Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Кудельский, А. Новеллы о воде

.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
21.10.2023
Размер:
8.98 Mб
Скачать

ритическими сеансами и приобретают некую наукообраз­ ность. Для проверки новых методов поисков создается особая комиссия из членов Французской академии наук и созывается несколько международных конгрессов (в Париже — в 1923 и 1926 годах, Барселоне — в 1927, Ал­ жире — в 1948). С 1932 года «радиоэстезии» (термин принадлежит аббату Були) официально обучают в во­ енно-инженерной школе в Версале. Знаменитыми ста­ новятся «радиоэстезнсты» доктор Муано, Арман Вирэ, виконт Анри де Франс, аббаты Були, Ламбер, Мермэ.

Кто же.они, эти знаменитости, ну хотя бы последний из них — аббат Мермэ? Вот что рассказывают о нем Р. Юмерн и Р. Суайе.

«В зале Ваграм 27 мая 1932 года аббат Мермэ с обе­ зоруживающей уверенностью утверждал, что существует подземная река, берущая начало у Монблана, проходя­ щая под Юрой и протекающая под Парижем. Он утвер­ ждал категорически (употребляя его собственное выра­ жение), что в 4 километрах к северу от кольца старых парижских укреплений находится источник, который может дать 3 миллиона литров воды в минуту, на глуби­ не точно 360 метров с подъемом на 340 метров, и это значит, что можно получить воду на глубине всего 20 мет­ ров. Кроме того, на расстоянии менее 3 километров к юго-западу от Парижа, на территории мэрии Иси-ле- Мулино, существует другой источник на 250 тысяч литров Е минуту, также на глубине 20 метров... Как известно, артезианский колодец, пробуренный в этом районе в «Зе- 'леных песках» до глубины 497 метров (1925 год), никогда ке давал более 6000 литров в минуту.

Аббат даже не .задумывался над тем, что такое дебит в 3000 кубометров в минуту. Бму бы следовало напом­ нить, что дебит (расход воды) всей Сены — 1500 кубо­ метров в минуту. Можно было бы еще многое рассказать о том, как упрощенно представляют себе эти «искатели» подземные потоки и водоносные горизонты».

Комментарии здесь, по-видимому, не требуются, и можно было бы рассказ о «радиоэстезистах» на этом закончить. Но не будем торопиться с окончательными выводами и послушаем профессора Р. Фюрона, по книге которого мы познакомились с некоторыми фактами из истории «волшебной палочки».

 

С. В. Тромп, профессор геологии и эксперт ЮНЕСКО

и

ООН, опубликовал отчет

об опытах,

проводившихся

в

течение 5 лет на средства

«Фонда

психофизических

исследований» с целью точно установить, представляет ли собой радиоэстезия какое-то неизвестное физиологи­ ческое явление.

Из группы студентов-геологов были отобраны те, ко­ торые выказывали способности к радиоэстезии. С закры­ тыми глазами, снабженные палочками, они проходили по 200 маршрутам, которые ранее были исследованы в отно­ шении удельного сопротивления и магнитометрии. У каж­ дого студента на запястье был кардиограф и прибор для . определения электрического потенциала кожи. Специаль­ ный наблюдатель отмечал пункты, в которых приборы указывали на максимальную реакцию.

Опубликованы следующие выводы:

1.Все студенты реагировали на одинаковые зоны.

2.Реакции были зарегистрированы кардиографом и потенциометром.

3.Существовало точное соответствие между пункта­ ми, указанными студентами, и пунктами с низким удель­ ным сопротивлением.

Таким образам, заключает Р. Фюрон, «радиоэстезия представляет собой еще не исследованное физиологиче­ ское явление, которое можно контролировать и, возмож­

но, даже применять на практике...» 1819 марта 1971 года в Москве Центральным

правлением Научно-технического общества приборо­ строительной промышленности после трехлетнего пе­ рерыва был проведен второй научно-технический се­ минар по биофизическому эффекту — проблеме реак­ ции человека на наличие в земле вод и руд. В его

работе приняли участие 124 человека из 14 городов, от 40 научно-исследовательских, учебных и проектных институтов, а также производственных геолого-геофи­ зических организаций — геологи, геофизики, гидрогео­ логи, геохимики, физики, радиоэлектроники, киберне­ тики, биологи и физиологи, 6 докторов, 22 кандидата наук и 96 инженеров...

