Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии

..pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.10.2023
Размер:
16.36 Mб
Скачать

водителей, которым ничего не стоит во время ремонта ма­ шины вгонять болты кувалдой, из-за чего технике наносится ущерб.

А когда для общего дела надо поступиться личными ин­ тересами, долго не раздумывает. Новый двигатель, предназ­ наченный для его машины, задержался в пути, будет полу­ чен не раньше, чем через неделю. Дронов не стал ждать.

Дорого

обойдется

недельный простой 27-тонного само­

свала! И

потому он

твердо заявил заведующему гаражом:

«Будем ставить реставрированный!». И на этом двигателе на­ ездил почти 20 тыс. километров.

За минувшую пятилетку и три года нынешней Дмитрий Дронов перевез более полумиллиона тонн руды, из них 120 тыс. тонн сверх задания.

Его «БелАЗу» по техническим нормам давно пора на кап­ ремонт, но машина выходила два срока. Водитель сэконо­ мил на этом столько средств, что их почти хватит на новый автомобиль. Недавно Дмитрий Дронов и его напарник Алексей Нестеренко получили почти по две сотни рублей премии за экономию резины. «Обувь» на их машинах вовсе не новая, а с наложенным протектором, но она «выходила» 23 тыс. километров вместо 9 тыс. по норме. Если кому это покажется не слишком высоким показателем, можно при­ вести такие цифры. Многие, очень многие новые баллоны, в которые «обуты» «БелАЗы», выходят из строя после 7— 8 тыс. километров пробега.

Один «белазовский» баллон стоит около тысячи рублей.

Стало

быть, Дмитрий Дронов вместе

с

напарником

всего

лишь

за несколько месяцев сберегли

только на экономии

резины больше 5 тыс. рублей.

 

перевозок?

Оказы­

Из

чего складывается себестоимость

вается, зарплата тут далеко не на первом месте. Только за­ траты на резину и амортизация автомобилей в четыре раза превышают фонд оплаты труда. Умелое, бережное использо­ вание дорогостоящей техники имеет особо важное значение. Дмитрий Дронов ударным трудом убедительно и не раз до­

казывал: если хорошо знать технику,

относиться

к

делу с

душой, каждый водитель

может

за счет

экономии

внести

в государственную копилку не одну тысячу

рублей

в год.

К этому зовет своих

товарищей

коммунист

 

Дронов.

И личным примером, и активной

общественной работой.

П. ЛЕМЕШКО

4. Заказ. № 11826.

СКОРОСТНАЯ ПРОХОДКА

водами, осушение месторождения для нашей шахты является задачей номер один. С этой целью построена и действует целая сеть дренажных сооружений: трубчатые колодцы-скважины, игло-фильтровые установки, а под чашей Лебединского карьера проложены штреки, по ко­ торым вода самотеком сбрасывается в водосборники. Без своевременного осушения немыслима нормальная работа экскаваторов добычного участка и трудно добиться нужного качества металлургического сырья.

Работы по осушению и совершенствованию дренажных со­ оружений производятся планомерно, но гидрологические ус­ ловия КМ А сложны, разнообразны, а подчас переменчивы, приходится, сообразно им, предпринимать неотложные меры. То, о чем я хочу рассказать, произошло в начале 1972 года. Рудное тело в Лебединском карьере оказалось под угрозой сильного обводнения. Нужно было в кратчайший срок про­ извести сбойку штреков № 3 и 6, то есть пройти горную вы­ работку длиной в 500 метров. Проходчики восприняли это дело как свою ударную задачу в выполнении плана девятой пятилетки. Все понимали, какие трудности придется им пере­

нести и преодолеть. Прокладка

подземной выработки —

штрека — была

поручена проходческой

комплексной брига­

де коммуниста

А . М. Верпатова,

людям

опытным, твердого

горняцкого характера. Коллектив сплоченный, где один за всех и все за одного, полная взаимозаменяемость по профес­ сиям. Бригаде выделили электровоз, погрузмашины ПМЛ-5, перфораторные молотки, необходимый крепежный материал. Ш трек предстояло проложить в толще кварцитов, на 10— 13 метров ниже рудного тела.

