Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Кудельский, А. Новеллы о воде

.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
21.10.2023
Размер:
8.98 Mб
Скачать

риевой воды содержится

около 150 граммов на тонну, а

в тихоокеанской — около

165 граммов.

Стоимость тяжелой воды очень высока. По данным за­

рубежной печати, один кубический

метр ДгО стоит не

менее 62 тысяч долларов.

Объясняется это тем, что по­

лучение тяжелой воды — длительный

и дорогой процесс,

основанный на электролизе воды, при котором в первую очередь разлагаются молекулы протиевой воды, тогда как тяжелая накапливается в остатке. Для получения од­

ной тонны Д 2 0 нужно

переработать

30—40 тысяч тонн

воды обычной.

 

 

Кроме указанных

трех сортов,

воды могут быть и

«смешанные», в молекулы которых входят атом протия и атом дейтерия, протия и трития или дейтерия и трития. Наш список вод, таким образом, пополнится еще тремя сортами: НДО, НТО и ДТО.

Кислород, входящий в состав воды, также неодноро­ ден и представляет собой смесь трех изотопов: самый рас­ пространенный кислород-16, кислород-17 и кислород-18. Если учесть это, количество возможных сортов вод увели­ чивается до 18. И это все? Нет, их количество может быть гораздо больше, если учесть, что, кроме природных изо­ топов кислорода и водорода, существуют и радиоактив­ ные и искусственно приготовленные.

Все эти изотопы в воде составляют крайне небольшую часть: на один миллион атомов протия приходится 200 атомов Д; на 1018 атомов протия — лишь единицы Т, а на один миллион атомов кислорода-16— 1000 атомов кисло- рода-18. Поэтому вода из реки или озера, колодца или крана практически остается тем, чем мы ее привыкли считать — соединением двух атомов водорода и одного кислорода.

Остается обычной водой.

Воды абсолютно чистые, состоящие только из кисло­ рода и водорода, в природе не встречаются. Всегда в со­ ставе воды присутствует то или иное количество раство­ ренных веществ. Если этих веществ мало и они не ухуд­ шают питьевых свойств воды, то мы говорим, что вода пресная. Она приятна на вкус, и не случайно туркмены, как никто другой знающие толк в доброй воде, назы­ вают ее «суйджи-су» — сладкая вода.

Мы знаем еще два вида воды — солоноватую и соле­ ную. Гораздо шире диапазон вод по их солености у спе-

зо

циалистов-гидрогеологов. Например, профессор А. М. Овчинников различает следующие виды:

менее 0,2 грамма

 

 

в одном литре

ультрапресные

 

0,2—0,5

пресные

 

0,5 - 1 .

с относительно

повышен-

 

ной соленостью

1—3

солоноватые

 

3—10

соленые

 

10—35

с повышенной

соленостью

35—50

переходные к рассолам

50—400

рассолы

 

Столь же многообразны воды и по своей температуре. Согласно международной бальнеологической классифи­ кации, выделяются четыре типа, старейший^ советский гидрогеолог О. К- Ланге говорит о шести, а профессор Ф. А. Макаренко предлагает восьмичленное деление вод по их температуре:

ниже 0 градусов

 

 

по

Цельсию

переохлажденные

-.

 

0—4

очень холодные

 

 

4—20

холодные

 

 

20—40

субтермальные

 

 

40—70

термальные

 

 

70—100

гипотермальные

 

больше

100

перегретые

 

больше

375

с надкритической температурой

Гидрогеологам известно несколько десятков мине­ ральных лечебных вод, свыше сотни типов подземных вод различают они по составу растворенных веществ и газов.

Как о самостоятельных

семействах

вод говорят они о

водах, сопровождающих

нефтяные,

рудные и угольные

месторождения, о водах

седиментационных, инфильтра-

ционных, элизионных, конституционных, цеолитных, поровых и многих, многих других.

Трудно, невозможно сказать, сколько вод на Земле. Вода вездесуща, многообразна, тысячелика.