Так что же это такое, радиоэстезия? Наука, искус­ ство, шарлатанство или же повышенная способность отдельных людей реагировать на электрические и- маг­ нитные поля?

Современные геология, геофизика, гидрогеология — науки точные, оснащенные сложнейшими аппаратами и высокочувствительными приборами, среди которых нет места лозе, пусть даже волшебной. Значит, радиоэстезия — не наука! И не искусство, поскольку в искусстве таинственная сила чувств всегда теснейшим образом пе­ реплетается с точным знанием. Шарлатанство? Автору очень хотелось на этот вопрос ответить утвердительно, однако знакомые геофизики убедили его воздержаться от столь ответственного заявления. Дескать, поживем —• увидим... Остается последнее — способность живого орга­ низма реагировать на электромагнитные поля.

Лет 15—20 назад химики обратили внимание на то, что некоторые коллоидные растворы ни с того ни с сего начинают терять свою устойчивость, взвешенные в них вещества выпадают в виде осадка. Заинтересовавшись этим явлением, итальянский ученый Пикарди обнаружил, что причиной «старения» коллоидов являются... магнитные бури, обрушивающиеся на Землю в периоды повышенной солнечной активности.

Позднее врачи установили тесную зависимость со­ стояния больных сердечно-сосудистыми заболеваниями от интенсивности корпускулярного излучения Солнца. Причина та же: кровь, будучи по существу коллоидным раствором, под воздействием усилившегося электромаг­ нитного поля претерпевает необратимые, роковые для живого организма изменения.

Не так давно сотрудники лаборатории физиологиче­ ской кибернетики Ленинградского университета обнару­ жили электрические поля нервов людей. Оказывается, каждый человек — это своеобразный магнитный контур, взаимодействующий с электромагнитным полем Земли и реагирующий на его изменения. И если бы удалось со­ здать специальные высокочувствительные усилители, способные регистрировать эти взаимодействия, каждый из нас мог бы искать и находить подземные «лады.

— Как радиоэстезисты?

Этим вопросом и закончим наш рассказ о «волшеб­ ной лозе», рассказ, который впору бы продолжить. фи­ зиологам и геофизикам.

10. КТО СКОЛЬКО

ПЬЕТ

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Все

организмы

— и

водные

и

назем­

ные — представляют

 

полужидкие,

иногда

жидкие

 

водные

коллоидные

системы

с резким

преобладанием

хи­

мически

свободной

или

полусвобод­

ной

жидкой

воды.

Совершенно

пра­

вильно

с этой

точки зрения

опреде­

ляет

их

человека)

французский

зоолог Р. Дюбуа

 

как

«оживленную»

или

«одухотворенную

воду»

«Геаи

апііпее».

 

 

В. И.

ВЕРНАДСКИЙ

 

 

 

 

Мы с вами, читатель, по определению Р. Дюбуа, тоже

«одухотворенная вода».

Почти

три

четверти,

а точнее

6570 процентов, веса

взрослого

человека

приходится

на воду. Всего больше ее в мускулах — 77 процентов, в легких и почках — 80, в нервных волокнах — 84, а в се­ ром веществе мозга вес воды несколько превышает 85 процентов.

В начале нашего века А. Гендерсон выдвинул идею о том, что появление воды на нашей планете предшество­ вало появлению жизни, что сама жизнь вышла из колы­ бели, которую принято называть Мировым океаном, вод­ ной оболочкой планеты. Но вода не только колыбель жизни, вода — сама жизнь. Установлено, что в живом организме вода является не менее .«живой», чем белки, глициды и другие сложно построенные органические ве­ щества. И разве не показательно в этом отношении, что трехдневный человеческий зародыш содержит 97 процен­ тов воды?! Через три месяца количество воды в нем уменьшается до 91, а еще через пять — до 81 процента. Жизнь, вышедшая из воды, крепнет, впитывая минераль­ ные вещества, ,она, как мифический Антей, черпает силы из матери-земли.

Без воды невозможно усвоение питательных веществ, попадающих в организм. Как сильнейший растворитель она вызывает разрыв и измельчение' различных макро­ молекул, причем ионы Н + и О Н - присоединяются к каж­ дому из образовавшихся «обломков». Это — пищевари­ тельный гидролиз, представляющий собой первое звено в строительстве живого организма, образовании гликоге­ на и биосинтезе белков.