Когда убрали рыхлую породу, сюда уже подводились пу­ ти для электровоза. Начались кварциты. Дальше пробивать туннель можно только с помощью взрывчатки. За два с по­ ловиной часа П. Е. Шаргоровский пробурил 22 шпура и про­

извел взрыв. На поверхности не заметили этого, но вот все 50

снова устремились в забой. Насколько удалось продвинуться вперед? Погрузмашины наполнили вагонетки раздробленным кварцитом, и наш машинист Л. П. Кустов повел к стволу пер­ вый электропоезд. При норме в 25 сантиметров на человека в ту смену было пройдено 43 сантиметра. Труден путь через кварциты, но стенки и кровля штрека крепки, подземная вы-, работка удлинялась, шла по нужному направлению.

Метров через 20 в штреке стала капать вода, временами превращаясь в ручейки: блокноты, папиросы раскисали от влаги — проходчики встретились с подземной водой, кото­ рая угрожала лежащему вверху рудному телу, могла осла­ бить кровлю. Бригадир А . М . Верпатов распорядился начать крепление. Стояки ставили на опасных местах, а бурильщики готовили шпуры, взрывники закладывали в них аммонал. И снова взрывы, и снова электровоз отвозил к стволу шахты состав за составом.

Работа горняка требует от него упорства, стойкости, силы воли. Труд проходчика — всегда подвиг. Быть бдительным на каждом шагу. Бурильщик П. С . Зиновьев обнаружил в толще кварцита прожилок глины, затем полосу сланца. Усилился по­ ток воды, бежавшей с кровли выработки. Порода неустойчи­ ва, надо принимать меры безопасности, возможно обруше­ ние. Рабочий тут же предупредил бригадира А . М . Верпатова, а тот немедленно вызвал горного мастера. Усилили креп­ ление, сократили число шпуров до 12— 14, уменьшили мощ­ ность взрывов; осторожно, но все так же настойчиво вели штрек к пункту сбойки. Чтобы предотвратить загазованность туннеля, с поверхности пробурили вентиляционные скважины, через которые подавался свежий воздух.

Одновременно с проходкой штрека пробивали буровые ниши в карьер, к богатой руде, и вода пошла все сильнее, понадобилось несколько поднять рельсы пути, чтобы электро­ воз работал без задержек и остановок. Вода уходила из руд­ ного тела.

Бригада Александра Митрофановича Верпатова раньше установленного «кратчайшего срока» на 6 дней выполнила задание. Объем земляных работ составил 31 тыс. кубических метров, стволы № 3 и 6 соединились новой дренажной ли­ нией: обводнение богатой руды на этом участке Лебединско­ го карьера было предотвращено.

И. СУЛИМЕНКО, горный инженер.

Комбинат «КМАруда»

Р У Д А - МЕТАЛЛ — МАШИНЫ

Есть у советского народа средство, которое роднит кол­ лективы и нередко — даже незнакомых людей, наполняет творческой силой, разжигает трудовое соперничество в со­ зидательной работе. Это — социалистическое соревнование.

У железной руды большой путь. Начинается он от забоев, от наших экскаваторов, ведет к металлургическим и машино­ строительным заводам, откуда видятся колонны выходящих машин: автомобилей, тракторов, комбайнов... Часть машин приходит и на наш рудник. Рудокопы, металлурги, станко­ строители, таким образом, тесно связаны между собой. Что­ бы эта связь была еще более тесной, живой и крепкой, гор­ няки комбината «КМАруда» имени 50-летия СССР, металлур­ ги Макеевки, Липецка, машиностроители «Ростсельмаша» ре­ шили вступить в социалистическое соревнование и вести его под девизом «Руда — металл — машины». Это соревнование длится уже несколько лет и будет развиваться впредь.

В 1973 году губкинские горняки побывали в Макеевке. Здесь наши товарищи встретились с металлургами завода имени Кирова и прибывшими сюда рабочими «Ростсельмаша». На этой дружеской встрече были подведены итоги соревно­ вания. Ростовчане сказали, что благодаря металлургам, они сверх плана изготовили 200 комбайнов, а в четвертом году

пятилетки

намечают выпустить

сверх задания

220

машин.