И едина.

11. ОКЕАН ВНУТРИ НАС

Если Земля, по выражению К. Э. Циолковского,— колыбель человечества, то колыбель жизни на Земле, безусловно, Океан.

...Несколько миллиардов лет назад. Над безграничны­ ми просторами Океана медленно поднимается багровый диск солнца. Подгоняемые легким ветерком волны спе­ шат к песчаному пляжу, плещутся у подножия скалистой гряды, уходящей далеко в глубь материка. Только шорох песчинок и шлепки волн по глянцевым бокам прибрежных скал нарушают тишину, тишину безжизненной суши и пустынных вод. Пройдут еще миллиарды лет, пока эта тишина будет разорвана шорохом крыльев гигантской стрекозы меганевры, шумом яростной схватки ихтиозавра с плезиозавром, далеким рыком саблезубого тигра махайрода и первым криком человека. А пока все это еще «спрятано» в маленьких белковых комочках, плавающих по воле волн в океане. У них нет оболочки, нет ядра и протоплазмы, они беспомощны и страшно примитивны. Примитивны настолько, что самые простые современные

организмы по сравнению

с ними — сама сложность, са­

мо совершенство. И все же в этих

комочках белка зало­

жены истоки жизни, заложены

начала биологической

эволюции, приведшей к

появлению высокоорганизован­

ных существ, в том числе

и Человека Разумного (Homo

Sapiens).

 

 

Сначала белковым комочкам для поддержания свое­ го существования пришлось научиться потреблять из во­ ды все меньше и меньше простых минеральных веществ, научиться самим создавать из них все органические пи­ тательные вещества. Некоторым это не удавалось и они погибали, другие же успешно справились с этой задачей п положили начало развитию царства растений. Первые следы хлорофилла обнаружены в осадках морей, которые существовали три с половиной миллиарда лет назад!

Первичные формы растительных организмов, по мне­ нию одних ученых, более всего были похожи на само­ стоятельно питающиеся бактерии, другие представляют себе эти формы в виде самых примитивных водорослей — сине-зеленых. Клетки и тех и других не имеют обособ­ ленного ядра.

И все же не эти первичные формы растительного цар­ ства оказались наиболее важными с эволюционной точки зрения. Ими стали жгутиковые (Flagellata)—еще одна группа древнейших, существующих и поныне организмов, стоящих на границе между растениями и животными. Именно некоторые типы жгутиковых дали начало двум

главным эволюционным путям развития жизни: всего мира животных и всего мира растений. Причем развитие мира растений начинается немного раньше.

На первых порах развитие животных и растений было связано только с Океаном. Океан дал им жизнь. Океан дал им и суровые испытания. Приспосабливаясь к харак­ теру Океана и характеру своих соседей, живые организ­ мы постепенно видоизменялись, совершенствовались. Только самые приспособленные к условиям окружающей среды имели право на существование. Рядом с водорос­ лями жизненный путь прокладывают трилобиты, черви, медузы и губки, фораминиферы и кораллы. 550 миллионов лет назад в кембрийских морях появляются археоциаты— своеобразные кубковидные организмы, имеющие черты сходства как с известковыми губками, так и с кораллами. Через 70 миллионов лет в ордовикском море мы их уже не встречаем, зато здесь впервые появляются примитив­ ные позвоночные животные, граптолиты* мшанки, бурно развиваются некоторые группы беспозвоночных. Еще че­ рез 60 миллионов лет в водах силурийских водоемов, судя

по ископаемым остаткам, широко

расселяются ракооб­

разные

скорпионы

(некоторые из

них достигали

двух

метров

в длину!)

и рыбоподобные

бесчелюстные

позво­

ночные. Последний тип животных, начиная от примитив­ ных форм, непрестанно шел вперед в своем развитии, чтобы прийти к млекопитающим и человеку.