и*

163

Жизнь организма — непрерывный процесс образова­ ния, разрушения и восстановления живых тканей. Про­ цесс этот может осуществляться только в воде — основ­ ної"! биологической жидкости. Вода далеко не инертная среда, она вступает в соединения с другими 'компонента­ ми живой материи, поглощается при биосинтезе и выде­ ляется при разрушении, окислении тканей организма.

Каждые сутки взрослый человек должен выпивать около двух с половиной литров воды. Это могут быть на­ питки, вода в шиде растительной пищи (например, огур­ цы, помидоры, морковь, картофель на 80—95 процентов состоят из воды). Еще 7—7,5 литра воды поступает в пищеварительные органы человека из других источни­ ков: полтора литра слюны и столько же желудочного со­

ка, три литра кишечных соков, пол-литра желчи

и около

700 іграммов

сока поджелудочной железы. Воду, не по­

ступающую

извне, а вырабатывающуюся при окислении

тканей в самом

организме, принято

называть

эндоген­

ной, или метаболической.

 

 

«Основная

часть

крови и прочих циркулирующих

жидкостей — вода — составляет у человека 95 процен­

тов плазмы крови. Она образует

как бы внутреннее

море, омывающее

и отчасти наполняющее

каждую

клетку. (Подобно внешнему морю, оно снабжает орга­

низм растворенными в ней питательными веществами

и кислородом

и вымывает из него

ядовитые

отходы.

Кровь греет, охлаждает, смазывает и питает орга­ низм» (Уильям Кроми).

Море внутри нас в отличие от внешнего должно всегда иметь один и тот же объем и температуру. Если же, грея,

охлаждая, смазывая

и питая организм, оно «мелеет» с

большей скоростью,

чем наполняется, человеку угрожа­

ет гибель.

 

В книге Н. Н. Горского «Вода — чудо природы» опи­ сан такой случай. Чтобы помочь ученым установить, как долго человек может существовать на ограниченном вод­ ном рационе, четырнадцать добровольцев подвергли се­ бя суровому испытанию. Несколько дней провели они в раскаленной солнцем пустыне и ни в один из этих дней водный паек их не превышал три с половиной литра. Тем­ пература тела повышалась до 38 градусов, и организм, чтобы не допустить дальнейшего ее повышения, «вклю­ чал» систему терморегуляции — выделялось очень много

пота. За двое суток каждый из участников эксперимента похудел на 6,2 килограмма, -то есть потерял почти 9 про­ центов первоначального веса тела. Было установлено, что потери воды организмом в условиях пустыни могут достигать 10—12 литров, соответственным должно быть и восполнение. Если же этого восполнения нет, кровь по­ степенно густеет и сердце не выдерживает напряжения. Печальный исход наступает, когда потеря влаги организ­ мом превышает 12 процентов веса человека.

Даже обитатели моря постоянно подвержены опасно­ сти «усыхания», поскольку их насыщающая влага, имея меньшую соленость, чем окружающая вода,- стремится покинуть тело, чтобы соленость морской и оставшейся в организме воды уравнялась. Морские животные противо­ действуют этому, поглощая большое количество соленой «забортной» воды. У наземных животных свои методы борьбы с обезвоживанием, борьбы за экономию влаги в организме.

Взять хотя бы дипадемуса — американского тушкан­ чика — героя одного из рассказов чудесной книги членакорреспондента Академии медицинских наук Ф. Ф. Талы­ зина «Секреты природы».

«Дипадемус может длительное время жить на «сухом пайке» — без воды. Все животные выделяют определен­ ное количество влаги в результате свершившегося обме­ на веществ. Это либо экскреты в виде мочи, пота, кала, либо влага при дыхании. Но у дипадемуса пища состоит из совершенно сухих зерен с высоким содержанием угле­ водов, способных образовать при распаде воду. Поэтому его органы почти не выделяют воды и тщательно сохра­ няют влагу.