Эту цифру они включили в свое социалистическое

обяза­

тельство и просили металлургов помочь. А макеевцы, прини­

мая это предложение, высказали горнякам комбината «КМ А­

руда» такое пожелание:

дать

дополнительно

к

заданию

24 тысячи тонн железной руды.

 

 

Кирова

Председатель

завкома

профсоюза завода имени

П. Батырев сказал тогда:

 

 

 

 

— От бесперебойного снабжения качественным сырьем,

которое горняки дают нам, от

количества нашего металла в

конечном

счете

зависит

выпуск комбайнов

в

Ростове. 52

Губкинские горняки с пониманием отнеслись к пожелани­ ям своих друзей, учли их при составлении договора о социа­ листическом соревновании. Мы обязались значительно улуч­ шить основные технико-экономические показатели горноруд­ ных предприятий, увеличить добычу и переработку железной руды не только для Макеевки, но и для Урала, Тулы, Липец­ ка. Было твердо решено сверх плана отгрузить 140 тысяч тонн металлургического сырья.

Мы стали большое внимание уделять качеству товарной руды и добились в этом некоторых успехов. Вот уже чет­ вертый год наш комбинат работает без рекламаций. На руд­ никах, дробильно-сортировочной фабрике внедряются новые приборы и механизмы, которые помогают усовершенствовать процесс усреднения руды. Ныне 90— 95 процентов отгру­ жаемой на заводы руды имеет высокую степень усреднения.

Когда бываешь у друзей-металлургов, еще глубже осо­ знаешь значение своей работы в забое, понимаешь, как це­ нят твой труд на смежных предприятиях, выясняешь, что тре­ буют от тебя товарищи. Однажды, это было в начале 1973 го­ да, мне довелось по общественным делам посетить Новоли­ пецкий металлургический завод. Газовщик Герой Социалисти­ ческого Труда Иван Пантелеевич Куприянов, с которым я со­ ревнуюсь уже давно, знакомил меня с доменным цехом.

Как идет плавка? — спросили мы у одного из метал­ лургов.

«Лебединки» сегодня маловато, трудно идет смена, — услышали мы в ответ. Рабочий-доменщик не знал, что эту самую «лебединку» добываем мы, горняки Лебединского рудника.

Как было приятно услышать, что губкинская руда здесь, на Новолипецком заводе, ценится высоко, так как в ней боль­ шое содержание железа и мало вредных примесей. А ведь качество руды зависит от нас, экскаваторщиков.

Но тогда, на заводе, пришлось услышать не только по­ хвалу в адрес горняков КМ А, но и немало серьезных пре­ тензий.

— Хороша ваша руда, — говорили агломератчики, — но бывает, что по содержанию железа и вредных примесей идет она неодинаковой. А ведь любое нарушение технологии плав­ ки оборачивается государству огромными убытками. Давай­ те нам руду, стабильную по качеству.

Ничего не скажешь, справедливое замечание. И нам, гор­ някам, надо делать из него серьезные выводы. Чего греха таить, увлекаясь количеством добычи, мы подчас забываем

53 о качестве.

Особенно заставили меня задуматься такие слова Ивана Пантелеевича Куприянова:

— Знаешь, наша новая домна намного мощнее прежних. Для удовлетворения ее «аппетита» требуется ежегодно поч­ ти четыре миллиона тонн железной руды. Ранее губкинцы не подводили липчан, руды отгружали достаточно, на крити­ ку не обижались.

Иван Пантелеевич вспомнил случай, как горняки отреаги­ ровали на сигнал металлургов, когда в Липецк начал посту­ пать смерзшийся агломерат: меры были приняты сразу.

Соревнование с новолипецкими и макеевскими металлур­ гами становится все действеннее и интереснее, оно охватило и целые коллективы. Регулярные взаимные проверки застав­ ляют подтягиваться отстающих, шире смотреть на производ­ ство. Наш рудник, например, выдает богатую руду, выдержи­ вает нужный процент содержания в ней железа. А металлур­ ги говорят: не задумывались ли вы над тем, чтобы, увеличи­ вая объем добычи и отгрузки, постоянно давать хотя бы на один процент железа больше, чем сейчас? Подсчитайте, ка­ кую выгоду для народного хозяйства принесет этот один про­ цент?