Мы не будем продолжать это не очень последователь­ ное путешествие по страницам "книги о возникновении и развитии жизни. Для нас важнее подчеркнуть, что книга эта составлялась природой сотни миллионов лет и что большая часть (три четверти) страниц посвящена жизни в Океане.

«Десантные части» для захвата суши подготавлива­ лись в силурийское время у морских побережий и в силь­ но опресненных прибрежных водах. Передовые отряды состояли преимущественно из представителей раститель­ ного мира, вслед за ними к завоеванию материков при­ ступили животные — сначала насекомые, затем земно­ водные. Это случилось 350—400 миллионов лет назад, на границе силурийского и девонского периодов жизни на­ шей планеты.

Однако, покинув Океан и расселившись по всей суше, ни растения, ни животные так и не смогли порвать с ним

3. Зак. 149

33

все связи. Одни из них навсегда остались жителями соле­ ных или солоноватых вод, другие — обитателями пресных" водоемов, третьи предпочитают селиться на берегах рек и озер. И четвертые, не связанные как будто зримыми географическими нитями с Океаном, тоже не могут жить

без НЄГО. Ибо без ВОДЫ .gr нет

жизни.

Покидая океан, и растения, и животные «захватили» с

собой часть его влаги — одни

больше, другие меньше.

Взрослый человек, пишет Раймон Фюрон в своей книге «Проблема воды на земном шаре», на 65—70 процентов состоит из воды. Если мы воспользуемся подсчетами французского ученого Рэне Коля, оценившего общую массу всех людей в 200 миллиардов тонн, то легко опре­ делим, что только человечество «унесло» из Океана — своей первой колыбели — 140 миллиардов тонн воды. Много это или мало? Очень много: даже за полгода Волга не приносит столько воды в Каспийское море...

2

г л а в а

Сначала был хаос — зияющее пустое пространство, бездна, в которой оби­ тали Ночь и Туман. Сгустившийся ту­ ман принял форму яйца, которое, рас­

коловшись

надвое,

образовало

Землю

и

Небо.

Олицетворявшая

Землю

Гея

из

себя

породила

Понт

(Море)

и

Океан.

Из древнегреческих

мифов

 

 

ЗЕМЛЯ И ОКЕАН

1. СОЛНЦЕ, ЗЕМЛЯ И ДРУГИЕ

Когда появилась вода на Земле? Всегда ли ее было столько же, сколько сейчас? Всегда ли океаны и моря были солеными? Вечна ли вода или и она знает рождение, юность, зрелость, познает старость и подвластна смерти? Откуда она?

Наверное, у каждого из нас возникали эти вопросы при первой встрече с морем, на берегу

лесного озера, у

родника

в жаркий

летний

день. Одних такие

вопросы

беспокоили

среди

песчаных барханов

Каракумов, других — на

ледниках Шпицбергена, Новой Земли или Ан­ тарктиды, третьих — в лабораториях институ­ тов.

Чтобы ответить на эти совсем не простые вопросы, необходимо познакомиться с совре­ менными представлениями о происхождении воды и водной оболочки (гидросферы) нашей планеты. А это в свою очередь требует озна­ комления хотя бы в общих чертах с гипотеза­ ми о происхождении Солнечной системы и планеты Земля.

В своей книге «Занимательная геология» знаменитый геолог академик Владимир Афа­ насьевич Обручев пишет: «Никто не может рассказать нам точно, как образовалась наша Земля, так как ни один ученый не мог наблю­ дать это сам.. Поэтому высказывают только более или менее правдоподобные предположе­ ния в виде гипотез».

Одна из первых космогонических гипотез о происхождении Солнечной системы принадле­ жит Декарту и по своему возрасту (год рожде-

ния 1644) является прародительницей всех последующих. А их известно немало.

Через сто лет (в 1745 году) Бюффон опубликовал свои представления о мироздании, в которых исходил из предположения о столкновении Солнца с громадной кометой.