Большинство млекопитающих имеет три типа 'кожных желез: молочные, лотовые и сальные. Потовых желез у дипадемуса нет вообще, сальные скупо секретируют смазку для расчески меха, молочные продуцируют до­ вольно густое молоко. Потеря воды при выдыхании у зверька сведена до «крайнего минимума. Носовые лабиринтообразные ходы пронизаны множеством каналов и складок, способных реадсорбировать и поглощать обрат­ но большую часть выдыхаемой влаги до того, как она сможет выйти за пределы ноздрей.

Дипадемус «продумал», где бы ему еще сэкономить влагу. Даже каловые массы, прежде чем покинуть ки-

шечник, подвергаются выкачиванию из них почти всей влаги. Стенки кишок при перистальтике, словно дотош­ ные таможенные 'чиновники, ищут и досматривают «кон­ трабанду» и отбирают влагу начисто. Поэтому фекалии грызуна крошатся, как спрессованный кусок глины.

Конечно, часть влаги все же теряется с .мочой, но и здесь зверек ухитряется кое-что сэкономить. Моча его чрезвычайно концентрированна. Она в четыре раза креп­ че человеческой.

Таким путем зверек уравновешивает потерю влаги до предельного минимума, поселяясь в местах, где пища не содержит 'ни грамма воды в чистом виде».

Доведенная до высшей степени совершенства способ­ ность экономно расходовать влагу отличает и азиатско­ го родственника дипадемуса —карликового жирнохво­ стого тушканчика. Живет он в предалтайской степи и за всю свою жизнь не выпивает ни капли воды. Влага, не­ обходимая для организма, вырабатывается за счет пере­ работки жировых запасов, накапливающихся в хвосте тушканчика.

Метаболическая вода, образующаяся з результате распада жиров с попутным выходом двуокиси углерода, играет важную роль в жизнедеятельности многих пред­ ставителей фауны пустынь, полупустынь и просто засуш­ ливых территорий. Без ущерба для здоровья внутренни­ ми запасами воды обходятся кенгуровые крысы из Ари­ зоны, многие пресмыкающиеся, грызуны, насекомоядные и хищные птицы. Правда, последние, питаясь травоядны­ ми животными, получают много воды из тканей своих жертв. Таким оке образом, питаясь соками съеденных животных, долго могут жить многие плотоядные, напри­ мер крошечная длинноухая лиса фенек—обитатель го­ рячих песков Сахары.

Не нуждается в воде и коала — этот, по выражению Бернгарда Гржимека, «прототип наших игрушечных плю­ шевых мишек». Недаром «коала» на языке австралий­ ских аборигенов означает «не пьет». Любимая еда этих симпатичных сумчатых медвежат (а может быть, опос­ сумов или вомбатов?) — сочные листья эвкалиптов.

Некоторые насекомые поглощают воду изсухих, но гигроскопичных растений, впитывающих влагу из возду­ ха. Многие виды 'грызунов, пресмыкающихся.и птиц, не довольствуясь «своей собственной» метаболической во-

дой, слизывают росу с листьев растений. Таким же обра­ зом пил воду в неволе один карликовый опоссум: окунал в нее эвкалиптовые листья и облизывал их!

«Установлено, что главное приспособление, приоб­ ретенное исторически животными пустыни, заключа­

ется в экономном

расходовании воды»

(профессор

Д. К. Рустамов).

 

 

 

И, конечно же, в умении запастись ею впрок. В этом

отношении особенно

преуспел

одногорбый

верблюд —

дромадер — житель

наиболее

знойных пустынь земного

шара. Он может прошагать сотни 'километров и не вы­

питы ни капли воды. А потом, если нет пресной

воды,

прекрасно обходится

соленой, с минерализацией до

10—

15 граммов в одном

литре. Может

прийти

в лагерь ге­

ологоразведчиков и,

к изумлению

и досаде

буровиков,

выпить сотню-другую литров... глинистого раствора из отстойника. С удовольствием пьет даже соляровое масло, правда, не без последствий.

Да, что-что, а пить верблюд умеет. «1. ...Уж если до­ рвался до воды, то столитровую бочку осушит. А один верблюд на глазах у заинтересованных наблюдателей вылил два раза (через малый промежуток) по 92 литра да плюс еще два литра.

