета, затем сельскохозяйственного ин ститута.
**Прянишников Дмитрий Николаевич (1865— 1948 гг.) — выдающийся агрохимик, создатель совет
ской |
агрохимии — науки |
о применении |
удобрений |
под |
сельскохозяйственные |
культуры, академик (с |
|
1929 |
г.). Дважды, в 1926 и 1932 годах, приезжал в |
||
нашу область. Его имя носит Пермский |
сельскохо |
||
зяйственный институт. |
|
|
39