В самом деле, резонный совет. Конечно, потребуются но­ вые изыскания, затраты, но они окупятся с лихвой. К словам металлургов следует внимательно прислушаться, попытаться найти способ увеличения содержания железа в руде, кон­ центрате, агломерате, а не успокаиваться на установленных планом нормах.

Горняки комбината «КМАруда» приняли обязательство до­ быть за годы девятой пятилетки без дополнительных капи­ тальных затрат миллион тонн руды. Достичь этого нелегко, но все мы стремимся не только достичь, но и превзойти эту цифру. Такое стремление вполне реальное. В третьем, ре­ шающем году пятилетки сверх плана произведено 412 тысяч тонн товарной руды.

Девиз соревнования «Руда — металл — машины» — в действии. В соревновании рождается великое чувство ответ­ ственности каждого человека не только за результаты своего труда, но и за успехи наших товарищей — металлургов, ма­ шиностроителей.

 

В. СОТНИЧЕНКО,

машинист

экскаватора

добычного

участка

Лебединского

рудника.

Герой

Социалистического

Труда,

депутат Верховного

Совета СССР

ЧЕРТОЧКА В ХАРАКТЕРЕ

Иногда говорят, что машина имеет душу. Но, конечно, это всего лишь поговорка, присказка механиков. Техника — пусть самая совершенная, самая умная — без человека, как извест­ но, мертва. И ей безразлично, кто нажимает кнопки на пуль­ тах управления: татарин Гизотов, лезгин Гусенбеков или рус­ ский Алексеев. Каждый из них, выходя в свою смену, осмат­ ривает буровой станок, проверяет, нормально ли работают все его системы и агрегаты, включает главный двигатель: на­ чинается бурение!

Но это лишь половина правды. Другая половина — и мне, механику, технику по образованию, она виднее — заключает­ ся в отношении человека к технике. От его мастерства, за­ боты о буровом станке зависит очень многое. Тут действи­ тельно техника словно обретает живую душу! Она чутко от­ кликается на заботу, отвечает высокой производительностью на мастерство. Для меня, механика, отношение к машине — одна из самых важных черт в характере рабочего. По ней я сужу о работнике, о его личности.

И тут хочу сказать сразу: порой множество возникает у нас проблем, технических и организационных, многие слож­ ные вопросы приходится решать в связи с ростом добычи ру­ ды и ростом наших запросов, но никогда не возникала у нас проблема национальная, хотя, как вы знаете, работают и жи­ вут у нас люди из различных республик.

Никогда не задумываемся мы, поручая какое-либо дело рабочему или избирая его в цехком, в ту или иную комис­ сию, — русский он или татарин, грузин или узбек. На Кур­ ской магнитной аномалии, впрочем, как и везде, действует железный советский закон: о человеке судят по труду, по уму и душевным качествам, а не по национальности. Обо всем этом порой даже не задумываешься, настолько естест­ венно вошли в нашу плоть и кровь интернационализм, брат-

55 ское отношение друг к другу.

Теперь расскажу о своей работе и о том, что думаю ино­ гда, всматриваясь в труд и жизнь моих товарищей.

Рабочий день механика заполнен до предела, и начинает­ ся он, как правило, с устранения накопившихся за ночь непо­ ладок. На чьем-то станке пробило обмотку одного из четыр­ надцати моторов, и он «землит», у кого-то заклинило штангу, у третьего еще что-то заело — всем надо помочь, обеспе­ чить запасными частями... Дел хватает на все восемь часов, а то и вторую смену прихватываешь...

Редко выпадает мне свободная минута, когда можно ос­ тановиться и просто понаблюдать, как трудятся наши маши­ нисты. Ничего не скажешь, красиво работают! Придешь, к примеру, на агрегат к Рифу Гизотову, стоишь, удивляешься...

Удивляешься главным образом тому, как Гизотов чувст­ вует машину. Впечатление такое, словно он видит сквозь тол­ стые железные листы. Он заранее предчувствует неисправ­ ность, может сказать, из-за чего она возникнет и по каким причинам, как ее устранить, и даже примет меры, чтобы предотвратить поломку, не останавливая бурения.