2V Почти не потеет. В этом ему помогают превосход­ ная шерсть и умение «держать язык за зубами», т. е. зря рта не раскрывать, чтобы влага не испарялась. Даже в самую жару он дышит лишь шестнадцать раз в минуту, а когда попрохладней, то хватает ему и восьми раз. Это ведь,в сравнении, например, с дыханием запарившегося пса — самая малость, пес тогда дышит по 300—400 раз

вминуту.

3.Легко переносит колебания собственной темпера­ туры. Ночью у него 34 градуса, днем 40. И ничего, не лихорадит его с такой «гриппозной» температурой, а идет' себе вперед, даже не потеет, экономя 5 литров во­ ды, которые потребовалось бы испарить для охлаждения тела на шесть градусов.

4.Имеет горб (или два). Это сооружение не пред­ ставляет собой запасной цистерны с водой в прямом смысле этого слова (как некоторые городские жители считают). Но в переносном смысле — да. В горбу — жир, «перегорающий» в пути и превращающийся в воду: из 100 граммов жира 107 граммов воды.

5. И последнее, очень важное свойство: верблюд, если уж он воду теряет, то не слишком о тоді печалится,— может до 30 процентов своего веса израсходовать на жизненные процессы, потребляющие воду, и все же кровь его не загустеет и он не умрет, как это случится в такой ситуации с любым зверем и с человеком» (Игорь Акимушкин).

 

11. ДЕНЬ^БЕЗ ВОДЫ

 

Памяти гидрогеолога Юрия

Тюрменко

 

посвящается

 

В десятом

номере журнала «Знание — сила»

за 1971

год помещен

репортаж журналиста Марка Баринова

«Загадки старых каналов» о буднях туркменских архе­

ологов, приступивших к раскопкам древнего Дахистана

и его столицы Мешед-и-Мисриана.

 

Там, .где западные отроги Копет-Дага

глинистыми

увалами незаметно сливаются с безбрежной

песчано-гли-

нистой пустыней, которую геологи называют Аладаг-Мес-

сериапской, а .историки

и 'археологи — Миориаыской, в

X — XV веках зеленели

тучные поля и виноградники,

многочисленные города утопали в зелени садов, широкие полноводные каналы за десятки километров подавали прозрачные воды Атрека и Сумбара. Прекрасные дворцы и храмы, стройные минареты создавались руками искус­ ных мастеров, процветали ремесла, поля приносили бо­ гатые урожаи...

Пролетели столетия, вооруженные орды разрушили города и крепости, горячие ветры высушили зелень са­ дов, засыпали песком многокилометровые каналы, обез­ главили минареты и, скрывая следы человеческого труда, сравняли с землей былое величие Дахистана.

«Мисрианская равнина — безводная земля, покры­ тая травой-колючкой. Это такыры — огромные про­ странства ровной, как стол, растрескавшейся долька­

ми глинистой корки, это — издали белеющие

мертвые

солончаки. Палящий зной

и сухой

ветер

выдувают

и выпаривают

из человека

(как и

из

земли) воду.

Я прошел (в

октябре!) 6

километров

до

древнего

кладбища и столько же обратно. Болело сердце, рот раздирала сухая горечь. После «похода» пил до са­ мого вечера воду, компот, чай, опять воду и все никак не мог утолить жажду... Археологи сдержанно улыба­ лись— а если в июле, в августе!» (Марк Баринов).

...В один из августовских дней 1967 года вездеход Туркменского теологического управления, сделав левый поворот, покинул накатанную грунтовую дорогу, пере­

секающую с севера на

юг Аладаг-Мессерианское плато,

и по широкой долине

Гяура углубился в мелкогорья

Западного Копет-Дага. Через шесть часов, наполненных ревом мотора, немыслимой качкой и тряской бездо­ рожья, духотой и едкой пылью непродуваемых ветром ущелий, машина остановилась у подножия Чаалджинского хребта, там, где в чащобе камышовых зарослей пробиваются источники Сокули.

Разные они, эти источники. Одни из них пресновод­ ные, вода других имеет запах сероводорода, третьи га­ зируют метаном и другими нефтяными газами, четвер­ тые содержат в воде очень много фтора. В воде пятой группы источников автор в сентябре 1964 года обнару­ жил очень высокие концентрации йода. А если к этому еще добавить, что всего в двух километрах севернее, за небольшим перевалом, берет начало источник чудесной питьевой воды Бахча, то у нас будет полное основание

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