Позднее (в 1755—1796 годах) возникла гипотеза Кан­ та и Лапласа, полагавших, что и Солнце, и вращающиеся вокруг него планеты образовались из раскаленной туман­ ности. В центральной части этой туманности, по своим размерам превосходившей всю Солнечную систему, образовалось наше Солнце. В результате постоянного вращения и сплющивания на экваторе туманности проис­ ходило отделение материи в виде колец. По мере удале­ ния вещества от центра газопылевого облака кольца раз­ рывались и образовывались шаровидные скопления — будущие планеты, каждая из которых имела собствен­ ную орбиту и скорость вращения вокруг центра ту­ манности.

Долгое время гипотеза немецкого философа Имману­ ила Канта и французского математика и астронома Пье­ ра-Симона Лапласа признавалась достаточно правдопо­ добной, и только во второй половине XIX века в связи с успехами в астрономии, геофизике и геологии в ней был обнаружен ряд ошибочных положений.

В 1848—1887 годах появилась гипотеза метеоритного скопления Мейера и Локьера, а в 1900 году — гипотеза Чемберлена и Мультона, известная под названием «тео­ рии встречи». В соответствии с ней в результате прохож­ дения какой-то крупной звезды в непосредственной бли­ зости от первичного Солнца часть его вещества была вы­ брошена в околосолнечное пространство и со временем сконцентрировалась в планеты. Через шестнадцать лет «теория встречи» нашла свою дальнейшую разработку в гипотезе Джинса. Много лет космогонические представ­ ления Чемберлена, Мультона и Джинса признавались весьма удачными, но затем исследованиями Рассела и советских ученых было установлено, что прохождение одной звезды мимо другой на расстоянии, допускающем возможность выброса вещества одной из звезд, представ­ ляет собой чрезвычайно редкое явление и вряд ли может быть положено в основу гипотезы происхождения планет Солнечной системы.

Из современных гипотез широко известны космогони­ ческие представления Литтлтона, Вейцзекера, Альвена, Хойла, Уиппла, Шмидта, Куйпера. Согласно гипотезе академика Отто Юрьевича Шмидта, Солнце, проходя че­ рез холодное газопылевое облако, захватило с собой часть его вещества. Движение материи в околосолнечном облаке происходило в соответствии с законом всемирного тяготения, частицы вещества двигались в разных на­ правлениях, сталкивались, объединялись друг с другом, образуя своеобразные «зародыши» планет. Ближайшая к Солнцу часть дискообразного газопылевого облака про­ гревалась солнечными лучами сильнее, и здесь могли существовать преимущественно частицы тугоплавких ка­ менистых веществ. Вот почему расположенные ближе к центру Солнечной системы планеты Меркурий, Венера, Земля и Марс невелики по размерам и состоят из камен­ ного и металлического материала с небольшой примесью газов. Обширная же внешняя зона облака оказалась за­ крытой для лучей Солнца, и здесь температура пылинок была настолько низкой, что на них намерзали легкие вещества, такие, как водяные пары, углекислота, метан, аммиак и близкие к ним соединения. Эти большие, покры­ тые инеем частицы внешней зоны составили материал для планет-гигантов Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона.

Таким образом, согласно гипотезе Шмидта и некото­ рых других ученых (Фесенков, Куйпер, Вейцзекер, Хойл, Юри), предполагается, что Земля, как и все планеты Солнечной системы, образовавшиеся из газопылевого протопланетного облака, была первоначально холодной и однородной по своему химическому составу. Первичное холодное вещество планеты подвергалось вторичному ра­ зогреванию благодаря энергии сжатия и главным обра­ зом под воздействием тепла, генерируемого радиоактив­ ными элементами, которых, как утверждают геологи, четыре с половиной — пять миллиардов лет назад в Зем­ ле было в 8—9 раз больше, чем теперь. И хотя этого тепла было явно недостаточно для полного расплавления Земли, оно вызывало глубокие физико-химические про­ цессы, приводящие к расслоению планеты на концентри­ ческие внутренние и внешние оболочки-геосферы.

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