Как ему это удается?

Риф Гизотов родился в далеком башкирском селе. Его родители были механизаторами. Отец, Ярула Галибрахманович, работал механиком машинно-тракторной станции; мать, Майсофа Харисовна, закончила курсы комбайнеров. На всех механизаторов в те времена не хватало комбайнов, и она ра­ ботала машинистом на дизеле колхозной электростанции.

С детских лет Риф Гизотов видел технику. Он ходил на работу к отцу и матери, рассматривал машины, расспрашивал, как эти машины действуют. И дома, в семье механизаторов, всегда были разговоры о технике. Не это ли определило страсть Рифа к технике, к машинам?

Мы как-то говорили об этом с Гизотовым, и он подтвердил мою догадку. Но разве страсть к технике, любовь к машинам подобным образом возникла лишь у Гизотова? Разве только он пристрастился к механизмам с детства? Думаю , что это не такая уж случайность. Мне кажется, в данном случае дейст­

вует

своего рода

закономерность

общественного развития.

Какую технику

могли

видеть наши деды

вокруг

себя в

нищей, почти сплошь крестьянской царской России? Плуг, те­

легу, водяную мельницу, позже паровоз... После Октябрь­

ской

революции,

в годы

социалистической

индустриализа­

ции

и

коллективизации,

техника

вошла

в

обиход

любого

труда.

В деревне

появились тракторы

и комбайны, вста­

ли мощные элеваторы и мукомольные заводы. Миллионы вче­

рашних крестьян пришли

на стройки в города, изучили стан­

ки.

Достаточно сложная

техника

стала

привычной,

выросла 56

техническая культура людей. Были воспитаны сотни тысяч кадровых рабочих, а в их семьях подрастала молодежь, ко­ торая воспринимала мудреные для их отцов механизмы как простые, легкие в освоении.

Наши деды овладевали техникой, в которой применялись силы пара и законы механики. Паровой молот или механиче­ ская лебедка — все это куда грубее, проще, чем наши бу­ ровые станки. Нынешнему поколению подобного рода техни­ ка кажется устарелой. Мы овладеваем машинами, где при­ меняются гидравлика и механика, электричество и пневмати­ ка. В нынешних буровых станках с помощью гидравлики соз­ дается давление буровой фрезы на скважину, или, как мы

говорим, на забой; электричество вращает

буровую штангу,

к которой прикреплена шарошка;

механической передачей

электромотор связан с буровой

штангой;

воздушная струя

удаляет измельченную в порошок породу — шлам. Нынеш­ ние буровые станки очень сложны. Десятки кнопок, ручек, приборов на пульте управления — прямо кабина самолета! Кроме знаний, которые можно получить на курсах подготов­ ки машинистов буровых установок, от рабочего требуется еще и соответствующая культура труда. Для машиниста этот момент определяет многое. Думаю , навыки технической куль­ туры наращиваются с годами, накапливаются в школе и на производстве и в конце концов достигают такого уровня, что со стороны кажется, будто рабочий обладает неким сверхестественным чутьем к машине.

Я хорошо понимаю Рифа Яруловича еще и потому, что сам вырос в семье мастеровых, начал работать после седь­ мого класса. Мне всегда хотелось разобраться, как и почему работает машина, и такая возможность, скажем так, была предоставлена— машины были вокруг, эти машины усложня­ лись на глазах, «росли» они, рос и человек, их обслуживаю­ щий.

Нынешнее поколение молодых рабочих отличается глубо­ ким знанием техники, высокой технической культурой. Мно­ гие наши машинисты заканчивают кроме специальных курсов средние школы, техникумы. Стремление к знаниям, к общему и специальному образованию, творческое преломление этих знаний в труде — важная черточка характера нынешнего ра­ бочего.

Приведу пример, подтверждающий мою мысль. На одном из буровых станков у нас трудятся отец и сын Дробязко. Отец, Савелий Дмитриевич, раньше работал машинистом, од­ нако не смог освоить новые модели так досконально, как его сын Николай. Савелий Дмитриевич попросил перевести его в

помощники и сейчас работает помощником Гусенбекова. 58

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